Место проектной и исследовательской деятельности в реализации ФГОС нового поколения
Оценка 4.9

Место проектной и исследовательской деятельности в реализации ФГОС нового поколения

Оценка 4.9
Исследовательские работы +3
docx
Междисциплинарный 3
02.07.2020
Место проектной и исследовательской деятельности в реализации ФГОС нового поколения
Практика реализации проектно-исследовательской деятельности для достижения планируемых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС основного общего образования при обучении биологии
Место проектной и исследовательской деятельности в реализации ФГОС нового поколения.docx

Доклад подготовила

Федорук Юлия Илхамовна

учитель биологии

МАОУ ООШ №10 имени майора В.В.Малярова

г.Балаково, 2019 г.

Тема: “Практика реализации проектно-исследовательской деятельности для достижения планируемых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС основного общего образования при обучении биологии ”

Место проектной и исследовательской деятельности в реализации ФГОС нового поколения.

Исследовательская деятельность учащихся прописана в Стандарте образования. Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности и всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

1.Основное отличие нового Стандарта заключается в изменении результатов, которые мы должны получить на выходе - планируемые личностные, предметные и  метапредметные  результаты.

2.Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД).

3.Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно - деятельностный подход;

Проект даёт возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителем - предметником. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.

Умения, формируемые у учащихся посредством проектной деятельности.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата. Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.

1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний. - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

-умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; -умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); -умение находить несколько вариантов решения проблемы; -умение выдвигать гипотезы; -умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве: -умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения: - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; -умение вести дискуссию; -умение отстаивать свою точку зрения; -умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки: -навыки монологической речи; -умение уверенно держать себя во время выступления; -артистические умения; -умение использовать различные средства наглядности при выступлении; -умение отвечать на незапланированные вопросы.

В своей работе я использую проектную деятельность при обучении биологии. Проектная технология позволяет осуществлять компетентностный подход, формирование информационной, коммуникативной компетентностей, и компетентности разрешения проблем

Этапы формирования навыков исследовательской деятельности.

1 ступень 5-6 класс:

Знакомство с видами проектов и исследовательских работ.

Изучения алгоритма при реализации проектов или проведении исследовательских работ.

Мини-исследования и мини-проекты.

2 ступень 7-8 класс:

Апробация и реализация интегрированных проектов.

3 ступень:

9 класс: долгосрочные проекты и исследовательские работы.

Этапы формирования навыков исследовательской деятельности

Классно-урочная деятельность. На самом обычном уроке биологии ,а так же при выполнении лабораторных или практических работ можно постоянно что-то исследовать или создавать проект. Организую работу учащихся над разными проектами: индивидуальными и групповыми, предметными и межпредметными, творческими. Проекты провожу как краткосрочные, так и долгосрочные. Метод проектов применяю при изучении разных тем.

Так как на изучение биологии по ФГОС в 5 классе отводится всего 1 час в неделю, то более углубленно изучить заинтересовавшую учащихся тему не можем, поэтому предлагаю задания, которые предусматривают выполнение проектов. Например, по темам : «Фенологические наблюдения»,«Среды обитания», «Методы изучения живой природы», «Клетка». При изучении темы «Значение бактерий» школьники выполняют творческую работу. Используя интернет технологии, результат представили  в виде информационных плакатов. В работе отразили правила поведения, которые позволят не заразиться опасными болезнетворными бактериями.

Использую домашние задания исследовательского характера .Это  позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени. В курсе ботаники есть темы, которые требуют экспериментальных доказательств. Например, в теме «Условия прорастания семян» ребята дома закладывают опыты, в ходе которых убеждаются, что семена это тоже живые организмы и для того чтобы им прорасти, необходимо создать определённые условия: тепло, влагу, доступ кислорода.

В 5 классе в кружке “Юный эколог” ученики подготовили несколько проектов:

1.  «Жалобная книга» природы.

Цель: записать в книгу жалобы, поступающие от растений и животных, обитающих в ближайшем окружении детей (в парке, на пришкольном участке). Такую книгу мы иллюстрировали рисунками. На втором этапе обсудили поступившие жалобы и подумали, как можно исправить положение.

2. Птичья «столовая».

Проект осуществлялся в зимнее время. Суть его - в создании и организации на территории школы птичьей «столовой».

3.«Экология в нашем доме». Учащиеся исследовали комнатную температуру до и после проветривания, наличие пыли, влияние домашних животных на образование пыли, учитывали расход воды и электричества.

Также учащиеся 5 класс проводят работу над долгосрочным проектом "Экономное использование бумаги".  Актуальность данной проблемы очевидна не только для офисов предприятий, но и для школьных учреждений.  Бумажные расходы – это совсем недетские масштабы использования. Ежедневно в школьных урнах  оказывается несколько килограмм бумажного мусора. Учащиеся, забывая тетрадь, пишут на листочках несколько предложений, безжалостно мнут его, выкидывают в урну, а то и оставляют валяться под партой. Человеку пора задуматься о том, какой след он оставляет природе после себя.  

В процессе работы над проектом ученики выяснили, что процесс изготовления бумаги очень трудоемкий,  требует больших затрат электроэнергии, воды, человеческого труда, а сырьем для изготовления бумаги служит древесина. 

Учащиеся вместе с родителями подготовили и провели акцию «Спаси дерево». В ходе этой акции ребята вместе с родителями собирали  макулатуру. Провели некоторые исследования, а именно: подсчитали сколько макулатуры может  собрать  семья за одну неделю, сколько макулатуры может храниться у нас дома.

В ходе работы над этим проектом ученики узнают как экономно использовать бумагу,  как дать «вторую жизнь» уже использованной бумаге.  Например, использованную бумагу  учащиеся используют в качестве материалов для поделок. Из старых газет и журналов можно  делать оригами, папье- маше, коллажи.  Из красочных картинок на обложках тетрадей, альбомов, можно делать аппликации, оформлять газеты, плакаты. Из картонных коробок научились делать шкатулки для хранения работ, различных мелочей, поделок.  Кроме того из использованной бумаги дети делают декорации  и различные атрибуты для своих выступлений.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

         

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

        Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

        Целеполагать (ставить и удерживать цели);

        Планировать (составлять план своей деятельности);

        Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

        Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

        Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

   

Результатом своей работы по применению проектно-исследовательской деятельности считаю:

-устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;

- положительную динамику уровня обученности;

-качественную динамику мотивации учебной деятельности;

-прочные навыки проектной деятельности.

 Социальный эффект от реализации опыта работы:

- развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся;

- создание предпосылок для формирования умений работы над проектами;

- осознание ценности творческого открытия учащимися;

- высокая активность и результативность участия в проектной деятельности.

- формируется культура умственного труда, развиваются способности к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

- формируется умение контролировать успешность своей работы в целом.

- окончании изученной темы школьники должны осознать, какие знания и умения они должны были получить, чему поучиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения материала.

Проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.

 

 

 


 

Доклад подготовила Федорук

Доклад подготовила Федорук

Поисковые (исследовательские) умения: -умение самостоятельно генерировать идеи, т

Поисковые (исследовательские) умения: -умение самостоятельно генерировать идеи, т

Организую работу учащихся над разными проектами: индивидуальными и групповыми, предметными и межпредметными, творческими

Организую работу учащихся над разными проектами: индивидуальными и групповыми, предметными и межпредметными, творческими

Человеку пора задуматься о том, какой след он оставляет природе после себя

Человеку пора задуматься о том, какой след он оставляет природе после себя

Должны научиться Сформированные действия

Должны научиться Сформированные действия

Проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество

Проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2020