ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные: повторение и обобщение ранее изученного теоретического материала по теме «Местоимение», отработка навыков правописания местоимений, употребления местоимений (соблюдение орфографических и грамматических норм), подготовка к поступлению в вузРазвивающие: формирование познавательного интереса, самостоятельности в изучении предмета на основе соединения теоретического материала с пониманием его практического применения, использования потенциала художественной литературы.Воспитательные: воспитание читательского вкуса, трудолюбия, дисциплинированности, самостоятельности, добросовестности, ответственности.
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос- беседа:
Как называется раздел лингвистики, который изучает части речи?
Какие части речи мы изучали на предыдущих уроках?
Что такое существительное? прилагательное? числительное?
Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?
На какие две группы делятся числительные?
Чем отличаются простые числительные от составных?
Какие числительные называются сложными?
Приведите примеры числительных, которые склоняются как существительные 3-го склонения.
В чём особенность склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни?
Как склоняются составные количественные числительные?
Как склоняются порядковые числительные?
В каких числительных пишется мягкий знак в середине?
Работа по карточкам:
Задание№1.Замените (где возможно) количественные числительные числительными собирательными:
3 (девушки), 4 (гусята), 5 (брюки), 7 (тетради), 2 (друзья), 15 (козлята).
Задание№ 2.Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах
365 дней (р.). 297 карандашей (дат.) 143 посылки (пр.) 777 цветов (тв. ) 1945 год (тв. ) 2005 год (род., пр. )
Задание№3.Запишите числительные словами, употребив их в нужной форме.
К 234 тарелкам, от 584 пуговиц, с 765 стаканами, без 116 человек, о 948 ящиках, 492 кинофильмами
От 1 день, с оба друзья, три столовый сервиз, 2 интересный книга, 5 медвежата, 2 сирота, к полтора метр, 3, 2 процент, оба сторона, 4 большой село
Сегодня на уроке мы будем работать с одной из изученных ранее, самой загадочной частью речи. Запишем предложение и постараемся самостоятельно определить, о какой части речи идёт речь.
Эта часть речи может изменяться до неузнаваемости и может не изменяться вовсе, она всё всегда в маске. всегда скрывает своё истинное лицо, но, несмотря на такую обманчивость, даже коварство, мы не можем обойтись без неё ни дня. Мы часто не узнаём её в лицо, но в ней узнаём себя.
Итак, вы, конечно, догадались, что это местоимение.
Тема нашего урока "Местоимение". Запишите её в тетрадь.
Слова какой части речи преобладают в этом предложении? (Местоимения)
Прочитайте местоимения, употребленные в данном высказывании.
С какой целью я начала урок именно с такого предложений?
( Привлечь внимание к этой части речи, показать, что местоимения очень распространены в речи).
Каковы цели и задачи сегодняшнего урока? ( Повторить, закрепить, обобщить знания по теме, отработать полученные ранее навыки).
Где могут пригодиться эти знания? ( Много вопросов встречается в тестовых заданиях при поступлении в вуз, в ежедневной речевой практике).
О местоимениях очень много высказываний, например,«Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на арену, когда освобождают место знаменательные слова». А.Реформатский."Местоименные слова в языках независимо от их появления - слова вторичные, слова-заместители. Это как бы бумажная валюта, функционирующая ради удобства, благодаря наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимения являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений "обесценено", как и стоимость бумажных денег без обеспечивающего их стоимость золота".
Значит, нас ждёт разнообразная, интересная работа, которая принесёт и пользу, и удовольствие. Мир местоимений действительно чрезвычайно широк и разнообразен. Мы постоянно пользуемся ими в речи. Неслучайно по частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительных и глаголов.
МЕСТОИМЕНИЕ – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и их количества, но не называет их. В речи местоимение может употребляться вместо имени существительного, прилагательного, числительного. Принято выделять 9 разрядов местоимений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.