Местоимение как часть речи

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок в классе по теме "Местоимение как часть речи". Это первый урок в системе уроков раздела. Урок спланирован в форме квеста. Ребята получают задания и выполняют их. На уроке используется интерактивный комплекс (презентация прилагается) Цели урока Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки. Содержательные: обобщить знания о местоимении как самостоятельной части речи, полученные в начальной школе, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Иконка файла материала знанио.docx
МЕСТОИМЕНИЕ как часть речи. (6 класс) Цели урока  Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности  мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных  операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков  адекватной самооценки.   Содержательные: обобщить знания о местоимении как самостоятельной части  речи, полученные в начальной школе, развивать информационную компетентность  учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать. Планируемые результаты: Предметные: • систематизация знаний о местоимении, как части речи; • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать  местоимения в тексте, правильно употреблять их. Метапредметные (УУД) • Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя  учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные  признаки местоимения • Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её  реализации, контролировать и оценивать свои действия. • Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь  формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое  высказывание, владеть диалогической формой речи. Личностные: • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при  проверке • развитие самостоятельности; • развитие интереса к изучению русского языка.  Ресурсы: компьютерная презентация урока для интерактивного комплекса,  карточки для групповой работы (приложение), чистый лист для интеллект­карты,  учебник русского языка для 6 класса, ч. 2, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Ход урока 1.Орг. момент ­Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу, а теперь – соседу по парте! И на этой позитивной ноте начнем нашу работу. Присаживайтесь. 2. Тема урока ­Нам предстоит много работы. А тему урока вы узнаете, разгадав анаграмму (ИАК) 3.Запись числа, темы урока ­ Что вы знаете о местоимении? 1­ Посмотрите внимательно на слово. Определите его значение. Как образовано оно?  (сложение) ­ Что значит вместо имени? Вместо какого имени? ­ Какие задачи мы должны решить на уроке? Правильно определить задачи помогут  ключевые слова. Вспомнить… Повторить… Тренироваться… 4.Работа с интеллект­картой ­Чтобы собрать все свои знания в одно целое, давайте составим интеллект­карту. У вас на  партах лист с темой урока и цветные карандаши. Тема – это главное, поэтому он в  середине. А вокруг этого ядра мы будем записывать все о местоимении.  фронтальная работа по составлению интеллект­карты ­ Давайте покажем на своих картах, что мы знаем о местоимениях.  ­ Самостоятельная часть речи. Докажите (указывает на предметы, признаки,  количества) ­ Грамматические признаки (число, род, падеж) ­ Личные (1, 2, 3 лица) ­ Синтаксическая роль (подлежащее, дополнение, определение) Если возникают трудности, у вас есть помощник – учебник. ­  Почему я подрисовала пустые стрелочки? (остаются вопросы) ­ Какие из поставленных нами задач мы решили? (вспомнили, повторили) ­ Решением какой задачи мы сейчас займемся? (тренироваться) 5.Квест «Весна»  К нам весна шагает быстрыми шагами,  И сугробы тают под ее ногами Зима недаром злится, прошла ее пора,  Весна в окно стучится и гонит со двора ­ Какой из отрывков передает настроение сегодняшнего дня? ­ Как зима злится? Все равно по календарю весна, и мы ей рады! И работу с  местоимениями мы продолжим в форме  квест­игры «Весна».  Первое задание вы найдет под крышкой одной из парт.  Задание 1 Списать текст с доски. Вставить пропущенные буквы,  обозначив морфемы на месте их пропуска.   Орфо­пунктуационная разминка Чу?ствуется пр_ближение весны. Она громко заявля_т о своих правах. За несколько дней  снег почернел  и по дорогам поб_жали ручьи.  Списывание. Проверка – взаимопроверка и «волшебная лупа». 2­ Сейчас «волшебная лупа» откроет вам тайну пропусков, а вы обменяйтесь тетрадками.  Если орфограмма указана верно ­ ставим плюс. Обменяйтесь тетрадками. Поднимите руку  у кого  пять +. Выставление оценок за грамотность Второе задание вы найдете на своих партах. Читайте, выполняйте. (ИАК) ­ Выписать местоимения из текста. Заполнить таблицу. Местоимения На какой вопрос отвечает? На какую часть речи Каким членом похоже? предложения является? она о своих за несколько ­ Кто выполнил быстро, на ИАК заполняет таблицу Вывод:  ­ Что вы увидели в таблице? (местоимения указывают на существительное, прилагательное, числительное) ­ Как вы догадались? (по вопросу) ­ Вернемся к интеллект­картам. Где подпишем, на какие части речи указывают? Там же и  вопросы.                                                                             Физминутка Движения под песню «Я, ты, он, она – вместе целая семья»  ­ Сколько местоимений было в  словах физминутки?  ­ Кто правильно назвал количество местоимений, найдет третье задание за дверью. Третье задание. Домашнее. Запишите в дневники. (Стр. 65, упр. 434) ­ Посмотрите на задание, задайте вопросы, если они возникли. Четвертое задание. Найдите сами. (на стене) Задание 4 Открыть учебники на стр. 65, найти упражнение № 435.  Прочитать текст. Работа с текстом ­ Прочитать текст, передавая настроение автора. ­ Как озаглавить его? Слова из текста? («Весна – счастливое время года», «Пробуждение  природы», «Наступление весны») ­ Какие слова выделены в тексте? (местоимения) ­ Выпишите все местоимения в столбик, около каждого запишите его признаки. Какие  признаки будете указывать?  Посмотрите в интеллект­карты, какие грамматические  признаки у местоимений? Определяя признаки, не забывайте смотреть, на какой предмет  указывает это местоимение. 3Его – ед.ч, р.п, ср.р она – ед.ч, им.п, ж.р в такое – ед.ч, в.п, ср.р под самую – ед.ч, в.п, ж.р всё – им.п в это – ед.ч, в.п, ср.р Проверка «Кот в мешке» (ИАК) ­ Вам знаком фразеологизм «Кот в мешке»? Предлагаю вам поиграть в такую игру.  Нажимаете на любое окно и называете число, падеж, род местоимения. Тетрадка в помощь. (3 местоимения)  Пятое задание вы найдете на последней странице учебника Как работаем в парах? 1) Читаем 2) Находим ошибку 3) Исправляем 4) Записываем правильный вариант. Задание 5 Поработайте в парах. Откройте учебники на стр. 66,  найдите упражнение № 436. Устно проговорите каждое предложение друг другу. Найдите недочеты и запишите  правильно. Пишем до команды СТОП (сколько успеете). Потом  кладем ручки. Проверка на документ­камере. Оценка паре. 6. Итог урока Последнее задание на ИАК ЧТО зашифровано на картинке (интеллект­карта) ­ Вернемся к нашим интеллект­картам. Посмотрите и скажите, здесь вся информация о местоимениях? ­ Вам предстоит долгий путь изучения этой части речи. И во время этого пути ваши карты  будут пополняться новыми и новыми записями.  ­ А теперь слово ученому, который обобщит всю информацию сегодняшнего урока.  (мантия) (Документ­камера – для карты ученика)  Оценка 7. Рефлексия ­ Наш урок подошел к концу, и я хочу увидеть, с какими мыслями вы уходите сейчас.  Возьмите сигнальные карточки (ИАК – зеленый – все понятно, желтый – есть, что  повторить, красный – ничего не понял) Задания для квеста 4Задание 1 Списать текст с доски. Вставить пропущенные буквы,  обозначив морфемы на месте их пропуска. Задание 3 Запишите в дневники. Стр. 65, упр. 434 Задание 4 Открыть учебники на стр. 65, найти упражнение № 435.  Внимательно прочитать текст. Задание 5 Поработайте в парах. Откройте учебники на стр. 66,  найдите упражнение № 436. Устно проговорите каждое  предложение друг другу. Найдите недочеты и запишите  правильно. Пишем до команды СТОП (сколько успеете). Потом  кладем ручки. 5