Дата: ______________
Тема: Металлургия мира
Цели урока:
а) образовательная: закрепить знания учащихся о составе и значении металлургического комплекса; сформировать умение составлять характеристику основных отраслей мирового хозяйства;
б) развивающая: продолжать формировать умения устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение работать с картой;
в) воспитательная: воспитывать интерес к экономической и социальной географии.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, политическая карта мира, атлас, контурная карта.
Тип урока: комбинированный
План урока
1. Организационный момент
2. Проверка и учет знаний и умений учащихся по предшествующей теме
3. Изучение нового материала
4. Закрепление изученного материала
5. Задание на дом.
6. Подведение итогов
7. Выставление оценок
Ход урока
План урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
Организация внимания, мотивационная стимуляция деятельности учащихся. |
Учащиеся организуются и настраиваются на учебный процесс. |
2. Проверка и учет знаний и умений учащихся по предшествующей теме |
Опрос домашнего задания §32. Эвристическая беседа по вопросам: 1. Закономерности и факторы размещения промышленности. 2. Топливно-энергетический комплекс: а) нефтяная промышленность; б) газовая промышленность; в) угольная промышленность; г) электроэнергетика. |
Отвечают домашнее задание. |
3. Изучение нового материала а) вводная беседа
б) введение в тему
в) эвристическая беседа
г) изложение новой информации
|
Тема урока: §33. Металлургия мира.
Что такое металлургия? Какие отрасли вы знаете, какие отрасли развиты в РК? Металлургия. Эта отрасль обрабатывающей промышленности состоит из нескольких технологических ступеней: добыча руды, первичное извлечение металла из руды, улучшение качества извлеченного металла и др. С какими отраслями хозяйства тесно связана черная металлургия? В настоящее время преобладает расположение предприятий черной металлургии, близкое к: 1) бассейнам коксующегося угля; 2) место-рождениям железных руд; 3) морским портам. Старые центры черной металлургии США, России, Китая, Украины и Германии формировались под воздействием первого фактора. Основное топливо для выплавки чугуна – металлургический кокс, получаемый из каменного угля; мировой объем его производства превышает 350 млн. т. Запасы коксующихся углей ограничены; по их производству на первом месте в настоящее время стоит Китай. В последние годы сравнительно дешевые богатые руды развивающихся стран, имеющие в своем составе до 60 % железа, пользуются большим спросом. В настоящее время запасы прежних месторождений руд постепенно иссякают, главным районом их сосредоточения является Восточная Европа (схема 44). Сейчас в мире ежегодно добывается 0,85-1 млрд. т железной руды. Основные страны-экспортеры – Бразилия, Австралия, Китай и Индия. Япония, которая покупает железную руду и коксующийся уголь в других странах, по производству стали занимает ведущее место в мире. Металлургия Тайваня и Республики Корея также основывается на импортном сырье. Китай, имеющий достаточные запасы сырья, по выплавке чугуна вышел на первое место, по производству стали – на второе. В странах Западной Европы, где запасы железных руд исчерпаны или близки к исчерпанию, наблюдается смещение предприятий черной металлургии к морским побережьям; тем не менее регион все еще дает 12 % стали. Производства черной металлургии Польши и Чехии, расположенные в Восточной Европе, занимают достойное место на мировом рынке. В настоящее время НТР вытесняет прежние технологии в черной металлургии; вместо старого мартеновского способа получения стали применяют наиболее оперативные, приспособ-ленные к условиям небольшого предприятия, электрический и кислородно-конвертерный способы. Особое внимание уделяется также использованию переплавленного металлолома; 2/5 части мировой стали получают этим методом. Эта технология наряду с экономической эффективностью существенно уменьшает вредное воздействие металлургических комбинатов на окружающую среду. В современной цветной металлургии из руды извлекается более 70 видов цветных металлов; объем ее продукции ежегодно составляет 20 млн. т. Среди этих металлов по объему производства ведущее место занимает алюминий; он составляет около половины продукции цветной металлургии. Первая стадия производства алюминия – добыча боксита, который в основном сосредоточен на богатых месторождениях Австралии, Гвинеи, Ямайки и Бразилии; вторая – получение окиси алюминия – в районах, где имеются в достатке топливо и известь; третья – извлечение металла через электролиз – по месту размещения ориентирована на дешевую электроэнергию. По этим причинам заводы по выплавке алюминия располагаются в Канаде, Бразилии, Норвегии, где имеются мощные гидроэлектростанции, и в Австралии, вблизи ТЭС, работающих на местном угле. Таким образом, основной фактор в размещении производства алюминия – наличие дешевой электрической энергии. На втором месте по своему значению среди цветных металлов находится медь. Предприятия по ее производству располагаются как можно ближе к источникам сырья. Это объясняется небольшим содержанием меди в составе руды (0,5-3,5%). По производству медного концентрата выделяются Чили, США, Канада, а также африканские страны Замбия и Демократическая Республика Конго («медный пояс»). По производству очищенной меди ведущее место занимают США, Россия, Япония. Производство меди в Казахстане также имеет мировое значение. В 2012 г. в республике было выработано 405 тыс. т меди. В этой отрасли главный партнер нашей страны – Китай. Технология производства цветных металлов (особенно редких) очень сложна, и, несмотря на высокие цены, спрос на них увеличивается с каждым годом. Это связано с развитием аэрокосмических и электронных отраслей, применяющих различные виды цветных металлов, производством качественных сплавов в металлургии. |
Записывают число и тему урока.
Беседа с учителем.
Ответ: с горнодобывающей, угольной, химической, энер-гетикой, цветной метал-лургией, химией.
Изучают схему 44. «Запасы железных руд».
Запись в тетрадь.
Запись в тетрадь.
Внимательно слушают объяснение учителя.
Запись в тетрадь.
Находят перечисленные страны на политической карте мира.
Запись в тетрадь. |
4. Закрепление изученного материала |
Стратегия «Ты мне – я тебе». |
Учащиеся задают друг другу вопросы. |
5. Задание на дом
6. Подведение итогов
7. Выставление оценок |
§33 стр. 161-163 читать, пересказывать. |
Записывают в дневниках домашнее задание. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.