Статья представляет собой краткий обзор англоязычных исследований на тему метапредметного формирования читательской компетентности на материале математического текста. Описана взаимосвязи математики и чтения, представленная в работе Л. Саммонс, виды знания, необходимые для успешного чтения, выведенные Г. Овоки и 7 стратегий эффективного чтения Э.О. Кин и С. Зиммерманн.
Стремительно развивающееся современное информационное общество
задает новые требования к человеку, его качествам, способностям, знаниям и
умениям. Все это, так или иначе, зависит от качества образования,
получаемого человеком. Российская система образования, откликаясь на
новые запросы, активно реформируется, меняет цели и методы обучения.
Внедряемый ныне компетентностный подход предполагает организацию
такого процесса обучения, который имеет своей целью и результатом
насколько мы
формирование ключевых компетентностей.
Однако,
преуспеваем в этом? Результаты международного исследования подготовки
школьников (PISA) показывают, что рейтинг российских учащихся
статистически ниже средних международных результатов, составляя по
математической грамотности 2931 из 40 стран в 2003 году и по грамотности
чтения – 3234 из 40 странучастников. В последние годы рейтинг российских
школьников несколько повысился, что говорит о становлении и развитии
компетентностного подхода в среднем образовании, однако значительных
результатов пока не наблюдается.
Между тем, исследования иностранных педагогов, решающих те же
проблемы формирования ключевых компетенций у школьников, показывают,
что перспективным является движение в сторону метапредметной основы для
достижения этой цели. Американский исследователь Лэйни Саммонс в книге
«Building Mathematical Comprehension Using Literacy Strategies to Make
Meaning» (Построение математического осмысления путем использования
стратегии грамотного чтения) высказывает убеждение, что мышление, язык и
математика сплетаются в тугой цельный узел, как канат, который крепче
составляющих его отдельных нитей, и эти три компонента неотделимы друг
от друга, взаимодополняющи и необходимы. Грамотное чтение требует от
читателя быть активным, так же как и понимание математических идей.
Хороший читатель активно конструирует смысл прочитанного, используя уже
имеющиеся знания о содержании текста в заданном контексте. Он используетсвои знания о структуре текста и значении слов и производит своеобразное
декодирование, делая выводы из прочитанного. То же самое справедливо и
для математики, и даже больше: здесь требуется не просто выстраивание
значения, связанного с математическим понятием, но также детальное
осмысление написанного текста, требующееся для решения поставленной
задачи.
Гретхен Овоки выделяет виды знания, которые читатель привлекает в
процессе чтения:
знания о содержании текста
знания о структуре текста
практические знания
знания о социальном/ситуативном контексте
Знания о предмете текста создают фундамент как для понимания
текста, так и для построения нового знания на его основе. Структура
художественного и научного текста различны. Читая математический текст,
человек сталкивается с четко организованной структурой, которая, при
должном подходе, должна стать инструментом для успешной работы и
помочь ему осмыслить содержание. Часто ученики привносят свои
собственные понимание и опыт в конструирование смысла текста. Многие
дети приобретают свой опыт построения стратегии решения проблем вне
школы и используют его в решении математических заданий в классе.
Уважительно относясь к попыткам учеников найти собственное решение,
учитель повышает уверенность детей и их готовность дерзать в поисках
знаний и принимать на себя ответственность. И, наконец, читатель зависит от
конкретной ситуации, в которой происходит чтение. Чтение стихов ради
красоты их слога значительно отличается от чтение этих же стихов, с
установкой на проведение литературного анализа. Цель чтения, поставленная
учителем, может помочь, а может и помешать ученикам осмыслить текст.
Например, ученики, читающие текст в поиске ключевых слов, могутинтерпретировать его совсем не так, как если бы они читали его, чтобы
представить проблему, базируясь на своем предшествующем опыте.
Другие исследователи, Эллин Оливер Кин и Сьюзан Зиммерманн,
проанализировав и обобщив информацию о стратегиях чтения, составили
список из семи наиболее эффективных стратегиях.
1.
Установление внутритекстовых связей с помощью схем и уже
имеющихся знаний по рассматриваемому предмету.
2.
Постановка вопросов к тексту – до, во время и после чтения для
укрепления понимания.
3.
Визуализация – использование сенсорных и эмоциональных
образов для углубления и расширения понимания.
4.
Делать выводы – использовать как имеющиеся знания, так и новую
или
информацию, чтобы предсказать, заключить, составить суждение
интерпретировать текст.
5.
6.
Установление важности – выделить главное и значительное.
Синтезирование – создание новых идей или расширение/пересмотр
понимания, основывающиеся на взаимодействии с текстом.
7.
Контролирование осмысления – размышление о степени
понимания и принятие мер по его улучшению при необходимости.
Подводя итог этому краткому обзору англоязычной литературы на тему
метапредметного формирования читательской компетентности, можно
заключить, что педагогическая наука, как на Западе, так и в России, движется
в одном направлении – поиске педагогических условий и форм обучения,
способствующих формированию у школьников всесторонней грамотности,
овладению ими набором компетенций, которые будут способствовать
дальнейшему успешному самообразованию и преуспеванию в условиях
непрерывно изменяющейся действительности. И опыт достижений российской
и западной педагогики должен становиться взаимообогащающим.
Список литературы:1.
Keene O.E., Zimmermann S. Mosaic of Thought: The Power of
Comprehension Strategy Instruction, 2nd Edition. – Porthsmouth, Heinemann,
2007.
2.
Owocki G. Comprehension. Strategic Instruction for K3 Children. –
Saginaw Valley State University, 2003.
3.
Sammons L. Building Mathematical Comprehension Using Literacy
Strategies to Make Meaning. – CA, Shell Education, 2011.