Метапредметное формирование читательской компетентности школьников.
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
математика +1
1 кл—4 кл
08.06.2018
Статья представляет собой краткий обзор англоязычных исследований на тему метапредметного формирования читательской компетентности на материале математического текста. Описана взаимосвязи математики и чтения, представленная в работе Л. Саммонс, виды знания, необходимые для успешного чтения, выведенные Г. Овоки и 7 стратегий эффективного чтения Э.О. Кин и С. Зиммерманн.
статья 2 публикация.docx
Стремительно развивающееся современное информационное общество
задает новые требования к человеку, его качествам, способностям, знаниям и
умениям. Все это, так или иначе, зависит от качества образования,
получаемого человеком. Российская система образования, откликаясь на
новые запросы, активно реформируется, меняет цели и методы обучения.
Внедряемый ныне компетентностный подход предполагает организацию
такого процесса обучения, который имеет своей целью и результатом
насколько мы
формирование ключевых компетентностей.
Однако,
преуспеваем в этом? Результаты международного исследования подготовки
школьников (PISA) показывают, что рейтинг российских учащихся
статистически ниже средних международных результатов, составляя по
математической грамотности 2931 из 40 стран в 2003 году и по грамотности
чтения – 3234 из 40 странучастников. В последние годы рейтинг российских
школьников несколько повысился, что говорит о становлении и развитии
компетентностного подхода в среднем образовании, однако значительных
результатов пока не наблюдается.
Между тем, исследования иностранных педагогов, решающих те же
проблемы формирования ключевых компетенций у школьников, показывают,
что перспективным является движение в сторону метапредметной основы для
достижения этой цели. Американский исследователь Лэйни Саммонс в книге
«Building Mathematical Comprehension Using Literacy Strategies to Make
Meaning» (Построение математического осмысления путем использования
стратегии грамотного чтения) высказывает убеждение, что мышление, язык и
математика сплетаются в тугой цельный узел, как канат, который крепче
составляющих его отдельных нитей, и эти три компонента неотделимы друг
от друга, взаимодополняющи и необходимы. Грамотное чтение требует от
читателя быть активным, так же как и понимание математических идей.
Хороший читатель активно конструирует смысл прочитанного, используя уже
имеющиеся знания о содержании текста в заданном контексте. Он использует свои знания о структуре текста и значении слов и производит своеобразное
декодирование, делая выводы из прочитанного. То же самое справедливо и
для математики, и даже больше: здесь требуется не просто выстраивание
значения, связанного с математическим понятием, но также детальное
осмысление написанного текста, требующееся для решения поставленной
задачи.
Гретхен Овоки выделяет виды знания, которые читатель привлекает в
процессе чтения:
знания о содержании текста
знания о структуре текста
практические знания
знания о социальном/ситуативном контексте
Знания о предмете текста создают фундамент как для понимания
текста, так и для построения нового знания на его основе. Структура
художественного и научного текста различны. Читая математический текст,
человек сталкивается с четко организованной структурой, которая, при
должном подходе, должна стать инструментом для успешной работы и
помочь ему осмыслить содержание. Часто ученики привносят свои
собственные понимание и опыт в конструирование смысла текста. Многие
дети приобретают свой опыт построения стратегии решения проблем вне
школы и используют его в решении математических заданий в классе.
Уважительно относясь к попыткам учеников найти собственное решение,
учитель повышает уверенность детей и их готовность дерзать в поисках
знаний и принимать на себя ответственность. И, наконец, читатель зависит от
конкретной ситуации, в которой происходит чтение. Чтение стихов ради
красоты их слога значительно отличается от чтение этих же стихов, с
установкой на проведение литературного анализа. Цель чтения, поставленная
учителем, может помочь, а может и помешать ученикам осмыслить текст.
Например, ученики, читающие текст в поиске ключевых слов, могут интерпретировать его совсем не так, как если бы они читали его, чтобы
представить проблему, базируясь на своем предшествующем опыте.
Другие исследователи, Эллин Оливер Кин и Сьюзан Зиммерманн,
проанализировав и обобщив информацию о стратегиях чтения, составили
список из семи наиболее эффективных стратегиях.
1.
Установление внутритекстовых связей с помощью схем и уже
имеющихся знаний по рассматриваемому предмету.
2.
Постановка вопросов к тексту – до, во время и после чтения для
укрепления понимания.
3.
Визуализация – использование сенсорных и эмоциональных
образов для углубления и расширения понимания.
4.
Делать выводы – использовать как имеющиеся знания, так и новую
или
информацию, чтобы предсказать, заключить, составить суждение
интерпретировать текст.
5.
6.
Установление важности – выделить главное и значительное.
Синтезирование – создание новых идей или расширение/пересмотр
понимания, основывающиеся на взаимодействии с текстом.
7.
Контролирование осмысления – размышление о степени
понимания и принятие мер по его улучшению при необходимости.
Подводя итог этому краткому обзору англоязычной литературы на тему
метапредметного формирования читательской компетентности, можно
заключить, что педагогическая наука, как на Западе, так и в России, движется
в одном направлении – поиске педагогических условий и форм обучения,
способствующих формированию у школьников всесторонней грамотности,
овладению ими набором компетенций, которые будут способствовать
дальнейшему успешному самообразованию и преуспеванию в условиях
непрерывно изменяющейся действительности. И опыт достижений российской
и западной педагогики должен становиться взаимообогащающим.
Список литературы: 1.
Keene O.E., Zimmermann S. Mosaic of Thought: The Power of
Comprehension Strategy Instruction, 2nd Edition. – Porthsmouth, Heinemann,
2007.
2.
Owocki G. Comprehension. Strategic Instruction for K3 Children. –
Saginaw Valley State University, 2003.
3.
Sammons L. Building Mathematical Comprehension Using Literacy
Strategies to Make Meaning. – CA, Shell Education, 2011.
Метапредметное формирование читательской компетентности школьников.
Метапредметное формирование читательской компетентности школьников.
Метапредметное формирование читательской компетентности школьников.
Метапредметное формирование читательской компетентности школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.