1930 - 1998
Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков детей.
В. В. Давыдов, педагог, доктор
психологических наук, профессор.
Мир, в котором мы живем, предельно сложен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что в течение многих лет в школе преподаются детям разрозненные дисциплины, никак не связанные между собой .
Главная задача новых государственных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования, - вооружить ребенка таким важным умением – умением учиться.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер.
Часто учащиеся, изучая один и тот же материал по разным учебным предметам, не могут сформировать единое представление о понятии, сопоставить алгоритм решения задач. В этом ему и поможет метапредметный подход в обучении.
Метапредметный подход в образовании и метапредметные образовательные технологии
были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. И предполагает, что сам учащийся сможет добывать информацию об окружающем его мире
Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний.
Метаспособы - методы, универсальные способы решения познавательных задач.
Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные познавательные умения и навыки.
Метапредметный урок -
Это урок, целью которого является обучение - перенос с теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося.
Знания, полученные на метапредметном уроке, являются универсальными и переходят из категории «теория» в категорию «практика».
Метапредметный урок -
Это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций обучающихся.
Это переход к новым технологиям, суть которых в личностно-ориентированной направленности.
Требования к метапредметному уроку
Урок должен быть проблемным и развивающим.
Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.
Выводы на уроке делают сами учащиеся.
Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
Планирование обратной связи – рефлексии.
Метапредметный
урок
Метапредметная
учебная
деятельность
Метапредметное
содержание
образования
Метапредметные образовательные результаты
Метазнания
Метаспособы
Метаумения
Метапредмет
Фундаментальный
образовательный
объект
Образовательная
ситуация
УУД
Понятийный кластер проектирования метапредметного урока
Метапредметные
результаты
- это освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Этап 2. Совместное исследование проблемы
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
Умение анализировать, доказывать, аргументировать свою точку зрения | Умение строить речевые высказывания. | Умение исследовать условия учебной задачи. |
Этап 3. Моделирование
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
Умение фиксировать в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения | Умение воспринимать ответы других учащихся | Умение осуществлять самоконтроль. |
Этап 4. Конструирование нового способа действия
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
Умение проводить коллективное исследование, конструирование нового способа действия. | Умение участвовать в обсуждении содержания материала | Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
Этап 6. Применение общего способа действия решения частных задач
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
Умение применять новый способ. | Умение строить рассуждения, понятные для собеседника. | Самопроверка. |
Этап 7. Контроль на этапе окончания учебной темы
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
Умение выполнять работу, анализировать, контролировать и оценивать результат | Рефлексия своих действий | Умение осуществлять пошаговый контроль по результату |
Реферат, доклад, сообщение, отчет;
Афиша, буклет, альбом;
Фото, видеофильм, спектакль;
Газета, журнал, титульный лист;
Плакат, открытка, рисунок;
Макет, модель, муляж, символ, изделие;
Продукт, вещь (мебель, одежда и т.д.);
Схема, таблица, график, диаграмма;
Сочинение, сказка, рассказ, эссе, стихи;
План, программа, сценарий;
Алгоритм, компьютерная программа
Результаты деятельности ученика и учителя могут быть представлены в следующих формах:
К
О
М
Ф
О
Р
Т
Компетентность, критичность, креативность, культура
Открытие, ответственность, осознанность, образованность
Мотивация, моделирование, мастерство
Фантазия, функциональность, фундамент
Обучение, опора, , озарение
Развитие, радость, результат, рост
Творчество, талант, тепло, темп
«…ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение»
П. П. Блонский
Метапредметная проблемная ситуация
– спровоцированное учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции.
Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.
Метапредметность выступает как условие целостности познания.
Метапредметный подход позволяет обеспечить переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира и помочь ребёнку овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.