Метапредметность.Формирование метапредметных результатов на уроках математики.
Учитель математики
Камаева А.В.
МАОУ СОШ №7
г. Сухой Лог, 2019 г.
1930 - 1998
Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков детей.
В. В. Давыдов, педагог, доктор
психологических наук, профессор.
Мир, в котором мы живем, предельно сложен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что в течение многих лет в школе преподаются детям разрозненные дисциплины, никак не связанные между собой .
Главная задача новых государственных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования, - вооружить ребенка таким важным умением – умением учиться.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер.
Часто учащиеся, изучая один и тот же материал по разным учебным предметам, не могут сформировать единое представление о понятии, сопоставить алгоритм решения задач. В этом ему и поможет метапредметный подход в обучении.
Метапредметный подход в образовании и метапредметные образовательные технологии
были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. И предполагает, что сам учащийся сможет добывать информацию об окружающем его мире
Основные понятия метапредметного подхода
«Мета»
(«за», «через», «над»
Всеобщее, интегрирующее
Метадеятельность
Метазнания
Метаспособы
Метаумения
Универсальные учебные действия
Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний.
Метаспособы - методы, универсальные способы решения познавательных задач.
Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные познавательные умения и навыки.
Метапредметный урок. Какой он?
Какой будет
результат???
Что я делаю? (предмет деятельности)
Для чего я делаю? (какова цель)
Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)
Какой это дает результат?
За счет чего этот результат достигнут?
Метапредметный урок -
Это урок, целью которого является обучение - перенос с теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося.
Знания, полученные на метапредметном уроке, являются универсальными и переходят из категории «теория» в категорию «практика».
Метапредметный урок -
Это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций обучающихся.
Это переход к новым технологиям, суть которых в личностно-ориентированной направленности.
Метапредметный урок
подлежащее найти легче, если к нему задать вопрос от сказуемого
Развитие личности
Личный опыт учащихся
создание образовательных продуктов исследований
Продуктивная учебная деятельность
Требования к метапредметному уроку
Урок должен быть проблемным и развивающим.
Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.
Выводы на уроке делают сами учащиеся.
Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
Планирование обратной связи – рефлексии.
Построение урока
Постановка учебного задания
Деятельность учащихся
Подведение итогов
Контроль процесса и степени выполнения
Рефлексия
Метапредметный
урок
Метапредметная
учебная
деятельность
Метапредметное
содержание
образования
Метапредметные образовательные результаты
Метазнания
Метаспособы
Метаумения
Метапредмет
Фундаментальный
образовательный
объект
Образовательная
ситуация
УУД
Понятийный кластер проектирования метапредметного урока
Метапредметные
результаты
- это освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Этап 1. Построение учебных задач
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
Решение задач известным способом | Умение слушать | Принятие и сохранение учебной цели и задачи |
Этап 2. Совместное исследование проблемы
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
Умение анализировать, доказывать, аргументировать свою точку зрения | Умение строить речевые высказывания. | Умение исследовать условия учебной задачи. |
Этап 3. Моделирование
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
Умение фиксировать в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения | Умение воспринимать ответы других учащихся | Умение осуществлять самоконтроль. |
Этап 4. Конструирование нового способа действия
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
Умение проводить коллективное исследование, конструирование нового способа действия. | Умение участвовать в обсуждении содержания материала | Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
Этап 5. Переход к этапу решения частных задач
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
Умение осуществлять работу по выполнению отдельных операций | Умение формулировать собственное мнение и позицию | Умение осуществлять самоконтроль |
Этап 6. Применение общего способа действия решения частных задач
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
Умение применять новый способ. | Умение строить рассуждения, понятные для собеседника. | Самопроверка. |
Этап 7. Контроль на этапе окончания учебной темы
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
Умение выполнять работу, анализировать, контролировать и оценивать результат | Рефлексия своих действий | Умение осуществлять пошаговый контроль по результату |
Реферат, доклад, сообщение, отчет;
Афиша, буклет, альбом;
Фото, видеофильм, спектакль;
Газета, журнал, титульный лист;
Плакат, открытка, рисунок;
Макет, модель, муляж, символ, изделие;
Продукт, вещь (мебель, одежда и т.д.);
Схема, таблица, график, диаграмма;
Сочинение, сказка, рассказ, эссе, стихи;
План, программа, сценарий;
Алгоритм, компьютерная программа
Результаты деятельности ученика и учителя могут быть представлены в следующих формах:
К
О
М
Ф
О
Р
Т
Компетентность, критичность, креативность, культура
Открытие, ответственность, осознанность, образованность
Мотивация, моделирование, мастерство
Фантазия, функциональность, фундамент
Обучение, опора, , озарение
Развитие, радость, результат, рост
Творчество, талант, тепло, темп
«…ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение»
П. П. Блонский
Метапредметная проблемная ситуация
– спровоцированное учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции.
Метапредметная проблемная ситуация | Пример |
| Предлагаю ситуацию: «Подойдите вдвоем к доске, сколькими способами можно вас расставить? А троих? А четверых?» |
Метапредметная проблемная ситуация | Пример |
Ситуации конфликта | 5=6??? |
Метапредметная проблемная ситуация | Пример |
Ситуации неопределенности | Поезд состоит из цистерн, товарных вагонов и платформ. Цистерн на 3 меньше, чем платформ, и на 9 меньше, чем товарных вагонов. Сколько цистерн в составе поезда? |
Метапредметная проблемная ситуация | Пример |
Ситуации предположения | Между какими двумя целыми числами на координатной прямой расположено число: 10; 1,5; 0; -5; -3,5. |
Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.
Метапредметность выступает как условие целостности познания.
Метапредметный подход позволяет обеспечить переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира и помочь ребёнку овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
Образование – это то, что остаётся после того, как всё выученное забудется.
Макс Теодор Феликс фон Лауэ, лауреат Нобелевской премии
за 1914 год по физике
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.