Метапредметные задания на уроках биологии
Сегодня в России школа работает по новым образовательным стандартам. Важнейшей задачей ФГОС второго поколения, является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих школьникам, умение учиться, способность к самостоятельной работе, то есть находить, анализировать информацию, применять ее на практике.
В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Любое знание состоит частично из «информации» («чистое знание») и частично из «умения».
Необходимым условием реализации требований Стандарта является выявление уровня овладения учащимися системой знаний и умений. Поэтому каждое задание на уроке должно быть направлено на формирование тех или иных умений. Сейчас существует многообразие моделей таких заданий.
По характеру требований эти задания нацеливают преимущественно на формирование (или выявление) определенных видов познавательных операций и способов деятельности (обобщение, конкретизация, сравнение, выявление логических, структурных, функциональных видов связи). Условия заданий могут быть разнообразны – фрагмент исторического или современного документа, конкретная социальная ситуация, видеоряд связанных объектов или отдельное изображение, схема, диаграмма и пр. Такие задания можно использовать как на этапе обучения, так и при диагностике его результативности.
Задания, направленные на формирование УУД, становятся более эффективными в том случае, когда требование представлено в виде постепенного усложнения используемой операции (уровневый подход), например, сравнение по признакам сходства (или различия); выявление линий сопоставления объектов и проведение по ним сравнения. Или группа заданий, которые включают ориентировочную основу познавательной деятельности. Этот компонент условия может содержать как краткую характеристику требуемой познавательной операции, так и некий алгоритм действий. Такие задания особенно важны на начальном этапе формирования УУД.
Использование метапредметных заданий на уроке меняет его структуру, организацию познавательной деятельности школьников, требует новых подходов к контролю и оценке знаний.
Подобные задания на уроках позволяют:
· самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
· выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели;
· работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
· анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
· строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи;
· создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
· преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу);
· выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий;
· анализировать и использовать предоставленную графическую информацию для решения поставленных задач;
· делать множественный выбор из всех имеющихся вариантов;
· устанавливать правильные соответствия;
· устанавливать последовательность действий на основе их связи;
· строить речевые высказывания в устной форме, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать свою точку зрения.
Приобретенные метапредметные умения будут использоваться учащимися на уроках, на проверочных работах, на экзаменах, повседневной и будущей профессиональной жизни.
Метапредметные задания к теме «Бактерии» 5 – 6 класс
Прочитайте тексты и выполните 3 задания
Бактерии — одни из самых древних обитателей Земли, они живут уже более трёх миллиардов лет. Эти микроорганизмы состоят всего из одной клетки, и увидеть их можно только в микроскоп. В переводе с греческого «бактерия» означает «палочка».
Но на самом деле эти организмы бывают очень разнообразными по форме: шаровидные (кокки) — в виде цепочки шаров (стрептококки — рис. 1) или в виде гроздей (стафилококки — рис. 2), палочковидные (бациллы — рис. 3), изогнутые (вибрионы — рис. 4), спиральные (спириллы — рис. 5)
Рис. 1 Рис.2 Рис.3 Рис.4 Рис. 5
Среди бактерий есть много паразитов, которые могут вызвать опасные заболевания, такие, как дизентерия, туберкулёз, чума, холера и др. Попадая в организм человека, бактерии паразиты находят условия, подходящие для размножения и питания,— таким образом, может возникнуть болезнь. Но существуют и бактерии помощники. Почвенные бактерии образуют перегной, который представляет собой разложившиеся остатки растений и животных. В кишечнике многих животных и человека обитают бактерии, которые помогают переваривать потребляемую организмом пищу.
Без бактерий невозможно получить кефир, творог, сметану, сыр и другие молочнокислые продукты. При изготовлении этих продуктов в молоко помещают специальные молочнокислые бактерии. В результате деятельности микроорганизмов происходит процесс брожения молока и в нём образуется молочная кислота. Лучше всего молочнокислые бактерии развиваются при температуре 25—40 °С. Рост бактерий в молоке и молочных продуктах замедляется при температуре ниже 10 °С, а при температуре 3—4 °С их жизнедеятельность практически полностью прекращается. Примерно такая же зависимость активности жизнедеятельности от температуры наблюдается и у многих других бактерий.
Задание №1
Классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака.
Познавательные УУД: классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Название бактерий обычно связано с их формой. Опираясь на текст, установи соответствие между фотографией бактерии и её названием. Запиши в ответ выбранную букву рядом с соответствующей цифрой.
ФОТОГРАФИЯ БАКТЕРИИ |
НАЗВАНИЕ БАКТЕРИИ |
1 2 |
А. холерный вибрион Б. бацилла столбняка В. туберкулёзная палочка Г. стафилококк золотистый |
|
|
Ответ: |
|
1. |
|
2. |
|
Задание №2
Классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака.
Познавательные УУД: классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.(2)
В тексте «Царство бактерий» рассказывается о разных бактериях. На какие две группы автор текста делит бактерии? Дополни приведённую ниже схему, записав названия этих групп. Какую роль играют бактерии каждой из этих групп в природе или в жизни человека? Приведи по одному примеру для каждой из групп и запиши после слов «Роль бактерий».
Задание №3
Сравнение - это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы, гербарии и коллекции.
Познавательные УУД: выбор существенных признаков для сравнения.
Сравните рисунки 1-5. Какие бактерии могут самостоятельно передвигаться, какие приспособления у них должны быть.
6 класс
Метапредметные задания к теме «Признаки растений»
Прочитайте тексты и выполните4 задания |
Задание № 1
Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.
Познавательные УУД: умение обобщать
Известно, что костяника – многолетнее травянистое теневыносливое растение.
Выберите из приведённого ниже списка утверждения, которые описывают данные признаки этого растения и обведите соответствующие номера.
1. Костяникой любят лакомиться птицы и мелкие животные.
2. Растение имеет одревесневший ствол и мощную корневую систему.
3. У костяники прямой зеленый стебель, тройчатые листья и белые цветки.
4. В первый год растение образует розетку листьев. На следующий год на зеленых стеблях образуются цветки, а затем семена, после чего растение погибает.
5. Лучше всего растёт в лиственных и сосновых лесах под плотными кронами деревьев.
6. В народной медицине отвар листьев и стеблей применяют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
7. В первый год после прорастания семян образуется только розетка листьев. В последующие годы растение цветёт, образует плоды и семена. На зиму надземная часть отмирает, а весной листья отрастают вновь.
8. Встречается на открытых солнечных местах по опушкам и на лугах.
Обведённые цифры запишите в ответ, не разделяя их запятыми. (3,5,7)
Задание №2
Умение анализировать – это умение применять метод научного исследования, состоящий в мысленном и фактическом разложении целого на составные части.
Анализ – процедура мысленного и реального расчленения предмета, явления, процесса, а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.
Познавательные УУД: умение анализировать
Почему клетку считают живой системой?
Какую роль в жизни клетки играет обмен веществ?
По каким признакам ученые относят организм к одному виду?
По каким признакам растений объединяют в одно царство?
Задание №3
Сериация -выстраивание объектов в порядке закономерности (н-р, возрастания или убывания какого-либо признака).
Познавательные УУД: расположение объектов, упорядоченных по определенному признаку.
Назовите признак(и), по которым определена последовательность.
|
|
|
|
Ответ: Видоизменение листьев у растений является главным показателем их приспосабливаемости к окружающей среде.
Например, листья кактуса имеют вид колючек, в которых накапливается и сохраняется влага, потому что это растение распространено на засушливых территориях.
Задание №4
Классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака.
Познавательные УУД: классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Выберите правильную последовательность систематических категорий.
Вид, подцарство, семейство, отдел, род, порядок, подвид, класс, царство.
Ответ: Царство, подцарство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид, подвид.
7 класс
Динозавры
Прочитайте тексты и выполните 5 заданий
Эпоха динозавров
Динозавры – это огромные наземные рептилии, которые жили на Земле задолго до появления человека. Гигантские кости динозавров люди находили в земле ещё в древности. Так в Древней Греции их считали останками героев эпохи Троянской войны, а в Средние века – останками гигантов, о которых упоминается в Библии и которые погибли во время всемирного потопа.
|
|
Научное же открытие динозавров относится к началу XIX века, когда началась работа по изучению останков и восстановлению всего облика динозавров. В основном от динозавров сохранились кости. Находка полного скелета или черепа с зубами – исключительно редкая удача. Чаще всего палеонтологам приходится довольствоваться обломками костей и отдельными зубами. Очень ценными являются отпечатки ног, так как по ним можно узнать об образе жизни, скорости передвижения и массе животных. Так национальный парк "Долина динозавров", расположенный возле городка Глен-Роуз в штате Техас (США), известен во всём мире именно благодаря множеству следов динозавров, находящихся на берегу реки Палэкси. 110-113 миллионов лет назад эти места были берегом моря и во влажной известковой глине хорошо отпечатывались следы подходивших к воде динозавров. Затем отпечатки лап гигантских рептилий окаменели.
|
Американские палеонтологи в Глен-Роуз возле следа, вмонтированного в стену. |
Сколько и каких?
Первые динозавры возникли 230 миллионов лет назад и в течение длительного времени они постепенно распространялись и стали полными хозяевами суши. А в конце мелового периода – 65 миллионов лет назад – динозавры полностью вымерли. Среди динозавров были гиганты длиной в несколько десятков метров и небольшие существа размером с собаку. Всех динозавров обычно делят на две большие группы: ящеротазовые и птицетазовые, а в каждой из групп выделяют по два основных отряда (см. схему).
Ящеротазовые ↙↘ зауроподы тероподы
Птицетазовые ↙↘ Тиреофорыцероподы |
Апатозавр |
Тероподы – отряд, к которому всегда было привлечено наибольшее внимание – именно к ним относятся хищники, включая тираннозавра, велоцираптора и многих других. Зауроподы – это самые крупные сухопутные динозавры, травоядные, четвероногие и длинношеие, достигавшие длины в несколько десятков метров. Это знаменитые диплодок и апатозавр. Травоядные четвероногие динозавры с костными пластинами и шипами на спине и хвосте (например, анкилозавр и стегозавр) – представители тиреофоров. А к цероподам относятся рогатые травоядные динозавры (например, хазмозавр). Многие учёные считают птиц прямыми потомками динозавров, предполагая, что современные птицы произошли от ящеротазовых динозавров. Некоторые даже называют птиц современными динозаврами, пережившими вымирание. |
Анкилозавр |
Тираннозавр |
|
Хазмозавр |
Диплодок |
Задание № 1
Установление причинно-следственных связей – это способность определять взаимосвязь явлений, в возникновении и развитии которых одно служит причиной, а другое следствием.
Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей
Динозавры вымерли до того, как на свете появился человек. Поэтому ни один живой человек никогда не видел живых динозавров. На основании каких данных ученые могут утверждать, что в давние времена существовали динозавры? Для ответа на вопрос приведи два примера из текста.
Ответ:
Пример 1 Находка полного скелета или черепа с зубами ___________________________________________________________________
Пример 2 отпечатывались следы подходивших к воде динозавров. Затем отпечатки лап гигантских рептилий окаменели.
Задание № 2
Установление причинно-следственных связей – это способность определять взаимосвязь явлений, в возникновении и развитии которых одно служит причиной, а другое следствием.
Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей
Предположим, тебе удалось найти отпечатки следов динозавров. На какие из перечисленных ниже вопросов, можно получить ответы, анализируя эти отпечатки? Обведи в таблице ответ «ДА», если это возможно, и «НЕТ» – если по отпечаткам следов нельзя ответить на данный вопрос.
Вопрос |
Можно ли ответить на этот вопрос, анализируя отпечатки следов? |
|
|
1) Были ли динозавры травоядными или хищниками? |
Да |
Нет |
|
2) Каковы примерные размеры и масса динозавров? |
Да |
Нет |
|
3) Каковы были причины вымирания динозавров? |
Да |
Нет |
|
4) Сколько пальцев было на ногах этих динозавров? |
Да |
Нет |
|
5) Какие современные животные произошли от динозавров? |
Да |
Нет |
Задание № 3
Работа со схемами (лентой времени)
Познавательные УУД: умение читать графики и схемы
Прочитай текст, рассмотри схему и ответь на вопрос.
В истории нашей планеты выделяют различные периоды развития жизни. На схеме обозначены основные периоды. Для каждого из периодов приведено время его начала. (Например, юрский период начался 200 миллионов лет назад). На схеме обозначен период, в течение которого на Земле обитали вымершие организмы – трилобиты.
В каком из периодов жили динозавры, следы которых обнаружены вблизи реки Палэкси? (ЮРА)
Выделите на геохронологической таблице промежуток времени (ПЕРИОД), в течение которого на Земле обитали динозавры. (ТРИАС-МЕЛ)
Задание № 4
Умение анализировать – это умение применять метод научного исследования, состоящий в мысленном и фактическом разложении целого на составные части.
Познавательные УУД: анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
В Китае был обнаружен динозавр, названный эухелоп (см. рисунок). Это оказался травоядный динозавр, который весил около 15-20 тонн. Длина взрослой особи могла достигать 12-15 метров, а длина шеи до 5 метров. К какому из отрядов относится этот динозавр?
Выбери номер верного ответа.
1) Зауроподы
2) Апатозавры
3) Тероподы
4) Тиреофоры
Задание №5
Классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака.
Познавательные УУД: классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Среди динозавров можно выделить две группы по типу питания. На основании текста заполни пропуск в приведённой ниже схеме. Приведи примеры представителей этих групп, записав их в последней строке.
8 класс
Метапредметные задания к теме «Дыхательная система»
Прочитайте тексты и выполните 2 задания |
ВДОХ И ВЫДОХ
При дыхании наши лёгкие сначала наполняются воздухом, а затем снова выбрасывают его наружу. Этот опыт показывает, как работают наши лёгкие.
1. Пластиковую бутылку аккуратно разрежь на две половинки. Затем возьми верхнюю часть бутылки и надень на горлышко воздушный шарик |
2. На открытый конец бутылки натяни плёнку от полиэтиленового пакета. По кругу закрепи её скотчем.
3. К середине плёнки прикрепи полоску толстой бумаги. Покачай за нее, чтобы плёнка «ходила» туда-сюда. |
Задание № 1
Умение анализировать – это умение применять метод научного исследования, состоящий в мысленном и фактическом разложении целого на составные части.
Познавательные УУД: анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
Что происходит? Когда ты тащишь пленку на себя, шарик надувается. Когда ты нажимаешь на плёнку, шарик уменьшается в размере. |
Почему?
|
Задание № 2
Умение анализировать – это умение применять метод научного исследования, состоящий в мысленном и фактическом разложении целого на составные части.
Познавательные УУД: анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
Известно, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. В опыте «Вдох и выдох» Костя поставил изготовленный для описанного опыта прибор на стол пленкой вниз и облил его холодной водой.
Что будет происходить при этом с воздухом внутри прибора, и как будет вести себя шарик?
Метапредметные задания к теме «Общий обзор организма человека»
Прочитайте тексты и выполните 1 задание |
На этих фотографиях – три разных человека.
Задание № 1
Сравнение - это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы, гербарии и коллекции.
Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения.
Напишите рассказ из 3 – 4 предложений о человеке как особом существе. В своём рассказе обязательно укажите:
– черты, которые характеризуют человека как представителя живой природы;
– черты, которые выделяют человека из живой природы;
– изменения, которые привнёс человек в живую природу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.