Метапредметный урок русского языка и литературы по повести В.М.Шукшина «Калина красная» 12 класс.
Оценка 4.8

Метапредметный урок русского языка и литературы по повести В.М.Шукшина «Калина красная» 12 класс.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
11 кл
10.04.2019
Метапредметный урок русского языка и литературы по повести В.М.Шукшина «Калина красная» 12 класс.
Метапредметный урок русского языка и литературы по повести В.М.Шукшина «Калина красная» в 12 классе. На уроке закрепляются и проверяются знания обучающихся по итогам изучения повести. а также обучающиеся в рамках ГВЭ пишут сжатое изложение по предложенному тексту (отрывок из повести) и сочинение-рассуждение по заданному тексту. используется три урока: русский язык,литература и консультация по русскому языку.
Метапредметный урок русского языка и литературы по повести В.doc
Метапредметный урок русского языка и литературы по повести  В.М.Шукшина «Калина красная» 12 класс. Цель: обеспечить усвоение  повести В.М. Шукшина «Калина красная»;                  подготовка к ГВЭ по русскому языку: актуализация знаний и навыков  обучающихся по написанию сжатого изложения и  созданию сочинения­ рассуждения. Задачи урока:  1. Проанализировать повесть В.М. Шукшина «Калина красная».                          2. Выявить проблемы, поднимаемые автором в тексте. 3. Написать изложение по прослушанному тексту. 4. Написать сочинение по тексту изложения. Ожидаемые результаты: Метапредметные:   развитие  коммуникативных способностей, связанных с умением  перерабатывать информацию: писать сжатое изложение, передавая  главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом,  применять навык отбора существенной информации, излагать текст  сжато, исключать подробности и обобщать однородные явления,  сохраняя при этом основные микротемы;  умение создавать письменные тексты с учетом речевой ситуации, формулировать проблему, поставленную автором текста, позицию  автора (рассказчика), уметь выражать свое отношение к заданному  тексту, формировать грамотность;                                                                  умение использовать полученные знания, навыки и умения в  практических заданиях, в формировании жизненного опыта, в  самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать  с получением практического результата.  Оборудование: текст изложения, раздаточный материал (карточка для  каждого обучающегося).  Карточка Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту произведения  В.М.Шукшина. Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов.  Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все  слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и  оценивается 0 баллов. 2. Напишите сочинение по прослушанному тексту.  Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.  Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прослушанного текста. Объясните  почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а  также на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию  сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении  менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе  служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0  баллов. Если сочинение не опирается на прослушанный текст или  представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0  баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. Ход урока. Учитель. Добрый день. Сегодня у нас заключительный урок по повести В.М.Шукшина  «Калина красная». Это будет не просто урок, а интегрированный, или  метапредметный урок,  для его проведения мы будем привлекать знания,  умения и результаты анализа изучаемого материала не одного предмета, а  двух: русского языка и литературы.  Итогом урока будут написанные вами сжатое изложение и сочинение по  прослушанному тексту (отрывок из повести В.М.Шукшина «Калина красная»).  Таким образом, мы сможем оценить ваши знания по итогам изучения повести  В.М. Шукшина «Калина красная», а также навыки по написанию сжатого  изложения и  созданию сочинения­рассуждения. Вопросы для обсуждения повести: Куда направляется Егор, выйдя на волю? Почему? ( в «малину», т.е. в воровское логово). (Он ищет праздник души. Душа его не на месте. Он понимает, что жизнь его не задалась. Жажда праздника  воплотилась в пляске Егора и Люсьен, которые этой пляской как бы «  вколачивали» в гроб свою «калеку­жизнь»).  Почему Егор ищет опору в Любе, слабой и бесхитростной  женщине? «Всё. Еду к Любе» (может быть, считает, что она поможет  обрести ему душевный покой «Пишет, что беду мою понимает»; душа  Егора рвётся назад, к истокам, к простой крестьянской жизни). Какое решение принимает Егор? (Уехать в город, остаться наедине с  собой и спросить свою душу: как жить дальше. Он опять пытается  устроить праздник для души, но Шукшин подчёркивает невозможность  праздника для своего героя. Это окончательно проявляется в эпизоде  «разврата» в ресторане. Шукшин показывает, что не может быть  настоящим праздник среди чужих, не может быть праздника там, где всё ложь и обман). И хмелеет Егор, и юродствует, и бунтует, но праздника для  души всё нет. Какой страстностью проникнут его монолог! Что понял Егор? ( Он понял, что болен самим образом жизни. Ему и  хочется начать всё сначала, и боязно, и не очень он в это верит. Но  выстраданная в конце концов Егором Прокудиным (с помощью Любы и  других хороших людей) мысль о том, что лишь любовью, всеобъемлющей  любовью и уважением людей друг к другу и держится мир, эта мысль его  уже не оставит…; в Егоре борются его крестьянская закваска и  искорёженная воровской жизнью натура). Сцена посещения Егором матери – кульминационная в повести. заживёт ли больная совесть Егора? Сможет он замолить величайший  грех перед матерью? (посещение матери обновило и воскресило Егора, но избавить от трагедии,  от рокового конца не может).  ­ «Я думаю, что когда он увидел мать, то в эту­то минуту понял: не  найти ему в жизни этого праздника покоя, никак не замолить свой грех  перед матерью – вечно будет убивать совесть» (В.Шукшин) Что же теперь предстояло Егору? ( Он делает отчаянную попытку  переломить судьбу, становится трактористом. Он понял, что ему уже  никогда не даст покоя больная совесть, и его душа потянулась к  прежнему ­ к работе, к земле. На пашне проложена первая в его жизни  борозда. Даже имя Егора (от Георгий ­ греч. «землепашец») подчёркивает  его истоки – выходец из крестьян, определяет его изначальную  естественную потребность – землю пахать. Не случайно по выходе из  тюрьмы Егор на вопрос начальника, чем он собирается заниматься на  воле, отвечает: «Сельским хозяйством». В деревню едет Егор, не найдя  пристанища в городе. И умирает герой на пашне, обретя наконец своё  истинное лицо. «И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи  от дома… Лежал, приникнув щекой к земле…») Что хотел сказать Шукшин, показывая трагический конец Е.Прокудина? Это расплата за грехи или стечение обстоятельств? ­Он хотел сказать, что воровской мир очень жесток, что от него не так­ то просто отделаться; ­ Мне кажется, что Шукшин хотел сказать, что за всё в жизни надо  платить. Егор сам «сковал» свою судьбу и потому должен ответить за  свои ошибки. ­ Об этом говорит и сам Шукшин: «Мы за всё в самом деле должны  платить в жизни, и при всём при том, что нам иногда жаль прямо так  глядеть и видеть, как человек погибает, но сила разума нам должна  говорить, что, если случилось непоправимое, что, если случилось необратимое, приход к такому концу жизни, к такому финалу должен  состояться всё равно, он должен состояться, и он состоялся».  А мог он выбрать другую дорогу? (Мог) Как вы относитесь к Егору Прокудину? Достоин ли он сочувствия и  милосердия? ­ Я думаю, что достоин. Особенно в открытом поединке с Губошлёпом.  Зная жестокость и коварство своих противников, Егор идёт навстречу  опасности, положившись только на себя. ­ Достоин. Душа­то его восстаёт против этого образа жизни. Душа­то  болит, значит жива. Что хочет сказать Шукшин этой повестью? ­ Повесть о том, как гибнет человеческая душа. ­ Шукшин хочет разбудить нашу совесть, чтобы мы задумались, что с  нами происходит. Актуально ли это произведение в наши дни? Да, бесспорно, т.к. именно сейчас бездуховность захлестнула общество, и  особенно молодое поколение. «Калина красная» ­ предостережение человеку  от утраты самого себя и призыв «жить по душе». И ещё: Шукшин пытается  внушить нам мысль о том, что человек – хозяин своей судьбы и у него всегда  есть право выбора.  Выводы: 1) Егор­ человек умный, после первой же трудности он свернул с дороги,  чтобы обойти эту трудность. Так начался путь компромисса с совестью,  предательства ­ матери, общества, самого себя. 2) Драма одной жизни – с её началом и концом – потрясает, и, хочется верить, убеждает, что вся судьба Егора погибла. К гибели вела вся логика и судьбы и  характера. Он сам не смог застраховать себя от трагической случайности:  ведь были люди, которые искренне хотели ему помочь. 3) Нельзя хотеть вечного праздника. Это очень скользкий путь жизни.                4) «Нравственность ­ правда жизни». Наша задача – учиться на ошибках литературных героев, готовить себя к  жизненным испытаниям, устоять перед соблазнами, помнить о нравственных  законах. Учитель А теперь прочитайте задание, написанное на карточках. Это точно такое же  задание, которое будет на ГВЭ по русскому языку.  Прослушайте текст и подготовьтесь к написанию сжатого изложения. Текст  читаю три раза. Первую борозду в своей жизни проложил Егор.  Остановил трактор, спрыгнул на землю, прошелся по широкой борозде, сам  себе удивляясь: неужели это его работа. Пнул сапогом ком земли, хмыкнул:  ­ Ну и ну... Жоржик. Это ж надо! Ты же так ударником будешь!  Он оглянулся по степи, вдохнул весенний земляной дух и на минуту прикрыл  глаза. Постоял так.  Парнишкой он любил слушать, как гудят телеграфные столбы. Прижмется  ухом к столбу, закроет глаза и слушает... Волнующее чувство. Егор всегда это чувство помнил: как будто это нездешний какой­то гул, не на земле гудит, а  черт знает где. Если покрепче зажмуриться и целиком вникнуть в этот  мощный утробный звук, то он перейдет в тебя ­ где­то загудит внутри, в  голове, что ли, или в груди ­ не поймешь. Жутко бывало, но интересно.  Странно, ведь вот была же длинная, вон какая разная жизнь, а хорошо  помнилось только вот это немногое: корова Манька, да как с матерью носили  на себе березки, чтобы истопить печь. Эти­то дорогие воспоминания и жили в  нем, и, когда бывало вовсе тяжко, он вспоминал далекую свою деревеньку,  березовый лес на берегу реки, саму реку... Легче не становилось, только  глубоко жаль было всего этого и грустно, и по­иному щемило сердце ­ и  дорого, и больно. И теперь, когда от пашни веяло таким покоем, когда голову  грело солнышко и можно остановить свой постоянный бег по земле, Егор не  понимал, как это будет ­ что он остановится, обретет покой. Разве это можно? Жило в душе предчувствие, что это будет, наверно, короткая пора.  Егор еще раз оглядел степь. Вот этого и будет жаль. "Да что же я за урод  такой! ­ невольно подумал он. ­ Что я жить­то не умею? К чертям собачьим!  Надо жить. Хорошо же? Хорошо. Ну и радуйся". Егор глубоко вздохнул.  ­ Сто сорок лет можно жить... с таким воздухом, ­ сказал он. И теперь только  увидел на краю поля березовый колок и пошел к нему.  ­ Ох, вы мои хорошие!.. И стоят себе: прижухлись с краешку и стоят. Ну, что  дождались? Зазеленели... ­ Он ласково потрогал березку. ­ Ox, ox нарядились­ то! Ах, невестушки вы мои, нарядились. И молчат стоят. Хоть бы крикнули,  позвали ­ нет, нарядились и стоят. Ну, уж вижу теперь, вижу ­ красивые. Ну,  ладно, мне пахать надо. Я тут рядом буду, буду заходить теперь. ­ Егор  отошел немного от березок, оглянулся и засмеялся: ­ Ка­кие стоят! ­ И пошел  к трактору.  Шел и еще говорил по своей привычке: ­ А то простоишь с вами и ударником труда не станешь. Вот так вот... Вам­то  что, вам все равно, а мне надо в ударники выходить. Вот так. ­ И запел Егор:    Калина красная,  Калина вызрела,  Я узалеточки­и  Характер вызнала­а,  Характер вызнала­а,  Характер ой како­ой... Учитель Приступаем к написанию изложения. Домашнее задание Написать сочинение­рассуждение по заданному тексту.

Метапредметный урок русского языка и литературы по повести В.М.Шукшина «Калина красная» 12 класс.

Метапредметный урок русского языка и литературы по повести В.М.Шукшина «Калина красная» 12 класс.

Метапредметный урок русского языка и литературы по повести В.М.Шукшина «Калина красная» 12 класс.

Метапредметный урок русского языка и литературы по повести В.М.Шукшина «Калина красная» 12 класс.

Метапредметный урок русского языка и литературы по повести В.М.Шукшина «Калина красная» 12 класс.

Метапредметный урок русского языка и литературы по повести В.М.Шукшина «Калина красная» 12 класс.

Метапредметный урок русского языка и литературы по повести В.М.Шукшина «Калина красная» 12 класс.

Метапредметный урок русского языка и литературы по повести В.М.Шукшина «Калина красная» 12 класс.

Метапредметный урок русского языка и литературы по повести В.М.Шукшина «Калина красная» 12 класс.

Метапредметный урок русского языка и литературы по повести В.М.Шукшина «Калина красная» 12 класс.

Метапредметный урок русского языка и литературы по повести В.М.Шукшина «Калина красная» 12 класс.

Метапредметный урок русского языка и литературы по повести В.М.Шукшина «Калина красная» 12 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2019