Метапредметный урок русского языка и литературы по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» 12 класс
Оценка 4.7

Метапредметный урок русского языка и литературы по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» 12 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
11 кл
11.04.2019
Метапредметный урок русского языка и литературы по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» 12 класс
Метапредметный урок русского языка и литературы по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон" - один из уроков, направленных на актуализацию знаний обучающихся по итогом изучения произведения. а также при подготовке написания сжатого изложения и сочинения - рассуждения по заданному тексту при подготовке к ГВЭ, ЕГЭ.
Метапредметный урок русского языка и литературы по роману М.doc
Метапредметный урок русского языка и литературы по роману  М.А.Шолохова «Тихий Дон» 12 класс. Цель: Анализ последней главы романа «Тихий Дон» (XVIII гл.), обобщение  пройденного материала;                                                                                                подготовка к ГВЭ по русскому языку: актуализация знаний и навыков  обучающихся по написанию сжатого изложения и  созданию сочинения­ рассуждения. Задачи урока:  1. Проанализировать последнюю главу романа «Тихий Дон» (XVIII гл.).   2. Выявить проблемы, поднимаемые автором в тексте. 3. Написать изложение по прослушанному тексту. 4. Написать сочинение по тексту изложения. Ожидаемые результаты: Метапредметные:   развитие  коммуникативных способностей, связанных с умением  перерабатывать информацию: писать сжатое изложение, передавая  главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом,  применять навык отбора существенной информации, излагать текст  сжато, исключать подробности и обобщать однородные явления,  сохраняя при этом основные микротемы;  умение создавать письменные тексты с учетом речевой ситуации, формулировать проблему, поставленную автором текста, позицию  автора (рассказчика), уметь выражать свое отношение к заданному  тексту, формировать грамотность;                                                                  умение использовать полученные знания, навыки и умения в  практических заданиях, в формировании жизненного опыта, в  самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать  с получением практического результата.  Оборудование: текст изложения, раздаточный материал (карточка для  каждого обучающегося).  Карточка Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту произведения  М.А.Шолохова. Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов.  Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все  слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и  оценивается 0 баллов. 2. Напишите сочинение по прослушанному тексту.  Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не  согласны Вы с точкой зрения автора прослушанного текста. Объясните  почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а  также на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию  сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении  менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе  служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0  баллов. Если сочинение не опирается на прослушанный текст или  представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0  баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. Ход урока. Учитель. Добрый день. Сегодня у нас заключительный урок по роману М.А.Шолохова  «Тихий Дон». Это будет не просто урок, а интегрированный, или  метапредметный урок,  для его проведения мы будем привлекать знания,  умения и результаты анализа изучаемого материала не одного предмета, а  двух: русского языка и литературы.  Итогом урока будут написанные вами сжатое изложение и сочинение по  прослушанному тексту (отрывок из XVIII гл.романа м.А.Шолохова «Тихий  Дон»). Таким образом, мы сможем оценить ваши знания по итогам изучения  романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», а также навыки по написанию сжатого  изложения и  созданию сочинения­рассуждения.                                                          Мы заканчиваем изучение романа­эпопеи М.А.Шолохова «Тихий Дон» и сегодня  закроем последнюю страницу книги.  На протяжении нескольких уроков пытались разобраться в сложном (объемном)  содержании романа;  понять авторскую версию событий;  очертить круг проблем, поставленных автором; вслед за ним проследить судьбу  человека, судьбу народа в годы страшных исторических катаклизмов.  Читая последнюю главу романа, мы еще раз перелистаем страницы великой  книги, попытаемся определить основную идею романа и попытаемся понять, что  же хотел сказать М.Шолохов читателям 20­х годов ХХ столетия и нам,  читателям ХХI века.  Вопросы для обсуждения: Что произошло в жизни Григория?  («Он лишился всего, что было дорого его сердцу»)  Что является тому виной?  (Смерть Аксиньи. Война – "безжалостная смерть»)   Почему Григорий не сразу пошёл домой? Где оказался?   Чем занимался? Чем глушил тоску? Почему не ушёл с Чумаковым?  Почему не дождался амнистии?  (Весна. Надо пахать, сеять. Трудиться. Земля «зовёт»)  Почему выбрасывает винтовку, патроны. Почему пересчитал патроны?  Почему вытирает руки?  Что осталось у Григория?  (Зачитываем последние строки романа)                                                                   (Всё вернулось на круги своя. Мы снова перед домом – казачьим куренем  Мелеховых. Григорий стоит у ворот родного дома, держа на руках сына.  Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с  землёй и со всем этим огромным сияющим под холодным солнцем  миром).                  Что ещё держало Григория на земле?                                      Что значит для Григория дом?  (Отчий дом на родной земле – все начала и все концы. Григорию есть куда  идти.)  Учитель                                                                                                                       Для Шолохова и его героя являются главными в жизни – дом, семья, труд,  любовь. И ничего важнее этого нет! Потому что дом – это начало начал.  Именно в семье учатся заботиться друг о друге, трудиться, любить, понимать. Дом – это крепость, защита, спасение.  Куда мы спешим, когда возвращаемся из дальних странствий? Домой!  Когда все рушится вокруг (предают друзья, на работе неудачи, в стране  разруха), что спасает? Дом!  Кто тебя простит, что бы ты ни сделал? Семья!  Кто тебя утешит и поддержит в горе и в беде? Семья!  Учитель А теперь прочитайте задание, написанное на карточках. Это точно такое же  задание, которое будет на ГВЭ по русскому языку.  Прослушайте текст и подготовьтесь к написанию сжатого изложения. Текст  читаю три раза.   Григорий после собрался в дорогу.    ­ Домой? ­ спросил у него один из дезертиров.    И Григорий, впервые  за  все  время  своего  пребывания  в  лесу,  чуть  приметно улыбнулся:    ­ Домой. ­ Подождал бы  весны.  К  Первому  маю  амнистию  нам  дадут,  тогда  и  разойдемся.    ­ Нет, не могу ждать, ­ сказал Григорий и распрощался.    Утром на следующий день он подошел к  Дону  против  хутора  Татарского. Долго смотрел на родной двор, бледнея от радостного волнения.  Потом  снял винтовку и подсумок, достал из него шитвянку, конопляные хлопья, пузырек с ружейным маслом, зачем­то пересчитал патроны. Их было двенадцать  обойм   и двадцать шесть штук россыпью.    У крутояра лед отошел от берега. Прозрачно­зеленая  вода  плескалась  и  обламывала иглистый ледок окраинцев.  Григорий  бросил  в  воду  винтовку,  наган, потом высыпал патроны и тщательно вытер руки о полу шинели.    Ниже  хутора  он  перешел  Дон  по  синему,   изъеденному   ростепелью,  мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Еще издали он увидел на спуске  к  пристани Мишатку и еле удержался, чтобы не побежать к нему.    Мишатка обламывал свисавшие с  камня  ледяные  сосульки,  бросал  их  и  внимательно смотрел, как голубые осколки катятся вниз, под гору.    Григорий подошел к спуску, задыхаясь, хрипло окликнул сына:    ­ Мишенька!.. Сынок!    Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза.  Он  узнал  в  этом  бородатом и страшном на вид человеке отца...    Все  ласковые  и  нежные  слова,  которые  по  ночам  шептал  Григорий,  вспоминая там, в дубраве, своих детей, сейчас вылетели у него  из  памяти. Опустившись на колени, целуя розовые холодные ручонки сына, он   сдавленным голосом твердил только одно слово:    ­ Сынок... сынок...    Потом Григорий взял на руки сына. Сухими, исступленно горящими   глазами жадно всматриваясь в его лицо, спросил:    ­ Как же вы тут?.. Тетка, Полюшка ­ живые­здоровые?    По­прежнему не глядя на отца, Мишатка тихо ответил:    ­ Тетка Дуня здоровая, а Полюшка померла осенью... От глотошной. А дядя  Михаил на службе...    Что ж, и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал  Григорий.  Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына...    Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило  его  с  землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром. Учитель Приступаем к написанию изложения. Домашнее задание Написать сочинение­рассуждение по заданному тексту.

Метапредметный урок русского языка и литературы по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» 12 класс

Метапредметный урок русского языка и литературы по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» 12 класс

Метапредметный урок русского языка и литературы по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» 12 класс

Метапредметный урок русского языка и литературы по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» 12 класс

Метапредметный урок русского языка и литературы по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» 12 класс

Метапредметный урок русского языка и литературы по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» 12 класс

Метапредметный урок русского языка и литературы по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» 12 класс

Метапредметный урок русского языка и литературы по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» 12 класс

Метапредметный урок русского языка и литературы по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» 12 класс

Метапредметный урок русского языка и литературы по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» 12 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2019