Метериалы к уроку литературы по теме: "Слово об Александре Сергеевиче Пушкине"
Оценка 4.9

Метериалы к уроку литературы по теме: "Слово об Александре Сергеевиче Пушкине"

Оценка 4.9
Занимательные материалы +1
doc
русская литература
5 кл—9 кл
01.04.2018
Метериалы к уроку литературы по теме: "Слово об Александре Сергеевиче Пушкине"
РАБОЧИЙ ЛИСТ.doc
ФИ_________________________________________________________________________ РАБОЧИЙ ЛИСТ Павел Антокольский ИМЯ (отрывок) Это имя – знакомое с детства – Вместе с грамотой впаяно в речь. Надо заново в имя вглядеться, Чтобы заново знать и беречь. Это имя на то и дано нам. И оно никогда не лгало, Не застыло казенным каноном И не в школьную пропись легло. Это имя – подростка смешного, Что свечу до полуночи жёг, И строчил и вычеркивал снова, И выискивал нужное слово – Свой веселый сигнальный рожок. Это имя – весёлое рвенье, Лихорадка ночного труда. Нестареющее вдохновенье, Не сгорающее никогда. Это имя – бессонница вёсен, Увлекающая за моря, Золотая, румяная осень, Бодрый холод в конце октября. Это имя – сквозь белые ночи Всех бессонных касается век, Раскрывает все жадные очи На прошедший и будущий век. (Цит.по: Светлое имя Пушкин. – М.,1988, С.248 – 249) впаяно в речь___________________________________________________________________________ в имя  вглядеться________________________________________________________________________ не застыло казенным  каноном_______________________________________________________________________________ веселый сигнальный  рожок_________________________________________________________________________________  веселое рвенье________________________________________________________________________ лихорадка ночного  труда_________________________________________________________________________________ бессонница  весен__________________________________________________________________________________ жадные очи___________________________________________________________________________ *Какое четверостишие можно взять эпиграфом к уроку? Почему? _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Арап__________________________________________________________________________________   Креолка_______________________________________________________________________________ Имение________________________________________________________________________________ Крепостные___________________________________________________________________________  Вольная_______________________________________________________________________________  Няня__________________________________________________________________________________ «дядька»_______________________________________________________________________________ Гувернёр_______________________________________________________________________________ Ю. Тынянов. Роман «Пушкин» (Ч.1, гл..9/2,С.157 ­159)      Часто Александр бродил по комнатам, ничего не слыша и не замечая, кусая ногти и смотря на всех и на все, на мусье Руссло, на Арину, на родителей, на окружающие   предметы   отсутствующим, посторонним  взглядом. Какие­то  звуки, чьи­то  ложные, сомнительные стихи мучили его; не отдавая себе  отчета,  он записывал их, почти ничего не меняя. Это были  французские стихи, правильные и бедные; рифмы приходили на ум  ранее, чем самые строки. Он повторял их про себя, иногда забывая одно­два   слова   и   заменяя   их   другими;   вечерами,   засыпая,   он   со   сладострастием   вспоминал полузабытые рифмы.  Это были стихи не совсем его и не совсем чужие.          Сергей   Львович недаром   хвастался Руссло. Руссло   был педагог во   всем значении   слова, он строго   требовал     от     ученика     правил     арифметических     и   грамматических;     прежде     же   всего правильного распределения времени.   Когда уроки были выучены, он допускал игры и шалости. Он мирился с бегом взапуски, если   Александр   не   избирал   для   этого   товарищами   каких­нибудь дворовых   мальчишек,   как   то     дважды   случалось;   мальчики   в   пору   развития   своих   телесных способностей должны резвиться. Прыжки и скачки через кресла и табуреты менее ему нравились; он совершенно не одобрял, наконец, дикой беготни   и суматохи, когда Александр как одержимый все ронял     и     опрокидывал   на     своем   пути,     при   этом   крича   или   напевая   какую­то   бессмыслицу, нестройный вздор.           Но   его   выводила   из   себя   эта   дикая   рассеянность,   молчание,   немота,   когда   Александр   не откликался на окрики, занятый какими­то странными мыслями; но и мыслей у него не было ­ это выдавал его неровный взгляд. Да в таком возрасте и не   должно быть Мусье Руссло   стал   за ним наблюдать и подстерег: мальчик что­то писал, озираясь и, видимо, боясь, что его застигнут.      Вскоре дело разъяснилось; Руссло нашел несколько листков, спрятанных от постороннего  взгляда под   матрас.   Это   оказались французские стихи,   а   по легкой   несвязности строк   мусье Руссло заключил, что это собственные стихи Александра. Он прочел их, улыбаясь без всякой приятности.   Руссло и сам   был автор.   Трижды пытался   он   проникнуть   в   печать и   посылал   свои   стихи   в "Альманак де   мюз".   Трижды   он встречал  отказ и  как  автор  озлобился. Он подозревал  интриги и козни  печатавшихся  поэтов, из которых   многие,   по   его   мнению,     писали   хуже     его.   Поэтому     Руссло   кисло   прочел     стишки дьявольского мальчишки,  который  был   еще  дитей  и  уже   осмеливался  марать  бумагу, сочинительствовать. В   особенности уязвило его,   что стихи были   правильные; однако в них была куча ошибок противу  правописания. Руссло их исправил,  а наиболее  грубые  ошибки  подчеркнул двойной  чертой. Кроме  того, он  сбоку начертал карандашом  большой  знак вопроса,  выразив  этим свои сомнения  в уместности стихов.          Надежда   Осиповна   покровительствовала  французу,  который  чувствовал  себя  у   Пушкиных привольно.  Сергей Львович искусно пользовался влиянием француза для  того, чтобы устраивать свои дела;   он     нарочно   вызывал   его   на   рассказы,   когда   хотел   улизнуть.   Надежда   Осиповна   любила послушать Руссло и не замечала отсутствия  мужа.  Так  мусье Руссло  стал  необходимым  членом семьи, и ему случалось даже   бывать   посредником    между    супругами   при   ссорах.    Надежда Осиповна   советовалась     с     ним     при   шитье     платьев;   комплименты     француза   она   принимала   с удовольствием; замечания его  обнаруживали совершенное понимание бывалого бульвардьера и всегда касались высоты талии и глубины выреза.       После  обеда Руссло приступил  к делу.  Он скучным голосом сказал, что, как честный человек, вскоре   принужден   будет   отказаться   от   своих   обязанностей   и   чувствует   себя   лишним.   Надежда Осиповна и Сергей Львович изумились:  ничто не предвещало  такого  заявления;  с  утра  Руссло  был, казалось,  весел  и тихонько насвистывал, за обедом, хотя и задумчив и чем­то, видимо, занят, но ел так   много,   с таким   аппетитом,   что   Сергей   Львович   под   конец   даже огорчился. На вопросы, обращенные   к   нему.   Руссло   долго   не   хотел   отвечать,   но   затем     неохотно,   взвешивая   слова   и выражения, пожаловался на Александра, на его  леность  и праздность, победить которую  он  не в состоянии. Александр насупился и вдруг коротко и грубо сказал:      ­ Неправда.      Надежда  Осиповна  хотела  было прогнать его  из­за  стола, но  француз удержал ее.      Вынув из  кармана  аккуратно сложенные листки, он  начал  читать стихи, медленно,  с  эмфазою, подражая какому­то трагическому  актеру,  а  в конце каждого стиха изумленно вздергивал  брови. Успех был  разительный  ­ Надежда Осиповна звонко  захохотала, а  Сергей  Львович, которому  редко приходилось смеяться, был рад, что Руссло остается и все оказалось фарсою.           Тут они взглянули  на автора, Сашку, не без   благодарности за то, что он доставил  им это развлечение. Мальчик сидел у края стола и  мял  в руках край скатерти. Мать  постучала по столу, как   всегда делала,   призывая   детей   к порядку. Он не слушал и продолжал   быстро   наматывать скатерть на палец. Она его окликнула. Тогда он встал и посмотрел на них, не видя их и как бы ничего не  понимая.  Лицо  его   было  белесое,   тусклое,   рот    подергивало,   глаза  налились  кровью.   Мягким внезапным  движением  он  бросился к  Руссло,  как  бросаются тигрята,  плавно, и вдруг ­ вырвал у него из рук стихи и со  стоном бросился вон из комнаты.          Все   остолбенели.   Руссло, оскорбленный   как   педагог и как   остроумец, молчал и ждал,   что скажут   родители.     Но   Надежда   Осиповна   притихла,   а   Сергей   Львович   молчал.     Что   ни   день, приходилось     ему   либо   ссориться,   либо     унимать   ссоры.   Пообедать   не   дадут.   Он   негодовал решительно на всех ­ что ни день, то нелепости. Как на вулкане.       Руссло  вспомнил о  своих обязанностях. Он сам отправился объясняться с питомцем  Надежда Осиповна     сидела   скучная,     отяжелевшая   и     ждала.   Сергей   же   Львович   с     тоскою   вспоминал   о невозвратных  днях, когда он  ел славные  щи у Панкратьевны и Грушка прислуживала ему со всей безыскусственной готовностью. Жива ли  она и, главное, здорова ли? Он почувствовал, что его  снова тянет к этой  беспечной жизни, к обществу холостяков, рогоносцев и вольных   дев.   А между тем он   сидел   за столом, пообедав, скучая  и  ожидая конца  очередной ссоры.  И тут  из  детской  донесся  тонкий  жалобный  крик.  Они опрометью бросились туда. Кричал Руссло, призывая на помощь.      Топилась в детской печка; у самой печки лежали брошенные охапкой дрова, и корчилась на  углях, то бледнея,  то чернея, сгоревшая бумага Руссло стоял тут же,  у печки,  прижавшись в угол, выставив обе руки вперед для защиты  и призывая на  помощь.  А перед ним,  как  маленький  дьявол,  стоял, оскалив радостно  зубы  и  высоко занеся  круглое  полено,  ­  Александр.  Положение француза было самое   жалкое.   Надежда   Осиповна   бросилась     к   Александру   и   стала   отнимать   полено.   Против ожидания,  она  не могла с ним сладить, сын оказался неожиданно сильным. Выгнувшись, как пружина, он крепко сжимал свое оружие, и мать не могла разжать его пальцев.      Наконец он сам метнул полено в угол и бросился вон из комнаты.      Руссло  отдышался.  Он  был  оскорблен  до  глубины   души;  вскоре  он рассказал:  войдя,  он заметил, что Александр сидит на корточках и жжет эти свои бумажонки,  paperasses. Он попросил его встать. Мальчик не повиновался. Тогда   он притронулся   к   его плечу,   повторив приказание. Вместо того чтобы исполнить приказ учителя, мальчик   схватил полено   и напал на него,   не дав даже времени для того, чтобы принять меры обороны. Руссло увернулся от удара счастьем и всем   был   обязан своей ловкости; старый рубака     сказался   в     нем.   Руссло   просил   освободить     его   от   обязанностей     воспитания     этого маленького монстра.          Родители вздохнули оба разом и   стали его упрашивать   остаться. Француз был непреклонен. Наконец   Надежда   Осиповна   заговорила   о   прибавке   жалованья,   и   упорство     воспитателя поколебалось. Сергей   Львович    скрепя сердце   прервал переговоры, опасаясь,   как   бы жена не прибавила  лишнего. Наконец учитель с чувством  поклонился  и  заявил,  что  остается  единственно из  благородных чувств, проявленных родителями.      Александра искали и нашли у Арины.      К его удивлению, его не тронули.       Но  по ночам  он часто  просыпался;  сердце  его  гулко  билось,  глаза застилала ненависть. Он вглядывался в лицо спящего с холодом и бешенством. С тех пор как он затолкал в печку свои листки, опозоренные рукою  француза, он не переставал упорно, страстно  желать его смерти. Будь он старше, он вызвал бы его; Монфор недаром рассказывал ему о дуэлях и показывал выпады в терцу и кварту. Но шпаг не было, и его осмеяли бы.      Незаметно воображение увлекало его. Он  бежал из этого дома, из Москвы; бродил по  дорогам; слава окружала его.  Он  воображал  глупый  вид Руссло, который проснулся и не нашел его утром в комнате. Однажды он тихонько встал, дождался  за  дверью   Русслова  пробуждения   и  сквозь  щелку наслаждался   растерянным   видом   сонного   Аргуса.   Француз,   казалось,   что­то   понял,   заметил   в маленьком монстре; он присмирел  и стал  обращаться  с  ним как со взрослым, льстя  его  самолюбию. Перед  сном, ссылаясь  на то, что  из окна  дует, он передвигал свою постель к  дверям, переносил урыльник и  спал, как цербер, у самого порога. Легко ли, по­вашему, одной фразой определить, кто такой Пушкин? Почему? _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Синквейн _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ И все же попробуйте закончить  предложение: «Пушкин – это…» _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Домашнее задание: 1) Для всех: С.82­83, «Няне», прочитать, вопросы №№1­4 (у); 2)Для желающих: подготовить сообщение на тему «Детство А.С. Пушкина». 3)Для желающих: написать сочинение «Мой Пушкин»

Метериалы к уроку литературы по теме: "Слово об Александре Сергеевиче Пушкине"

Метериалы к уроку литературы по теме: "Слово об Александре Сергеевиче Пушкине"

Метериалы к уроку литературы по теме: "Слово об Александре Сергеевиче Пушкине"

Метериалы к уроку литературы по теме: "Слово об Александре Сергеевиче Пушкине"

Метериалы к уроку литературы по теме: "Слово об Александре Сергеевиче Пушкине"

Метериалы к уроку литературы по теме: "Слово об Александре Сергеевиче Пушкине"

Метериалы к уроку литературы по теме: "Слово об Александре Сергеевиче Пушкине"

Метериалы к уроку литературы по теме: "Слово об Александре Сергеевиче Пушкине"

Метериалы к уроку литературы по теме: "Слово об Александре Сергеевиче Пушкине"

Метериалы к уроку литературы по теме: "Слово об Александре Сергеевиче Пушкине"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018