ФИ_________________________________________________________________________
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Павел Антокольский
ИМЯ
(отрывок)
Это имя – знакомое с детства –
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь.
Это имя на то и дано нам.
И оно никогда не лгало,
Не застыло казенным каноном
И не в школьную пропись легло.
Это имя – подростка смешного,
Что свечу до полуночи жёг,
И строчил и вычеркивал снова,
И выискивал нужное слово –
Свой веселый сигнальный рожок.
Это имя – весёлое рвенье,
Лихорадка ночного труда.
Нестареющее вдохновенье,
Не сгорающее никогда.
Это имя – бессонница вёсен,
Увлекающая за моря,
Золотая, румяная осень,
Бодрый холод в конце октября.
Это имя – сквозь белые ночи
Всех бессонных касается век,
Раскрывает все жадные очи
На прошедший и будущий век.
(Цит.по: Светлое имя Пушкин. – М.,1988, С.248 – 249)
впаяно в речь___________________________________________________________________________
в имя
вглядеться________________________________________________________________________
не застыло казенным
каноном_______________________________________________________________________________
веселый сигнальный
рожок_________________________________________________________________________________
веселое рвенье________________________________________________________________________
лихорадка ночного
труда_________________________________________________________________________________
бессонница
весен__________________________________________________________________________________
жадные очи___________________________________________________________________________
*Какое четверостишие можно взять эпиграфом к уроку? Почему?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Арап__________________________________________________________________________________
Креолка_______________________________________________________________________________
Имение________________________________________________________________________________
Крепостные___________________________________________________________________________
Вольная_______________________________________________________________________________
Няня__________________________________________________________________________________
«дядька»_______________________________________________________________________________
Гувернёр_______________________________________________________________________________
Ю. Тынянов. Роман «Пушкин» (Ч.1, гл..9/2,С.157 159)
Часто Александр бродил по комнатам, ничего не слыша и не замечая, кусая ногти и смотря на всех
и на все, на мусье Руссло, на Арину, на родителей, на окружающие предметы отсутствующим,
посторонним взглядом. Какието звуки, чьито ложные, сомнительные стихи мучили его; не отдавая
себе отчета, он записывал их, почти ничего не меняя. Это были французские стихи, правильные и
бедные; рифмы приходили на ум ранее, чем самые строки. Он повторял их про себя, иногда забывая
однодва слова и заменяя их другими; вечерами, засыпая, он со сладострастием вспоминал
полузабытые рифмы. Это были стихи не совсем его и не совсем чужие.
Сергей Львович недаром хвастался Руссло. Руссло был педагог во всем значении слова, он
строго требовал от ученика правил арифметических и грамматических; прежде же всего
правильного распределения времени. Когда уроки были выучены, он допускал игры и шалости. Он
мирился с бегом взапуски, если Александр не избирал для этого товарищами какихнибудь
дворовых мальчишек, как то дважды случалось; мальчики в пору развития своих телесных
способностей должны резвиться. Прыжки и скачки через кресла и табуреты менее ему нравились; он
совершенно не одобрял, наконец, дикой беготни и суматохи, когда Александр как одержимый все
ронял и опрокидывал на своем пути, при этом крича или напевая какуюто бессмыслицу,
нестройный вздор.
Но его выводила из себя эта дикая рассеянность, молчание, немота, когда Александр не
откликался на окрики, занятый какимито странными мыслями; но и мыслей у него не было это
выдавал его неровный взгляд. Да в таком возрасте и не должно быть Мусье Руссло стал за ним
наблюдать и подстерег: мальчик чтото писал, озираясь и, видимо, боясь, что его застигнут.
Вскоре дело разъяснилось; Руссло нашел несколько листков, спрятанных от постороннего взгляда
под матрас. Это оказались французские стихи, а по легкой несвязности строк мусье Руссло
заключил, что это собственные стихи
Александра. Он прочел их, улыбаясь без всякой приятности. Руссло и сам был автор. Трижды
пытался он проникнуть в печать и посылал свои стихи в "Альманак де мюз". Трижды он
встречал отказ и как автор озлобился. Он подозревал интриги и козни печатавшихся поэтов, из
которых многие, по его мнению, писали хуже его. Поэтому Руссло кисло прочел стишки
дьявольского мальчишки, который был еще дитей и уже осмеливался марать бумагу,
сочинительствовать. В особенности уязвило его, что стихи были правильные; однако в них была
куча ошибок противу правописания. Руссло их исправил, а наиболее грубые ошибки подчеркнул двойной чертой. Кроме того, он сбоку начертал карандашом большой знак вопроса, выразив этим
свои сомнения в уместности стихов.
Надежда Осиповна покровительствовала французу, который чувствовал себя у Пушкиных
привольно. Сергей Львович искусно пользовался влиянием француза для того, чтобы устраивать свои
дела; он нарочно вызывал его на рассказы, когда хотел улизнуть. Надежда Осиповна любила
послушать Руссло и не замечала отсутствия мужа. Так мусье Руссло стал необходимым членом
семьи, и ему случалось даже бывать посредником между супругами при ссорах. Надежда
Осиповна советовалась с ним при шитье платьев; комплименты француза она принимала с
удовольствием; замечания его обнаруживали совершенное понимание бывалого бульвардьера и всегда
касались высоты талии и глубины выреза.
После обеда Руссло приступил к делу. Он скучным голосом сказал, что, как честный человек,
вскоре принужден будет отказаться от своих обязанностей и чувствует себя лишним. Надежда
Осиповна и Сергей Львович изумились: ничто не предвещало такого заявления; с утра Руссло был,
казалось, весел и тихонько насвистывал, за обедом, хотя и задумчив и чемто, видимо, занят, но ел
так много, с таким аппетитом, что Сергей Львович под конец даже огорчился. На вопросы,
обращенные к нему. Руссло долго не хотел отвечать, но затем неохотно, взвешивая слова и
выражения, пожаловался на Александра, на его леность и праздность, победить которую он не в
состоянии. Александр насупился и вдруг коротко и грубо сказал:
Неправда.
Надежда Осиповна хотела было прогнать его изза стола, но француз удержал ее.
Вынув из кармана аккуратно сложенные листки, он начал читать стихи, медленно, с эмфазою,
подражая какомуто трагическому актеру, а в конце каждого стиха изумленно вздергивал брови.
Успех был разительный Надежда Осиповна звонко захохотала, а Сергей Львович, которому редко
приходилось смеяться, был рад, что Руссло остается и все оказалось фарсою.
Тут они взглянули на автора, Сашку, не без благодарности за то, что он доставил им это
развлечение. Мальчик сидел у края стола и мял в руках край скатерти. Мать постучала по столу,
как всегда делала, призывая детей к порядку. Он не слушал и продолжал быстро наматывать
скатерть на палец. Она его окликнула. Тогда он встал и посмотрел на них, не видя их и как бы ничего
не понимая. Лицо его было белесое, тусклое, рот подергивало, глаза налились кровью. Мягким
внезапным движением он бросился к Руссло, как бросаются тигрята, плавно, и вдруг вырвал у
него из рук стихи и со стоном бросился вон из комнаты.
Все остолбенели. Руссло, оскорбленный как педагог и как остроумец, молчал и ждал, что
скажут родители. Но Надежда Осиповна притихла, а Сергей Львович молчал. Что ни день,
приходилось ему либо ссориться, либо унимать ссоры. Пообедать не дадут. Он негодовал
решительно на всех что ни день, то нелепости. Как на вулкане.
Руссло вспомнил о своих обязанностях. Он сам отправился объясняться с питомцем Надежда
Осиповна сидела скучная, отяжелевшая и ждала. Сергей же Львович с тоскою вспоминал о
невозвратных днях, когда он ел славные щи у Панкратьевны и Грушка прислуживала ему со всей
безыскусственной готовностью.
Жива ли она и, главное, здорова ли? Он почувствовал, что его снова тянет к этой беспечной жизни,
к обществу холостяков, рогоносцев и вольных дев. А между тем он сидел за столом, пообедав,
скучая и ожидая конца очередной ссоры. И тут из детской донесся тонкий жалобный крик. Они
опрометью бросились туда. Кричал Руссло, призывая на помощь.
Топилась в детской печка; у самой печки лежали брошенные охапкой дрова, и корчилась на углях,
то бледнея, то чернея, сгоревшая бумага Руссло стоял тут же, у печки, прижавшись в угол, выставив
обе руки вперед для защиты и призывая на помощь. А перед ним, как маленький дьявол, стоял,
оскалив радостно зубы и высоко занеся круглое полено, Александр. Положение француза было
самое жалкое. Надежда Осиповна бросилась к Александру и стала отнимать полено. Против
ожидания, она не могла с ним сладить, сын оказался неожиданно сильным. Выгнувшись, как пружина,
он крепко сжимал свое оружие, и мать не могла разжать его пальцев.
Наконец он сам метнул полено в угол и бросился вон из комнаты.
Руссло отдышался. Он был оскорблен до глубины души; вскоре он рассказал: войдя, он
заметил, что Александр сидит на корточках и жжет эти свои бумажонки, paperasses. Он попросил его
встать. Мальчик не повиновался. Тогда он притронулся к его плечу, повторив приказание. Вместо того чтобы исполнить приказ
учителя, мальчик схватил полено и напал на него, не дав даже времени для того, чтобы принять
меры обороны. Руссло увернулся от удара счастьем и всем был обязан своей ловкости; старый
рубака сказался в нем. Руссло просил освободить его от обязанностей воспитания этого
маленького монстра.
Родители вздохнули оба разом и стали его упрашивать остаться. Француз был непреклонен.
Наконец Надежда Осиповна заговорила о прибавке жалованья, и упорство
воспитателя
поколебалось. Сергей Львович скрепя сердце прервал переговоры, опасаясь, как бы жена не
прибавила лишнего. Наконец учитель с чувством поклонился и заявил, что остается единственно
из благородных чувств, проявленных родителями.
Александра искали и нашли у Арины.
К его удивлению, его не тронули.
Но по ночам он часто просыпался; сердце его гулко билось, глаза застилала ненависть. Он
вглядывался в лицо спящего с холодом и бешенством. С тех пор как он затолкал в печку свои листки,
опозоренные рукою француза, он не переставал упорно, страстно желать его смерти. Будь он старше,
он вызвал бы его; Монфор недаром рассказывал ему о дуэлях и показывал выпады в терцу и кварту.
Но шпаг не было, и его осмеяли бы.
Незаметно воображение увлекало его. Он бежал из этого дома, из Москвы; бродил по дорогам;
слава окружала его. Он воображал глупый вид Руссло, который проснулся и не нашел его утром в
комнате. Однажды он тихонько встал, дождался за дверью Русслова пробуждения и сквозь щелку
наслаждался растерянным видом сонного Аргуса. Француз, казалось, чтото понял, заметил в
маленьком монстре; он присмирел и стал обращаться с ним как со взрослым, льстя его самолюбию.
Перед сном, ссылаясь на то, что из окна дует, он передвигал свою постель к дверям, переносил
урыльник и спал, как цербер, у самого порога.
Легко ли, повашему, одной фразой определить, кто такой Пушкин? Почему?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Синквейн
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
И все же попробуйте закончить предложение: «Пушкин – это…»
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Домашнее задание: 1) Для всех: С.8283, «Няне», прочитать, вопросы №№14 (у);
2)Для желающих: подготовить сообщение на тему «Детство А.С. Пушкина».
3)Для желающих: написать сочинение «Мой Пушкин»
Метериалы к уроку литературы по теме: "Слово об Александре Сергеевиче Пушкине"
Метериалы к уроку литературы по теме: "Слово об Александре Сергеевиче Пушкине"
Метериалы к уроку литературы по теме: "Слово об Александре Сергеевиче Пушкине"
Метериалы к уроку литературы по теме: "Слово об Александре Сергеевиче Пушкине"
Метериалы к уроку литературы по теме: "Слово об Александре Сергеевиче Пушкине"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.