МЕТОД ДЕБАТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.

  • docx
  • 23.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 754..docx

Павлов Александр Константинович –

кандидат педагогических наук, заслуженный деятель науки,

учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 8» г. Петрозаводска, республики Карелия,

старший преподаватель кафедры педагогики ПетрГУ.

Pavlov Alexander Konstantinovich –

candidate of pedagogical sciences, honored worker of science,

teacher of history and social science of municipal educational institution of "SOSh No. 8" of Petrozavodsk, Republic of Karelia,

senior teacher of department of pedagogics Petrgu.

МЕТОД ДЕБАТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

METHOD OF THE DEBATE IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF THE COMPETENCE-BASED FOCUSED TRAINING

     Аннотация: в данной научной статье рассматривается и анализируется методика дебатов в организации и проведении учебных и внеурочных занятий с обучающимися с позиций компетентностно-ориентированной дидактики.

     Summary: in this scientific article the technique of a debate in the organization and holding educational and after-hour occupations with students from positions of the competence-based focused didactics is considered and analyzed.

     Основные термины и понятия: метод, дебаты, формирующе-развивающая игровая методика, гражданское открытое общество, педагогическая технология компетентностно-ориентированного обучения.

     Main terms and concepts: a method, a debate, the formiruyushche-developing game technique, civil open society, pedagogical technology of the competence-based focused training.

     Проведение учебных и внеурочных занятий по методу «Дебаты» среди учащихся содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены окружающей действительности.

Дебаты формируют:

o    умение формировать и отстаивать свою позицию;

o    ораторское мастерство и умение вести диалог;

o    командный дух и лидерские качества.

     Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии:

o      развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);

o      развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;

o      формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);

o      формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);

o      формирование навыков слушания и ведения записей.

     Дебаты в условиях компетентностно-ориентированной дидактики — одна из разновидностей формирующее-развивающей игровой методики обучения, воспитания, развития, интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры.

     Условия игры: в игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.

     Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов.

I . Подготовка к игре

Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса). В «Дебатах» она формулируется в виде утверждения, например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации». При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:

o    провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;

o    быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;

o    иметь четкую формулировку;

o    стимулировать исследовательскую работу;

o    иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.

Обобщенно структура подготовительного этапа может быть представлена следующим образом.

     Работа с информацией по теме:

o    активизация знаний учащихся (мозговой штурм);

o    поиск информации с использованием различных источников;

o    систематизация полученного материала;

o    составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д.

     Формирование общих и специальных умений и навыков:

o    формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек;

o    построение стратегии отрицающей стороны;

o    умение правильно формулировать вопросы;

o    овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике;

o    овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.

     Итак, на подготовительном этапе учащиеся должны не только глубоко изучить и тщательно проработать содержание предлагаемой для игры темы, но также дать определения каждому понятию в тезисе, составить кейсы (систему аргументов) как для утверждающей, так и для отрицающей стороны, так как жеребьевка команд осуществляется незадолго до начала самой игры. При этом для каждой стороны продумывается стратегия отрицания, то есть составляются контраргументы на возможные аргументы оппонентов, и предлагаются вопросы, которые способствуют обнаружению противоречий в позиции противоположной стороны.

II. Игра

     Каждая команда (в составе трех спикеров) имеет возможность брать таймауты между любыми раундами общей продолжительностью 8 минут.

Форма дебатов

У1 — первый спикер команды утверждения;

О1 — первый спикер команды отрицания и т. д.

     Каждый спикер во время игры выполняет строго определенные технологией игры роли и функции, причем роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают.

     За временем на протяжении всей игры следит «тайм-кипер», который предупреждает команды и судей за 2, 1 и 0,5 минуты об окончании времени выступления (подготовки). Для этого он использует карточки с написанным на них временем, которые показывает командам.

Регламент «Дебатов»

Действие

Время

Выступление У1

6 минут

Вопросы ОЗ к У1

3 минуты

Выступление 01

6 минут

Вопросы УЗ к 01

3 минуты

Выступление У2

5 минут

Вопросы 01 к У 2

3 минуты

Выступление 02

5 минут

Вопросы У1 к 02

3 минуты

Выступление УЗ

5 минут

Выступление 03

5 минут

 

Роли спикеров

Спикер У1:

o    представление команды;

o    формулировка темы, актуальность;

o    определение ключевых понятий, входящих в тему;

o    выдвижение критерия (ценность или цель команды);

o    представление кейса утверждающей стороны;

o    заключение (таким образом... готов ответить на вопросы...).

Спикер 01:

o    представление команды;

o    формулировка тезиса отрицания;

o    принятие определений ключевых понятий;

o    атака или принятие критерия оппонентов;

o    опровержение позиции утверждения;

o    представление кейса отрицающей стороны.

Специально выбранные судьи или нейтральная аудитория оценивают выступления команд по выбранным критериям и объявляют победителя.

III. Анализ игры

После завершения «Дебатов» происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников. Анализируется подготовка команд к «Дебатам», их способы выдвижения аргументы и ответов на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности.

Готовимся к уроку

     Разработайте подготовительный этап для проведения «Дебатов». Для этого вместе с инициативными учениками определите следующее:

o    учебный предмет, класс;

o    тема «Дебатов» (несколько вариантов);

o    цель «Дебатов»;

o    принципы формирования команд;

o    виды работы с информацией по теме «Дебатов»;

o    подготовка команд к «Дебатам»;

o    критерии оценки «Дебатов»;

o    форма анализа и оценки «Дебатов».

     Реализуйте разработанные занятия с учениками или коллегами. Обсудите результаты.

Кодекс чести дебатера включает следующие правила:

•  Дебаты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям.

•  Дебаты должны способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике.

•  Соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.

•  Дебаты должны распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми, вовлеченными в дебаты.

Этика дебатера:

•  при обсуждении сторон дебатеры должны воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;

•  дебатеры должны спорить в дружественной манере;

•  язык и жесты, используемые дебатерами, должны отражать их уважение к другим;

•  дебатеры должны быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию. Дебатеры никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения;

•  дебатеры должны внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.

Этика тренера:

•  тренеры должны способствовать личному вкладу дебатеров и свободному обмену мнениями при подготовке к дебатам;

•  тренеры должны обеспечить дружескую атмосферу для дебатеров и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;

•  тренеры должны облегчать подготовку к дебатам, но не должны сами придумывать аргументы;

•  тренеры должны подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели дебатеров;

•  отношения между тренерами и дебатерами должны основываться на взаимном доверии.

 

Рефлексия

     Проанализируйте свою деятельность по подготовке «Дебатов». Определите наиболее успешные и проблемные этапы их подготовки. Назовите основные трудности и способы, которыми вы их преодолевали. В чем главный образовательный результат на этапе подготовки «Дебатов», полученный каждым из участников этой подготовки? Аналогичным образом выполните анализ проведенных «Дебатов».

Литература

1.     Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебное пособие. — М.: Моск. психолого-социальный институт / Флинта, 1997.

2.     Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1999.

3.     Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. — М.: Народное образование, 2001.

4.     Зайцев В. Н. Практическая дидактика: Учебное пособие. Для пед. специальн. ун-тов и институтов пов. квалиф. работ, образ-я. — М.: Народное образование, 1999.

5.     Зверева Н. М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2001.

6.     Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2002.

7.     Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. — Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 2001.

8.     Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. - СПб.: КАРО, 2002. - С. 134-136.

9.     Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.

10.  Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: Педагогическое общество России, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru