Метод «Дизайн-мышления» стал использоваться в проектной деятельности относительно недавно. В 2004 году Дэвид Келли, основатель компании «Айдио» в США, упаковал метод «Дизайн-мышления» в 6 простых шагов, которые помогают практиковать его любому человеку, который хочет активно действовать, быть современным, быстрым, быстро достигать своих целей и задач.
«Дизайн-мышление» - это метод создание продуктов и услуг, ориентированных на человека.
Ученики, которые заканчивают школу, приходят на предприятие, сталкиваются с необходимостью работать в рабочих командах, коллективах, выполнять те или иные процедуры. Какие же современные процессы деятельности появились в современном мире и могут адаптироваться им в этом? Чем компания настоящего, а уж тем более будущего, отличается от компании прошлого? Именно этот вопрос мы постараемся разобрать в рамках настоящей лекции. «Дизайн-мышление» как методология, как подход к деятельности, к организации командной работы, как раз помогает на него ответить.
Итак, чем занимается организация настоящего, куда она стремится, что ее интересует? В первую очередь - это эффективность работы, быстрота работы, это слаженность работы. В современном мире постоянно появляются новые продукты, товаро конкуренты, новые рабочие процессы. Рынок растет, глобализуется, а значит специалисты, которые приходят работать в команды и в компании, нуждаются в том, чтобы быть более эффективными, чем их предшественники, быть более успешными. Для этого есть современные методы, гибкие подходы управления, к которым относится метод
«Дизайн-мышление». Он помогает создавать продукты и услуги, которые глубоко ориентированы на потребности пользователей, тех людей, которые в конечном счете будут потреблять продукты или использовать сервис. Задача современных специалистов - научиться эффективно действовать, это касается и творческих сотрудников, тех, которые непосредственно будут заниматься дизайном. Это касается специалистов всех других
специальностей, особенно управленцев, будущих предпринимателей, тех, кто будет касаться создания цифровых продуктов, так как в настоящее время цифровая экономика устойчиво вошла в нашу жизнь.
В настоящей лекции мы постараемся познакомиться с инструментами «Дизайн- мышления», которые можно применять в преподавательской и педагогической практике. Они будут полезны для того, чтобы организовывать командную работу, вести проекты, стартовать инициативы и давать ребятам в руки инструменты для создания действительно полезных товаров и услуг.
И для детей, и для подростков интерес в деятельности является платформой, основой получения нового опыта, поэтому мы с вами как преподаватели, как фасилитаторы должны сопровождать командную работу детей и подростков. Чтобы передать навыки этой групповой работы, наставники должны знать современные методы организации деятельности, чтобы дети не теряли интерес к миру, не теряли интерес к работе, быстро и с большим интересом подхватывали новую задачку и бросались, отправлялись ее решать вместе со своей командой.
Каким образом «дизайн-мышление» помогает детям? Первое – помогает найти ребенку свое предназначение, предназначение – это то, какими нас видят другие люди, насколько мы полезны или эффективны в нашем умении, например, выступать, хорошо говорить, в нашем умении совершать какую-то полезную работу, быть полезным в
техническом смысле, например, выполнять роль инженера в команде или роль мыслителя в команде, роль ведущего, лидера в команде, у каждого из нас есть своя роль.
Через активную деятельность, небольшие проектные эксперименты, которые как раз помогают реализовывать проект дети пытаются найти свое предназначение. Если они понимают свою полезность для команды, то они уже могут перейти к тому, чтобы самоопределиться в работе, в деятельности, «я знаю, в чем я силен, я знаю свои сильные и слабые стороны, и теперь я могу сказать, что я люблю заниматься вот этой работой, именно эту полезную роль я буду выполнять в команде». Это самоопределение. Каждую новую задачу ребенок, подросток, который освоил инструменты «дизайн-мышления», начинает брать с четким понимаем своей роли. И следующий момент, который «дизайн- мышление», помогает совершить ребенку или подростку - это возможность совершить целеполагание, т.е. поставить свою цель в проекте.
Образовательная и воспитательная деятельность с самого раннего возраста детей направлена на то, чтобы подготовить их к возможности действовать, действовать эффективно, действовать быстро, возглавлять, лидировать процессом деятельности, а если мы готовим с помощью воспитания и образования детей к активной деятельности, то соответственно мы с вами должны понимать, как к этой деятельности подготовить.
Процесс «дизайн-мышления» состоит из шести простых действий. Для того, чтобы начать свой проект или свое дело любому индивиду и ребёнку, и подростку, и взрослому и даже пожилому человеку нужно понять, для кого мы будем делать тот или иной продукт. Поэтому мы начинаем с эмпатии - внимательного погружения в опыт пользователей, в опыт людей, которые находятся вокруг нас. Наблюдаем за тем, как они пользуются продуктами или услугами, пользуются городской средой, если наш интерес касается улучшения городской среды, которая окружает нас, например, школу или детский сад. Потом мы фокусируемся на главных проблемах, которые мы нашли в окружающем пространстве, мы анализируем, чем мы могли бы помочь людям. Например, сделать дополнительный переход, или зелёную аллею, или помочь им найти главный вход в здание, это уже будет полезное действие. После того, как мы поняли проблему, мы генерируем идеи. А что кроме входа в здание, навигационных решений, которые могут помочь пользователям в этом районе или в этой конкретной местности, где проводятся исследования можно сделать для того, чтобы, например, быстро находить свой путь. Мы выбираем идеи, думаем о том, какие из них мы можем реализовать с точки зрения
технологических возможностей, что есть у нас под рукой для того, чтобы быстро создать полезные решения. Что может быть полезно, например, компаниям вокруг, которые могли бы сделать с помощью этого решения свою бизнес стратегию, представить населению новый сервис, новую сервисную услугу, возможно, что-то новое, что улучшит жизнь людей, которые живут и пользуются сервисами в этом район.
Прежде чем предлагать кому-то сделать что-то полезное, допустим городу или компании, которые заинтересованы в этом или просто своей команде, с которой работают подростки, нужно быстро сделать макет этого решение из подручных средств, попробовать понять, насколько идеи работспособны и какая из них пойдёт в действие.
После того, как мы создали прототипы или макеты, мы подходим к этапу тестирования. Необходимо проверить нашу идею. Мы приглашаем людей, пользователей будущего полезного решения, присоединится к тестированию этого решения, посмотреть, как оно работает. Вместе с ребятами, которые создавали этот проект, пройтись по нему шагами, например, расстояние до школы и посмотреть, как решение улучшает его или навигация, которая висит на главных дверях этого здания, как она помогает найти вход в здание быстрее.
Обратная связь от пользователей помогает нам понять, какие решения не работают и как их улучшить, происходит итерация, мы немедленно отправляемся обратно в наше рабочее пространство и начинаем переделывать или менять решение.
Таким образом, мы кратко описали цикл деятельности небольшого шага, одного такта проекта, который тем не менее проходит все стадии от проявления эмпатии или сопереживания к будущим пользователям нового решения через генерацию идей и воплощения в действие этого конкретного решения и до тестов, до итерации, до возможности придумать вновь лучшее решение.
Этот цикл лежит в основе всех современных процессов деятельности в компаниях, которые являются лидерами на мировом рынке, крупных компаниях, лидерах российского рынка, в общем, во всех организациях, которые думают о будущем людей и о своём месте в этом будущем.
Ребята, которые готовятся к проектной деятельности, должны быть готовы вписаться в эти процессы, они должны знать эту методологию, понимать, как она работает.
Шесть простых шагов, по которым вы можете организовать свой проект или свой процесс вместе со своими ребятами по решению любой задачи. Например, возьмем такой проект как создание кормушки для птиц или скворечника:
1. Сначала мы должны внимательно понаблюдать за птицами и за пространством, чтобы понять, как птицы себя ведут, где им будет удобнее воспользоваться кормушкой.
2. Выбрать место для того, где можно повесить это полезное изобретение.
3. Создать несколько разных образцов – макетов.
4. Протестировать их, т.е. снова понаблюдать за птицами, проверить, как это работает.
5. Выбрать наиболее удачный (востребованный птицами макет), создать по его образцу кормушку.
6. Прикрепить кормушку в выбранном месте.
Любой проект можно сделать по методологии «дизайн-мышления». В зависимости от объема проекта все шесть шагов можно пройти за 15 минут, за время урока, за 90 минут, за неделю либо за месяц.
Любая проектная активность в компаниях, в образовательных организациях планируется инструментами «дизайн-мышления», то есть инструментами прототипирования, теста, макетирования. Каждый молодой сотрудник, каждый будущий сотрудник, эффективный деятель должен владеть инструментами создания быстрых
действий, совершения быстрого действия, он должен макетировать, он должен тестировать, он должен не бояться ошибок. Очень важный момент - это совершение ошибок и управление этим процессом, а также управление командной работой, которая идет по процессу «дизайн-мышления».
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.