«Метод фокальных объектов»
Канд.
техн. наук А.М. Кузьмин
Опубликовано: "Методы менеджмента качества", №7, 2003. Метод фокальных
объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к
исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при
поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП,
создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения. Другие названия:
Метод каталога, Метод случайных объектов. Автор метода Ф. Кунце (Германия),
1926 г. Цель метода: совершенствование объекта за счет
получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными
свойствами.
Суть метода: перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.
План действий: 1. Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель. 2. Выбрать 3-4 случайных объекта (открыв наугад каталог, книгу и т. п.). 3. Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств). 4. Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания. 5. Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи. 6. Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта. 7. Получить результат: Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.
Достоинства МФО: 1. Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме. 2. Нешаблонность выдвигаемых идей. 3. Универсальность метода.
Недостатки МФО: 1. Непригодность при решении сложных задач.2. МФО и все его разновидности дают только простые сочетания. 3. Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.
Пример применения МФО. Совершенствуемый объект: Фонарик. Случайные объекты: очки, валенок, парашют. Характерные свойства или признаки случайных объектов: Очки: солнечные, защитные, модные. Валенки: теплые, мягкие, деревенские. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный. Новые сочетания: Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.
Новые идеи: Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.
Источники информации: Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.; Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник. / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО "Информ-система", 1995.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И УЧЕНИЯ
Основы критического мышления начинаются со СТАДИИ ВЫЗОВА, на которой учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по какой-нибудь теме, делать прогнозы, определить цели своего чтения или исследования.
Затем освещается РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛОВОГО ЭТАПА (СМЫСЛОВАЯ СТАДИЯ), на котором учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте (или в виде какой-либо другой формы презентации) со своими собственными идеями для того, чтобы придти к новому пониманию.
Кульминацией этого является СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ, на которой учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс. Методы поощрения критического мышления должны применяться на всех трех стадиях изучения основ наук.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.