Метод по развитию критического мышления: "Метод фокальных объектов".
Оценка 4.9

Метод по развитию критического мышления: "Метод фокальных объектов".

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
логика +1
19.05.2020
Метод по развитию критического мышления: "Метод фокальных объектов".
Цель метода: совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.
Метод фокальных объектов.docx

«Метод фокальных объектов»

Канд. техн. наук А.М. Кузьмин
Опубликовано: "Методы менеджмента качества", №7, 2003.  
Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.  Другие названия: Метод каталога, Метод случайных объектов. Автор метода Ф. Кунце (Германия), 1926 г.  Цель метода:  совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.

Суть метода: перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.

План действий: 1. Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель. 2. Выбрать 3-4 случайных объекта (открыв наугад каталог, книгу и т. п.). 3. Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств). 4. Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания. 5. Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи. 6. Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта. 7. Получить  результат: Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.

Достоинства МФО: 1. Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме. 2. Нешаблонность выдвигаемых идей. 3. Универсальность метода.

Недостатки МФО: 1. Непригодность при решении сложных задач.2. МФО и все его разновидности дают только простые сочетания. 3. Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.

Пример применения МФО. Совершенствуемый объект:  Фонарик. Случайные объекты: очки, валенок, парашют.  Характерные свойства или признаки случайных объектов:  Очки: солнечные, защитные, модные. Валенки: теплые, мягкие, деревенские. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный. Новые сочетания:  Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

Новые идеи: Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

Источники информации: Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.; Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник. / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО "Информ-система", 1995.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ  И УЧЕНИЯ

Основы критического мышления начинаются со СТАДИИ ВЫЗОВА, на которой учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по какой-нибудь теме, делать прогнозы, определить цели своего чтения или исследования.

Затем освещается РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛОВОГО ЭТАПА (СМЫСЛОВАЯ СТАДИЯ),  на котором учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте (или в виде какой-либо другой формы презентации) со своими собственными идеями для того, чтобы придти к новому пониманию.

Кульминацией этого является СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ, на которой учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс. Методы поощрения критического мышления  должны применяться на всех трех стадиях изучения основ наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Метод фокальных объектов» Канд

Метод фокальных объектов» Канд

Получить результат: Списки идей и предложений по новым модификациям объекта

Получить результат: Списки идей и предложений по новым модификациям объекта

Источники информации: Альтшуллер

Источники информации: Альтшуллер

Метод по развитию критического мышления: "Метод фокальных объектов".

Метод по развитию критического мышления: "Метод фокальных объектов".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2020