ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ:
- понять, что процессы окисления и восстановления происходят в водных растворах
- определить процессы окисления и восстановления и написать ионно-электронные уравнения полуреакций.
-понять значение степени окисления и ее использование в названии соединений
- understand that oxidation and reduction occur in aqueous solution
- be able to identify and write ion electron half equations for oxidations and reductions
- understand the idea of oxidation number and its use in compound names
Oxidation
Reduction
Electrons
Loss
Gain
Oxidising agent
Reducing agent
Окисление
Восстановление
Электроны
Убыток
Прибыль
Окислитель
Восстановитель
Keywords
Тотығу Тотықсыздану
Электрондар
Беріп Жіберу
Қосып алу
Тотықтырғыш
Тотықсыздан-дырғыш
Ссылка на | Цель обучения | Рекомендации по оцениванию |
10.1В: Окислительно-восстановительные реакции | - знать и уметь объяснить правила определения степени окисления, а также определять степени окисления отдельных элементов в веществах | Используя метод электронного баланса, допишите схемы и составьте уравнения, расставив коэффициенты: |
Навыки | Критерии успеха | |
Учащийся достиг цели обучения, если | ||
Знание и понимание | - методом электронного баланса уровняет 4-5 химических реакций. |
Задание 1:
ПРОВЕРКА:
2Mg + O2 2MgO
2HCl + Zn ZnCl2 + H2
2SO2 + O2 2SO3
S + 6HNO3 6NO2 + H2SO4 + 2H2O
4Mg + 5H2SO4 H2S + 4MgSO4 + 4H2O
Стартер
REMINDER
Balance the following half equations...
Na —> Na+
Fe2+ —> Fe3+
I2 —> I¯
C2O42- —> CO2
H2O2 —> O2
H2O2 —> H2O
NO3- —> NO
NO3- —> NO2
SO42- —> SO2
BALANCING REDOX HALF EQUATIONS
Q. Balance the following half equations...
Na —> Na+ + e-
Fe2+ —> Fe3+ + e-
I2 + 2e- —> 2I¯
C2O42- —> 2CO2 + 2e-
H2O2 —> O2 + 2H+ + 2e-
H2O2 + 2H+ + 2e- —> 2H2O
NO3- + 4H+ + 3e- —> NO + 2H2O
NO3- + 2H+ + e- —> NO2 + H2O
SO42- + 4H+ + 2e- —> SO2 + 2H2O
Влияние среды на характер протекания реакции
+7
Mn
_
(MnO4)
+
H
H2O
-
OH
2+
Mn
+6
Mn
2-
(MnO4)
+4
MnO2↓
https://www.youtube.com/watch?v=H1vKV5QLiUw
Влияние среды на характер протекания реакции
+6
Cr
2-
(Cr2O7 )
2-
(CrO4)
+
H
H2O
-
OH
3+
Cr
[Cr(OH)6]3-
Cr(OH)3↓
https://www.youtube.com/watch?v=wrD5YejOD-E
Пероксид водорода в окислительно-восстановительных реакциях
Среда раствора | Окисление | Восстановление |
кислая | Н2О2-2е →О2 + 2Н+ | Н2О2+2Н+ +2е →2Н2О |
щелочная | Н2О2+2ОН-→О2+2Н2О | Н2О2+2е →2ОН- |
нейтральная | Н2О2 - 2е →О2 + 2Н+ |
Электронно- ионный метод(МЕТОД ПОЛУРЕАКЦИЙ)
Преимущество:
при составлении полуреакций
рассматриваются
реально существующие
в растворе ионы и наглядно видна роль среды.
МЕТОД ПОЛУРЕАКЦИЙ:
Алгоритм
1. Записать в ионном виде восстановитель, окислитель и продукты их взаимодействия:
Сильные электролиты записывают в виде ионов, а
слабые электролиты -
газы↑,
нерастворимые вещества↓ - в виде молекул.
II. При составлении полуреакций окисления и восстановления следует учитывать следующее:
1. Если исходное вещество содержит больше атомов кислорода, чем продукт реакции, то освобождающийся кислород в форме О-2 связывается в кислых растворах ионами водорода (Н+) - в воду в нейтральных и щелочных растворах - в гидроксид-ионы.
В кислых растворах: О-2 + 2Н+ = Н2О
В нейтральных растворах: О-2 + Н+ (НОН) = ОН-
В щелочных растворах : О-2 + НOH = 2ОН-
алгоритм
2. Если исходное вещество содержит меньше атомов кислорода, чем продукты реакции, то недостаток их восполняется в кислых и нейтральных растворах за счёт молекул воды ,в щелочных - за счёт гидроксид-анионов.
В кислых растворах : Н2О = О-2 + 2Н+
В нейтральных растворах: Н2О = О-2 + 2 Н+
В щелочных растворах: 2ОН- = О-2 + Н2О
Алгоритм расстановки коэффициентов методом полуреакций
Запишите схему реакции в молекулярной форме:
KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4
MnSO4 + Na2SO4 + K2SO4 + H2O
2. Составьте схему реакции в полной ионной форме, подчеркнув восстановитель и окислитель
K+ + MnO4- + 2Na+ + SO32- + 2 H+ + SO42-
Mn 2+ + SO42- +2Na+ + SO42-+2 K+ + SO42- +H2O
3. Составьте сокращенную молекулярно-ионную схему
MnO4- + SO32- + 2 H+ + SO42-Mn 2+ + SO42- +
SO42-+ K+ + SO42- +H2O
6. Составьте молекулярно-ионные уравнения для процессов окисления и восстановления с учетом характера среды
Проверьте число атомов (О) в левой и правой частях уравнений
- Проверьте число атомов каждого элемента
MnO4-+8H+=Mn2++4H2O
SO32-+H2O=SO42-+2H+
Проверьте суммы зарядов ионов в левой и правой частях молекулярно-ионных уравнений:
Если сумма зарядов исходных частиц больше суммы зарядов продуктов реакции, то к левой части надо добавить соответствующее число электронов, а если меньше — вычесть
MnO4- +8H+ + 5е =
(процесс восстановления)
SO32-+ H2O - 2е =
(процесс окисления)
SO42-+2H+
Mn2+ + 4H2O
8. Найдите коэффициенты восстановителя, окислителя и продуктов их превращения. Умножьте левую и правую части обоих уравнений на найденные коэффициенты
MnO4-+ 8H+ + 5е = Mn2++4H2O
SO32-+ H2O - 2е = SO42-+2H+
2
5
Составьте сокращенное ионное уравнение окислительно-восстановительной реакции.
2MnO4-+ 5SO32-+ + = 2Mn2+ + + 5SO42-+
↑ ↑ ↑
+2К+ + 10Nа+ + 3SO42- +2К+ + 10Nа+ + 3SO42-
6 H+
16H+
5H2O
8H2O
10H+
3H2O
10. Составьте полное молекулярно-ионное уравнение
2К+ +2MnO4-+ 10Nа+ + 5SO32-+6H+ + 3SO42- =
= 2Mn2++ 2К+ + 10Nа+ + 8SO42- + 3H2O
11. По полному молекулярно-ионному уравнению составьте полное молекулярное уравнение
2KMnO4+5Na2SO3+3H2SO4
2MnSO4+ 5Na2SO4+K2SO4 + 3H2O
Метод полуреакций
K2Cr2O7 + K2SO3 + H2SO4 = Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O
VI
IV
III
VI
Cr2O72- + 14 H+ + 6 е 2Cr3+ + 7H2O 1
SO32- + H2O - 2 е SO42- + 2H+ 3
Cr2O72- + 14H+ + 3SO32- + 3H2O 2Cr3+ + 7H2O + 3SO42- +
6H+
Cr2O72- + 8H+ + 3SO32- 2Cr3+ + 4H2O + 3SO42-
K2Cr2O7 + 3K2SO3 + 4H2SO4 = Cr2(SO4)3 + 4K2SO4 + 4H2O
Методом полуреакций уравняйте следующие окислительно - восстановительные реакции
As + HNO3 = H3AsO4 + NO2 + H2O
HNO3 + H2S = NO + H2O + S
Cu + HNO3 = Cu(NO3)2 + NO2 + H2O
KMnO4 + SO2 + H2O = MnSO4 + H2SO4 + K2SO4
Cl2 + K2S + KOH → KCl + K2SO4 + H2O
K2Cr2O7+Al+H2SO4→Cr2(SO4)3+Al2(SO4)3+K2SO4+H2O
Задание 2:
Ссылка на | Цель обучения | Рекомендации по оцениванию |
10.1В: Окислительно-восстановительные реакции | - уметь писать окислительные и восстановительные полуреакции и соединять их в общее редокс уравнение | Уравнять реакции методом полуреакций: |
Навыки | Критерии успеха | |
Учащийся достиг цели обучения, если: | ||
Знание и понимание | - Правильно уравнивает 4-6 реакции. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.