МЕТОД ПРОЕКТОВ - ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
Оценка 4.6

МЕТОД ПРОЕКТОВ - ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Оценка 4.6
Повышение квалификации +2
rtf
другое
2 кл—4 кл
08.02.2022
МЕТОД ПРОЕКТОВ - ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
МЕТОД ПРОЕКТОВ - ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
МЕТОД ПРОЕКТОВ - ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ.rtf

МЕТОД ПРОЕКТОВ - ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

 

И.В. Карлова,

учитель начальных классов

МБОУ "СШ № 2"

 

Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню,

Дай мне сделать - и я пойму!

                  (Конфуций)

Время движется вперед, и ХХI век ставит перед учебным заведением большие задачи, которые требуют немедленного переосмысления содержания, методов, приемов и технологий обучения, изменить отношение к личности ученика как к субъекту, создать условия для индивидуализации и дифференциации обучения. Согласно концепции государственного стандарта общего среднего образования, вcе учебные заведения свою работу должны направлять на практичность обучения, социально-психологическую адаптацию учеников, иx подготовку к интеграции в общество. И школа, реагируя на быстрые перемены в общественной жизни, должна вооружить yчащихся знаниями и умениями для использования их на практике, способствовать развитию ключевых компетенций школьников, поощрять и привлекать детей к творческим действиям. Также современная школа должна помогать  воспитанникам воплощать, развивать свои возможности, способности и таланты с учетом индивидуальных способностей,  психофизических и физиологических особенностей и наклонностей учеников, активно внедрять личностно-ориентированный подход. Работа педагога также требует больших изменений. Каждый учитель должен не только досконально знать свой предмет, но и быть компетентным в различных областях науки, искусства, в политике и экономике своей страны и мира, коммуникативным, толерантным, быть творческой личностью. Таким образом, школа - мастерская формирования мнений подрастающего поколения. Это отмечал еще и Aнpи Барбюс.

В условиях современности подрастающее поколение должно активно действовать, постоянно заниматься самообразованием, саморазвитием, целенаправленно достигать жизненного успеха. Современному обществу нужны не бездумные, механические исполнители, а творческие люди на рабочих местах. И в этом поможет привлечение учащихся к проектной, исследовательской, творческой деятельности. Именно проектная деятельность содержит огромный компетентностный потенциал, развивает критическое и креативное мышление.  Это одна из инновационных технологий обучения и воспитания, которая обеспечивает творческие компетентности учащихся. Задача проекта не только в том, чтобы выполнить работу, но и в том, чтобы расширить свой кругозор, приобрести теоретические знания, что дает потом возможность лучше понимать жизнь и по-научному творить ее. На первый план выступает опережающее развитие самого человека как творческой личности. Традиционная связь "учителъ-ученик"  меняется на "ученик-учитель". Во время работы над проектом учитель выполняет функцию консультанта. Он помогает в поиске информации, координирует процесс работы над проектом, направляет, поддерживает и поощряет учащихся.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность  школьников - индивидуальную, групповую, парную, которую учащиеся выполняют в течение определенного времени. В начальной школе осуществляются проектно-тематические  подходы к обучению. Важное значение имеет и программа "Шаг за шагом". Одни учителя вместе с учениками выбирают тему, школьники выполняют творческие задания, другие проводят интерактивные уроки: побуждают к поисковой доисследовательской работе или изучают тему по принципу "интеллектуальной паутинки". Учебный проект - это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических видов работ, которые выполняются учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимых проблем. Учителю очень важно знать виды проектов и владеть методикой выполнения проекта. Важным для осуществления и достижения результата проекта является выбор темы, следует учитывать важность и актуальность проблемы. В процессе создания проекта учащиеся учатся ораторскому, артистическому, художественному, изобразительному, прикладному искусству, компьютерной грамотности, элементам программирования, а также работают самостоятельно с дополнительной литературой, мультимедиа, систематизируют, анализируют собранный материал, делают выводы, активно пополняют свой лексический запас, а главное, развивают устную и письменную речь. Каждый из учеников находит свое место в общем труде: "умеешь печатать-печатай", "любишь работать-работай", "собирай нужную информацию", хорошо ориентируешься в сети интернет-находи интересные факты, информацию по данной теме; прекрасно рисуешь - оформляй cтенгазету, коллаж; имеешь артистический талант - подготовь сценку какого-то эпизода, какой-нибудь ситуации, продекламируй стих... Таким образом, все ученики вместе, в команде, с любопытством, с удовольствием, без принуждения решают проектные задачи.  Проектная методика, технология способствует развитию социокультурной, компенсаторной и коммуникативной компетентностей. В начальной школе, в частности на уроках цикла предметно-практичной деятельности, большое внимание уделяется кооперативной работе, то есть работе бригадами, группами, парами. Именно в процессе такой работы формируются умения и навыки общения.

Структура известных типов проектов (по Э. Полат):

А. По методу или виду деятельности, которая доминирует в проекте:

l. Исследовательские проекты. Нуждаются в четко продуманной структуре, определенной цели, актуальности проекта, социальной значимости.

2. Творческие проекты. Обычно не имеют четко продуманной структуры, развиваются, подчиняются цели, задачам или общей идее участников проекта. Оформлены результаты могут быть в виде сборника, сценария, программы праздника и тому подобное.

З. Игровые проекты. Структура таких проектов остается открытой до их окончания. Участники берут на себя определенные роли. Результаты работы могут определяться в начале проекта или до его завершения. Существенным является высокая степень творчества, возможен интерес участников проекта; в обобщенность (научная, правовая, этическая и т. д), практического решения.

4. Информационные проекты. Направлены на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов. Нуждаются в четкости, возможностях систематической коррекции во время проектной деятельности. К обязательным структурным элементам относятся:

а) цель проекта - результат (статья, реферат, доклад, видеоматериалы);

б) предмет информационного поиска - поэтапность поиска с определением результатов - аналитическая работа над собранными фактами - выводы коррекция, в случае необходимости - дальнейший поиск информации - анализ новых данных, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).

5. Практико-opиентированные. Отмечаются четко определенным с самого начала результатом деятельности участников проекта, который ориентирован на социальные интересы самих участников работы (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал). Требуют продуктивной структуры, даже сценария деятельности участников с определением функций каждого.

Б. По смысловому аспекту проекты подразделяются на:

1. Литературно-творческие. Распространенный тип совместных проектов.

2. Естественно-научные. Имеют четко очерченные исследовательские задачи (например, состояние окружающей среды определенной местности).

3. Экологические проекты. В основном нуждаются в использовании исследовательских, научных методов, интегрированных знаний из различных областей.

4.  Языковые (лингвистические). Учебные проекты, направленные на овладение языковым материалом, формирование определенных речевых навыков и умений; лингвистические, направленные на изучение языковых особенностей, языковых реалий, фольклора; филологические, предполагающие изучение этимологии  слов, литературные исследования, исследования историко-фольклорных проблем и т. д.

5. Культурологические проекты. Связаны с историей и традициями разных стран и народов. По содержанию могут быть историко-географическими, этнографическими, политическими, искусствоведческими, экономическими.

6. Ролевые (игровые). По содержанию могут быть мнимыми путешествиями; имитационно-деловыми, моделируют профессиональные и коммуникативные ситуации; драматизации; социальные имитации.

7. Спортивные.

8. Географические.

9. Исторические,

10. Музыкальные.

Проект содержит обобщенное название проблемы. Цель и задача его - создание чего-то нового (технологии, методики, продукта, газеты, видеофильма и т. п.). Цель должна быть конкретной, направленной на конечный результат. Большая ответственность за работу над проектом возложена на педагога, его консультативно-контролирующую функцию. Важно, чтобы в группе или команде были ученики разных уровней обученности, а на помощь учителю придет ученик с высоким уровнем развития.

Метод проекта чаще всего применяется на итоговых уроках. В основном работа над проектом проходит 6 стадий: подготовка, планирование, поиск, анализ, систематизация и отбор информации, выводы, презентация, защита проекта, отзыв и оценка результата и процесса. Защита проекта - очень ответственное и интересное дело. Конечный результат можно провести и как яркое действо. Можно предложить такие темы проектов: "Моя семья в годы Великой Отечественной войны",  "Интернет: польза и вред для человека", "Играем в учёных. Поилка для цветов", проект по математике "Число 5 в загадках, пословицах, поговорках.", "Государственные природные парки Донбасса", "Какие камни мы встречаем в природе", "Донецкий мезозой", "Цветок Солнца", "Реконструкция ископаемых, от находки до музейной полки.",  исследовательская работа "Сколько рек протекает в нашем районе?""Хлеб белый и чёрный.", "Кукла и современные дети.", "Моя краеведческая находка.", "Кто нас защищает?", "Экологические проблемы края", "Красная книга Донецкой области.", "Путешествие по страницам любимых сказок."

Ученики любят этот вид работы, работают в тесном контакте с учителями информатики, используя различные компьютерные программы, на слайдах, в интернете размещая собранный информационный материал, отрывки из текстов, схемы, физические и политические карты, иллюстрации, кадры из художественных и мультипликационных фильмов, подбирают необходимую музыку. Все это заканчивается этапом рефлексии - деятельностью человека, направленной на осмысление своих действий. Результатом проекта может быть стенгазета, реферат, устное сообщение с использованием имитационной и неимитационной игры, интервью с писателем, героем произведения, серия рисунков, коллажей, портфолио, научная, исследовательская работа и прочее.

Современная школа как социально-педагогическая система призвана обеспечить достижение таких образовательных результатов, которые бы соответствовали целям развития личности и требованиям общества. Чтобы достойно жить в современном обществе, личность должна быть компетентной в различных сферах. Школа должна помочь детям  в овладении технологиями жизнетворчества, создать условия для раскрытия потенциала самопознания, самооценки, самопрограммирования, самоактуализации, саморегуляции, самореализации, самоконтроля, интеграции в социокультурное пространство. Компетентностный подход помогает преодолеть пропасть между образованием и жизнью. Учитель, не без участия родителей, обеспечивает педагогическую поддержку, опираясь на обновленное содержание образования, государственный стандарт исходного, базового и полного среднего образования. Администрация учебного заведения и другие управленческие структуры осуществляют мониторинг качества образования с целью выработки оптимальных управленческих решений на всех уровнях, координируют совместную учебно-воспитательную деятельность семьи, учебного заведения и других учреждений, в том числе через реализацию определенной системы воспитательных мероприятий. В оценивании сформированности ключевых компетентностей учащихся выделяют следующие технологии:

1. Решении ситуативных задач.

2. Использование метода проектов.

3. Постановка и решение проблемных задач.

4. Выполнение исследовательской работы.

Подытоживая вышесказанное, можно констатировать, что проблем не станет меньше в жизни, но решать ученические программные проблемы лучше в проектной деятельности. А результат и успех учеников в дальнейшей жизни будут значимыми.

 

СПИСОК ЛИТЕРАГУРЫ

1. Волина В. Русский язык. Учимся играя.— Екатеринбург: Арго, 1996.

2. Гильмеева Р.Х. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения / Р. Х. Гильмеева // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 4. - С. 58-60.

3. Громова Т. Научить ставить вопросы и искать решения / Т. Громова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 1. - С. 14-16.

4. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: вопросы теории и практики / Е. В. Коротаева. - М.: Екатеринбург, 1995. - 84 с. - ISBN 5-7186-0100-3.

5. Соловьева Н. Семь шагов на пути к началу исследовательской работы : научно-методический семинар N 1 / Н. Соловьева // 2003. - №6. - С. 60.

6. Петровская Н.В., Воропай Т.М. Проектная технология: сущность, опыт использования, перспективы. - Журнал "Начальная школа" №31 (215) с. 2.

7. Федосова С.И, учитель высшей категории, ООШ № 97, г. Донецк "Урок внеклассного чтения в 3 классе "Путешествие по страницам любимых сказок"- №15 (163).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОД ПРОЕКТОВ - ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

МЕТОД ПРОЕКТОВ - ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

На первый план выступает опережающее развитие самого человека как творческой личности

На первый план выступает опережающее развитие самого человека как творческой личности

Творческие проекты. Обычно не имеют четко продуманной структуры, развиваются, подчиняются цели, задачам или общей идее участников проекта

Творческие проекты. Обычно не имеют четко продуманной структуры, развиваются, подчиняются цели, задачам или общей идее участников проекта

Ролевые (игровые). По содержанию могут быть мнимыми путешествиями; имитационно-деловыми, моделируют профессиональные и коммуникативные ситуации; драматизации; социальные имитации

Ролевые (игровые). По содержанию могут быть мнимыми путешествиями; имитационно-деловыми, моделируют профессиональные и коммуникативные ситуации; драматизации; социальные имитации

Чтобы достойно жить в современном обществе, личность должна быть компетентной в различных сферах

Чтобы достойно жить в современном обществе, личность должна быть компетентной в различных сферах

Федосова С.И, учитель высшей категории,

Федосова С.И, учитель высшей категории,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2022