Метод развивающего дискомфорта
и способы его реализации в дополнительном образовании
материал подготовила
руководитель образцовой
шоу-группы «Поющие звёзды»
Нестеренко Наталья Михайловна
Смысл этого метода в психологическом «перестраивании» стихийно возникающих и специально организованных эмоционально негативных ситуаций. В результате такого «перестраивания» меняется характер проявляемой активности (прежде всего, интеллектуально - личностной), ребенок и затем подросток тренируется, с одной стороны, успешно выходить из критической ситуации, а, с другой стороны, позитивно отражать эти ситуации в своем текущем и «глубинном» опыте. Иначе говоря, в соответствии с этим методом надо не только не бояться сложных, негативных ситуаций, но использовать их для поступательного развития личности и творческих возможностей ребенка. В некоторых случаях возможна даже своего рода специальная провокация такого рода ситуаций.
Основные пути реализации метода развивающего дискомфорта
в обучении и развитии одаренных детей
Существует, по крайней мере, несколько основных направлений реализации предлагаемого метода. Только использование всех этих направлений в сумме может дать необходимый эффект.
1. Работа по методу развивающего дискомфорта начинается и постоянно предполагает работу над определенной жизненной позицией ученика. Необходимо последовательное формирование у детей «сценария победителя» (Эрик Берн). При этом особое внимание детей следует сосредоточить на том, что главной победой человека является не сам по себе успех в конкретной деятельности, сколько, прежде всего, победа над самим собой. Именно потому необходимо использовать и создавать на уроках особые ситуации, когда при внешнем неуспехе ученик оценивается психологом, а потом и коллективом детей как настоящий победитель. Дети придумывают свои рассказы на эту тему, свои девизы, создают эмблемы, пишут сценарии к празднику, где обыгрывается именно идея победы над самим собой (своим страхом, своей ленью, своей жадностью) как главной победы человека. Только такая когнитивная готовность к методу развивающего дискомфорта может привести к долговременному эффекту и сказаться в последующем в способности и потребности человека реализовать себя.
2. Значительное напряжение при обучении. Учение, как говорил Сухомлинский, должно быть трудным. Не следует бояться непонятного на уроке. Полезными для развития одаренного ребенка могут быть и значительные объемы работы, с которыми ученик может справиться лишь при особом напряжении всех его сил. Иногда это может быть не просто большой объем работы, а чрезвычайно трудная работа, которая требует от одаренного ребенка предельных усилий. Какому именно ученику и как часто предлагать такую работу зависит от индивидуальности каждого ученика, степени его продвижения по методу развивающего дискомфорта. Следует особо подчеркнуть, что случаи, требующие от ребенка предельного напряжения его сил, должны проходить при регулярном и целенаправленном контроле и поддержке психолога, врача и особенно службы релаксации, необходимой в каждом учебном заведении, работающем с одаренными детьми.
3. Дозированный неуспех. Неуспех должен в такой же мере сопровождать жизнь
одаренного ребенка, как и привычный ему успех. И в этом смысле можно говорить о
развивающем неуспехе. Этому способствует и определенная система в предъявлении классных и домашних заданий. Нельзя допускать, чтобы всегда и при всех обстоятельствах одаренные дети справлялись с заданиями полностью. В этих случаях можно говорить об отсутствии развивающего эффекта таких заданий. Достаточно регулярно (частота определяется предметом, личностью и способностями отдельного ученика) одаренный ребенок получает задание, в той или иной степени превышающее реально достигнутый им уровень знаний и навыков. Только в таком случае ребенок ощущает необходимость саморазвития, возникает противоречие, хорошо, если даже временами и дискомфортное, между его мотивацией и реально достигнутыми возможностями, и только в таком случае появляется стимул для развития. Дозированный неуспех может носить и социальный характер, когда конфликты общения не только не смягчаются заботливыми взрослыми, но на них акцентируется внимание. В этом случае неуспех проявляется в форме так называемого микрокризиса.
4. Развивающий микрокризис представляет в той или иной мере основу метода
развивающего дискомфорта (основные идеи микрокризиса разработаны директором
сократовской школы Т.В.Хромовой). В сущности, это понятие, будучи, с одной стороны, отдельным приемом работы по методу развивающего дискомфорта, является, с другой стороны, проявлением любого сколько-нибудь выраженного негативного состояния и в этом смысле является сутью любого приема, осуществляемого в рамках метода «развивающего дискомфорта».
Прежде всего, микрокризис должен быть развивающим, т.е. служить своего рода
тренингом, с одной стороны, готовности одаренного ребенка к трудной ситуации, в
предельном случае даже к неудаче, а с другой стороны, формировать у него активную
позицию успешного выхода из кризиса.
Кроме того, микрокризис должен быть и развивающимся, то есть в кризисной ситуации ученик должен пройти все полагающиеся стадии. Только в случае прохождения всех стадий, то есть в случае развивающегося микрокризиса он станет развивать личность и способности ученика.
5. Очевидно, что для организации работы по методу развивающего дискомфорта
необходима и особая система оценки, позволяющая выстроить индивидуальную и
достаточно жесткую систему оценки деятельности одаренного ребенка. Фактически
многие талантливые учителя стихийно используют такую индивидуальную шкалу оценки (ставлю тебе только три, потому что тебе многое дано), надо только чтобы это
интуитивное проникновение стало сознательным методом.
Но дело не только в достаточной жесткости оценок. В рамках предлагаемого метода
необходимо изменить всю систему оценивания ученика, включив в нее, на равных правах с результатами учения и сферу общения, и сферу творческой деятельности. При этом система оценивания должна носить одновременно и жесткий, и в определенном смысле, как это ни кажется парадоксальным, щадящий самолюбие ученика характер. Изменение системы оценивания ученика учителем и психологом, по нашим данным, приводит к принципиальному изменению субъективных представлений ученика об успешности
своей деятельности.
6. Принципиальное значение имеет, с этой точки зрения, новая система поощрений и
наказаний, совместимая с предлагаемым методом. Если идеология и практика поощрений в той или иной мере имеется в современной психолого-педагогической науке, то значительно хуже дело обстоит с наказаниями. Они, естественно, применяются в реальной школьной практике, но как бы негласно, без освящения их высокими гуманистическими принципами. Не только система поощрения, но в особенности система наказаний должна быть всесторонне продумана при использовании метода развивающего дискомфорта. Еще у Песталоцци можно встретить идею о том, что правильно воспитанный ребенок сам стремится к наказанию, воспринимая его как своего рода «искупление» своей вины».
Основным принципом системы наказаний в условиях предлагаемого метода является:
никогда не наказывать ученика (ни отметкой, ни любым другим образом) за сам по себе неуспех в интеллектуальной или творческой деятельности, когда ученик старался, но у него почему-либо не получилось. Хотя одаренные дети любят и умеют умственно
трудиться, непродуманная система наказаний может изменить и эту родовую их черту.
Система наказаний должна относиться только к регуляторной деятельности ученика.
Иначе говоря, ученик наказывается только в том случае, если он мог, но не проявил
необходимые волевые усилия, если его волевые привычки не сформированы в
достаточной степени и необходимо, чтобы ученик в полной мере это осознал. Здесь
наказание может и должно быть строгим и вполне чувствительным для ученика.
Укажем при этом, что при достаточной строгости наказания оно должно быть, по
возможности, сравнительно редким событием в жизни ученика. Особое значение имеет неотвратимость наказания.
Существенно, что применение наказаний фактически, само по себе является ситуацией
развивающего микрокризиса и потому несет с собой повышенные возможности для
поступательного изменения личности ученика, создания условий для формирования,
укрепления и развития его способности к самоактуализации. А именно это и является
основной задачей работы с одаренными детьми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.