Метод исследовательской деятельности в начальной школе из опыта работы
Оценка 4.6

Метод исследовательской деятельности в начальной школе из опыта работы

Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
22.06.2019
Метод исследовательской деятельности в начальной школе из опыта работы
Статья посвящается исследовательской деятельности учащихся на уроках окружающего мира. Особое внимание автором обращено процессу интеллектуального и творческого развития учащихся, а также развитие их психосоциальной сферы. И как результат этой деятельности – опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы, психические новообразования, отличающие истинного творца от простого исполнителя.
Метод исследовательской деятельности в начальной школе из опыта работы.docx
Метод исследовательской деятельности в начальной школе: из опыта работы Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь  Б. Паскаль В основу Стандарта второго поколения положен системно­деятельностный подход, где дети являются активными участниками процесса на протяжении всего занятия, где они сами «открывают» и «добывают» знания. Для   реализации   деятельностного   подхода,   в   своей   практике,   я   применяю исследовательское   обучение.   В   педагогической   деятельности   я   опираюсь   на   методику исследовательского обучения доктора педагогических и психологических наук Савенкова Александра Ильича. Остановлюсь на структурных элементах данного метода. Она такова: задавать вопросы; 1. развитие умений видеть проблемы; 2. 3. давать определения понятиям; 4. классифицировать; 5. наблюдать; 6. развивать умения и навыки экспериментирования; 7. делать выводы.  Рассмотрим реализацию исследовательского метода на уроке окружающего мира во 2 классе. Тема «Животные луга». Проблема. На доске написаны слова: река, болото. Игра «Найди животному место». Дети   определяют   место   обитания   каждого   представленного   животного.   Возникает проблема: «Куда поселить бабочку?» Определяется тема урока.  Гипотеза. Дети высказывают предположение, об обитателях природного сообщества «Луг».   С   помощью   вопросов   учителя   учащиеся   выделяют   характерные   особенности обитателей луга: окраска, способы питания, размер, особенности строения животных. На основном этапе урока учащиеся, работая в группах с   научно­познавательным текстом:    составляют интересные вопросы по прочитанному тексту; классифицируют. Распределяют по трём основным группам обитателей луга. составляют памятку: «Как вести себя  на лугу». В ходе работы с текстом знакомятся с новыми понятиями такими как, луг, луговые птицы, насекомые, грызуны и учатся давать определения данным понятиям. В интерактивной игре учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания о животных луга и делают выводы. Внеурочная деятельность способствует  эффективному развитию умений и навыков экспериментирования. С учащимися 1 класса мы провели исследовательскую работу по теме УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОРАЩИВАНИЯ СЕМЯН ПШЕНИЦЫ НА НЕОБИТАЕМОМ ОСТРОВЕ» Началось с того, что детям нужно было найти ответ на вопрос «Как получается булочка?» Учитель подвёл учащихся к тому, что хлеб делают из муки, муку получают из зерна. Какие условия необходимы для выращивания зерна? Вместе с мультипликационным героем Кузей ребята оказались на необитаемом острове. Во время кораблекрушения бурей вынесло   на   берег   различные   предметы.   Среди   них   был   мешочек   с   зерном.   В   ходе «Мозгового   штурма»  нужно   было   найти   как   можно   больше   вариантов     использования данных вещей. Рассматривая зерно, дети высказывали варианты его использования. Были предложения съесть сразу, испечь лепешку, сварить  кашу. В итоге пришли к выводу, что ЗЕРНО   НАДО   ПОСЕЯТЬ.     Но   дети   вместе   с   героем   не   знали   где   сажать?   как?   чем поливать? Данные проблемы решались в ходе ряда экспериментов. Первая проблема: « В каком грунте сажать?» Можно было посадить в плодородную почву, которая есть в лесах необитаемого   острова,   можно   посадить   в   песок,   которого   много   на   пляжах.   Была выдвинута   гипотеза   «Лучше   сажать   в   плодородную   почву».   Дети,   опираясь   на   личные наблюдения, предположили, что для растений требуется плодородная почва. Но гипотеза требовала   проверки.   Для   опыта   взяли  одинаковые   зёрна,   но   одни   посадили   в   лоток   с песком, а другие в лоток с почвой. Через 4 дня в лотках с почвой проклюнулись первые зелёные ростки.  А через 10 дней ростки в почве были высотой более   10 см. В лотке с песком появились слабые ростки высотой 4 см, которые вскоре погибли. Дети сделали вывод: «ДЛЯ ВЫРАЩИВАНИЯ ЗЁРЕН ПШЕНИЦЫ НУЖНО ВЫБРАТЬ ПОЧВУ ЛЕСА ИЛИ ПОЛЯ». Вторая   проблема   заключалась   в   том:   «Какой   водой   поливать:   пресной   или солёной?» Пресная вода есть в озёрах и реках, солёная – в океане. Опираясь на жизненный опыт, дети предположили, что поливать нужно пресной водой. Однако данную гипотезу нужно было проверить, может быть, морская вода оказывает благоприятное воздействие на рост пшеницы?  Ребята посадили зёрна пшеницы в два лотка и в течение 2­х недель семена первого лотка поливали пресной водой из­под крана, а содержимое второго лотка поливали водой с добавлением соли. В результате эксперимента увидели, что ростки, которые поливали пресной водой за 12 дней достигли высоты 10 см, а зёрна, поливаемые солёной водой всходов не дали. Был сделан   вывод:   СЕМЕНА   ПРОРОСЛИ  ТОЛЬКО  В   ТОМ   ЛОТКЕ,   ГДЕ   ЗЕМЛЮ ПОЛИВАЛИ ПРЕСНОЙ ВОДОЙ.  По окончании экспериментов учащиеся пришли к заключению, что ДЛЯ ЛУЧШЕГО ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН ПШЕНИЦЫ НЕОБХОДИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ: для посадки нужна плодородная почва; для полива – пресная вода. Результаты исследования были представлены на окружной конференции проектно­ исследовательских   работ   учащихся   начальных   классов   и   воспитанников   структурных подразделений дошкольного образования «Я познаю мир» и получили достойную оценку. На   всех   этапах   учебно­исследовательской   работы   идет   процесс   интеллектуального   и творческого   развития   обучающихся,   а   также   развитие   их   психосоциальной   сферы. Педагогический   результат   этой   деятельности   –   опыт   самостоятельной,   творческой исследовательской работы, психические новообразования, отличающие истинного творца от простого исполнителя. Международная ассоциация славянских школ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Губанова Г.П. городского округа Самара XI открытые Международные Славянские чтения «Россия и славянский мир» Секция: «Реализация инновационных программ» Метод исследовательской деятельности  в начальной школе: из опыта работы Автор: Юрежева Светлана Евгеньевна, учитель начальных классов  ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Борское Самара ­ 2015 г. Темы исследовательских работ начальной школы Окружающий мир Деревья и кустарники Путешествие косточки Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет? Почему у елки колкие иголки? Что такое листопад? Комнатные растения Мир растений на подоконнике Мой чудо­цветок Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет? Удивительные кактусы Фиалка для мамы Растения и ягоды Что за ягода малина? Что мы знаем о подсолнухе? Ягода Арбуз. Огород Аптека на грядке: бабушкина капуста Где растут мочалки? Лекарственные растения Бабушкина аптека Крапива. Что я знаю о ней? Лекарства­ сорняки Лечат ли комнатные растения простуду? Цветы Мои любимые розы Подари цветок маме Наблюдение за ростом и развитием садовых и сортовых тюльпанов Животные Жизнь и гибель динозавров на планете Земля Крокодиловы слезы Кролики Кто живет у нас в лесу? Кто как приспосабливается к окружающему миру Кто под бугорком живёт?

Метод исследовательской деятельности в начальной школе из опыта работы

Метод исследовательской деятельности в начальной школе из опыта работы

Метод исследовательской деятельности в начальной школе из опыта работы

Метод исследовательской деятельности в начальной школе из опыта работы

Метод исследовательской деятельности в начальной школе из опыта работы

Метод исследовательской деятельности в начальной школе из опыта работы

Метод исследовательской деятельности в начальной школе из опыта работы

Метод исследовательской деятельности в начальной школе из опыта работы

Метод исследовательской деятельности в начальной школе из опыта работы

Метод исследовательской деятельности в начальной школе из опыта работы

Метод исследовательской деятельности в начальной школе из опыта работы

Метод исследовательской деятельности в начальной школе из опыта работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2019