Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"
Оценка 4.9

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
05.02.2019
Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"
Данный педагогический опыт раскрывает систему проектной работы в начальной школе. Проектная деятельность способствует развитию познавательной активности, развивает мотивацию, формирует универсальные учебные действия. В данной работе представлены: теоретический материал, практические результаты проектной работы по окружающему миру, по литературному чтению, по технологии и математике.
Обобщение опыта проекты.docx
Обобщение опыта работы по теме: «Проектная деятельность в начальной школе» Учитель начальных классов  МБОУ СОШ №4 г. Беслана Цалоева Елена Маратовна 0 Содержание Введение ………………………. …………………………………………   2 Глава 1. Проектная деятельность младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО. 1.1. Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе      ………5 1.2. Из истории возникновения метода проектов.……………………………………………7 1.3. Классификация и основные требования к проекту.………………………………………8 Глава 2. Особенности осуществления проекта в начальной школе. 2.1  Готовность младших школьников к проектной деятельности. …………………………11   2.2. Практическое применение метода проектов  на опыте учителя и его результативность 16 Заключение……………………………………………………………………     21 Список литературы.   ……………………………………………………………22  Приложение.           ……………………………………………………………     23   1 Введение. Основная цель современной школы – создание условий для самореализации личности и удовлетворения   потребностей   каждого   ученика   в   соответствии   с   его   наклонностями, государственного интересами   и   возможностями.   Приоритетом   федерального   общеобразовательного стандарта второго поколения  становится формирование общеучебных умений   и   навыков,   а   также   способов   деятельности.  Поэтому   всё   более   актуальным   в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют   умения   самостоятельно   добывать   новые   знания,   собирать   необходимую информацию,   выдвигать   гипотезы,   делать   выводы   и   умозаключения.   Метод   проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проекта. [1]  Одной из основных проблем, стоящих перед системой образования, является проблема творческой   самореализации   младших   школьников,   позволяющей   легко   адаптироваться   в меняющейся социальной среде.  Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности     привела   меня   к   использованию   проектного   метода   обучения   как   новой современной   педагогической   технологии.  Младший   школьный   возраст   –   наиболее благоприятный период для творческой самореализации личности. Психологи утверждают, что развивать  творческое  начало  в   детях  следует   как  можно  раньше,  в  противном  случае   оно может   угаснуть.   Следовательно,   необходима   целенаправленная   работа   по   развитию творческого   потенциала   младших   школьников.   В   результате   изучения   метода   проектов сформулирована   проблема,   заключающаяся   в   создании   системы   проектной   работы, обеспечивающей развитием их познавательных и творческих способностей. Причины обращения к проблеме:    пассивность некоторой части учащихся в ходе учебной и внеурочной  деятельности, использование знаний в готовом виде, низкий уровень  познавательной мотивации; низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности  внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также  выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; 2   разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и  практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки; отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из  учебной ситуации в жизненную.  Цель работы:    изучение влияния проектной деятельности на развитие познавательной активности  младших школьников; создание условий для формирования  и приобретения  исследовательских умений  учащихся, выработке самостоятельности и  инициативы,  способствующих развитию  творческих способностей;     формирование активной жизненной позиции. Задачи: 1) проанализировать научную литературу и выявить сущность понятия метода проекта в психолого­педагогической литературе; 2)   определить   особенности   формирования     познавательных   универсальных   учебных действий у младших школьников в рамках организации проектной деятельности; 3) описать и обосновать формы и   методы средств, формирования   познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности; 4) представить результативность педагогического опыта. Гипотеза:   проектная   деятельность   повышает   познавательную   активность   учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий. Объект исследования:  проектная деятельность младших школьников Предмет исследования: процесс формирования познавательной активности учащихся с помощью проектной деятельности   Участники проекта: педагог, учащиеся, родители. Методы: анализ источников информации, наблюдение, анкетирование, педагогический  эксперимент Ожидаемые результаты:  создание системы проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности; 3    создание банка проектов учащихся; повышение  познавательной активности учащихся;  развитие самостоятельности, социальных навыков школьников в процессе групповых  взаимодействий;  приобретение детьми опыта исследовательской творческой деятельности;   формирование универсальных учебных действий;  эффективное сотрудничество с родителями. Этапы проектной работы: 1. 2010­2011 – теоретическое изучение технологии, опыта применения.    Интернет­ проект « Звёздный полёт» учащиеся 3 класса, информационные проекты     на уроках 2. 2011­2012 – курсы повышения квалификации. Интернет – проект «Календарь страны мастеров», творческий проект «Международный  Женский день – 8 Марта», учащиеся 4 класса. 3. 2012­2013 –  подготовка к проектной деятельности в 1 классе. ФГОС  Коллективный проект « Буквы алфавита» Творческий проект «Квиллинг или Бумагокручение», Исследовательский проект «Жизнь растения зимой». Участие в школьной  конференции. Критерии оценивания проектной дейтельности. 4. 2013­2014 – создание системы проектной работы. Проекты учащихся на уроках окружающего мира: «Красная книга», «Профессия моих родителей», «Родословная», «Города России»,  «Страны Мира». Проекты учащихся на уроках чтения: « Сочиняю сказку о животных»,              Проекты учащихся на уроках изо: «Волшебный бисер», «Оригами»,                  «Олимпийский              альбом».               Проекты внеурочной деятельности: «Моя коллекция»             Участие в районной конференции, в республиканской конференции юных           исследователей 5. 2014­2018 – создание банка проектных работ учащихся; Анализ результатов и перспективы проектной деятельности. 4 Глава 1. Проектная деятельность младших школьников в условиях внедрения ФГОС ООН 1.1 Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе.         Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед». Проект – это прототип,   идеальный   образ   предполагаемого   или   возможного   объекта,   состояния,   в некоторых   случаях   –   план,   замысел   какого­либо   действия.   До   сих   пор   в   большинстве случаев   понятие   «проект»   рассматривается   как   вид   профессиональной   деятельности. Однако   все   чаще   проект   употребляется   в   общенаучном   значении.   Как   отмечает   И.И. Ляхов,   в   настоящее   время   усилился   процесс   проектизации   знания,   культуры   и производства. Т.о. проектность – определяющая черта современного мышления, один из важнейших   признаков   современной   культуры,   связанных   с   творческой   деятельностью человека.[4]   Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе  успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над предметными знаниями   и   навыками.   В   системе   образования   начинают   превалировать   методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной   на   решение   реальных   жизненных   задач.   Признанными  подходами   здесь выступают   деятельностно­ориентированное  обучение;   учение,   направленное   на   решение проблем (задач); проектные формы организации обучения. [1]   Метод   проектов   всегда   ориентирован   на   самостоятельную   деятельность   учащихся   ­ индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка   времени.  Этот   метод  органично  сочетается  и  с   групповыми   методами.   Он  всегда предполагает   решение   какой­то   проблемы.   Решение   проблемы   предусматривает,   с   одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей   науки,   техники,   технологии,   творческих   областей.  В   основу   метода   проектов положена   идея   о   направленности   учебно­познавательной   деятельности   школьников   на результат,  который  получается   при  решении  той  или  иной   практически   или  теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической  деятельности. 5 Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием  учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.           На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.        Проектная деятельность несет в себе следующие функции:  1)  преобразующая  —   развитие   конструкторского   образа   и   его   использования   для построения   собственного   объекта.   Ученик   в   процессе   разработки   конкретного   проекта осознает в системе новых предметных смыслов полученные ранее знания, умения, навыки;  2)  отражательная  —   использование   имеющихся   образов   и   формирование   в   процессе деятельности   новых   представляет   функцию   деятельности.   Данная   функция   проявляется   в отражении объективно существующих законов и закономерностей окружающего мира;  3)   технологическая  —   владение   приемами   технологической   деятельности,   включающей элементы   моделирования,   конструирования.   Знание   основных   технологических   процессов, закономерностей; 4)   программно­целевая  —   реализует   стратегию   проектной   деятельности,   включая целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию; 5) контрольно­регулятивная  ­ реализует тактику проектной деятельности, включая акты принятия решений, контроля и коррекции; 6) исследовательская — специфика проектной деятельности требует от учащегося анализа существующих аналогов, обобщения существующей ситуации и выбора наилучшего варианта, тем   самым   ориентируя   ученика   на   анализ   процессуальной   и   динамической   сторон окружающего мира; 7)   креативная  ­   генерирование   новых   идей   на   основе   обобщенного   анализа   суммы полученных   знаний   —   как   в   социальном   контексте,   так   и   в   учебной   деятельности. Креативность   проектной   деятельности   определяет   все   стороны   психического   развития школьника,   поднимая   его   на   более   высокий   уровень   осознания   самого   себя   как   субъекта деятельности. [4]  Таким образом, Н.Ю.Пахомова даёт следующие определения учебного проекта [5]: Учебный проект с точки зрения учащегося  – это возможность делать что­то интересное самостоятельно,   в   группе   или   самому,   максимально   используя   свои   возможности;   это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, 6 принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда   результат   этой   деятельности   –   найденный   способ   решения   проблемы   –   носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный   проект   с   точки   зрения   учителя  –   это   дидактическое   средство,   позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы   путем   решения   задач,   вытекающих   из   этой   проблемы   при   рассмотрении   ее   в определенной ситуации. Итак, учебный проект ­ это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и   учащихся   между   собой,   и   результат   деятельности   как   найденный   ими   способ   решения проблемы проекта. 1.2. Из истории возникновения метода проектов.        Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с  идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными  американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.  Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность  ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно  важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые  могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной  жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить  полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может  подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном  направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и  в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных  областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким  образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода  проектов претерпела некоторую эволюцию.  7 Метод   проектов   привлек   внимание   русских   педагогов   еще   в   начале   20   века.   Идеи проектного   обучения   возникли   в   России   практически   параллельно   с   разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована   небольшая   группа   сотрудников,   пытавшаяся   активно   использовать   проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался.  “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” ­ вот основной тезис современного понимания   метода   проектов,   который   и   привлекает   многие   образовательные   системы, стремящиеся   найти   разумный   баланс   между   академическими   знаниями   и   прагматическими умениями. 1.3. Классификация и основные требования к проекту.               В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.   Работа   по   методу   проектов,   как   замечает И.С.Сергеев,   –   это   относительно   высокий уровень   сложности   педагогической   деятельности.[7]  Если   большинство   общеизвестных методов  обучения  требуют  наличия  лишь  традиционных   компонентов  учебного процесса  – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:   1. Необходимо   наличие   социально   значимой   задачи   (проблемы)   ­   исследовательской, информационной, практической. 2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы,  иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида  продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является  пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с  указанием выходов, сроков и ответственных. 3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.             Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации,         которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. 8 4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. 5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям  общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое  средство решения проблемы. Таким образом, проект – это “пять П”:  Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.  Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы  проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.  Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!        Е.С. Полат [6] выделяет основные требования к использованию метода проектов:  Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи),  требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например,  доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона,  факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха и т.д.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов  и распределением ролей). Использование исследовательских методов, что предполагает:     ­        определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; ­        выдвижение гипотезы их решения; ­        обсуждение методов исследования; ­        оформление конечных результатов; ­        анализ полученных данных; ­        подведение итогов; ­        корректировка; ­        получение выводов. 1.3.2. Классификация проектов. Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются различные виды классификаций [6,7,8]. По доминирующей в проекте деятельности:  9      практико­ориентированные; исследовательские; информационные; творческие; ролевые. Практико­ориентированный   проект   нацелен   на   социальные   интересы   самих   участников проекта   или   внешнего   заказчика.   Продукт   проекта   заранее   определён   и   может   быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и др. Исследовательские   проекты  по   структуре   приближены   к   подлинному   научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования,   обозначение   задачи,   методов,   источников   информации,   выдвижение   гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.  Информационные   проекты   направлен   на  сбор   информации   и   ознакомление   с   ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки. Творческие проекты  не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или праздника, макет газеты). В   ролевых   проектах   учащиеся  берут   на   себя   роли   литературных   или   исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания.  По характеру контактов между участниками:  монопроект (в рамках одной области знания);   межпредметный проект.  По характеру контактов между участниками:  внутриклассные;  внутришкольные; 10  межрегиональные;  международные.           По количеству участников проекта:    индивидуальные; групповые.            По продолжительности:   мини­проекты (укладываются в 1 урок);  краткосрочные (4­6 уроков);   среднесрочные; долгосрочные.            Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. 1.  Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.  2.   Далее   учителю   необходимо   продумать   возможные   варианты   проблем,   которые   важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи   учителя   (наводящие   вопросы,   ситуации,   способствующие   определению   проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). 3. Распределение  задач по группам, обсуждение возможных методов  исследования,  поиска информации, творческих решений.  4.   Самостоятельная   работа   участников   проекта   по   своим   индивидуальным   или   групповым исследовательским, творческим задачам.  5.  Промежуточные обсуждения полученных данных в группах. 6.   Защита проектов. 7.    Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. Глава 2.Особенности осуществления проектной деятельности в начальной школе.   2.1. Готовность младших школьников к проектной деятельности.             В психолого­педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что  “существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов,  оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития  их интеллекта воли, мотивов”. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость  11 системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской  самостоятельности в учебно­познавательной деятельности и уменьшении различных видов  учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в  начальной школе. [3]  Однако для продуктивной проектно­учебной деятельности младшим  школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.        Во­первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в  основе эффективных социально­интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к  которым относится:  умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в     ситуации “дефицита” информации или способов действий); умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости  от ситуации, чтобы все слышали); умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение,  аргументировано, его доказывать); умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное,  рациональное, оригинальное решение, рассуждение).         Во­вторых, вторым показателем готовности выступает развитие мышления учащихся.  Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как  интегративной характеристики, включающей в себя:  развитие аналитико­синтетических действий;     сформированность алгоритма сравнительного анализа; умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие  задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи.  К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких  качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.        В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной  проектной деятельности выступает формирование самооценочной и оценочной деятельности:  адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;  обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения  учебной задачи с акцентом на положительное; 12  выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.         Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности  учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для  становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.          Работа над проектом включает деятельность учителя и детей. Из таблицы видно, как она  распределяется по этапам проекта: Название этапа Ученик 1. Подготовительный Формулирование основополагающего и проблемного вопросов. Педагог Создание проблемной ситуации. Координация работы. 2. Проектировочный 3. Практический 4. Контрольно­ коррекционный Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки. Сбор материала. Создание презентаций и публикаций. Координация работы. Самооценка. Координация работы. Координация работы. 5. Заключительный Представление (презентация) проекта. Создание портфолио проекта. Как подчеркивает Н.Ю.Пахомова, степень активности учеников и учителя на разных  этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой  самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков  проектной деятельности.    Роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель  выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, ­ зависит судьба проекта в  целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению  задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика,  поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или  13 исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным  умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом,  научным кругозором, аналитическим мышлением.  Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не  сводилась к просто самостоятельной работе по какой­либо теме? Прежде всего, замечает  Н.Ю.Пахомова, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес  к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна  быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это  может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный  видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие  школьники.   Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы  проекта вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение  определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом,  погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого­педагогических  механизмов воздействия на учащихся.   На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то  необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По  необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и  планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или  последовательным.   После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь  учитель вообще может “ потеряться”, т.е. стать “ наблюдателем”. Ребята все делают сами.  Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям  не хватает знаний, каких­то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового  материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень  самостоятельности.   14 Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и  сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для  анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации  результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его  проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была  поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко  охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать  преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить  учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить  наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе  презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и  воспитательный эффекты были максимальными.        В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие  общеучебные умения и навыки:   1.Рефлексивные умения: ­ умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; ­ умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?   2.Поисковые (исследовательские) умения: ­ умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; ­ умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; ­ умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта,  специалиста); ­ умение находить несколько вариантов решения проблемы; ­ умение выдвигать гипотезы; ­ умение устанавливать причинно­следственные связи.   3.Навыки оценочной самостоятельности.   15 4.Умения и навыки работы в сотрудничестве: ­ умение коллективного планирования; ­ умение взаимодействовать с любым партнером; ­ умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; ­ навыки делового партнерского общения; ­ умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.   5.Коммуникативные умения: ­ умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать  вопросы и т.д.; ­ умение вести дискуссию; ­ умение отстаивать свою точку зрения; ­ умение находить компромисс; ­ навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.   6.Презентационные умения и навыки: ­ навыки монологической речи; ­ умение уверенно держать себя во время выступления; ­ артистические умения; ­ умение использовать различные средства наглядности при выступлении; ­ умение отвечать на незапланированные вопросы. 2.2 Практическое применение метода проектов  на опыте учителя и его результативность                   На первом этапе педагогического проекта после изучения теоретического материала,  опыта работы коллег,  свои знания решила применять на практике.  Элементы проектной  деятельности  я всегда использовала в  своей работе, но разработать, оформить проект,  выступать в роли научного руководителя было новым делом.   На начальной ступени обучения  проектной деятельности особую роль, на мой взгляд, имеют групповые, личностные и  коллективные практико ­ ориентируемые, творческие проекты.   Вместе с учащимися 3 класса  мы решили принять участие в международном интернет­проекте «Звёздный полёт»,  посвящённому празднованию 50­летия  первого полёта в космос. Работа проходила в 5 этапов.  16 Структура была разработана руководителями проекта, а учащиеся занимались практической  деятельностью. Результаты работы дети представляли на дидактическом сайте «Страна  Мастеров». Руководители проекта дали высокую оценку  участникам : «Вы предложили  столько замечательных идей, связанных с будущими технологиями! Они великолепны! В их  основе лежит забота о человеке, любовь к Земле и к природе, мечты о счастье для всех! Всё это не так уж далеко. Просто чаще думайте об этом, моделируйте будущее в мечтах, в рисунках, в  поделках и оно обязательно наступит и будет таким, как вы захотите!» Итоги проекта  представлены в приложении №1. Первый этап педагогического проекта показал, что проектная деятельность развивает  творческие способности, способствует развитию самостоятельности и познавательной  активности, но вместе с тем выявил и трудности: занятость во внеурочное время детей,  дефицит времени, слабая заинтересованность родителей.           На втором этапе педагогического проекта в рамках работы школьного методического  объединения учителей начальных классов изучалась проектная технология. В результате  каждая параллель представляла коллективный проект. Учителя 4 классов разработали и  представили творческий проект «Международный  женский день – 8 Марта». Над этапами  проекта каждый класс работал отдельно. Результат работы был представлен на празднике.  Приложение №2. В  4 классе ребята приняли участие ещё в одном  творческом интернет –  проекте «Календарь Страны Мастеров». Проект проходил в несколько этапов. Цель проекта –  сделать поделку, иллюстрацию, которая могла служить заставкой – символом дня календаря,  рассказать о празднике, предложить идеи  по его проведению.  Выбрать  день календаря  помогает Дракон – символ 2012 года. Были представлены как коллективные, так  индивидуальные работы. Все работы ребята выкладывали на персональных страницах сайта. Приложение №3. Выводы:  к концу обучения в начальной школе часть ребят  может  самостоятельно работать над проектом под руководством учителя, но затрудняются в выборе  темы, постановке целей, планированию и оформлению работы. Часто самостоятельная работа  ребёнка дома заменяется деятельностью родителей. Необходимы критерии оценки проектной  деятельности. На третьем этапе началась работа по ФГОС в первом классе. Ребята пришли ко мне с разным  уровнем готовности к обучению в школе. Шесть учеников из двадцати пяти читали по слогам,  одна девочка была хорошо читающая, два ребёнка не знали буквы. У шести учащихся были  дефектологические проблемы речи, слабая память. Много в классе было гиперактивных детей. 17 Поэтому  в первом классе я использовала только отдельные элементы проектной деятельности, связанные с изучением предметов: обучение грамоте, окружающий мир, изобразительное  искусство. Изучая буквы алфавита, ребята по желанию находили интересный познавательный  материал про буквы, рисовали буквы, делали книжки­самоделки.  Самых активных оказалось  только 7 учащихся. Как правило, это были дети, проявляющие познавательную активность,  имеющие поддержку родителей. В результате на каждую букву была собрана коллекция  самодельных книжек. А итогом коллективного проекта стал праздник «Прощание с букварём». Приложение №4. Во втором полугодии  первого класса решила попробовать сделать  индивидуальные проекты. На уроках окружающего мира ребята проводили опыты с веточками  растений: наблюдали за изменениями, делали записи в таблицу, я помогала фотографировать  растения.  Так возникла идея исследовательского проекта. С ученицей Качмазовой Аминой  я  работала индивидуально: определили тему, цели, составили план работы. Она самостоятельно  искала информацию о растении, читала книги, проводила опыт. Я  помогала оформить работу  и сделать презентацию.  Ещё один творческий проект  появился после того, как ученица  Бигаева Анастасия принесла в класс работы в технике квиллинг, сделанные самостоятельно  дома. Она рассказала ребятам, как можно крутить полоски для квиллинга, и научила их делать  модули из полосок бумаги. В результате коллективной деятельности ученики сделали  декоративное панно для украшения класса. Вместе с Настей оформили  проект и сделали  презентацию. В работе над проектом помогали родители детей. В конце года на школьной  конференции ученицы представили свои проекты и получили высокую оценку. Во втором  классе эти проекты участвовали  в районном конкурсе молодых исследователей. Ученицы  были награждены дипломами I степени. С проектом «Бумагокручение или квиллинг» Бигаева  Настя приняла участие в XI региональном конкурсе молодых исследователей «Ступень в  науку» и была награждена грамотой.  Приложение №5 Анализируя проделанную работу, наблюдения, я пришла к следующим выводам:      проектная деятельность способствует формированию познавательной мотивации; развивает универсальные учебные действия; эффективность проектной деятельности зависит от взаимодействия с родителями; необходимо учитывать индивидуальные и возрастные возможности детей;  проектная деятельность создаёт условия для авторского творчества и ситуации успеха;       Во втором классе я приступила к четвёртому этапу работы. Необходимо было продумать  систему работы по формированию проектных умений у всех учащихся.  18 Вначале нужно было доступно объяснить, что же такое проект, познакомить  детей с этапами  работы в группе или самостоятельно. Так как для этого возраста ведущей деятельностью  является игра, то  первым был проведён  ролевой  проект.  Ребята самостоятельно выбрали  команды. Каждый ребёнок  выбрал роль в своей команде. Вместе придумывали название и  рисовали эмблему. Роли: командир, помощник командира, художник, танцор или спортсмен,   певец,  математик, писатель, натуралист. В результате групповой работы в классе появилось 4  команды: «Бумеранг», «Берёзка», «Бомба», «Солнышко». Дети успешно справились и были  очень довольны работой в группе. Теперь дети могли работать над групповыми проектами на  уроках изобразительного искусства: « Проект детской площадки», «Сказочный замок»,  «Олимпийский альбом».  На следующем занятии была организована работа с использованием рабочей тетради «Я –  исследователь» автора Савенкова А.И.  Приложение № 6.Цель этой работы: познакомить с  темой, целью и задачами, гипотезой; научить поиску информации.  По итогам занятия было  проведено анкетирование по выбору темы проектов, интересов ребёнка.  Приложение №7.  Результаты представлены в  таблице 1. Интересы  Природа Человек Культура  Вселенная  Наука Техника  Экономика Не  Кол­во учащихся 5 1 1 3 1 3 0 выбра ли 9 В результате наблюдений мне было видно, что самостоятельно определить интересы смогли  несколько детей. Большая часть затруднялась определить, что им интересно, или советовались  с другими детьми. Мальчиков больше интересовала техника, Вселенная, а девочек – культура,  природа.  В итоге у всех ребят появилась памятка по работе над проектом, где объяснялись  основные этапы и понятия. Приложение №8. Дальше  приступили к практической части реализации проектов. Первые проекты были  информационные. Ребята делали на уроках окружающего мира  в  рабочих тетрадях автора  Плешакова А.А.  проекты: «Профессии», «Красная книга». Вместе с учителем дети  формулировали цели проекта, основные направления деятельности, формы представления  отчета. Последующая работа выполнялась ребятами дома самостоятельно, но обязательно под  19 руководством учителя, а отчет о проделанной работе представлялся на уроке. Для самооценки использовались сигнальные цвета, для оценивания работ одноклассников словесная  характеристика и таблица критериев. Дети в силу особенностей возрастного развития  эгоцентричны, поэтому им сложно сформулировать вопрос к своему товарищу, нелегко  воспринимать его ответ. Развитие навыков постановки вопроса и восприятия ответа  необходимо рассматривать как одну из важнейших целей  проектов, поскольку даже среди  взрослых людей нередко встречаются такие, которые не умеют спрашивать и слушать других  людей. Эта работа показала, что иногда за детей делали родители, некоторые дети оставались  безучастными, мотивируя своей забывчивостью.  Поэтому с родителями необходимо было  провести собрание по теме: «Проектная деятельность детей в школе и дома». Перед собранием я провела анкетирование родителей с целью узнать, что они знают о проектной деятельности.  Результаты представлены в таблице 2. 2013­2014 уч. год 1 полугодие Кол. родит. 20 20 20 20 20 Вопрос Что такое проектная деятельность? Какие проекты делал ваш ребёнок? Какую помощь можете оказать ребёнку? Какие трудности могут возникнуть в работе? Какие темы проектов были интересны вашему ребёнку? Затруднились ответить 10 15 5 Нет свободного времени, нет  компьютера. 8            На родительском собрании в виде презентации кратко ознакомила с основными этапами  проектной деятельности, разъяснила какую помощь и как могут оказывать родители детям.  Познакомила  с проектами детей и результатами, показала примеры проектных работ из  интернета. Вместе с родителями было принято решение, что помощь детям не должна заменять их самостоятельную деятельность. Ребята  должны чувствовать моральную поддержку и  личную заинтересованность родителей. На каждом собрании необходимо знакомить родителей  с результатами проектов, представлять лучшие работы.         Работая  на данном этапе, я пришла к выводу, что все проектные работы лучше собирать в  папку с файлами. На каждую работу учить детей заполнять карточку проекта. Приложение  №9. Все материалы проекта собирать в отдельные файлы, а презентации хранить на дисках.   Это позволит ребятам увидеть и лучше понять работу, выбрать лучшие проекты. А также  продолжать самостоятельно работать по теме проекта, даже если он уже завершён. По этому  20 принципу была организована работа над проектом  «Сочиняю сказку» по литературному  чтению в конце изучения раздела «Сказки о животных».  Приложение №10. В результате работы у каждого ребёнка появилась книжка с авторской сказкой, которую он  представил в классе и дома. Теперь можно подумать о коллективном результате: составить  первый сборник авторских сказок. Анализируя этапы  проектной деятельности, прихожу к выводу, что её организация  направлена на результат, который получается при решении практической,  теоретической, но  обязательно личностно и социально ­ значимой проблемы. Часто слышу от родителей, что  ребёнок начинает что­ то делать и бросает, так и не получив результата. А почему? Потому что не понимает и не умеет видеть цель своей деятельности, не умеет планировать работу.  Хватается за всё сразу или начинает с конца.  Проектная работа помогает сформировать  необходимые для успешной самостоятельной деятельности универсальные учебные действия.   Работа над педагогическим проектом пока не завершена. Впереди пятый этап, предстоит  пройти  долгий, но увлекательный путь по совершенствованию  и созданию системы проектной  работы. Но предварительные итоги и выводы можно уже сделать. Заключение.          Использование этого метода в начальной школе имеет свою специфику. Это время  обучения детей основам проектирования, решения проектных задач. Проектная деятельность  помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более  сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и  хороших оценок. Одним из главных  результатов  является формирование у детей умения  вести себя в условиях, когда требуется в короткое время сделать много разнохарактерных дел. Надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает,  решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть  результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более  уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед  недостатком знаний – он учится учиться. Уроки­проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не  вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать 21 здоровьесберегающими технологиями. У младшего школьника способность концентрировать  внимание ещё недостаточно развита, поэтому время работы над проектом нельзя не затягивать, поддерживать темп работы над проектом «на одном дыхании».  В процессе работы над  проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Этапы подготовки и  планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. Дети  учатся выделять главные  идеи и видеть второстепенные. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не  отличается от работы настоящего учёного. Они учатся высказываться свободно и смело.  Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля  учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса. Какие риски  могут встретиться в проектной деятельности, и как их минимизировать представлено в  таблице3. Риски Психологическая   неготовность Меры для минимизации рисков Диагностика   готовности   различных   категорий родителей и учащихся Дробление   коллектива   класса, участников  к реализации проекта Развитие коммуникативных     связей, возникновение   конкурентной   борьбы, межличностных напряжений. Утрата преемственности  при переходе на обучение в среднем и старшем звене Рост перегрузки учащихся Замена самостоятельной деятельности Формирование   пространства   общих   смыслов проектной деятельности. Диагностика   с   целью   сохранения   и восстановления связей преемственности. Мониторинги   дозировки   домашнего   задания, организации   учебного   дня.   Координация   всех школьных расписаний. Знакомство   родителей   с   задачами   проектной учащихся работой родителей деятельности и результатами работы Уже   сейчас   можно   сделать   вывод,   что   выдвинутая   гипотеза   подтвердилась:   при правильной   организации   проектная   деятельность   повышает   познавательную   активность учащихся,   способствует   формированию   универсальных   учебных   действий.   Метод   проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться  в начальной школе,  а это необходимо для реализации стандартов второго поколения. Библиографический список. 1. Асмолов А.Г.  Как проектировать УУД в начальной школе. М.: Просвещение, 2010. 22 2. Воронцов А.Б., Заславский В.М. и др. Проектные задачи в начальной школе: пособие для  учителя М.: Просвещение, 2010 3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.  Нач.школа. – 2004. ­ №2. 4.Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших         школьников М.: Вентана ­ Граф, 2002 5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005 6. Полат Е.С. Как рождается проект. М., 1995. 7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие  для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003 8.  Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения  Завуч  2003. №6 Приложение№1 Творческий проект «Звёздный полёт» 4 класс  9 участников. Названия и темы полётов  Первый полёт. Знакомство с экипажем   Второй полёт. Новый год в космосе   Третий полёт. Космические корабли   Четвёртый полёт. Контакт с иными мирами   Пятый полёт. Возвращение на Землю 23 Выставка результатов работы в школе Приложение№2   Творческий проект « Международный женский день – 8 Марта» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 24 Цель: Формировать у детей целостное представление о роли женщины в современном  обществе. Углублять знания детей о культуре и традициях семейных взаимоотношений. Задачи:   Обогащать культурологические знания детей через знакомство с  историей праздника,  биографиями известных женщин.  Развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из проблемных  ситуаций; поддерживать доброжелательное общение в играх, продуктивной совместной  деятельности.  Развивать творческие способности детей через пение, танцы, художественную  деятельность: создание поделок, рисунков и т.д.  Развивать речь детей: диалогическую, монологическую, умение отвечать на вопросы  развёрнутым ответом, аргументировать его; составлять связный рассказ из своего  личного опыта и основываясь на полученных ранее знаниях; умение выразительно  читать стихи; обогащать словарный запас детей.  Воспитывать уважение к женщине, как человеку, дарующему жизнь, хранительнице  домашнего очага, носительнице культурных ценностей этноса, цивилизации в целом.  Адресат: дети младшего  школьного возраста. Актуальность: В сложных экономических условиях, во время кризиса в социальной сфере,  приведших к упадку духовных ценностей, в том числе и в семье, особое значение приобретает  формирование у детей социально­нравственных качеств, опираясь на опыт и культуру  многонационального населения России. Тип проекта: творческий, групповой, кратковременный, в рамках параллели 4 классов Участники проекта: учителя, родители, учащиеся. ЭТАПЫ ПРОЕКТА. 1.Подготовительный.  Разработка проекта   Обсуждение вариантов проведения праздника и возможностей участия в празднике. 2.Практический.  Разучивание стихов, песен, танцев.  Создание рисунков и презентации по теме «Мамочка любимая моя», « Моя бабушка».  Газета – поздравление. Создание отпечатков ладошек для оформления праздничной  газеты.  Открытка – приглашение на праздник.  Сочинение на тему: «Любимая моя…..» или синквейн о маме  Подарок для мамы, сделанный  своими руками.  Оформление  и оборудование зала. 3.Итог проекта 25  Презентация праздника.  Чаепитие в группе (совместно с родителями).  Фоторепортаж «С места праздничных событий».   Приложение №3           Творческий проект. Во втором полугодии2011 ­2012 учебного года ученики 4 А класса приняли активное участие в интернет­ конкурсе «Календарь Страны Мастеров» http://stranamasterov.ru/konkurs/16/summary Конкурс состоит из нескольких этапов. Задача конкурса – сделать поделку, иллюстрацию,  которая могла служить заставкой – символом дня календаря, рассказать о празднике,  предложить идеи  по его проведению.  Выбрать  день календаря помогает Дракон – символ  2012 года.  В первом этапе конкурса приняла участие классный руководитель  Цалоева Е.М.  http://stranamasterov.ru/node/297024?k=all    &   u=22155  День масок – 12 февраля. Работа заняла  2 место.  26 Наниева Арина выбрала  26 февраля – День сосны. Её работа заняла 4  место. http://stranamasterov.ru/node/299756?k=all    &   u=72170 Второй этап конкурса  ­ апрель, май,июнь. Участвовали не только отдельные ученики, но и весь класс. День топиария – 12 мая   Работа заняла 4 место.  http://stranamasterov.ru/node/334748?k=all    &   u=22155 Бестаевой Диане достался День пиона – 16 апреля.  27 Работа заняла 3 место.  http://stranamasterov.ru/node/333750?k=all    &   u=59668 У Конева Вадима был День василька – 4 июня. Работа заняла – 2 место  http://stranamasterov.ru/node/333487?k=all    &   u=22155 У Окроевой Валерии – День фигурного вырезания – 20 апреля.  Работа заняла – 3 место.  http://stranamasterov.ru/node/333560?k=all    &   u=59681 А Крокодильчик  ­ символ журнала «Крокодил» даже попал в печатную версию календаря.  4 июня http://stranamasterov.ru/konkurs/17 28 Приложение №4  Проект «Буквы Алфавита» Цели: развитие фонематического слуха детей, умения обозначать звуки буквами, обогащение  словаря учащихся, развитие речи. Задачи:   обеспечение тесной взаимосвязи воспитательного и образовательного процессов; сочетание коллективных и индивидуальных форм работы; Обоснование актуальности: на этапе обучения грамоте учащиеся испытывают трудности при  выделении в словах отдельных звуков (гласных и согласных), при проведении слого­звукового  анализа слов, запоминания зрительного образа букв, формировании навыка чтения. Тип проекта: индивидуальный долгосрочный, творческий. Прогнозируемые результаты: Ученик будет знать:   все звуки и буквы русского языка; их основное отличие. Ученик будет уметь:    вычленять звуки в словах, определять их последовательность, различать гласные и  согласные звуки и буквы, правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне  слова; работать самостоятельно; оформлять результаты своей деятельности: Будет воспитывать в себе:   любознательность, усидчивость, коммуникабельность, организованность,  самостоятельность. если это согласная буква, звук которой только мягкий или только твёрдый, то ­ 2 раза;  первую букву дети штрихуют в заданном направлении, вторую – раскрашивают синим  или зелёным цветом. Этапы проекта 29 1. Сбор информации о буквах: стихи, сказки, загадки. 2. Рисунки букв. 3. Создание книжек – самоделок. 4. Праздник «Прощание с букварём»   Приложение №5 Исследовательская и проектная работа в начальной школе. «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму» Китайская мудрость   ШМО учителей начальных классов в конце мая 2012/13 учебного года был запланирован и проведён отчёт об исследовательской и проектной деятельности учащихся, т.к.одним из направлений современного образовательного процесса, предусмотренного ФГОС, является организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся, направленной на овладение учебно­ познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых проблемных задач. Несмотря на то, что организация проектной и исследовательской деятельности осуществляется по определенному алгоритму, любое сопровождение учебного проекта превращается для педагога­консультанта в 30 своеобразный педагогический проект. Именно в процессе его реализации происходит  повышение профессиональной компетентности педагогов. Необходимо также вовлекать  родителей в проектную и исследовательскую деятельность школьников. Роль родителей,  форма их участия в проектной деятельности младших школьников состоит в мотивационной,  информационной, технической поддержке проекта. Обязательным компонентом внешней  оценки проектной и исследовательской деятельности учащихся школы является представление работ на родительских собраниях, конференциях.             В отчёте были представлены работы учащихся 1­ 2 классов. Бигаева Анастасия, ученица 1 «а» класса, представила творческий проект практической  направленности «Бумагокручение или квиллинг». Рассказала об истории возникновения квиллинга, объяснила, почему решила заняться данной темой, познакомила с материалами, инструментами необходимыми в работе и продемонстрировала на практике свои умения. В конце своего выступления подвела  итоги:квиллинг очень увлекательное занятие, которое учит   внимательности, терпению, развивает художественный вкус,  любознательность и любовь к  творчеству. Работы, выполненные в технике квиллинг , можно  подарить друзьям и родным. Ещё одна ученица 1 «а» класса Качмазова Амина рассказала о своём исследовательском   проекте на тему: «Жизнь растения зимой ». Ей нравятся уроки окружающего мира,  интересно  наблюдать за изменениями в природе, узнавать новое о жизни растений,  животных. Однажды  всем ребятам нужно было принести на урок веточки для наблюдения.  Она принесла веточки сирени, а потом захотелось узнать об этом растении больше.  С помощью учителя в интернете Амина нашла  интересные факты о сирени , а дома ей помогла мама  найти познавательный материал. Так появился этот  проект.  Цель: определить, что происходит с растением  зимой, какие условия необходимы растению для роста  и развития. Гипотеза: предположим, что кустарник сирени зимой не погибает, а засыпает до весны. 31 Методы исследования: изучение научно­популярной литературы и материалов сети Интернет;  наблюдение и  анализ экспериментального материала; сравнение; обобщение. В заключении  рассказала о выводах исследования: 18 дней я наблюдала за  ветками сирени. 3 дня мне  понадобилось для того, чтобы увидеть первые листочки. Зимой деревья не погибают, а  засыпают до весны. Для дальнейшего роста и развития веткам растения недостаточно только  воды, тепла и света. На сирени раньше других деревьев и кустарников набухают почки и  появляются первые листочки.  В ходе проекта Амина узнала много интересного о сирени,  прочитала легенды об этом растении, стал развиваться  познавательный интерес к учёбе. Приложение №6 Приложение №7 Анкета  ученика   Ф. _____________________ и.________________________ 1.Как ты понимаешь, что такое проект ? 2.Какие проекты ты пробовал делать? 3. Какие трудности возникли в работе над проектом? Найти материал, определить тему, цель работы, напечатать работу, выступить с проектом в  классе 4. Кто помогает в работе над проектом? Родители, учитель, друзья 32 5.Что ты можешь сделать на компьютере?  Напечатать текст, сделать презентацию. Найти материал в интернете,  6. Хотел бы ты участвовать в проектах по каким темам? Природа, человек, техника, науки, искусство, спорт 7. С кем бы ты хотел сделать проект? Анкета   для родителей   Ф. _____________________ И.________________________ 1.Как вы понимаете, что такое проектная деятельность ребёнка, проект ученика? 2.Какие проекты в школе пробовал делать ваш ребёнок? 3. Какую помощь в работе над проектом вы можете оказать своему ребёнку? Найти информацию,  определить тему,  цель работы,  напечатать работу,  сделать презентацию, фотографии, рисунки, таблицы, подготовить выступление ребёнка с проектом(защиту  проекта)? 4. Какую помощь вам может оказать учитель? Объяснить этапы работы над проектом, зачем нужна проектная деятельность вашему ребёнку,  подсказать источники информации  5. Какие трудности в этой работе у вас могут возникнуть?  Нет компьютера дома, негде напечатать работу, сделать фото, нет интернета, нет времени, нет интереса,   6. Как вы считаете, какие темы проектов были бы интересны вашему ребёнку?  Природа, человек, техника, науки, искусство, спорт Приложение №8 памятка Хочу, потому что интересно. Учусь, потому что мне помогают, но не делают за меня. Могу, потому что делаю сам.     План работы над проектом 33 Тема работы.         Как будет называться моя работа?  1. 2. Проблема.         Это вопрос, который надо изучить из того, что ранее не было изучено.   Почему важно изучить этот вопрос именно сейчас 3. Введение.        В чем необходимость моей работы? Почему важно изучить это именно  сейчас? 4. Цель.                    Запланированный результат работы.  (Начни со слов:  изучение..,  объяснение…  создание…,) 5. Объект:          язык, литература, спорт, математика, человек, природа, музыка, искусство и т.д. 6. Предмет:                 Что я хочу исследовать? 7. Гипотеза ­ предположение.          Мой ответ на вопрос проблемы.  Выяснить:  верно или нет? 8. Задачи  работы.        Что я буду делать: читать, изучать, проводить опрос­ анкетирование,  рисовать, ставить опыты, сочинять, конструировать, записывать свои наблюдения,  фотографировать. 9. Время выполнения работы.     Дата начала….. Дата окончания…. 10.  Результаты работы.      Продукт работы. 11. План моих действий. 12. Выводы.  Подтвердилось моё предположение или нет? Выполнил ли я то, что задумал?  Что оказалось трудным в работе?  Что не удалось выполнить, а что получилось отлично,  было интересно. 13. Оформление работы.  14. Защита проекта. 15. Источники информации.  Книги, которые прочитал. Интернет. 16.  Мои помощники. Приложение №9  Карточка проекта Класс________________ Фамилия­­________________________ Имя____________________ Дата начала_____________________________ окончание проекта_____________________ Тема проекта_____________________________________________________________________ Цель_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Предмет ______________________________________________________________________ План работы 1.__________________________________________________________________________ 34

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2019