Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД
Оценка 4.9

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Оценка 4.9
Документация +12
docx
изобразительное искусство +1
Все классы
17.02.2018
Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД
Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому это и это станет моим навсегда. П.П. Блонский Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе. Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных её задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребёнка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментами саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому это и это станет моим навсегда. П.П. Блонский Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе. Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных её задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребёнка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментами саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. По данным промежуточных диагностик (анкеты: 1. Анкетирование обучающихся - Н.Ю. Яшина; 2. Проба на внимание - П.Я. Гальперин; 3. Методика «Изучение саморегуляции» - У.В. Ульенков) за прошлый год я сделала вывод, что у обучающихся недостаточно сформированы регулятивные универсальные учебные действия: умение ребенка удерживать поставленную цель, работать по предложенному плану или составлять его, определять степень успешности своей работы в группе и работы других, др. Это привело к необходимости пересмотреть применение методов, приемов обучения и способов организации учебной деятельности обучающихся на уроках. Учитель должен осуществлять постоянный поиск эффективных технологий обучения, одной из которых является кейс-технология. Эта технология позволяет повысить уровень сформированности регулятивных УД. Согласно проведенным наблюдениям, младшие школьники на кейс-уроках работают более активно, целеустремленно, у них повышается стимул к получению прогнозируемого результата, отрабатывается мобильность и оперативность в групповой работе, развивается творческая активность. Особенно успешно этот метод реализуется на уроках изобразительного искусства. Таким образом, данная технология организации учебного процесса направлена на формирование метапредметной деятельности.
Мой опыт работы.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» «Метод кейс­стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД»                                                                            Лиличенко Ирина Евгеньевна Автор: учитель начальных классов 1 Ачаир, 2017 СОДЕРЖАНИЕ 3 Введение Глава 1. Теоретические основы метода кейс­стади…………………….…...… 8 1.1. Технология работы при использовании метода кейс­стади……………..8 1.2. Принципы воплощения метода кейс – стади как средства формирования УУД………………………………………………………….......16 Глава   2.   Практические   основы   применения   метода   кейс­стади   на   уроках изобразительного искусства…………………………………………………….21 2.1. Использование метода кейс­стади на уроках изобразительного искусства для формирования УУД…………………………………………………………21 2.2.   Изучение   эффективности   применения   метода   кейс   ­   стади   на   уроках изобразительного искусства 39 Заключение52 Список использованных источников и литературы 54 Приложения 59 2 Введение Скажи   мне   –   я   забуду.   Покажи   мне   –   я   могу запомнить. Позволь мне сделать самому это и это станет моим навсегда.                                                                                     П.П. Блонский Приоритетной   целью   современного   российского   образования становится   полноценное   формирование   и   развитие   способностей   ученика самостоятельно   ставить   учебную   проблему,   формировать   алгоритм   её решения,   контролировать   процесс   и   оценивать   полученный   результат,   т.е. научить   учиться.   Это   должно   стать   залогом   успешной   адаптации   в стремительно меняющемся обществе. Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных её задач – заложить   потенциал   обогащенного   развития   личности   ребёнка.   Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментами саморазвития и   самосовершенствования,   умеющую   находить   эффективные   способы решения   проблемы,   осуществлять   поиск   нужной   информации,   критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. Понимание   того,   что   в   основе   успешности,   результативности   и самостоятельности   учения   лежат   общие   учебные   действия,   имеющие приоритетное значение по отношению к узко предметным знаниям и умениям, 3 признаётся сегодня всеми ведущими психологами и дидактами, такими как: М. Р. Гинзбург, Н. И. Гуткина, В. В. Давыдов, А. З. Зак, Т. А. Нежнова, К. Н. Поливанова и др. Формирование   умения   учиться,   или   способность   к   самостоятельной продуктивной   деятельности, школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:   предполагает   полноценное   освоение 1) мотивы (игровые, познавательные, учебные мотивы); 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные   действия   и   операции   (ориентировка,   преобразование материала, контроль, оценка и самооценка). Очевидно, что формирование универсальных учебных действий связано с   формированием   основных   компонентов   учебной   деятельности   младших школьников. Именно несформированностью учебных действий психологи и  педагоги объясняют   несформированность   учебно­познавательной   мотивации,   низкий уровень   любознательности   и   активности   обучающихся, планирования своей деятельности.    трудности По   данным   промежуточных   диагностик   (анкеты:   1.   Анкетирование обучающихся   ­   Н.Ю.   Яшина;   2.   Проба   на   внимание   ­   П.Я.   Гальперин;   3. Методика   «Изучение   саморегуляции»   ­   У.В.   Ульенков)   за   прошлый   год   я сделала   вывод,   что     недостаточно   сформированы   у   обучающихся   регулятивные универсальные учебные действия: умение ребенка удерживать поставленную цель, работать по предложенному плану или составлять его, 4 определять степень успешности своей работы в группе и работы других, др. Это привело к необходимости  пересмотреть применение   методов, приемов обучения   и   способов   организации   учебной   деятельности   обучающихся   на уроках.  Учитель   должен   осуществлять   постоянный   поиск   эффективных технологий   обучения,   одной   из   которых   является   кейс­технология.   Эта технология   позволяет   повысить   уровень   сформированности   регулятивных УД. Согласно   проведенным   наблюдениям,   младшие   школьники   на   кейс­ уроках работают более активно, целеустремленно, у них повышается стимул к получению   прогнозируемого   результата,   отрабатывается   мобильность   и оперативность   в   групповой   работе,   развивается   творческая   активность. Особенно   успешно   этот   метод   реализуется   на   уроках   изобразительного искусства.  Таким   образом,   данная   технология   организации   учебного   процесса направлена на формирование метапредметной деятельности. Организация   учебной   деятельности   младшего   школьника   на   основе кейс­технологии позволила выделить следующие её основные достоинства: 1.   Способствует   эффективному   формированию   метапредметной деятельности у детей и достижению нового образовательного результата; 2.   Младшие   школьники   становятся   активными   участниками образовательного   процесса;   опыт   и   знания   детей   при   обучении   служат источником их взаимообучения и взаимообогащения; 3. Все обучающиеся класса включаются в процесс познания; совместная деятельность  в освоении учебного материала  означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами 5 деятельности; 4.   Младшие   школьники,   делясь   своими   знаниями   и   опытом деятельности,   берут   на   себя   часть   обучающих   функций   учителя,   что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения; 5.   Создается   «ситуация   успеха»   для   каждого   ребенка,   так   как   дети чувствуют себя свободно.  6. Младшие школьники в осуществляемой деятельности показывают не просто свое деятельностное состояние, но и формируются у них личностные качества, проявляемые в этой деятельности и др. Актуальность позволила определить тему работы «Метод кейс­стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД»  Цель:  –  использование метода кейс­стади на уроках изобразительного искусства  как средство формирования УУД. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1. Изучить кейс­технологию. УУД. 2. 3. Рассмотреть метод кейс­технологии как средство формирования Использовать   на   уроках   изобразительного   искусства   элементы кейс­технологии как средство формирования регулятивных УУД. 4. Изучить эффективность применения кейс­технологии.  Методы   исследования  определены   целью   и   задачами   решаемой проблемы.   Для   решения   поставленных   задач   нами   были   использованы: теоретические   методы     обобщение,   сравнение, (анализ,   синтез, классификация,), эмпирические методы (наблюдение, беседы, анкетирование), анализ документов. 6 База исследования: МБОУ «Первомайская СОШ». Таким образом, процесс моделирования кейс­уроков является сложным, многоплановым и творческим, поскольку учителю необходимо упорядочить множество как своих действий, так и детей, сконструированных на основе иерархически   выстроенных   форм   деятельности.   Данная   технология предполагает созидание, творческий подход не только со стороны учителя, но и учащихся. Практическая   значимость   данной   работы   заключается   в   создании системы   использования   на   уроках   изобразительного   искусства   элементов метода кейс ­ стади, которая может быть рекомендована для применения в образовательном процессе.  7 Глава 1. Теоретические основы метода кейс ­ стади 1.1. Технология работы при использовании метода кейс ­ стади Кейс   ­   метод   возник   в   США   в   школе   бизнеса   Гарвардского университета.   В   России   долгое   время   применялся   в   обучении   юристов   и менеджеров: студентам предлагались конкретные ситуации из юридической или экономической практики, которые обсуждались на занятиях и служили основой дальнейшей профессиональной деятельности. Кейс   –   технологии   представляют   собой   группу   образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем,   задач.   Их   относят   к   интерактивным   методам   обучения,   они позволяют   взаимодействовать   всем   обучающимся,   включая   преподавателя. Название технологии произошло от латинского  «casus» — запутанный или необычный случай, а также от английского «case» – портфель, чемоданчик, дипломат, кейс. Происхождение терминов отражает суть технологии. В кейс – технологии   понятие   «кейс»   рассматривается   как   портфель   с   полным комплектом   учебно­методических   материалов,   который   может   выдаваться учащимся как в печатном, так и в электронном виде. В нашей стране кейс технологии называют ещё  методом  case  – study (кейс ­ стади), методом анализа конкретных ситуаций (АКС), методом ситуационного обучения.  Это метод активного проблемно ­ ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций 8 (решение кейсов). Непосредственная цель метода кейс – стадии (метода ситуационного обучения)   –   совместными   усилиями   группы   учащихся   проанализировать реальную   ситуацию   –  case,   возникшую   при   конкретном   положении   дел,   и выработать   практическое   решение;   окончание   процесса   –   оценка предложенных   алгоритмов   и   выбор   лучшего   в   контексте   поставленной проблемы. Кейс – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы проблемы, имеющие практическое значение, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Отличительная особенность кейса – описание   проблемной   ситуации   на   основе   фактов   реальной   жизни.   Это целостный информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Кейс может содержать различную информацию, включать в себя документальные данные, сведения из учебного издания, информацию из газет, исторический факт, видеоролик. Основная  работа педагога  направлена  на  разработку  индивидуальных кейсов. Следует тщательно подбирать и подготавливать учебный материал, который впоследствии будет включён в кейс. Структуру кейса можно представить следующим образом: 1. Оглавление содержимого кейса. 2. Методические указания по работе с кейсом. 3. Задания для самостоятельной работы, которые сопровождаются информационно   –   справочным   материалом,   методическими   указаниями   по выполнению заданий. 4. Список   дополнительной   литературы   и   ссылки   на   электронные источники. 5. Глоссарий (толковый словарь терминов). Особое   внимание   необходимо   уделить   разделу   «Задание   для 9 самостоятельной работы». Структуру   заданий   для   самостоятельной   работы   можно   представить следующим образом: З З К И И И З е е л р р р а а и д д о н а н н е а а м т т т д   1 1 н н е а е е 1 . . е е е а п и и       г н г г . д з з з з   е о о о а а а     а к е и и и д д д н р р р а а а и с о о о н в в в о н н н е и и и н н н н н н а а а е е е Классификация кейсов:  Иллюстративные   учебные   ситуации.  Цель   кейсов   –   на определённом практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определённой ситуации.  Учебные   ситуации   –   кейсы   с   формированием   проблемы: описывается   ситуация   в   конкретный   период   времени,  выявляются   и   чётко формулируются   проблемы.   Цель   кейса   –   диагностирование   ситуации   и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме.  Учебные   ситуации   –   кейсы   без   формирования   проблемы: описывается   более   сложная   ситуация,   проблема   чётко   не   выявлена, представлена   в   статистических   данных,   оценках   общественного   мнения, органов   власти   и   т.   д.   Цель   кейса   –   самостоятельно   выявить   проблему, указать альтернативные пути её решения с анализом наличных ресурсов.  Прикладные   упражнения:  описывается   конкретная   ситуация, предлагается найти пути выхода из неё. Цель кейса – поиск путей решения проблемы. 10 По целям и задачам процесса обучения:  обучающие анализу и оценке;  обучающие решению проблем и принятию решений;  иллюстрирующие проблему или концепцию в целом. По структуре:  Структурированный   кейс.  Короткое   и   точное   изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Даётся небольшое количество дополнительной   информации.   Для   такого   типа   кейсов   существует определённое количество правильных ответов. Они предназначены для оценки знания   и/или   умения   использовать   одну   формулу,   навык,   методику   в определённой области знаний. У задач существует оптимальное решение.  «Маленькие наброски».  Содержат до десяти страниц текста, 1­2 страницы   приложения;   знакомят   с   ключевыми   понятиями,   при   их   разборе ученик опирается на собственные знания.  Большие   неструктурированные   кейсы.  Представляют   собой материал с большим количеством данных, содержат до 50 страниц. Это самый сложный   вид   учебных   заданий;   информация   подробная,   в   том   числе   и совершенно   ненужная;   необходимые   для   разбора   сведения   могут отсутствовать;   ученик   должен   распознать   нюансы   и   справиться   с   ними. Предназначены   для   оценки   стиля   и   скорости   мышления,   умения   отделить главное от второстепенного и навыков работы в определённой области. Для них   существуют   несколько   правильных   вариантов   ответов   и   обычно   не исключается возможность нахождения нестандартного решения.  Первооткрывательские кейсы.  Могут быть как очень короткие, так   и   длинные.   Наблюдение   за   решением   такого   кейса   даёт   возможность увидеть, способен ли ученик мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведённое время; если он проходит групповое решение, то   может   ли   он   подхватить   чужую   мысль,   развить   её   и   использовать   на 11 практике.   При   их   разборе   школьники   не   только   применяют   усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предлагают что­то новое; ученики и педагог выступают в роли исследователей. По размеру: o Полные   кейсы  (в   среднем   20­25   страниц)   предназначены   для командной   работы   в   течение   нескольких   дней   и   обычно   подразумевают командное выступление. o Сжатые   кейсы  (3­5   страниц)   предназначены   для   разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию. o Мини – кейсы (1­2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для   разбора   в   классе   и   зачастую   используются   в   качестве   иллюстрации   к теории, преподаваемой на занятии. Большие кейсы вызывают затруднения, особенно при работе впервые. Кейс   может   содержать   описание   одного   события   или   историю   развития политической партии за многие годы. Классификация кейсов по жанрам Существует многообразие жанров. Задача педагога – сформулировать и реализовать такие жанровые особенности кейса, которые оптимально помогут решить его дидактические цели. Основание классификации Виды кейсов Тип методической части 1. Вопросный кейс. Наличие сюжета Объём  2. Кейс – задание. 1. Сюжетный кейс. 2. Бессюжетный кейс. 1. Краткий (мини) кейс. 2. Кейс средних размеров. 12 Временная последовательность материала Субъект кейса Способ   предоставления материала 3. Объёмный кейс. 1. Кейс   в   режиме   от   прошлого   к настоящему. 2. Кейс   –   воспоминание   с   прокруткой времени назад. 3. Прогностический кейс. 1. Личностный кейс. 2. Организационно – институциональный кейс. 3. Многосубъектный кейс. 1. Рассказ. 2. Аналитическая записка. 3. Эссе. 4. Отчёт. 5. Очерк. 6. Журналистское расследование. 7. Совокупность фактов. 8. Совокупность   документов   и производственных образцов. 9. Совокупность   статистических материалов. Наличие приложения 1. Кейс без приложения. 2. Кейс со приложениями.     специальными Первичные (базовые) источники кейса (определяют наиболее значимые факторы воздействия на кейсы) 13 1. Общественная   жизнь  во   всём   её   многообразии   –   источник сюжета, проблемы и фактологической базы кейса. 2. Образование   –  цели   и   задачи   обучения   и   воспитания, интегрированные в кейс – стади. 3. Наука   –  задаёт   ключевые   методологии,   которые   определяются аналитической деятельностью и системным подходом. Вторичные источники кейса (носят производный характер от базовых источников) 1. Художественная   и   публицистическая   литература подсказывает идеи и сюжет. Фрагменты из публицистики, материалов СМИ актуализируют кейс, повышают к нему интерес школьников. Художественная литература   и   публицистика   придают   кейсу   культурологическую   функцию, содействует нравственному развитию личности ученика. 2. Применение «местного» материала способствует насыщенному и интересному обсуждению, особенно, когда ситуация имеет определённое личностное значение для учащихся. 3. Статистические   материалы,   ссылки   на   нормативные   акты, архивные   документы,   социально­экономические   характеристики предприятия и другое придают научность и строгость кейсу. 4. Строгость и корректность придаёт кейсу  использование научной литературы.  Отличный   материал   к   кейсу   можно   получить   посредством анализа   монографий,   научных   статей   и   отчётов,   посвященных   какой­либо проблеме. 5. Интернет с его ресурсами – неисчерпаемый источник материала для кейсов. Его отличают гибкость, масштабность, оперативность. Таким образом, на уроках изобразительного искусства я разрабатываю такие   задания,   решение   которых   направлено   на   формирование   системы 14 знаний, умений и навыков в определённом порядке, где каждый новый блок учебного материала логически связывается с другими блоками. Задания даю с постепенным   увеличением   степени   сложности,   где   происходит   постоянное систематическое   повторение   изученного   материала   с   последующим   его осмыслением и прочным усвоением. 15 1.2. Принципы воплощения метода кейс – стади как средства формирования УУД Действуют   следующие  дидактические   принципы:  принципы   научности   и последовательности,   систематичности,   наглядности, доступности, системности обучения и связи теории с практикой, прочности усвоения   знаний   и   связи   обучения   со   всесторонним   развитием   личности учащихся, а также принципы модульного обучения: принципы модульности, динамичности,   инертности,   действенности   и   оперативности   знаний   и   их системы.   Задания   ставятся   к   отдельным   блокам   учебного   материала   и предназначены   для   достижения   конкретных   дидактических   целей. Выполнение   комплексного   и   интегрированных   заданий   предусмотрено   для самостоятельной домашней работы, перейти к которым можно только после решения   частных   заданий   на   уроке.   Таким   образом,   реализуется   принцип последовательности, так как, изучив теоретический материал и выполнив на занятиях   частные   задания,   ученик   может   перейти   к   самостоятельному выполнению интегрированных заданий, где может применить весь комплекс ранее   полученных   знаний   и   умений.   Каждый   вид   задания   для   урочной   и самостоятельной работы представляет собой следующее содержание: тема занятия; цель занятия; время, отводимое на его выполнение; задание для самостоятельного выполнения; 16 методические рекомендации по выполнению задания; информационно – справочный материал, включающий содержание темы, примеры выполнения задания, алгоритмы; критерии оценивания выполненного задания. Организация   процесса   обучения   на   основе   представленной   выше структуры   кейса   позволяет   обеспечить   усвоение   учебного   материала   в большем объёме и более прочно. Я выделяю следующие этапы работы с кейсом: 1 этап  ­  выдача   индивидуальных   кейсов   обучающимся   на   первом практическом занятии; 2 этап   –   инструктаж   со   стороны   педагога   по   работе   с   кейсами. Основная информация по выполнению самостоятельной урочной и домашней работы содержится в кейсах.  3 Этап ­ самостоятельное выполнение заданий. При работе в классе консультирование происходит непосредственно на занятии, также педагогом осуществляется контроль над выполнением заданий. Самостоятельная работа по усмотрению педагога может выполняться учащимися индивидуально или коллективно,   в   группах   по   2­3   человека.   При   этом   учитываю   конкретную тематику   самостоятельной   работы,   уровень   сложности   задания,   уровень сформированности знаний и умений обучающихся. 4 Этап   –   Определение   системы   критериев   оценивания.   При проведении   практических   занятий   необходимо   наличие   у   обучающихся компьютеров, либо занятия должны проходить в компьютерном классе, чтобы было возможно работать с электронными кейсами. Также у учащихся должна быть   возможность   доступа   в   Интернет   в   случае   поиска   необходимой информации при выполнении заданий. Для   эффективности   учебного   процесса,   основанного   на   кейс   – технологии, необходимы два условия: хороший кейс и определённая методика 17 его использования. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КЕЙС­СТАДИ  Применение верных решений в условиях неопределённости.  Разработка алгоритма принятия решения.  Овладение навыками исследования ситуаций.  Разработка   плана   действий,   ориентированных   на   намеченный результат.  Применение полученных теоретических знаний, в том числе при изучении других дисциплин, для решения практических задач.  Учёт   точки   зрения   других   специалистов   на   рассматриваемую проблему при принятии окончательного решения. ИДЕИ МЕТОДА КЕЙС­СТАДИ 1. Цель   метода   –   получение   знаний,   истина   в   которых плюралистична, нет однозначного ответа на поставленный вопрос, возможно несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача – получение не единственной, а многих истин и ориентация в их проблемном поле. 2. Акцент обучения делается не на овладение готовым знанием, а на его   выработку,   на   сотворчество   учащегося   и   учителя,   присутствует демократия в процессе получения знаний, школьник равноправен с другими учащимися и педагогом в процессе обсуждения проблемы. 3. Результат   применения   метода   –   не   только   знания,   но   и приобретённые в ходе работы навыки. 4. Технология метода – по определённым правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается комплекс   знаний   и   практических   навыков,   которые   учащимся   нужно получить;   педагог   выступает   в   роли   ведущего,   генерирующего   вопросы, фиксирующего   ответы,   поддерживающего   дискуссию,   то   есть   в   роли 18 диспетчера процесса сотворчества. 5. Достоинство   метода   –   не   только   получение   знаний   и формирование   практических   навыков,   но   и   развитие   системы   ценностей   жизненных   установок, школьников,   профессиональных   позиций, профессионального мироощущения и миропреобразования. 6. Проявление   эмоций,   творческой   конкуренции,   борьбы;   хорошо организованное обсуждение кейса напоминает спектакль. ПРИЗНАКИ МЕТОДА КЕЙС – СТАДИ 1. Наличие модели социально – экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый момент времени. 2. Коллективная выработка решения. 3. решений. 4. 5. 6. Отсутствие   единственного   решения,   многоальтернативность Единая цель при выработке решений. Система группового оценивания деятельности. Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА КЕЙС­ СТАДИ 1. Разновидность   исследовательской   аналитической   технологии включает   в   себя   операции   исследовательского   процесса   и   аналитические процедуры. 2. Технология коллективного обучения: работа в группе, взаимный обмен информацией. 3. Синергетическая   технология:   подготовка   процедур   погружения группы в ситуацию, формирование эффектов умножения знания, инсайтного озарения (внезапное понимание решения проблемы), обмен открытиями. 4. Интеграция развивающего обучения (индивидуальное, групповое, коллективное  развитие),  формирование  многообразных  личностных  качеств 19 обучаемых. 5. Специфическая   разновидность   проектной   технологии (формирование   проблемы   и   путей   её   решения   идёт   на   основании   кейса, который выступает в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий). 6. Стимулирование   деятельности   школьников   для   достижения успеха, подчёркивание достижений. Достижение успеха – главная движущая сила метода, формирование устойчивой позитивной мотивации, наращивание познавательной активности. ФУНКЦИИ МЕТОДА КЕЙС – СТАДИ Учить   школьников   решать   сложные   неструктурированные   проблемы, которые   невозможно   решить   аналитическим   способом.   Кейс   активизирует учащихся,   развивает   аналитические   и   коммуникативные   способности, погружая учащихся в реальные ситуации. Таким образом, можно выделить следующие преимущества метода кейс – стади: 1. Использование   принципов   проблемного   обучения   –   получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле; процесс изучения имитирует механизм принятия решения в жизни, адекватен жизненной ситуации, требует не только знания и понимания терминов,   но   и   умения   ими   оперировать,   выстраивать   логические   схемы решения проблемы, аргументировать своё мнение. 2. 3. 4. 5. Получение навыков коллективной работы. Выработка навыков простейших обобщений. Получение навыков презентации. Получение   навыков   пресс­конференции,  умения   формулировать вопрос, аргументировать ответ. 20 Глава 2. Практические основы применения метода кейс – стади на уроках изобразительного искусства 2.1. Использование метода кейс – стади на уроках изобразительного искусства для формирования УУД Технология работы при использовании метода кейс ­ стади Фаза работы До занятия Действия преподавателя Действия учеников 1. Составляет   или   подбирает 1. Получает кейс и список кейс. рекомендуемой литературы. 2. Определяет   основные   и вспомогательные материалы. 2. Самостоятельно готовится к занятию. 3. Разрабатывает   сценарий занятий. Во время занятия 1. Организует предварительное кейса.   обсуждение 1. Задаёт углубляющие кейса и проблемы.     вопросы, понимание 2. Делит класс на подгруппы. 2. Разрабатывает   варианты После занятия 3. Руководит   обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями. 1. Оценивает работу учеников. 2. Оценивает решения вопросы.   принятые   и   поставленные решений. 3. Участвует   в   принятии решений. Составляет письменный отчёт (проект) по данной теме. Обучающимся   предлагается   на   рассмотрение   ситуация,   для   решения   Вырабатываются   критерии которой   создаются   творческие   группы. эффективности   группы   (полнота   и   глубина   проработки   проблемы, использование   разнообразных   источников   информации,   участие   каждого   в подготовке и предоставлении результатов, оригинальность представления). 21 После   индивидуального   изучения   и   проработки   проблемы   группа приступает   к   совместному   обсуждению,   разрабатывает   общий   проект,   его оформление и способ представления на уроке. Роли учеников в группе: ­ «Координатор» ­ организует работу; ­ «Секретарь» ­ фиксирует результаты работы группы; ­ «Шкипер» ­ представляет проект на общее обсуждение. Группы   по   очереди   представляют   подготовительный   материал. Творческой группе задаются вопросы по содержанию проблемы и уточнению подходов к её решению. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления; вырабатывает устойчивый навык решения практических задач. Работа ученика с кейсом I этап – знакомство с ситуацией, её особенностями. I I этап – выделение основной проблемы (проблем), выделение фактов и персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию. I I I этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма». IV этап – анализ последствий принятия того или иного решения. V  этап   –   решение   кейса   –   предложение   одного   или   нескольких вариантов   последовательности   действий,   указание   на   важные   проблемы, механизмы их предотвращения и решения. Общие рекомендации: как разбирать учебные ситуации Учебная   ситуация  –   это   описание   реальных   или   вымышленных управленческих   событий,   иллюстрирующих   схемы   и   идеи,   изложенные   в учебном курсе. Она содержит проблемы и вопросы, требующие решения и рассмотрения.   Учебная   ситуация   даёт   возможность   попрактиковаться   в 22 применении идей курса в конкретных обстоятельствах. 1. Вопросы   в   учебной   ситуации   не   всегда   обнаруживаются   сразу. Сначала   бегло   прочитайте   описание   учебной   ситуации,   подумайте,   какие проблемы в ней заключены, что предстоит сделать. Затем прочитайте более внимательно,   делая   пометки   по   ходу   чтения.   Обозначьте   ключевые высказывания. 2. Обсудите в команде понимание проблем и стоящих перед вами задач для согласованности действий. 3. Подумайте,   какие   идеи   курса   помогут   вам   проанализировать учебную ситуацию, запишите эти идеи. Опирайтесь на собственный опыт и знания, полученные из других источников. 4. Можете   почувствовать,   что   нуждаетесь   в   дополнительной информации. В случае принятия решения, не располагая всей информацией, делайте разумные предположения и ясно их формулируйте. 5. Принимайте   активное   участие   в   обсуждении,   излагайте   своё мнение, выслушивайте мнение товарищей. Убеждайте друг друга с помощью обоснованных аргументов. 6. Осуществляйте   мониторинг   того,   каким   образом   ваша   команда продвигается по пути решения поставленной задачи, вносите коррективы в командную работу. 7. За 15­20 минут до окончания работы начинайте готовить доклад и докладчиков.   Доклад   должен   содержать   концентрированное   изложение результатов командной работы и давать ответы на поставленные в учебной ситуации вопросы. Обязательное условие представления и защиты доклада – использование наглядных форм (плакатов, на которых команда отображает результаты аналитической работы с помощью ключевых слов, рисунков, схем, моделей, чтобы лучше представить свои идеи всем участникам). Нет однозначно правильных ответов и решений. Может существовать 23 несколько способов осмысления учебной ситуации. Важно, что вы получаете возможность   систематически   осмысливать   вопросы   учебной   ситуации   и делаете   это   в   рамках   определённых   подходов   и   управленческих   схем. Учебные ситуации помогают вам изучить более прочно учебный курс, а не устраивать вам проверку. От вас ожидается демонстрация умения мыслить, а не правильный ответ. Алгоритм рассмотрения учебной ситуации 1­й шаг. Подготовка. o Бегло прочитайте учебную ситуацию. o Спросите себя, о чём она, какие поставлены вопросы. o Определите типы представленной информации. 2­й шаг. Выявление проблемы.  Внимательно прочитайте учебную ситуацию, старайтесь вникнуть в проблему. Если там есть главное действующее лицо, представьте себя в его положении.   Отделите реальные проблемы от их симптомов. Кратко   запишите   основные   проблемы   человека,   организации, страны, эпохи.  Обратите внимание на аспекты, которые могут быть указаны или подразумеваться и способны повлиять на проблему и возможные решения. 3­й шаг. Переход к этапу решения проблемы. Систематизируйте свои записи и продумайте возможные решения. 4­й шаг. Работа над решением.  Определите концепции курса, которые помогут выявить ключевые аспекты проблемы, проанализировать их и прийти к решению проблемы.  При   обнаружении   пробелов   в   своих   знаниях   просмотрите источники информации (книги курса, конспекты, заметки для чтения).  Постоянно   «перемещайтесь»   между   своими   знаниями, 24 материалами   курса   (и   другими   источниками   информации)   до   получения рабочего решения.  Описание   проблемы   не   будет   содержать   всю   информацию, необходимую для вас; помните, что часто приходится принимать решения на основе   неполной   информации   или   в   условиях   неопределённости,   придётся делать   предположения.   По   ходу   работы   над   проблемой   записывайте   их   и информацию, которую хотели бы иметь. 5­й шаг. Получение результата.  Изложите анализ учебной ситуации, укажите, почему вы считаете выделенные проблемы важными. Определите информацию, которая была бы полезна, но отсутствует.  Изложите решение и основания для него.  Изложите предположения, которые вы должны были сделать, и основания для них.  Перечислите   преимущества   и   недостатки   вашего   рабочего решения. Критерии оценки публичной презентации 1. Выступление,   попытка   предварительного   анализа   (правильность предложения, подготовленность, аргументированность). 2. 3. Круг вопросов, которые требуют углубленного обсуждения. Владение   категориальным   аппаратом,   стремление   давать определения, выявлять содержание понятий. Умение логически мыслить. Предложение   альтернатив,   которые   раньше   оставались   без 4. 5. внимания. 6. 7. Предложение плана действий или воплощения решения. Определение   существенных   элементов,   которые   должны учитываться при анализе кейса. 25 8. Участие   в   обработке   количественных   данных,   проведении расчётов. 9. 1. кейсе. Подведение итогов обсуждения. Критерии оценки непубличной презентации Формулирование   и   анализ   большинства   проблем,   имеющихся   в 2. 3. Проведение максимального количества расчётов. Предоставление собственных выводов на основании информации о кейсе. 4. Демонстрация адекватных аналитических методов для обработки информации. 5. Соответствие составленных документов по смыслу и содержанию требованиям. 6. Приведение   аргументов   в   соответствие   с   ранее   выявленными проблемами, аналитическими методами.   сделанными   выводами,   оценками   и   использованными Чтобы   удерживать   внимание   аудитории,   рекомендуется   использовать наглядные   материалы.   Желательно   подготовить   копию   презентации   в письменном   виде,   чтобы   дать   присутствующим   возможность   рассмотреть вопрос в деталях. Действия учителя в кейс ­ технологии Создание кейса или использование уже имеющегося. Выдача домашнего задания школьникам. Определение сроков выполнения задания. Ознакомление учащихся с системой оценивания решения кейса. Определение технологической модели занятия. Проведение консультаций. Работа над ситуацией в классе: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 26    вступительное слово учителя; постановка основных вопросов; распределение учащихся по малым группам (4­6 человек); знакомство   школьников   с   ситуацией,   системой   оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;  организация   работы   учащихся   в   малых   группах,   определение докладчиков;      работа с кейсом; организация презентации решений в малых группах; организация общей дискуссии; обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации; оценивание учеников педагогом. Возможные стратегии поведения учителя в ходе работы с кейсом Учитель даёт ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или дополнительной информации. 1. 2. В определённых ситуациях учитель сам даёт ответ. Учитель выступает в роли модератора. Использование кейсов Кейс   даёт   возможность   учителю   использовать   его   на   любой   стадии обучения и для различных целей: 1. 2. 3. Открытая дискуссия: а) руководимая; б) свободная. Опрос (презентация): а) индивидуальный; б) групповой. Кейс – экзамен (зачёт): а) с предварительной подготовкой; б) без предварительной подготовки. Перед зачётом ученик может получить кейс – задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчёт   с   ответами   на   поставленные   вопросы.   Можно   предложить   кейс   на зачёте, но он должен быть достаточно коротким и простым, чтобы ученик мог уложиться в отведённое время. 27 Использование метода кейс – стади на уроках изобразительного искусства для формирования коммуникативных универсальных учебных действий  Для   современного   этапа   развития   общества   характерна   постоянно возрастающая   роль   информации   и   коммуникаций.   Система   образования должна  учитывать   необходимость формирования и развития у  школьников коммуникативных   универсальных   учебных   действий.   Это   возможно   при использовании в процессе обучения метода кейс – стади. Состав коммуникативных УУД: 1. Лидерство   и   согласование  (навыки   и   готовность   работы   в команде, навыки общения). 2. Постановка вопросов  (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). 3. Планирование   учебного   сотрудничества   с   учителем   и сверстниками  (определение   целей,   функций   участников,   способов взаимодействия). 4. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. 5. Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действия. 6. Построение   речевых   высказываний  (умение   полно   и   точно выражать свои мысли в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации). Практические советы по М. Мюнтеру: Излагайте свои мысли доступно для читателя. Приведите   в   порядок   свои   идеи   и   мысли   перед   началом   их 1. 2. изложения в предложениях и параграфах. 28 3. Разделяйте процессы работы над наброском и редактированием; проявляйте фантазию при работе над наброском. 4. 1. 2. 3. Готовьтесь к повторному обдумыванию текста будущего кейса. Рекомендации по М. Норфи: Выбирайте только понятные слова. Используйте больше простых, обиходных, коротких слов. Будьте   точны   в   выборе   слов.   Чаще   используйте   имена собственные, даты и количественные показатели. 4. Избегайте профессионального жаргона. Задача автора – упростить сложную   фразу,   а   не   усложнить   простую.   Используйте   общепризнанные научные термины. 5. Составляйте   простые   предложения.   Правила   грамматики, синтаксиса   и   пунктуации   позволяют   упростить   процесс   общения   автора   с читателем. 6. Формулируйте   чёткие   параграфы.   При   переходе   к   новой   идее, проблеме создавайте новый параграф. Первое предложение параграфа должно нести смысловую нагрузку, быть ключевым. Это позволит вникнуть в суть проблемы, изложенной в кейсе.  Исходя   из   всего   выше   перечисленного,   можно   сделать   вывод,   что последовательность   ключевых   предложений   свидетельствует   о   логичности изложения материала. Используйте параграфы разных объёмов. Соединяйте мысли,   высказывания   в   параграфе   связующими   словами   и   фразами.   Это делает   содержание   текста   будущего   кейса   более   ясным   и   понятным   и облегчает работу. Требования к формату и структуре кейса  Кейс –  это единый информационный комплекс. Кейс состоит из трёх частей:   вспомогательная   информация,   необходимая   для   анализа   кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. 29 Сюжетная   часть   –  описание   ситуации,   которая   содержит информацию,   позволяющую   понять   окружение,   при   котором   развивалась ситуация, с указанием источника получения данных. Информационная часть  –  информация,  которая поможет правильно понять развитие событий:  хронология   развития   ситуации,   указание   действий, воздействующих факторов, оценка результатов их воздействия;  описание проблемы и несколько точек зрения разных участников событий;   предпринятые действия по ликвидации проблемы и их результаты; ресурсы, выделенные на решение данной ситуации. Методическая часть –  разъяснение места кейса в структуре учебной дисциплины, формулирование задания по анализу кейса для школьников и пояснительная записка по преподаванию ситуации для педагога. Сюжетная   и   информационная   части   могут   переплетаться   или существовать независимо (информация вынесена в приложение). Но в любом случае назначение и задание кейса должны быть чётко сформулированы. Ученикам раздаётся на флэшкарте, CD – диске, дискете, в виде твёрдой копии   версия   текста   ситуации,   приложения,   возможные   вопросы,   но   без пояснительной записки. В   пояснительной   записке   авторы   кейсов   помещают   конкретные рекомендации по разбору ситуаций, излагают авторский разбор ситуации, их ключ,   рекомендуемую   методику   проведения   занятия.   В   пояснительной записке учитель найдёт ответы на вопросы:  Для кого и для чего составляется кейс?  Чему должны научиться школьники?  Какие уроки извлекут? Деятельность   учителя   при   использовании   кейс   ­   стади   включает 30 следующие фазы:  1. Сложная творческая работа по созданию кейса и вопросов для его анализа   осуществляется   за   пределами   аудитории,   включает   научно   – исследовательскую, методическую, конструирующую деятельность учителя. 2. Деятельность педагога в классе: выступает со вступительным и заключительным   словом,   организует   группы   и   дискуссию,   поддерживает деловой настрой, оценивает вклад школьников в анализ ситуации. Сочетание метода кейс – стади с различными методами обучения  Метод, интегрированный в Характеристика его роли в кейс – стади кейс ­ стади Моделирование  Построение модели ситуации Методы описания Создание описания ситуации Проблемный метод Представление   проблемы,   лежащей   в   основе ситуации Системный анализ Системное представление и анализ ситуации Мысленный эксперимент Дискуссия  Игровые методы Способ   получения   знания   о   ситуации посредством её мысленного преобразования Обмен взглядами по поводу проблемы и путей её решения Представление   вариантов   поведения   героев ситуации «Мозговой штурм» Генерирование идей относительно ситуации Примеры мысленного экспериментирования Мысленный   эксперимент   представляет   собой   важнейший методологический атрибут кейс­метода. Образовательное и воспитывающее значение мысленного эксперимента заключается в том, что он учит видеть 31 причинно­следственные   связи,   пути   развертывания   будущего.   Фраза «Представьте   себе,   что…»   совершенно   незаменима   при   использовании мысленного эксперимента на уроках. Пример: «Представьте себе, что у нас открылась   туристическая   фирма.   Нам   заказали   рекламный   проспект   о замечательных возможностях активного отдыха в наших местах. Подумайте, о чем можно рассказать? Что показать? Как оформить?»  Или, например, такая ситуация:  Открылась фирма по проведению новогодних праздников, визитов на дом Деда Мороза и Снегурочки.  Задание:  «Представьте себе, что вы – Дед Мороз и нужно одеться в соответствии этого образа.» И здесь нас поджидает проблема   –   как   правильно   одеться,   чтобы   выглядеть   настоящим   Дедом Морозом. Так как сейчас сказывается влияние запада, то происходит смешение образов, стирание культурных традиций. Наши дети, порой, даже не знают как должен выглядеть настоящий Дед Мороз. Его часто путают с изображением Санта Клауса, а если и различают, то все равно в изображении то и дело появляются элементы западно­европейского Деда Мороза, т.е. Санта Клауса. Поэтому   для   этой   темы   был   взят   кейс­метод,   метод   описания. Учащиеся все же знакомы визуально с данным персонажем и данный метод поможет точно расставить акценты, выявить точные элементы в изображении. Обучающимся выдается кейс ­ метод для ознакомления. Класс   делится   на   группы.   Работа   в   группах:   ­   проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем (как же правильно одеться, элементы 32 одежды), предложить возможные решения и выбрать правильные из них.  Цель применения кейс ­ стади на данном уроке:  иметь точное представление об облике персонажа;  отметить отличия деда Мороза от Санта Клауса;  развивать чувство патриотического долга;  не забывать наши традиции, национальную культуру.  Процесс работы на уроке (этапы): 1   этап:  учащимся   выдается   кейс   для   самостоятельного   прочтения, изучения (под кейсом понимается письменное описание персонажей нового года разных стран: Россия, США) 2   этап:  учащиеся   делятся   на   группы,   выбирается   спикер   (капитан команды, который будет представлять вариант ответа группы). 3   этап:  характеризуется   проблема   (дать   точное   изображение   Деда Мороза и Санта Клауса) 4 этап:  задаются вопросы для диагностики  кейса (т.е. как учащиеся усвоили данный кейс) 5   этап:  предоставить   решение   в   виде   рисунка   (т.е.   нарисовать   деда мороза). 6 этап: Учитель в конце урока должен дать оценку каждому ученику за работу на уроке. 33 Вопросы диагностики: 1.  Выявить   основные   элементы   одежды   и   деятельности   персонажей: (дети   перечисляют,   если   не   могут   учитель   помогает   и   на   слайде демонстрирует изображение героев): головной убор, верхняя одежда, борода, посох, обувь, момент появления, средство передвижения, подарки. 2. Найти различия в одежде героев и другие отличия: Одежда и деятельность Россия Европа Головной убор Боярская шапка колпак с помпоном Верхняя одежда Длинная шуба (красного,  синего или белого цветов  с узорами и вышивкой) Короткая куртка (только  красного цвета), кожаный  ремень с пряжкой Борода Длинная, прямая Коротко подстриженная,  кудрявая посох обувь момент появления средство передвижения Прямая палка с круглым  наконечником или звездой Палка с загнутым верхом Валенки Сапоги Через входную дверь Через каминную трубу Тройка лошадей Упряжка оленей 34 подарки Прячет под елку Прячет в носок у камина 3. Здесь также задаются вопросы для обоснования одежды: Например:  ­ почему у Деда Мороза валенки, а не сапоги? ­ какая функция посоха у данных героев? (у Морозко – это волшебный посох,   который   морозит,   замораживает,   одевает   все   в   снежное   одеяние (деревья, землю; у Санта Клауса – с загнутым верхом – для того, чтобы когда он лезет в трубу цепляться за нее, чтобы не упасть), ­ почему Дед Мороз приезжает на лошадях? (в России – раньше это основной вид транспорта),  ­ почему дед Мороз прячет подарки под елку?  ­  для чего деду Морозу нужна длинная шуба?  (для того, чтобы не замерз, в России трескучие морозы). После   такого   описательно   ­   исследовательского   метода   данной ситуации, на основе закрепленных знаний можно подвести итог и изобразить персонажа. На   применение   кейс­метода   на   уроках   изобразительного   искусства распространяется положение, по которому обучение в школе эффективнее, когда процесс обучения увязывается с самой жизнью и мы изучаем на уроках то, что непосредственно видим, слышим и испытываем на себе.  В   ходе   обработки   кейса   учащиеся   не   играют   роль   пассивных получателей   знаний,   а   находятся   в   центре   процесса   решения   проблем, 35 организованного как интерактивный процесс принятия решений. Пример практического задания  Предмет Изобразительное искусство Класс Время  Вид кейса Тип кейса 3 2 урока (45 мин) Обучающий Аналитический  Тема: « Парки, скверы, бульвары» Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся в области архитектуры   садов   и   парков   на   уроках   изобразительного   искусства, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать   бережное   отношение   к   паркам   в   нашей   стране   (парки   в Петергофе, Пушкино, Павловске; Летний сад в Санкт – Петербурге и т.д.), овладевать приёмами коллективной творческой работы в процессе создания общего   проекта;   эстетически   воспринимать   парк   как   единый,   целостный художественный ансамбль. Работа с кейсом: За   неделю   до   предполагаемого   урока,   учащиеся     получают   задание   ­ поработать с   кейсом. Учащиеся думают над темой будущего обсуждения, при   необходимости,   самостоятельно   собирают   всю   необходимую информацию,   все   необходимые   данные,   факты.  Создается   четыре творческие  группы. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:  Историки 36  Экологи  Архитекторы   Дизайнеры.  Историки.  Для   осуществления   данной   роли   учащиеся   самостоятельно составляли   исторические   задачи,   на   основе   справочно­информационного материала о традициях создания парков в нашей стране. Группа № 1 предлагает свою задачу группе № 2;   Группа № 2 предлагает свою задачу группе № 3;  Группа № 3 предлагает свою задачу группе № 4;   Группа № 4  предлагает свою задачу группе № 1;  Экологи   (Представляют   ролик   и  заполняют     таблицу,   выявляют экологические проблемы, корректируют работу класса по данной работе) Основные   отделы природных ресурсов Наносимый вред Подтверждающие факты Группа земля вода леса животный мир № 1 № 2 №3 № 4 Архитекторы:  составляют   кроссворд  на   основе   справочно­ 37

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД

Метод кейс-стади на уроках изобразительного искусства как средство формирования УУД
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018