Метод кластера в технологии развития критического мышления учащихся начальной школы
Оценка 4.9

Метод кластера в технологии развития критического мышления учащихся начальной школы

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
окружающий мир +2
4 кл
21.01.2018
Метод кластера в технологии развития критического мышления учащихся начальной школы
В современном образовании актуальная тема о методах активизации познавательной деятельности обучающихся, которые могли бы помочь обучающимся приобретать прочные знания. Активный метод – это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, при использовании которого они взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Сегодня я предлагаю Вам познакомиться с одним из методов активизации мыслительной деятельности - кластер. В работе изложены место применения метода, виды кластеров, рекомендации по его построению и использованию на этапах урока.Статья об использовании метода кластера на уроках в начальной школе
Синицына АВ.docx
Статья «Метод кластера в технологии развития критического мышления учащихся начальной школы» 1. Синицына Алла Валерьевна 2. Учитель начальных классов 3. МОУ «Миасская СОШ №2» 4. Челябинская область, Красноармейский район, с.Миасское 5. Статья «Метод кластера в технологии развития критического мышления учащихся в начальной школе» Мышление развивается в проблемной ситуации, Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете. Л. Выготский В настоящее время происходит модернизация российского образования с целью  воспитания личности соответствующей актуальным запросам общества, умеющей  адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, находить выход в критических  ситуациях, способной к саморазвитию, самообучению. Внедрение в образование  Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения  повлекло за собой необходимость воспитания «новой» личности, активной во всех видах  деятельности и способной мыслить. Существуют разнообразные технологии, выступающие  для решения проблем, поставленных ФГОС, одной из которых является технология  критического мышления. «Критическое мышление предполагает наличие навыков  рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с  понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к  аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей».  Развивать критическое мышление следует начинать с младшего школьного возраста, ведь  критическое мышление является важнейшей способностью каждого человека, которая  необходима не только при обучении, но и в дальнейшей жизни человека. При работе с  детьми младшего школьного возраста стоит всегда искать новые подходы к обучению не  только в связи с изменяющимися условиями действительности, но и в силу необходимости  смены видов деятельности учащихся для предотвращения их утомляемости и сохранения  концентрации внимания. Среди разнообразия подходов следует отдавать предпочтение  тем, которые будут способствовать совершенствованию мыслительных операций,  продуктивному мышлению школьников.        Одна из самых важных составляющих успеха в век информации, как считается,  обладать знаниями. И не просто знаниями, а качественными, правильными знаниями.  Каждый из нас обязательно задумывался о методах активизации познавательной  деятельности обучающихся, которые могли бы помочь обучающимся приобретать прочные  знания. Активный метод – это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, при использовании которого они взаимодействуют друг с другом в ходе урока. И обучающиеся  здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. К родоначальникам идеи  активизации мыслительной деятельности относятся Я.А. Коменский, Ж.­Ж. Руссо, И.Г.  Песталоцци, К.Д Ушинский и другие. К этой идее в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие. Сегодня я  предлагаю Вам познакомиться с одним из методов активизации мыслительной  деятельности. Это КЛАСТЕР.  Метод кластера в технологии развития критического мышления   Кластер – это графическая форма организация информации, когда выделяются основные  единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он  представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного  материала. Сам термин в переводе с английского означает «созвездие» или «пучок».  Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или  «пучка» взаимосвязанных фактов. Кластер как один из методов критического мышления. Современная система образования ориентированная на формирование у учеников самостоятельного   мышления.   Критическое   мышление   является   педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер – один из его методов (приемов). К особенностям критического мышления относятся наличие трех стадий: ­ вызов – активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является   воспроизведение   уже   имеющихся   знаний   по   данной   теме,   формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые  хочется найти ответы.   ­ осмысление – организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов.  ­   рефлексия   –   полученные   знания   перерабатываются   в   результате   творческой деятельности и делаются выводы.  Прием кластера может применяться на любой из стадий. ­ на этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои   предложения   и   ассоциации.   Он   служит   для   стимулирования   познавательной деятельности школьников. Мотивации к размышлению до начала изучения темы.  ­   на   стадии   осмысления   использование   кластера   позволяет   структурировать учебный материал. ­   на   стадии   рефлексии   метод   кластера   выполняет   функцию   систематизирования полученных знаний. Возможно применение кластера на протяжении всего урока. В виде общей стратегии занятия. На всех его стадиях. В самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно. В ходе урока в схему добавляются новые данные. Желательно выделять   их   другим   цветом.   Данный   прием   развивает   умение   предполагать   и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.   Принципы составления кластера Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто  ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания  могут быть исправлены или дополнены. Обучающиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться  значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно  больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои  места. В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на  доске, на отдельном листе или в тетради у каждого обучающегося при выполнении  индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные  мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные  моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей  информации. Какие основные правила составления кластера? 1. используйте радианную структуру (от центра к периферии), отражающую иерархию  понятий. Именно эта организация информации дает самый важный эффект  кластера — ассоциативность и многомерность 2. пользуйтесь цветами, чтобы выделять главные и второстепенные моменты. Цвет —  тоже важен для смысла. Вы можете разделять цветом все важное и неважное, более  крупные и мелкие идеи, использовать разные цвета для разных сфер или иным  образом пользоваться цветами 3. пишите только ключевые слова вместо фраз и предложений. Чем более емким будет ключевое слово, тем легче будет запомнить весь кластер и тем проще будет само  его составление. 4. как можно чаще рисуйте вместо слов (графические формы, пиктограммы,  небольшие рисунки, стрелки). Все это повышает качество восприятия и  запоминания схемы ­ кластера 5. обобщенные блоки информации объединяйте либо цветом, либо обводкой, либо  легким фоном для лучшего восприятия 6. проявляйте творчество и вырабатывайте свой стиль оформления. Основываясь на  правилах, можно создать свой особенный стиль кластера. Применение метода кластер.  Метод кластер может применяться практически на всех уроках при изучении самых разных тем. форма работы может любой: индивидуальной, групповой, коллективной. Она определяется   в   зависимости   от   поставленных   целей   и   задач.   Возможностей   учителя   и коллектива.   Допустимо   перетекание   одной   формы   в   другую.   (Сначала   создает   один учащийся в тетради кластер, после чего в совместном обсуждении материала составляется общая графическая схема)       Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке и в качестве домашнего задания ( ПРИ НАЛИЧИИ опыта составления) Положительное и результат применение метода  Достоинства метода ­ позволяет охватить большой объем информации ­ вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, интерес ­   дети   активны   и   открыты,   т.к.   не   возникает   страха   ошибиться,   высказывать неверное суждение Формируются и развиваются умения: 1. Умение ставить вопросы 2. Выделять главное  3. Устанавливать причинно­следственные связи и строить умозаключения 4. Переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом 5. Сравнивать и анализировать 6. Проводить аналогии. Существуют различные виды кластеров:  планета и её спутники  блок­схемы     бумажный кластер кластер с нумерацией слов для составления рассказа кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов   групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной  темы с целью составления коллективного рассказа   обратный кластер  грамматический кластер  синквейн Метод   кластера   на   уроках   развивает   системное   мышление,   учит   детей систематизировать   не   только   учебный   материал,   но   и   оценочные   суждения,   учит вырабатывать   и   высказывать   свое   мнение,   сформированное   на   основании   наблюдений. Опыта   и   новых   полученных   знаний,   развивает   навыки   одновременного   рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.    Уроки с применением кластера дают возможность проявить себя, высказать свое видение   вопроса,   дают   свободу   творческой   деятельности.   Нетрадиционные   технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку   сотрудничества   и   воспитывают   в   детях   чувство   достоинства,   дарят   им ощущение творческой свободы.  Используемая литература 1.  Ахутина Т.В.,  Горелов  Т.  В.  Исследования  речевого  мышления  в психолингвистике. 2.  Петрашкин  Г.В.  Методико­психологические  основы  формирования коммуникативной компетенции. ­ М.,1986 г. 3.  Выготский Л. С. "Мышление и речь". ­ М, 1983 г. 4.   Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб.  Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И.  Семиной. – М.: изд­во «Бонфи», 2002. – 239 с. 5.  Заир­Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.:  Просвещение, 2004. – 236 с. 6. Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов /  под ред. И.М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина – М.: ИТиИП  РАО, 2004. – 524 с. 7. Технологии открытого образования: Сборник научно­методических материалов  Московского открытого образовательного проекта / Под. ред. Н.П.Дерзковой – М.:  АПКиПРО, 2002. – 88 с. 8. https://moluch.ru/archive/137/38305/  9. https://infourok.ru/statya­ispolzovanie­tehnologii­razvitiya­kriticheskogo­mishleniya­na­ urokah­v­nachalnoy­shkole­814979.html

Метод кластера в технологии развития критического мышления учащихся начальной школы

Метод кластера в технологии развития критического мышления учащихся начальной школы

Метод кластера в технологии развития критического мышления учащихся начальной школы

Метод кластера в технологии развития критического мышления учащихся начальной школы

Метод кластера в технологии развития критического мышления учащихся начальной школы

Метод кластера в технологии развития критического мышления учащихся начальной школы

Метод кластера в технологии развития критического мышления учащихся начальной школы

Метод кластера в технологии развития критического мышления учащихся начальной школы

Метод кластера в технологии развития критического мышления учащихся начальной школы

Метод кластера в технологии развития критического мышления учащихся начальной школы

Метод кластера в технологии развития критического мышления учащихся начальной школы

Метод кластера в технологии развития критического мышления учащихся начальной школы

Метод кластера в технологии развития критического мышления учащихся начальной школы

Метод кластера в технологии развития критического мышления учащихся начальной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018