Метод проектов
Оценка 5

Метод проектов

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
география
5 кл—11 кл
12.02.2017
Метод проектов
Публикация является частью публикации:
МЕТОД ПРОЕКТОВ. Хатмуллина Р.Ф..doc
МЕТОД ПРОЕКТОВ Хатмуллина Р.Ф. В   Федеральном   Государственном   Образовательном   стандарте   отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного   общества,   которое   характеризуется   изменчивостью,   многообразием существующих в нем связей, широким внедрением новых, нестандартных технологий.  Проектная деятельность не совсем новая технология, но полностью соответствует новым стандартам, т.к. направлена не только на усвоение результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания), она включает  формирование и развитие  интеллектуальной,  мотивационной, эмоциональной  и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей. Акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся.  Методологическими   основами   моей   работы   являются   проблемно­развивающее обучение (Б.Д. Эльконин, В.В. Давыдов и др.), технология индивидуализации обучения (В.Д. Шадриков).  Несмотря на довольно глубокую изученность выбранной для исследования темы, остаются нерешенными ряд проблем: 1. Проблема   стимулирования   ученической   исследовательской   инициативы.   В современной   методике   учебно­исследовательской   деятельности   во   главу   угла   ставится познавательный интерес ученика, а главным объектом деятельности и источником самой идеи обращения ученика к исследованию остается учитель. Методическая литература по организации ученического исследования адресована, в первую очередь, учителю. А пособий, призванных   помочь   ученику   в   определенной   степени   самостоятельно   организовать проектную   деятельность   по   интересующему   вопросу   явно   недостаточно.   Возникает противоречие: методическая наука убеждена в необходимости стимулирования ученической познавательной инициативы, но организация проектной работы учащихся в методических изданиях   представлена   таким   образом,   что   инициатором   этой   деятельности   остается учитель. 2. Проблема содержательной и структурной специфики ученического проекта. Она заключается в том, что к проекту предъявляются требования, аналогичные взрослой работе. Однако   детское   ученическое   мышление   отличается   от   мышления   взрослого   тем,   что ученический проект начинается с личностно­обусловленного познавательного интереса, а не   с   формулировки   темы   или   выбора   предмета   исследования.   Возникает   противоречие между   естественно   развивающимся   познавательно­творческим   процессом   в   ученике   и обычно предлагаемыми программами организации его деятельности в области проектного исследования. Это затрагивает проблему терминологии и критериев оценки ученических работ. 3. Проблема   организации   проектной   деятельности.   Учебный   проект   требует больших временных затрат, способности обучающихся к самообучению, индивидуального подхода   к   каждому   ученику.   В   условиях   классно­урочной   системы   эти   проблемы   не разрешимы.   Возникает   противоречие   между   познавательными   потребностями   ученика   и ограниченностью   временем   урока,   набором   дидактических   единиц   учебных   программ, трудностью   внедрения   индивидуально   ориентированных   методик   из­за   большой наполняемости классов и т.д.  Проблемы   эти   решаемы.   Тем   более,   что   использование   технологии   проектной деятельности дает следующие преимущества: тема   проекта   исходит   из   личностных   интересов   школьников   и   совместно   формулируется с научным руководителем; план   проекта   разрабатывается,   меняется   и   уточняется   в   процессе   работы,   в зависимости от промежуточных результатов деятельности;  экспериментальная   деятельность   в   рамках   проекта   предполагает   множество результатов, которые заранее точно не известны. Результаты, опровергающие гипотезу, даже более ценны, чем ожидаемые с точки зрения приобретения опыта;   система   организации   проектной   деятельности   построена   так,   что   у   школьника обязательно есть возможность продолжить проект, для того чтобы закрепить успех, учесть результаты   обратной   связи,   особенно   по   результатам   реализации   собственной исследовательской   стратегии,   для   того   чтобы   обеспечить   новый   уровень   личностного развития. Метод проектов имеет ряд преимуществ:  Сотрудничество   и   сотворчество   всех   субъектов   педагогического   процесса,   при ориентации на самостоятельность учеников;  Использование комплекса знаний и навыков из различных сфер;  Соответствие   поставленных   проблем   реальным   интересам   и   потребностям воспитанников;  Четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним;  Творческая   направленность,   стимулирование   самореализации   и   самоактуализации личности; ∙Направленность на практический, социально­значимый результат.  Все это способствует формированию ряда компетенций, прежде всего коммуникативной и информационной.  В   основе   метода   проектов   лежат   процессы   познавательной   деятельности.   С.Л. Рубинштейн   в   своей   работе   «Бытие   и   сознание»   предлагает   организовать   процессы познавательной  деятельности  по  принципу  –  «внешнее  через  внутреннее»   –  что,  с  моей точки зрения, означает такую организацию обучения, в которой ученик может выбирать собственный   способ   познания   в   соответствии   со   своими   особенностями,   личностными смыслами, познавательными и когнитивными предпочтениями.  Способы   проектной   деятельности   могут   быть   многообразными,   включающими репродуктивные, проблемно­творческие, исследовательско­познавательные  действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов).  В основе проекта лежит модель, которая может быть представлена в виде: а) словесного описания (вербальная модель); б) графического изображения (чертежей, схем); в) изложения расчетов (числовых показателей, цифр, формул и т.д.); г) комбинированный вариант с использованием первых трех.  Примеры видов проектов:  Исследовательский проект (Воздействие автомобильного транспорта на состояние атмосферы)  Проекты игр (игра «Путешествуем по гидросфере»)  Конструктивные проекты (создание фильтров очистки воды)  Творческий проект (создание радиопередачи «Великая Северная экспедиция»)  Экскурсионные проекты (Путешествие по ХМАО)  Информационный   проект   (создание   выставки   «Концепция   устойчивого   развития школы») В целом, можно выделить множество разновидностей проектов в зависимости от  подхода, этот вопрос очень хорошо освещен в литературе Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне  и  моим   ученикам.  С  каждым  годом  все  разнообразнее   и  интереснее   становятся   их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с разными  источниками информации. Предметное поле  географии способно предоставить самые   разнообразные   источники     информации:   картографические,   статистические, этнографические, и т д. Собирая материал из различных источников, дети проявляют свою творческую фантазию, учатся анализировать и систематизировать материал. За прошедший период увеличилось число участников проектной деятельности. Проектная деятельность была организована как во внеурочное время, так и на уроках. Особое   место   в   организации   проектной   деятельности   обучающихся   занимают проектные задачи. Такая форма проектной деятельности наилучшим образом подходит к условиям   классно   –   урочной   системы.   С   помощью   системы   проектных   задач   можно реализовать компетентностный   подход в образовательном процессе, а также вооружить школьников средствами и способами будущей проектной  деятельности. Термин «задача» имеет несколько значений, одно из которых трактуется как «сложный вопрос,   проблема,   требующая   исследования   и   разрешения»   (Толковый   словарь С.И.Ожегова).   В   образовательной   практике   используются   разные   типы   задач:   учебная, конкретно­практическая, исследовательская, творческая и др.  Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта), и в ходе решения которой   происходит   качественное   изменение   группы   детей.   Проектная   задача принципиально   носит   групповой   характер.   Другими   словами,   проектная   задача   должна через   систему   или   набор   заданий   (реперные   точки)   задать   возможные   «стратегии»   ее решения. Через   опыт   решения   подобных   задач   школьники   в   учебном   сотрудничестве   (без специального   акцента)   осваивают   основы   проектной   деятельности;   в   ходе   их   решения формируются компетентности:  учебно­познавательная – (через перенос отдельных способов действий из учебных предметов в квазиреальные (модельные) ситуации);   информационная (через работу с составными текстами, обращение при необходимости к дополнительным источникам информации, в том числе, к справочникам);     коммуникативная (через организацию работу внутри группы);  социальная   (через   деятельность   по   оформлению   результаты   своей работы и их публичной презентации) .  Таким образом,  проектная задача  ­ это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результатов в виде реального (до этого ­ неизвестного) продукта. Если при реализации проекта  не задаётся порядок действий, проектировщики сами  определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых  будет достигнут результат, то   в проектной задаче,  в отличие от проекта, школьникам  задаются в виде набора заданий все необходимые средства и материалы, требуемые для их  выполнения.  Обучающиеся   могут   создавать   самые   разнообразные   формы   продуктов   проектной деятельности: Web­сайт (реки Югры) Анализ   данных   социологического   опроса   (Терроризм   как   глобальная   проблема человечества) Сравнительно­сопоставительный   анализ   (Терроризм   как   глобальная   проблема человечества) Атлас, карта, учебное пособие (карта рекреационных ресурсов) Выставка («Вода в нашей жизни», «Мир вокруг нас») Газета («Материки и страны») Игра, мультимедийный продукт (игра по теме «Гидросфера») Экскурсия, поход (экскурсия по ХМАО) В процессе проектирования очень важно отслеживать формирование различных компетентностей. А так как проектный метод по своей сути, прежде всего решение какой­ то проблемы, я выбрала мониторинг развития умений учащихся решать проблемы.

Метод проектов

Метод проектов

Метод проектов

Метод проектов

Метод проектов

Метод проектов

Метод проектов

Метод проектов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017