Использование краеведческого материала в формировании экологической культуры учащихся
Оценка 4.7

Использование краеведческого материала в формировании экологической культуры учащихся

Оценка 4.7
Семинары
doc
биология +2
5 кл—11 кл
17.05.2019
Использование краеведческого материала  в формировании экологической культуры учащихся
В статье автор рассказывает о том, как можно в педагогической деятельности использовать краеведческий материал для формирования экологической культуры учащихся с ОВЗ на уроках биологии, географии и во внеклассной деятельности. Большое внимание автор уделяет проектной деятельности учащихся, приводит примерные темы проектов и их результаты.
КОНФЕРЕНЦИЯ.doc
Использование краеведческого материала  в формировании экологической культуры учащихся Номоконова А.А, учитель биологии и географии ОГАОУ «Центр образования «Ступени»  г. Биробиджан Рабочая  программа  по  географии и биологии  содержит  рекомендации  по  включению регионального компонента, который играет определенную роль в формировании у учащихся современного  научного  понятия  о  триединстве  системы  ­  "природа  ­  человек  ­  общество"  и наглядно раскрывает учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дает конкретные примеры ее изменений, под воздействием хозяйственной деятельности человека. Показывает  положительные  и  отрицательные  результаты  воздействия  человека  на  природу, знания роли человека, своей роли в изменении окружающей среды включает эмоциональную отзывчивость,  устойчивый  интерес  к  природе  и  желание  охранять  и  приумножать  родные богатства.                    Работу  по  использованию  регионального  компонента  я  осуществляю  в  двух направлениях  ­  на  уроке  и  во  внеклассной  деятельности,  придерживаясь  определенных принципов: систематичность, доступность, наглядность,   разнообразность  материала, связь материала в учебной и воспитательной работе. Введение в программы по биологии местного материала позволяет переориентировать учителя с традиционного ознакомления учащихся с природой  на  их  экологическое  образование,  которое   в  начальных  классах,  начинается  продолжается  в  среднем  и  старшем  звене,  с  учетом  возрастных  и  психологических особенностей  детей,  а  также  их  интересов.  Основной  формой  обучения  по  –  прежнему является урок, поэтому главная задача – это создание и проведение уроков, с использованием элементов  регионального  компонента.  Выделить  отдельно  целый  урок  только  на  изучение региональных  видов  живых  организмов  весьма  проблематично,  поэтому  я  региональный материал методом “вкрапления” с  использованием:  ввожу  наглядности – это  фотографии, презентации, слайд­фильмы;  активных  формы  и  методов  обучения:  уроки­путешествия,  виртуальные  экскурсии, устные журналы, конкурсы, викторины. Наряду  с  наблюдениями,  записями  и  зарисовками  во   время  экскурсий,  чтением дополнительной литературы по ЕАО, подбором материала из газет и ресурсов сети Интернет, большое значение придаю  проектно­исследовательской деятельности  учащихся. Результатам служат следующие проекты по биологии, географии и экологии:  1.«Вода,ты — жизнь!».  Данный   проект   был   направлен   на   изучение  экологического  состояния  воды  в  р. Безымянка  (р­он  Бумагина,  г.Биробиджан).  Этот  проект  мы    выполняли  при  помощи экскурсий на водоём, мониторинга проб воды, снега. В результате ученик 6 класса получил навык работы с реактивами, с микроскопом, с дополнительной литературой, картой.  2.«Влияние СМС на экосистему водоемов». Проект  выполняла   ученица   11   класса,  используя  знания  полученные   на  уроках биологии,  географии, химии  и  физики.  Он  был   представлен  на  заседании  школьного  НОУ «Границ.net»  и  отправлен  на  областной  конкурс  ученических  исследовательских  проектов «Экологические проблемы региона», где занял 1 место. 3.«Экологическое состояние водных экосистем ЕАО».  Проект   выполняли   учащиеся   10   класса,   используя   методы:   сравнения,   анализа, наблюдений,   экскурсии,   практическая   работа.  Они   стали   призерами   регионального   этапа Российского национального юниорского водного конкурса.  4. «Исследование грибов ­  трутовиков в лесном биоценозе ЕАО».  Данный   проект   выполняла   ученица   6   класса.   Посещая   территорию   двух   участков города,   вдоль   реки   Биры   она   собрала   коллекцию   грибов   ­   трутовиков,   определила   при помощи атласа­определителя 4 вида данных грибов и познакомилась с лечебными свойствами гриба чага. В ходе  исследований  она подтвердила свою гипотезу, что  гриб­трутовик  — это не только гриб ­ паразит, но и гриб, приносящий пользу. Проект был защищён на школьном заседании НОЛ «Границ.net». 5.«Виртуальное путешествие по заповеднику Синкай­ху». Учащийся   11   класса   в     информационно­исследовательском   проекте   предложил совершить виртуальное путешествие на на крупнейший пресноводный водоём –тектоническое озеро   Ханка,   которое     находится   на   границе   Приморского   края   России   и     севера   КНР провинции Хэйлунцзян. Цель данного путешествия ­  узнать, а есть ли заповедные места на территории Китая. В результате учащийся познакомился с геологическим происхождением озера,   с   флорой   и   фауной   заповедника   Синкай­ху.   Работа   была   принята   к   участию   в международной   заочной   конференции   школьников  «Охраняемые   территории   бассейна среднего Амура в Китае и России». 6. «Памятные места ЕАО».  В   преддверии   Дня   Победы   я   познакомила   учащихся   10   класса   с   информацией   о Всероссийском проекте «Карта Памяти». Предложила разработать маршрут, по которому мои воспитанники будут выполнять задания проекта. Маршрут  разрабатывали при  помощи историко ­  географического атласа ЕАО, учитывая возможности учащихся и их родителей. Совершили    экскурсии  при помощи автотранспорта родителей по городу Биробиджану и Биробиджанскому  району.   Цель проекта: знакомство с памятниками войнам ВОВ, расположенными на территории ЕАО.   При   выполнении   проекта  учащиеся   изучили   дополнительную   информацию   о памятниках, с которыми  познакомились  в ходе экскурсий, делали фотографии, выполняли практическую   работу,   составляли   текст     к   презентации   «Памятные   места   ЕАО».   Для учащихся 6 ­8 классов я и  мои учащиеся провели устный журнал «Нам завещаны Память и Слава», при помощи которого  участники мероприятия совершили виртуальную экскурсию по памятным местам нашей области. Собранный материал  мы отправили в электронной форме на сайт Всероссийского проекта «Карта Памяти». За участие в работе проекта мой класс был награжден Почетной грамотой   от организаторов проекта.  В ходе реализации проекта при активном участии школьников всех регионов была создана школьная интерактивная карта памятников, памятных мест, посвященных воинам Великой Отечественной войны.   Как видим, тематика исследований чрезвычайно разнообразна. Главное, чтобы работа соответствовала  интересам  ученика,  его  возрастным,  индивидуальным  и  интеллектуальным возможностям.  Для  наблюдений  и  исследований  отбираются  такие  объекты  и  явления, которые  наиболее  типично  и  ярко  отражают  существенные  стороны  местных  природных условий,  доступны  для  систематических  и  регулярных  наблюдений.  Они  могут  быть использованы в учебном процессе для формирования и развития у учащихся биологических, географических и экологических понятий, логического мышления, познавательных интересов, совершенствование практических умений и навыков.    Во  время  занятий  я  большое  внимание  уделяю  экологической  культуре  учащихся, способствующей  удовлетворению  потребности  детей  с  ОВЗ  в  расширении  кругозора, закрепляя  знания  о  реальных  факторах  экологической  опасности,  что  даёт  практические навыки по оценке качеств окружающей среды. Знания по экологии пробуждают потребность в добрых  делах,  проведении  общественно­полезных  акций,  в  природоохранной  деятельности области. Экологическое просвещение достигается путем включения экологических сведений, как фрагментов учебного материала, на уроках, так и во внеклассной деятельности. Так, при завершении  начального  курса  географии  6  класса  от  учащихся  требую  знания  способов борьбы с загрязнениями воздуха, воды в ЕАО; взаимосвязях между природой и деятельностью человека, использованием природы человеком.  Уроки и внеклассные мероприятия, посвященные экологическим проблемам, стараюсь проводить  поисковым  методом,  преследуя  цель  развития  творческого  мышления  учащихся. Формы  проведения  таких  уроков:  игра,  задания  на  самостоятельный  поиск,  создание проектов.  Здесь  рассматриваются  не  только  проблемы  ЕАО,  но  и  рассматриваются  пути  их решения. Такого рода работа способствует увеличению творческой самостоятельности детей, развивает познавательный интерес к предмету.   В   своей   работе   я   использую   информационные   технологии   обучения.   Использование данных   технологий   значительно   поднимает   уровень   обученности   при   низкой   мотивации учащихся. Одним из достоинств ЭОР, является повышение качества обучения за счет новизны деятельности,   интереса   к   работе   с   компьютером.  Для   создания   пособий   я  использую социальный   сервис   LearningApps.org    http://learningapps.org/    ­  это   игровой   сервер   с мультиактивными   приложениями   для   поддержки   обучения   и   процесса   преподавания   с помощью интерактивных модулей. При помощи  приложений учащиеся могут тренироваться в закреплении полученных знаний при изучении нового материала и при выполнении домашнего задания.   Привожу   список   некоторых   пособий   по   биологии,   созданные     мною   на   сайте LearningApps.org: № 1 2 3 4 Название  приложения Перелетные и  зимующие птицы  ЕАО Викторина о  птицах ЕАО  «Соседи по  планете» Первоцветы ЕАО Животный и  растительный мир  болот ЕАО Название  шаблона  Клас­ сификация Викторина с выбором  правильног о ответа Упражнен ие Упражнен ие Ссылка Класс http://LearningApps.org/view1378025 http://LearningApps.org/watch? v=pea5pq8h501 http://LearningApps.org/view1498157 http://LearningApps.org/view1604200 7 7 6 6 Созданные   мною   приложения   помогают   моим   ученикам   проверить   свои   знания   и получить  положительные эмоции как при выполнении упражнений, так и при создании таких же  интерактивных модулей при помощи шаблона.  Подведу итог: 1.  Через  материалы  регионального  содержания  воспитывается  и  развивается  социальная активность  учащихся.  Изучая  региональную  биологию,географию  школьники  могут выразить  свое  отношение  к  окружающей  их  природе,  хозяйственной  (правильнее бесхозяйственной,  варварской,  грабительской)  деятельности  человека,  осудить потребительский  подход  к  ее  ресурсам.  Умело  используя,  элементы  регионального компонента,  возможно  эффективное  решение  триединой  задачи  учебного  процесса: обучения, воспитания и развития, придавая обучению личностный смысл. 2.  ЭОРов создано много и в  дальнейшем  их будет еще  больше, но самое  главное мы должны   помнить   о   том,   что     ключевой   фигурой   информационной   образовательной среды является учитель. Именно учитель решает, в каком качестве, в каком объеме и для каких целей могут быть использованы информационные технологии в учебном процессе. 3.  Термин   «проект»   получил   сегодня   неоднозначную   трактовку,   следует   все­таки понимать, что любая самостоятельно выполненная творческая работа может считаться проектной, ибо она направлена, в первую очередь, на развитие творческого потенциала ребенка, на приобретение им исследовательских умений и навыков, которые могут пригодиться ему в его дальнейшей взрослой жизни.    В заключение я хочу сказать о том, что главная цель моей работы – создание условий для свободного развития духовных и физических сил учащихся. Сегодня я помогаю им раскрыть в себе все самое лучшее, чтобы они смогли в дальнейшем самоопределиться и реализовать свой творческий потенциал. ЛИТЕРАТУРА: Ссылки на работы Номоконовой А.А. по темам  «Организация проектно­ Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? ­ М.: Педагогический университет  Бурцева О.Д.Организация работы школьников над исследовательским проектом по  1. биологии в свете требований новых образовательных стандартов.­ М.:Педагогический  университет «Первое сентября»,2013. 2. «Первое сентября»,2012. 3. исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеклассной деятельности»,  «Реализация регионального компонента в продуктивном обучении детей с ОВЗ»,  «Информационные технологии на уроках биологии»: 1.      http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/08/20/organizatsiya­proektno­ issledovatelskoy­deyatelnosti 2.           http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya­rabota/library/2014/03/05/issledovanie­kak­sredstvo­ razvitiya­tvorcheskogo 3.        http://infourok.ru/material.html?mid=33195 4. http://angir­biolog.blog.ru/141230659.html 5. http://pedportal.net/starshie­klassy/biologiya/organizaciya­proektno­issledovatelskoy­ deyatelnosti­uchaschihsya­na­urokah­biologii­i­vo­vneurochnoe­vremya­411330 6. komponenta­v­produktivnom­obuchenii 7. biologhii.html http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2014/04/11/realizatsiya­regionalnogo­ http://multiurok.ru/nomokonova/files/informatsionnyie­tiekhnologhii­na­urokakh­

Использование краеведческого материала в формировании экологической культуры учащихся

Использование краеведческого материала  в формировании экологической культуры учащихся

Использование краеведческого материала в формировании экологической культуры учащихся

Использование краеведческого материала  в формировании экологической культуры учащихся

Использование краеведческого материала в формировании экологической культуры учащихся

Использование краеведческого материала  в формировании экологической культуры учащихся

Использование краеведческого материала в формировании экологической культуры учащихся

Использование краеведческого материала  в формировании экологической культуры учащихся

Использование краеведческого материала в формировании экологической культуры учащихся

Использование краеведческого материала  в формировании экологической культуры учащихся