Метод проектов и исследовательское обучение в современном образовании
Оценка 5

Метод проектов и исследовательское обучение в современном образовании

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
технология
Взрослым
11.11.2018
Метод проектов и исследовательское обучение в современном образовании
Метод проектов и исследовательское обучение в современном образовании - статья в которой учитель технологии из опыта своей работы дает разъяснение, что такое проект, и что такое учебное исследование. В современной педагогической литературе понятия: проект, проектное обучение, исследовательское обучение, метод проектов и исследовательские методы не определены, а потому не четко дифференцируются, хотя даже беглый взгляд позволяет увидеть существенную разницу между ними. Выяснение сути этих понятий является важной задачей при их изучении. Понимание истинного смысла не просто абстрактная задача для теоретиков, это важно для образовательной практики.В современной педагогической литературе понятия: проект, проектное обучение, исследовательское обучение, метод проектов и исследовательские методы не определены, а потому не четко дифференцируются, хотя даже беглый взгляд позволяет увидеть существенную разницу между ними. Выяснение сути этих понятий является важной задачей при их изучении. Понимание истинного смысла не просто абстрактная задача для теоретиков, это важно для образовательной практики.
Метод проектов и исследовательское обучение в современном образовании.doc
Метод проектов и исследовательское обучение в современном образовании. Холодов А.Ю., учитель технологии МАОУ школа «125, г. Н. Новгород Современная жизнь стремительно меняется и заставляет нас пересматривать роль и значение  исследований в жизни человека и метода проектов в практике школьного образования. С началом ХХI века становится, очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, кто уже связан с научной работой, они необходимы всем. Поэтому современные педагоги стремятся  максимально приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной. В современном  российском образовании это выражается в стремлении педагогов к внедрению продуктивных методов  обучения.  Отечественная педагогика разрабатывает новые образовательные технологии, построенные  на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Российские специалисты проявляют  повышенный интерес к изысканиям своих зарубежных коллег в плане исследовательского обучения и  обучения по методу проектов начала ХХ века, сохранивших и развивших традиции активного  использования продуктивных методов обучения. Однако эта работа существенно сдерживается из­за  терминологической путаницы.                                                                      В современной педагогической литературе понятия: проект, проектное обучение, исследовательское обучение, метод проектов и  исследовательские методы не определены, а потому не четко дифференцируются, хотя даже беглый  взгляд позволяет увидеть существенную разницу между ними. Выяснение сути этих понятий является  важной задачей при их изучении. Понимание истинного смысла не просто абстрактная задача для  теоретиков, это важно для образовательной практики.     Попробуем разобраться в определениях:  проект, метод проектов, исследование, исследовательская деятельность.                                                    Проект – слово иноязычное, происходит от латинского projects. Прямой, буквальный перевод  объясняет многое, брошенный вперед. В русском языке слово проект имеет несколько весьма близких  по смыслу значений. Так называют:                                                                                                                ­  совокупность документов (расчеты, чертежи), необходимых для создания изделия или сооружения; ­   предварительный текст какого­либо документа;                                                                                            ­ какой­либо замысел или план.                                                                                                     Проектирование, в упрощенном виде, рассматривается как процесс разработки и создания проекта  (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). В настоящее время  наряду с традиционными, веками использовавшими видами (архитектура, строительство, машиностроение и  другие) существуют самостоятельные направления проектирования. К ним относятся проектирование  человеко­машинных систем, социальных явлений и процессов, инженерно­психологическое, генетическое и  иные виды проектирования.                                                                                                                                  Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно­познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная  на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является  наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования  (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности,  создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая  его осмысление и рефлексию результатов деятельности.                            Теперь обратимся к трактовке понятия исследование и педагогическому термину исследовательское обучение.  Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение  объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство  новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся  функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии  способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося  в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно  получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).                              Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое  место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности  учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере  науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно  развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными  научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования — опыт, накопленный  в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности. Современное понимание смысла исследовательской деятельности учащихся. В развитии  исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих  регионах создавались и функционировали юношеские научно­технические общества и малые академии наук. Деятельность многих юношеских научно­технических обществ нередко сводилась к реализации  в среде старших школьников модели функционирования академических исследовательских  коллективов, реализации в упрощенном виде исследовательских задач лабораторий научно­ исследовательских институтов. Главной целью этой деятельности являлось подготовка абитуриентов  для вузов и формирование молодой смены для научно­исследовательских институтов. На деле это  означало реализацию учебно­воспитательного процесса в более индивидуализированном виде  в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос  о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся»  приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента,  факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием  исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.                               Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением  учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие  от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая  наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя  из принятых в науке  традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной  проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного  материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную  структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.                                                                   Проектно­исследовательская  деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая  выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования,  определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых  ресурсов. Является организационной рамкой исследования.   Отличие исследовательской  деятельности от проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской  деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть  самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях  конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости  результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например,  природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами  исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) — социализации,  наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности. Руководитель детской  исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при  введении подобных требований.                                                              Специфика реализации  исследовательских задач в школе. Не менее важные ограничения накладывают на тематику,  характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста  характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения,  неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Чрезмерный  объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут  нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом  возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для  реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, связанными с общими принципами проектирования исследовательских задач учащихся  в различных областях знаний.                   Представление исследований. Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов  представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено  достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов  в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография,  популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При  представлении руководитель и учащийся должен с самого начала определиться с тем жанром,  в котором он работает, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных  юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах может  быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.   С точки зрения педагогической науки важно, что проектирование и исследование связаны с  прогнозированием, а поэтому могут служить эффективным инструментом развития интеллекта и  креативности ребенка в обучении. Увидеть эти возможности позволит изучение особенностей  действия механизмов мышления при проектировании и исследовании.                                                       При построении прогнозов в процессе проектирования будущее раскладывается на три составляющие: 1. детерминированную – полностью предсказуемую, обусловленную действием известных причин;  2.  вероятностную – предсказуемую с большей долей вероятности;                                                                    3. случайную – не поддающаяся никакому прогнозированию.                                                               Первая опирается на знания и логику. Вторая требует от человека умения вырабатывать гипотезы.  Третья – интуиции. В прогностике существует закономерность – чем более развита наука, тем выше  доля первой – детерминированной части, но чем интенсивнее она развивается, тем все больше  становится непрогнозируемая, случайная составляющая. Проектирование развивается в рамках  первой предсказуемой составляющей. Исследование находится в поле третьей, случайной –  неподдающейся никакому прогнозированию составляющей. Вторая составляющаяся – вероятностная,  в силу своего промежуточного состояния может присутствовать и при проектировании и в  проблемных исследованиях. Принципиальное отличие проектирования от исследования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого­либо заранее планируемого объекта, даже его  модели или прототипа. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из  видов познавательной деятельности человека. В отличие от исследования проект, а следовательно,  проектирование ориентированы на практику. Человек реализующий проект, не просто ищет нечто  новое, оп решает реальную проблему. Ему приходится учитывать массу обстоятельств , часто  находящихся за пределами задачи поиска.                        Разработка проекта – дело творческое,  зависящее от многих обстоятельств, часто не связанных с задачами бескорыстного поиска истины. Не  следует забывать о том, что проект можно выполнить, пользуясь готовыми схемами действий – то есть исключительно на репродуктивном уровне. Ведь проектирование может быть представлено как  выполнение определенных шагов. В отличие от проектирования исследование – всегда творчество,  представляющее собой вариант бескорыстного поиска истины. Если в итоге исследования удается  решить какую­либо практическую проблему, то это побочный эффект. При этом само новое знание,  добытое в итоге исследования, может быть не только мало полезно, с точки зрения общества и самого  исследователя, но даже вредно и опасно. Известно, что научные открытия несут не только радость и  свет знаний. Проектирование задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование  строится принципиально иначе. Оно допускает бесконечное движение вглубь. Проектирование – это  не творчество в полной мере, это творчество по плану в контролируемых рамках. В то время как  исследование – путь воспитания истинных творцов.                                                                                        Таким образом, проектирование и исследование – принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Оценивая возможности проектирования и исследования, мы  понимаем, что в работе с детьми полезны и проектные методы и методы исследовательского  обучения, а следовательно нужно выполнять и проекты и исследовательские работы.

Метод проектов и исследовательское обучение в современном образовании

Метод проектов и исследовательское обучение в современном образовании

Метод проектов и исследовательское обучение в современном образовании

Метод проектов и исследовательское обучение в современном образовании

Метод проектов и исследовательское обучение в современном образовании

Метод проектов и исследовательское обучение в современном образовании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018