Метод. разработка «Адаптация первокурсников (5 класса) к новым условиям учебы в суворовском военном училище».
Оценка 5
Работа с родителями
docx
воспитательная работа
5 кл
08.12.2018
Добрый день, уважаемые родители, гости. Вот уже около трех месяцев ваши дети – обучающиеся 1 курса (5 класса) суворовского военного училища. Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы в среднее звено – это сложный и ответственный период; от того как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая училищная жизнь ребенка. Наша задача – разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. Но этот этап сложен не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в училище в целом и с психологической атмосферой в семье.
«Адаптация первокурсников (5 класса) к новым условиям учебы в суворовском военном училище».docx
Родительское собрание на тему:
«Адаптация первокурсников (5 класса) к новым условиям учебы в
суворовском военном училище»
Переходный возраст — это как будто гусеница становится куколкой, а
потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный
мотылек. Переходный возраст и есть куколка, в которой совершается
таинство превращения. Все предшествующие стадии развития данного
организма служили подготовкой к этой последней ступени — зрелости.
З. Матейчек.
Цели и задачи:
1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе
адаптации обучающихся в суворовском военном училище;
2) проанализировать основные трудности, возникающие при переходе
обучающихся в среднее звено;
3) привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.
Участники: родители обучающихся первого курса (5 класса),
классный руководитель, учителяпредметники, работающие в классе,
психолог роты, фельдшер медпункта.
Подготовка.
1. Накануне собрания родителям предлагается передать классному
руководителю записки с вопросами, появившимися у них за время учебы их
ребенка на первом курсе (5м классе) суворовского военного училища, чтобы
в ходе собрания родители обязательно получили на них ответы.
2.
Среди обучающихся проводится «Методика изучения
удовлетворенности обучающихся жизнью в училище».
3. На доске оформлена выставка рисунков обучающихся класса «Я в
Суворовском военном училище».
Ход собрания.
I.
Вступительное слово классного руководителя.
Добрый день, уважаемые родители, гости. Вот уже около трех месяцев
ваши дети – обучающиеся 1 курса (5 класса) суворовского военного училища. Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами.
Переход учеников из начальной школы в среднее звено – это сложный и
ответственный период; от того как пройдет процесс адаптации, зависит вся
дальнейшая училищная жизнь ребенка. Наша задача – разобраться в том, что
происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими
проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы
можем оказать ребятам. Но этот этап сложен не только для ребенка, но и для
учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками
учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в училище в целом
и с психологической атмосферой в семье.
Давайте попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника
от жизни пятиклассника? (родителям предлагается ответить на ряд
вопросов в виде билетиков).
Сколько учебных предметов изучалось вашими детьми в 4 классе?
Сколько учебных предметов изучается вашими детьми в 5 классе?
Какова недельная учебная нагрузка была у вашего ребенка в 4 классе?
Какова она сейчас?
Сколько учителей обучало вашего ребенка в 4 классе? Сколько сейчас?
Какой учебный день недели является самым трудным, напряженным (с
большим количеством уроков)?
Сколько времени в среднем тратил ваш ребенок на подготовку
домашних заданий в 4 классе? Сколько времени он тратит сейчас?
На сегодняшнем собрании мы имеем возможность узнать точки зрения
всех участников учебного процесса и увидим наших детей глазами психолога,
фельдшера, учителейпредметников. Начнем наш консилиум.
II. С точки зрения психолога...
Психолог роты знакомит присутствующих с возрастными особенностями
пятиклассников и с тем, какие проблемы могут возникать у них в период
адаптации к новым условиям обучения.
Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития
организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности
гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны
которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез
внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.
Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечнососудистой
системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным
расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных
болях, сравнительно быстрой утомляемости. Идет половое созревание.
Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в
частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная
возбудимость,
Эти особенности
физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и
родители.
раздражительность,
вспыльчивость.
Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и
верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания
подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам
процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте
множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это
возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного
стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к
самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание
наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.
Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое
свойство личности, которое называют чувством взрослости. Это чувство
может возникать в результате знания подростком сдвигов в своем физическом
развитии. Во взаимоотношениях со взрослыми подросток уже не чувствует
себя ребенком, он может и желает участвовать в настоящем труде, иметь
серьезные обязанности и поручения. Подросток — это ребенок, становящийся
взрослым.
В 5м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется
проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято
понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям.
Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы
ведем речь именно психологической адаптации обучающихся так как им в
настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям училищной
действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая
внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых
предметов).
Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие
«готовность к обучению в средней школе (училище)» Не все учащиеся
начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в
средней школе»:
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности,
успешное усвоение программного материала.
2. Новообразования младшего школьного возраста — произвольность,
рефлексия, мышление в понятиях.
3. Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с
учителями и одноклассниками.
Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами
причин; недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их
общения со значимыми людьми. (Далее психолог излагает результаты
проведенных исследований.)
III. С точки зрения учителейпредметников...
Классный руководитель: «Поскольку наше собрание проходит в виде
консилиума, а слово это обозначает совещание всех врачей для уточнения
диагноза и обсуждения перспектив лечения, нам необходимо узнать мнение и
точку зрения каждой из сторон, участвующих в процессе воспитания и
обучения наших ребят. Накануне собрания всем учителямпредметникам,
работающим в классе» было предложено ответить на вопросы анкеты,
связанной с выяснением их первых впечатлений от работы в нашем классе. В
результате качественной обработки данных представляется следующая
картина». (Классный руководитель зачитывает ответы учителей на
вопросы анкеты.)
Слово предоставляется учителямпредметникам, работающим в классе.
IV. С точки зрения врачей…
Фельдшер медпункта училища выступает с анализом состояния здоровья
пятиклассников, высказывает рекомендации по сохранению здоровья,
оптимальной организации режима дня.
V. С точки зрения родителей...
Классный руководитель: «Накануне собрания родителям обучающихся
было предложено задать в письменной форме вопросы, которые в настоящий
момент волнуют их больше всего».
(Далее классный руководитель
систематизирует вопросы и просит на них ответить или психолога, или
учителейпредметников, в зависимости от специфики вопроса. Поскольку вопросы поступили заранее, то специалисты имеют возможность
подготовиться к ответам более основательно. Классный руководитель
предлагает родителям высказаться или продолжить диалог в режиме
«вопрос—ответ».)
VI. С точки зрения детей...
Классный руководитель: «Уже все стороны имели возможность
высказаться, но молчит главный герой нашего консилиума. Что же думают
сами дети о своей жизни в стенах суворовского военного училища, насколько
они удовлетворены ею? Для выяснения степени удовлетворенности
обучающихся училищной жизнью было проведено соответствующее
исследование.
(Классный руководитель знакомит присутствующих с
данными проведенной «Методики изучения удовлетворенности
обучающихся жизнью в училище».).
В ситуации учебной деятельности очевидно, что у детей не только разный
стиль работы на уроке, различная манера отвечать, но и неодинаковая степень
активности на уроках, уровень утомляемости. Страх не соответствовать
ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не
проявляет в должной мере своих возможностей. В свою очередь, родители,
нацеливая своих детей «работать на оценку», еще больше провоцируют
школьные страхи, связанные с неуверенностью в своих силах.
Возможно, какието свои маленькие тайны ваши дети вам раскроют в
письмах, которые они написали для вас, уважаемые родители. И может быть,
именно это письмо поможет вам лучше понять своего ребенка, вникнуть в его
трудности и порадоваться его достижениям.
А сейчас мы приглашаем всех посетить выставку рисунков «Я в
Суворовском военном училище», на которой представлены работы суворовцев
нашего класса. Может быть, ктото из родителей угадает, где рисунок его
ребенка?
VII. Подведение итогов собрания консилиума.
Классный руководитель благодарит всех участников собрания за
сотрудничество и предлагает примерное решение собрания:
1. Психологу роты продолжить наблюдение за процессом адаптации
суворовцев и провести дополнительные исследования и индивидуальную
работу с обучающимися и родителями. 2. Родителям и классному руководителю способствовать организации
свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в
общественной жизни класса.
3. Классному руководителю подобрать для обучающихся поручения,
способствующие раскрытию их способностей.
4. Провести в конце года совместный вечер «Мы и наши родители».
Успехов вам в воспитании детей! Надеюсь на дальнейшее
сотрудничество.
Метод. разработка «Адаптация первокурсников (5 класса) к новым условиям учебы в суворовском военном училище».
Метод. разработка «Адаптация первокурсников (5 класса) к новым условиям учебы в суворовском военном училище».
Метод. разработка «Адаптация первокурсников (5 класса) к новым условиям учебы в суворовском военном училище».
Метод. разработка «Адаптация первокурсников (5 класса) к новым условиям учебы в суворовском военном училище».
Метод. разработка «Адаптация первокурсников (5 класса) к новым условиям учебы в суворовском военном училище».
Метод. разработка «Адаптация первокурсников (5 класса) к новым условиям учебы в суворовском военном училище».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.