Новые подходы к развитию ученического самоуправления
Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С.Макаренко
Как учитель начальных классов думаю, что моя обязанность - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети смогли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.
Организация ученического самоуправления для младших школьников может быть представлена в виде игровой модели. Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест, так как одно из главных правил любой игры – это активность.
Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.
Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт, научиться сотрудничеству с людьми.
Моя задача, как классного руководителя - научить ученика быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права.
Деятельность самоуправления строится на следующих принципах:
1. Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
2. Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.
3. Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.
4. Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед общим собранием
Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. От уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю.
«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!»
А.П.Чехов
Перефразируя, я сказала - бы так: «Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная.
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов привлекаются и родители обучающихся.
«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет. Функции родительского комитета:
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни класса;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Широко распространены такие игровые модели, как «Портфель министров» и «Система чередования творческих поручений». Опыт показывает, что технология организованного общения младших школьников будет результативна, если классный руководитель сумеет обеспечить ряд важных педагогических условий:
- организацию взаимодействия микрогрупп в классе;
- создание ситуаций успеха как для отдельных детей, так и для микрогрупп, и для всего класса;
- предоставление детям возможности свободного выбора значимой для них деятельности, форм ее организации и общения.
В классе тайным голосованием на собрании избираются:
Президент (т.е командир класса), премьер – министр (староста), министерство образования (учебный сектор), министерство культуры (культмассовые сектора), министерство природоохраны (цветоводы, трудовики), министерство СМИ (редколлегия), министерство здравоохранения (старший дежурный)
Президент- направляет и контролирует все министерства, в случае необходимости принимает участие в работе всех органов самоуправления.
Премьер – министр организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике, организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школой акциях милосердия и прочих акциях. организацию дежурства по школе.
Министерство здравоохранения- фиксирует пропуски занятий учащимися, собирают информацию о заболеваемости учащихся класса, следят за чистотой в кабинете, организуют проветривание кабинета, проводят зарядку и физминутки на уроках.
Министерство культуры- учащиеся с хорошо развитыми литературными способностями, умением и желанием разрабатывать праздничные мероприятия в классе, подготовка номеров самодеятельности для общешкольных мероприятий, готовят некоторые информационные мероприятия в классе.
Министерство – образования отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.
Министерство природоохраны- формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе, Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников.
Министерство СМИ- контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах. Работают с интернет источниками, регулярно пополняют информацией блог класса, где отражена работа и достижения коллектива.
Ежемесячно на классных собраниях подводятся итоги работы министерств, выявляются положительные и отрицательные моменты их деятельности.
Суть методики «Чередования творческих поручений» в том, что дети, по желанию, распределяются в группы, для которых классный руководитель определяет свое направление деятельности. Обычно формируются 4 группы, которые сменяют свой состав в конце каждой четверти. В классе, например, это группы «Помогай-ка» (осуществляет дежурство по классу), «Затейник» (организует занятость детей на перемене), «Журналисты» (работает над еженедельником «Всякая всячина») и «Сюрприз» (организует мини-концерты для поздравления именинников).
В конце четверти подводится итог работы каждой группы на часе общения «Кому мы скажем спасибо?». Здесь же формируется новый состав групп. Методика позволяет познакомиться с широким диапазоном направлений деятельности и дает возможность ребенку попробовать себя в них.
Результат достигается за счет того, что ребята свободны в выборе поручения на четверть, но при этом все поручения должны быть выполнены хотя бы один раз, что в ненавязчивой форме принуждает ребят к самостоятельному планированию своей деятельности.
Особое внимание нужно уделить созданию системы поощрений за качественное выполнение тех или иных обязанностей. Это поможет формированию мотивов общественно-полезного труда.
А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.