Муниципальный конкурс «Учитель года-2020»
Конкурсное задание
«Методическая мастерская»
Ломбоева Мижидма Нимаевна
МБОУ СОШ с. Богородское
Тема: «Проектная задача как способ оценки метапредметных результатов»
В основе современного образования лежит системно-деятельностный подход, который является главным условием достижения современных образовательных результатов. Результат образования имеет три составляющих: предметные результаты, метапредметные результаты, личностные результаты.
В своей педагогической деятельности я столкнулась с тем, что учащиеся с большим затруднением переносят известные предметные способы действия с одного учебного предмета на другой, не могут их использовать в нестандартных ситуациях. Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении таких приемов и методов, связанных с развитием у школьников этих умений и навыков.
Одним из таких методов является метод проектов. Основой проектной деятельности в 1-6 классе могут стать проектные задачи, использование которых становится базовой технологией формирования УУД.
Цель моей деятельности заключается в оценке метапредметных результатов посредством использования в образовательном процессе проектных задач.
Задачи:
· познакомиться с методикой создания проектных задач;
· предложить систему формирования и оценивания УУД в 1-6 классах путем диагностического мониторинга;
· обобщить и распространить опыт создания и проведения проектных задач в 1-6 классах.
По А.Б.Воронцову, проектная задача - это набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение продукта и одновременно качественное самоизменение учащихся.
Владимир Моисеевич Заславский и др. предполагают следующую типологию подобных задач: предметные, межпредметные, одновозрастные и разновозрастные.
Проектная задача - это три "П": проблема- поиск информации - продукт выполнения проектной задачи.
Носит обязательно групповой характер и задает общий способ проектирования с целью получения нового, до этого неизвестного результата. Групповая работа позволяет ученикам сформулировать и развить способности, а для учителя несет продуктивный педагогический эффект.
Итог решения проектной задачи - всегда два продукта:
- материальный;
- нематериальный.
Татьяна Александровна Сомова в своем исследовании определила деятельность педагога и учащихся на всех этапах решения задач, а также формируемые УУД.
Из представленной таблицы видно, что метод решения проектных задач актуален и очень эффективен. Учащийся получает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что поможет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
А.Б. Воронцов считает, что основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Потому что именно проектные задачи дают учителю наблюдать за способами работы, как отдельных учащихся, так и целой группы школьников.
Основной метод – встроенное наблюдение. В роли эксперта могут быть другие учителя, родители и старшеклассники. Эксперты, не вмешиваясь в процесс, наблюдают за ходом решения задачи и фиксируют на каждом этапе свои наблюдения в экспертных листах. Таким образом, постоянный сбор и анализ данных позволяют учителю вести мониторинг формирования УУД и учебного сотрудничества.
Процесс решения проектной задачи детьми - процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом - еще более творческий и увлекательный процесс. Данную технологию я использую в свей практике - 12 лет. Некоторые проектные задачи я беру уже разработанные другими учителями из методических пособий по данной теме, однако что-то меняю в структуре этих задач, подстраивая под уровень своих учеников. Но мне очень нравится составлять такие задачи. Это как вдохновение, идея приходит неожиданно, и начинается детальная проработка сюжета с включением разнообразных заданий.
Выбирая проектные задачи как инструмент оценки сформированности метапредметных результатов, перед учителем появляется ряд трудностей: что и как оценивать, по каким критериям оценивать и т.д.
Основной оценочной процедурой при решении проектной задачи учащимися становится встроенная экспертная оценка внешнего наблюдателя (других учителей, и т. п.). Оценивание со стороны экспертов происходит через разные аспекты деятельности в малой группе в ходе непосредственного решения проектной задачи.
Проработка сюжета проектной задачи, подбор инструментария (заданий ПЗ), инструкций по их выполнению – работа не легкая.
Требования к проектной задаче:
- имеет общий сюжет, задается реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;
- Состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;
- Двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);
- Задания могут иметь определенные «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;
Заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе все то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи)
Наблюдение за особенностями общения и взаимодействия ведется по следующим параметрам:
1. Наличие элементов целеполагания |
Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые 10–15 минут) |
2. Планирование |
Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые 10–20 минут) |
3. Распределение заданий и обязанностей по выполнению проекта |
Отметки в карте наблюдений ставятся в сере- дине занятия (по истечении 25–30 минут после начала урока) |
4. Соответствие исполнения проекта плану |
Отметки в карте наблюдений ставятся в сере- дине занятия (по истечении 25–35 минут после начала урока) |
5. Контроль продвижения по заданию |
Отметки в карте наблюдений ставятся ближе к концу занятия (по истечении 30–40 минут) по результатам наблюдения в ходе всего урока |
6. Представление результатов |
Отметки в карте наблюдений ставятся во время представления группами результатов своей ра- боты |
7. Конфликты и их разрешение |
Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 минут) по результатам наблюдения в ходе всего урока |
8. Особенности поведения и коммуникации ученика |
Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 минут) по результатам наблюдения в ходе всего урока |
9. Результаты голосования |
Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия после подведения итогов голосования |
По окончании работы над проектом группы сдают оценочные листы: «Лист самооценки», «Лист оценки работы группы» и поочередно представляют свои работы.
Лист самооценки
Школа
Класс Номер группы Мой номер в группе
Название группы
Фамилия и имя
Оцени работу своей группы
Отметь V вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
1. Все ли члены группы принимали участие в работе над про- ектной задачей?
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
2. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
А. Работали дружно, ссор не было.
Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
3. Тебе нравится результат работы группы?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится
4. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.
Результативность. После решения проектной задачи организатор диагностики обрабатывают информацию, полученную в результате наблюдения, определяет уровень сформированности УУД каждого учащегося класса, составляет рейтинговые таблицы по каждому виду УУД. Результаты диагностики необходимы для дальнейшего планирования работы по совершенствованию уровня формирования метапредметных результатов.
Обработка информации, полученной из «Листов самооценки», «Листов оценки работы группы», дает представление о коллективе класса, взаимоотношениях, что дает возможность планировать воспитательную работу.
Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю в ходе учебного года системно отслеживать пути становления, прежде всего, способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников.
В результате работы над проектными задачами, наблюдая за учащимися, я убедилась, что эта работа даёт хорошие результаты воспитания и обучения детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными», развивает ключевые компетентности учащихся, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.