Колягина Любовь Михайловна
г.Саяногорск, п.Черёмушки, МБОУ «Черёмушкинская СОШ №1»
Урок русского языка. 5 класс Учебное исследование УМК Т.А.Ладыженской и др.
Тема урока: «Типы речи».
Цели:
1. создать условия для понимания типов речи, развития умений различать описание, повествование, рассуждение при помощи группы приёмов
2. Развивать общеучебные умения вести наблюдение, выделять общее и различное, классифицировать, обобщать.
3. Воспитывать готовность к самостоятельной работе.
Оборудование: интерактивная доска; раздаточный материал для учащихся (тексты); таблица «Типы речи».
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Технология исследования.
Планируемые результаты:
Личностные:
эмоционально-нравственная отзывчивость; осознание самостоятельности своих действий.
Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять самоконтроль свой деятельности.
Познавательные:
осознавать познавательную задачу; осознавать коммуникативную задачу текста;
направлять внимание на текстовую информацию; умение аргументировать ответ с опорой на информацию текста; определять смысловую структуру текста; умение организовать учебное исследование; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество в малой группе, вести диалог, высказывать собственную точку зрения; умение формулировать и обосновывать свою точку зрения; способность оценивать чужую речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.
Содержание и ход урока
Таблица выдаётся каждому ученику
Этапы урока Время выполнения |
Содержание деятельности учебное исследование |
Подсказки |
1.Оформление работы 2 мин |
Дата. Классная работа. Учебное исследование.
|
|
2.Повторение,актуализация, мотивация 5 мин |
Тема урока зашифрована в кроссворд Карточка с кроссвордом Лист проверки у учителя Запись темы урока |
|
3.Формулировка цели 1 мин |
Сформулируйте Цель в соответствии с темой. |
Что узнать? Чему научиться? |
4. Открытие новых знаний
10 мин
|
Материал для наблюдений «Типы речи» текст 1. Лебеди летели через море. На небе был полный месяц. И лебеди далеко внизу видели под собой синеющую воду. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу. текст 2 Белый, как снег, с длинною, гибкою шеей, лебедь невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между камышей по тёмно- синей поверхности воды. текст 3. Лебедь справедливо назван царём всей водоплавающей птицы. Своей величиной, силой, красотой и величавой осанкой он затмит кого угодно.
Как можно определить тип речи – свои выводы отразите в записи, форму которой придумайте сами.
Приготовьтесь к представлению результатов исследования: объясните ваши последовательные действия |
как определить тип речи (названия типов речи подбери сам) * определи цель текста: а)если охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках – то это … б)если сообщить о сменяющих друг друга действиях – то это… в)если дать объяснение чему-нибудь – то это …..
* используйте приём фотографирования: а) если содержание высказывания можно передать одной фотографией, то это …; б) если содержание высказывания можно передать несколькими фотографиями, то это…; в) если содержание высказывания нельзя передать в фотографиях. То это….
*обрати внимание на части речи: как части речи помогают понять цель текста. Подчеркни слова, которые помогают понять цель текста.
|
5. 5мин |
Представление результатов исследования Знакомство с эталоном темы (таблица демонстрируется на экране) |
Свои выводы сравните с таблицей на экране. В чём различие? |
6. Первичная проверка понимания 5 мин |
1.Запоминание таблицы (учитель раздаёт таблицы-эталон с пропусками основных слов. Вставить в таблицу пропущенные слова)
|
Вставляете слова в таблицу, потом проверяете по эталону |
7. Первичное закрепление. 5 мин |
Работа с текстами (на экране) Чтение и определение типов речи текстов. Вывод запишите в тетрадь, обоснуйте. Текст 1 – …………, потому что ………… Текст 2 – …………, потому что ………… Текст 3 – …………, потому что ………… |
Работайте в парах. Пользуйтесь таблицей «Типы речи» |
Контроль 5 мин |
Контрольная карточка. |
|
6.Итоги урока. Рефлексия
|
Написать, что у вас получилось хорошо? В чём были затруднения? Как вы их преодолевали? |
|
д/з |
Составить три текста по 3 предл.о нашей реке Енисее. (О., П., Р.) |
|
Дидактический материал для урока
Отгадай кроссворд – в отмеченном столбике зашифрована тема урока
1 |
|
|
|
|
\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Предложения, связанные по смыслу и грамматически, называются ...
2. Разговор двух или нескольких лиц
3. Раздел науки о языке, который изучает постановку знаков препинания
4. Стиль речи, который используется в учебниках, энциклопедиях, научных статьях и книгах.
5. Единица языка, которая выражает законченную мысль
6. То, о чём говорится в тексте - ...
7. В тексте можно выделить начало, основную часть и …..
8. Раздел науки о языке, который изучает строение предложения и сл/соч.
Ответы к кроссворду.
1. Предложения, связанные по смыслу и грамматически называется (текст)
2. Разговор двух или нескольких лиц.(диалог)
3. Раздел науки о языке, который изучает постановку знаков препинания (пунктуация)
4. Стиль речи, который используется в учебниках, словарях, энциклопедиях, научных статьях и книгах. (научный)
5. Единица языка, которая выражает законченную мысль (предложение)
6. То, о чём говорится в тексте.(тема)
7. В тексте можно выделить начало, основную часть и ….. (заключение)
8. Раздел науки о языке, который изучает строение предложения и сл/соч. (синтаксис)
|
|
|
|
|
т |
е |
к |
с |
т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
д |
и |
а |
л |
о |
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п |
у |
н |
к |
т |
у |
а |
ц |
и |
я |
н |
а |
у |
ч |
н |
ы |
й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п |
р |
е |
д |
л |
о |
ж |
е |
н |
и |
е |
|
|
|
|
т |
е |
м |
а |
|
|
|
|
|
|
|
з |
а |
к |
л |
ю |
ч |
е |
н |
и |
е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
и |
н |
т |
а |
к |
с |
и |
с |
|
|
Типы речи (таблица-эталон)
|
с какой целью создаётся текст |
|
О чём говорится в высказывании |
самая важная часть речи в тексте |
приём «фотографирования» |
|||||||||||||||||||
Описание |
описать признаки, дать характеристику |
|
Об одновременных действиях, признаках |
Прилагательное. Слова со значением оценки |
Один снимок |
|||||||||||||||||||
Повествование |
рассказать о событии |
Кто? Что? Где? Когда? Как? |
О последовательных событиях и действиях |
глаголы-действия, передающие последовательность |
Несколько последовательных снимков |
|||||||||||||||||||
Рассуждение |
объяснить, порассуждать |
Почему это так? |
О причинах признаков, событий, действий |
можно вставить «потому что», «во-первых», «во-вторых» |
|
Тренировочная таблица для запоминания и самопроверки
|
с какой целью создаётся текст |
|
О чём говорится в высказывании |
самая важная часть речи в тексте |
приём «фотографирования» |
|||||||||||||||||||
Описание |
Описать _________ дать _____ |
______________ |
Об _______________ признаках действиях, |
__________________ |
Один снимок |
|||||||||||||||||||
Повествование |
рассказать о ___________ |
__________________________________________ |
О ____________ событиях и действиях |
_________________ |
Несколько снимков |
|||||||||||||||||||
Рассуждение |
объяснить,
____________ |
______________ |
О причинах признаков, событий, действий |
можно вставить ______________________________________________________ |
|
ПРАКТИКА: обосновать принадлежность текстов к типу речи
1.На чёрной воде плавала громадная птица. Оперение её переливалось лимонным и розовым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была маленькая. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней.
2.Птица поспешно вылезла на берег и приковыляла к нашему привалу. Она увидела рыбу, разинула клюв, щёлкнула им с деревянным стуком и начал бить крыльями
3. Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строением костей и наличием подкожных воздушных мешков. Вот такие они – пеликаны!
КОНТРОЛЬНАЯ КАРТОЧКА (в таблице крестиком отметьте номер, соответствующий ответу)
1. В тексте доказывается, объясняется что-то, нельзя нарисовать-сфотографировать. Употребляются слова: во-первых, во-вторых, значит, поэтому. .
2. Если текст отвечает на вопрос: что произошло?
Его содержание можно передать несколькими фотографиями,
Значит, это тип…
3. В тексте говорится о признаках предмета, можно сделать один рисунок-фотографию, употребляются признаки предметов. .
|
Повествование Вопросы текст |
Описание Вопросы текст |
Рассуждение Вопросы текст |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
1)Много лет назад люди строили дворцы из
кирпича. Чем же так нравился кирпич?
Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой. Во-вторых,
кирпич не горит, воды не боится. В - третьих, в самый сильный трескучий мороз
кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно
летом. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича.
2) Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. (По Е Носову).
3) Тут и скворушка, видимо, заинтересовался вареньем. Он вскочил на край вазочки. Потом запустил в вазочку свой длинный клюв и вытащил ягоду. И, наконец, для удобства – прыг прямо в варенье, да и завяз. (По Г. Скребицкому).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.