Качество внеучебной деятельности
Согласно ФГОС НОО в Базисном учебном плане выделяются три раздела — инвариантная часть, вариативная часть и внеурочная деятельность. На организацию занятий по направлениям внеучебной деятельности отводится 10 часов, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения.
Основными видами внеурочной деятельности нашей школы являются:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
Программа организации внеурочной деятельности школы реализуются по 6 направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное, инженерно-техническое.
Спортивно – оздоровительное направление
Цель: воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие валеологической культур.
Решаемые задачи: всестороннее гармоническое развитие личности учащихся, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья.
Содержание работы
Форма работы |
Спортивные кружки, экскурсии, занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры, спортивные игры развивающего характера. |
Программы и проекты |
Программы: «Спортивные игры», «Я» - гигиена Проекты: «Секреты правильного питания», «Ступеньки здоровья», «Здоровьесберегающие пятиминутки» |
Форма подведения итогов |
Соревнования, конкурсы, проведение малых спартакиад, организация походов с родителями, конференции с презентациями проектов о народной игровой культуре, составления мониторинга достижений, составление своего режима дня, |
Общеинтеллектуальное направление
Цель: формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания.
Решаемые задачи: обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности.
Содержание работы
Форма работы |
Кружки, объединения, экскурсии, походы, лабораторные работы, конкурсы рисунков, стихов, рассказов, сочинений, беседы, решение занимательных задач, ребусов, кроссвордов, головоломок. |
Программы и проекты |
Программы: «Я - исследователь», «Конструирование», решение проектных задач Проекты по учебным предметам |
Форма подведения итогов |
Участие в конкурсах и конференциях, создание презентаций, выступления на конференциях, презентации своих творческих работ, выставка проектов. Решение нестандартных задач, конкурсы интеллектуального характера. |
Художественно – эстетическое направление
Цель:
-развивать эмоционально – образное и художественно – творческое мышление, позволяющее учащемуся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышать чувство личной самодостаточности;
-учить создавать атмосферу творческого сотрудничества, взаимодействия, при выполнении творческих работ в кружках;
Решаемые задачи:
-развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций;
-овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;
-овладение навыками межличностного общения;
-формирование интереса к творческим профессиям.
Содержание работы
Форма работы |
Клубные часы, кружки, |
Программы и проекты |
Программы: «Музыка и движение», театрализованная деятельность, изобразительная деятельность.
|
Форма подведения итогов |
Концерты, выставка творческих работ, тематических рисунков, театрализованное выступление, инсценировки, оформление альбомов, тематических папок, выпуск рукописных сборников с творческими работами учащихся, связь с СМИ, создание творческих проектов. |
Социальное направление
Цель: формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения; развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей; помощь детям в адекватном выражении своего “Я”, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.
Решаемые задачи: воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование нравственной культуры учащихся; развитие коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье; создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей; пропаганда здорового образа жизни, воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности; развитие у детей интереса к совместному времяпровождению, самоуважение и взаимоуважение.
Содержание работы
Форма работы |
Беседы, конкурсы, встречи с интересными людьми, экскурсии, участие в школьных трудовых рейдах, проектирование, фотосъемки, выпуск школьной газеты, социальное проектирование, организация праздников, КТД |
Программы и проекты |
Программы: Классная рефлексия Проекты: |
Форма подведения итогов |
Выставки творческих работ, оформление тематических папок и стендов, конкурсы, выставка альбомов, проведение праздников. |
Общекультурное направление
Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи; прививать культуру общения.
Решаемые задачи:
• обеспечить взаимосвязь предметов гуманитарного блока дисциплин в начальной школе;
• развивать все виды речевой деятельности младших школьников, умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться русским и родным языками в различных ситуациях речевого общения;
• обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и познания окружающего мира на основе использования структурно-семантических моделей, коммуникативно-значимых ситуаций и текстов различной стилистической и функциональной направленности;
• сформировать основные умения и навыки, необходимые для работы с текстом и книгой (умения определять главную мысль текста, находить в нем опорные слова, видеть смысловые части текста и т.д.);
• развивать художественно-образное и логическое мышление учащихся, прививать навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
Содержание работы
Форма работы |
Беседы, конкурсы, речевое моделирование, изучение норм речевого этикета, ролевые игры, беседы, досуговое общение, инсценирование. |
Программы и проекты |
Программы: «Я говорю»
|
Форма подведения итогов |
творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов, проведение праздников. |
Инженерно-техническое направление
Цель: развивать техническое творчество учащихся.
Решаемые задачи:
- развивать умение использовать доступные информационные технологии при решении практических задач (записывать, фиксировать, измерять объекты и процессе окружающего мира, выступать с коммуникационной поддержкой, моделировать, с использованием виртуальных и реальных модульных конструкторов; проектировать процесс управления объектом на экране и в реальности);
- выявлять неисправности и дефектов, их устранения и компенсирования;
- сформировать умение планировать, проектировать, находить творческий подход.
Форма работы |
Клубные часы, кружки, работа по озеленению школы, сюжетно-ролевые игры, интерактивные игры, |
Программы и проекты |
Программы: «Конструирование», «Оч.умелые ручки» Проекты: «Книжкина больница», «Проектирование альпийской горки», «Фабрика», «Мягкие игрушки», «Проектирование детской площадки» |
Форма подведения итогов |
творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка изделий |
Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Последствиями достижения результатов являются образовательные эффекты:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др.
По итогам года проводится публичная презентация «Мои достижения», на которой представляются все достижения учащихся по учебной и внеучебной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.