Использование планшетных компьютеров iPad
на уроках литературного чтения в начальной школе.
Современное образование отходит от традиционных средств обучения, сегодня мы, учителя, больше используем IT-технологии в учебном процессе. Работая по системе Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова, реализуя ФГОС НОО второго поколения, мы считаем, что планшетный компьютер iPad может стать полезным инструментом для учителя, способным трансформировать учебный процесс, сделать его более эффективным, увлекательным и творчески направленным.
Наша задача — показать возможности использования планшетных компьютеров iPad на уроках литературного чтения в начальной школе.
Одним из основных содержательных линий предмета «Литературное чтение» является «творческая деятельность». Творческая деятельность по программе Е.И.Матвеевой предполагает интерпретацию текста литературного произведения (чтение по ролям, драматизация, инсценирование, иллюстрирование, создание мультфильмов и т. п.).
Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором имеется диалог.
Фрагмент урока развития речи.
Тема: Диалог. Я.Бжехва «Дырки в сыре».
Цель: познакомить учащихся с одним из секретов художественной речи – звукоподражанием; учить находить в стихах звукоподражания.
У: Опишите героев стихотворения «Дырки в сыре».
(описывают каждого героя)
У: Каким голосом, с какой интонацией нужно читать их слова?
Д: Свинья — поспешно, гусь — задумчиво, овца - чуть не плача, кот -сердито, ворона - оскорблено.
У: Как нужно читать слова автора?
Д: Произносим слова автора с поясняющей интонацией.
У: Прочитаем стихотворение по ролям. Для этого нам потребуются планшеты. Откройте приложение Sock puppets.
Описание работы детей в приложении Sock puppets:
1) определение количества действующих лиц и выбор персонажей;
2) выбор чтецов и первое чтение по ролям; разбор достоинств и недостатков чтения по ролям;
3) озвучивание, создание и запись диалога на планшете;
4) просмотр и анализ результатов работы; сохранение работы на планшете;
5) транслирование на большой экран созданного продукта.
Обсуждение результатов работы — чтения по ролям, выведение критериев оценки и оценивание работ.
Иллюстрирование — приём создания иллюстраций к тексту произведения. Используем для повышения качества драматического воплощения литературного произведения.
Фрагмент урока по литературному чтению.
Тема: Мир природы в авторских сказках. Л.А. Чарская «Зимняя сказка».
Цель: Развивать способность извлекать из литературного произведения смыслы, умение переводить литературные впечатления в зрительные образы.
У: Видно, что зима необычный герой и характер у нее необычный. Какие слова указывают на это? Какая зима?
Д: Стремительная, боевая, лихая, веселая, шумная …
У: Понравилась ли вам героиня «Зимней сказки»? Какой вы ее представляете?
(описание представлений о зиме)
У: Теперь нарисуйте иллюстрацию к «Зимней сказке» Л.А.Чарской. Для этого нам потребуются планшеты. Откройте приложение Tiny Tap.
Описание работы детей в приложении Tiny Tap:
1) выбор инструментов и красок для создания образа;
2) просмотр и анализ результатов работы; сохранение работы на планшете;
3) транслирование на большой экран созданного продукта.
У: Найди в тексте сказки выражения, которые соответствуют твоей иллюстрации. Прочитай их. Какие краски вам понадобились для более точного создания образа зимы?
Обсуждение работ, выделение критериев и их оценивание.
Иллюстрирование можно делать и в других приложениях для рисования. Также с помощью них можно делать «раскадровку» текста - нарисовать основные эпизоды сказки, которые необходимо продемонстрировать.
Фрагмент урока по литературному чтению.
Тема: Волшебные превращения в сказке О.О.Дриза «Как родилась зима».
Цель: развивать у учащихся умение выделять главное, анализировать, делать выводы.
У: Сейчас поработаем в группах. Представьте, что вам предложено быть режиссерами фильма, поставленного по этой сказке. Какие действия вы предпримите, чтобы снять фильм?
Д: Сделать раскадровку сказки.
У: Как вы это сделаете?
Д: Найти основные эпизоды сказки, которые необходимо продемонстрировать.
У: Создайте диафильм по сказке «Как родилась зима». Для этого вам понадобятся планшеты. В каких приложениях вы будете работать?
Дети выбирают приложения.
Описание работы детей в приложении Кукольная мультипликация :
1) готовим «кадры»: рисуем и загружаем героев сказки и фоны для декораций;
2) делаем «раскрадровку» текста;
3) просмотр и анализ результатов работы; сохранение работы на планшете;
4) транслирование на большой экран созданного продукта.
У: Покажите созданный вами диафильм, демонстрируя его кадры и поясняя текстом сказки.
Обсуждение успехов и неудач совместной работы.
Для экранизации сказок и рассказов на уроках литературного чтения мы используем прием мультипликации.
Фрагмент урока по литературному чтению.
Тема: Д.И.Хармс. Про собаку Бубубу.
Цель: продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; развивать у них творческие споcобности; прививать интерес к литературному творчеству, чтению детской литературы.
У: Сегодня мы с вами будем художниками — мультипликаторами и создадим мультфильм. С чего начнем?
Д: Нужно «раскадрировать» текст на кадры.
Работа над раскадровкой текста (разделить текст на основные части) совместно с учителем.
У: Сколько частей у нас получилось? Сколько действующих лиц? Разделитесь на группы и распределите роли сказки.
Теперь можете приступить к созданию мультфильма. Для этого вам потребуются вам планшеты, создаем мультфильмы в приложении Puppet Pals.
Описание работы в приложении Puppet Pals:
1) Готовим декорации и героев: рисуем и загружаем героев сказки и фоны для декораций.
2) Репетиция: тренируемся рассказывать по ролям и двигать героев.
3) Инсценировка: включаем запись и начинаем двигать героев по сцене и воспроизводить текст.
4) Монтаж и публикация: если всё записано хорошо, то можно добавить музыку и отредактировать свою работу, а затем публикуем свою работу.
Также при наличии можно использовать готовых героев из приложения.
Просмотр мультфильмов и их обсуждение.
Вот некоторые возможности использования планшетных компьютеров iPad в образовательном процессе, изученные нами в настоящее время. Данный опыт работы может быть рекомендован учителям начальных классов для организации и проведения уроков литературного чтения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.