Методическая разработка – конспект урока русского языка 2 класс по теме «Правописание сочетаний чк, чн».
ЦЕЛИ: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.
Планируемые результаты:
Предметные: Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк, чн. Учиться правильно читать слова с сочетанием чн.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок
Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
Личностные: Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Ход урока.
1. Организационный момент.
На уроке нам предстоит хорошенько потрудиться.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Сегодня на уроке каждый из вас за урок может заработать оценку. За правильно выполненное задание на полях рисуете красный кружок, а если допустил ошибку- синий. В конце урока подведем итоги.
2. Минутка чистописания.
} Я тетрадь свою открою
} И наклонно положу.
} Я, друзья, от вас не скрою:
} Ручку я вот так держу.
} Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь
Откроем тетрадь, запишем число, классная работа.
Каждый урок мы начинаем с минутки чистописания
О какой букве идет речь?
Горячо мне как в свече,
Причитает буква …(ч).
-Назовите эту букву звуком. Дайте характеристику этому звуку. (согласный, всегда мягкий, глухой, шипящий). Запомните, звук ч всегда мягкий, это пригодится в нашей дальнейшей работе.
А какие еще есть такие же звуки в русском языке? Щ
Напишите по образцу.
Словарная работа
Прочитайте группу слов.
Язык, языковед, языкастый.
Как вы понимаете слова, объясните?
Язык- Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса;
Языковед- Учёный, специалист по языковедению;
Языкастый - Острый на язык, любящий поговорить, поспорить, поругаться.
- Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную. - Что у них общего?
- как можно назвать эти слова одним словом? (это однокоренные слова)
- Какие ещё однокоренные слова вы можете подобрать? (язычок)
Актуализация знаний и постановка темы урока.
Когда так говорят?
Пл...хой друг в деле не п…мощник.
На св…ей улочке и курочка хр…бра.
- Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились? Что вам известно о правописании сочетаний ЧК-ЧН?
- Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начнём?
Итак, мы приступаем.
- На какие три группы можно разделить слова?
Бол… кол…цо ноч… ной
лос… кон…ки хищ…ный
ден… пал...то кон…чик
- Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.
- Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные)
- Как обозначается на письме мягкость согласных? ( буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)
- Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком)
- Во втором столбике? (мягким знаком)
- Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?
(мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова)
- Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.
- Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные)
- какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем)
- Почему? ( в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется)
- Возьмите карточку 1.Прочитайте первое задание и подумайте, какое умение вам сейчас понадобится для его выполнения. (Умение различать твердые и мягкие звуки)
- В чем расходится написание слов? В каком столбике слова записаны правильно?
птички птичьки
сказочный сказочьный
сочный сочьный
хищник хищьник
мощный мощьный
(Дети подводятся к выводу, что мягкий знак не нужен, т.к. [ч’] и [щ’] - всегда мягкие звуки.)
Никогда не будем писать мягкий знак в словах, соберем кузовок.
- 3. Постановка проблемы. Открытие нового:
- Тогда какое правило мы можем вывести, исходя из наших наблюдений? (Дети выводят правило: сочетания ЧК, ЧН пишутся без мягкого знака)
Какую учебную задачу мы можем поставить на уроке? (Тренироваться в правописании слов с букосочетаниями ЧК, чн, щн, чт, нч)
- Ну, тогда принимаемся за дело.
Тема нашего урока «Правописание сочетаний чк,чн»
-какие задачи поставим перед собой?
Учиться писать слова с сочетаниями чк,чн;
Развивать устную и письменную речь.
Девиз нашего урока «Знаем мы наверняка, где чн, и где чк,
Ь не пишется, даже если слышится».
4.Работа по теме урока.
а)работа в парах
- Я предлагаю вам взять карточку 2 и выполнить следующее задание. Какие умения вам потребуются для его выполнения? (умение писать слова с букосочетаниями ЧК, чн, щн, чт, нч )
Слайд (Проверка) Дети работают в парах.
- Списать слова, вставляя сочетания чк, чн, щн.
Ре..ой, кирпи..ый, ово..ой, но..ой, моло..ый
б) Работа в парах.
Предлагаю вам вспомнить сказку «Лисичка со скалочкой».
Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.
А теперь запишите ответы на вопросы, употребляя в них слова с сочетаниями чк, чн, сочетания чк, чн подчеркните.
Вопросы:
1. Что нашла лисичка?
2. Где она легла спать?
3. Куда лисичка спрятала скалочку?
Проверка по образцу. У кого нет ни одной ошибки, на полях рисуете красный кружок, у кого есть ошибки- синий.
5.Физминутка
6. Работа по теме урока
орфоэпическая минутка.
Слова с сочетанием чк всегда произносятся четко, а вот сочетание чн в некоторых словах может прятаться, маскироваться. Пишется чн, а произносится шн
Прочитаем слова правильно (на слайде) запишите.
[ чн ] |
[шн ] |
Точный |
Ску [шн ]о |
Отличный |
Коне[шн ]о |
Солнечный |
Наро[шн ]о |
Цветочный |
яи[шн ] ица |
- (на слайде)чтобы лучше усвоить произношение слов второго столбика, потренируемся произносить эти слова на примере одного стихотворения.
Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь- то я послушный!
- Итак, мы продолжаем нашу работу
Составим Алгоритм правильного написания слов
работа со словами
Образуй новые слова
утка |
чк |
|
печь |
||
молоко |
чн |
|
цветок |
||
мощь |
щн |
|
овощ |
Работа в группах – ПАЗЛЫ
- У вас на партах лежат пазлы со словами. Вы должны будете подобрать пары слов по буквосочетаниям
( возникает потребность объединиться в группы)
1группа 4 группа
молочко-елочка
гонщик - барабанщик
сочный - речной одуванчик - блинчик
2 группа 5 группа
печной – уличный птенчик - пончик
женщина – каменщик хищник - изящный
3 группа 6 группа
вечный – скучный жилищный – мощный
хищник – изящный лодочка - девочка
- Какие слова подобрали?
- Какие орфограммы вы увидели.
Рефлексия
Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной.
Выпишите те слова, в которых мягкий знак не пишется
Взаимопроверка. Кто правильно красный кружок, допустил ошибку – синий.
8. Подведение итогов урока
- Какие цели и задачи мы ставили в начале урока? Удалось ли нам их достичь? Как пишутся сочетания чн, чк?
- какое задание вам понравилось?
-кто доволен своей работой?
- посчитайте кружочки, у кого больше красным, значит те справились с работой, у кого больше синих. Значит надо чуть –чуть подтянуться.
Спасибо за урок. До свидания.
Дерево знаний
Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях;
встаём, если хорошо усвоили материал;
поднимаем руки, если уверены в своих знаниях
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.