Методическая разработка – конспект урока русского языка 2 класс по теме «Правописание сочетаний чк, чн».

  • doc
  • 20.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5bcf4d8ab23fd.doc

Методическая разработка – конспект урока русского языка 2 класс по теме «Правописание сочетаний чк, чн».

ЦЕЛИ: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.

Планируемые результаты:

Предметные: Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк, чн. Учиться правильно читать слова с сочетанием чн.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок 

Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание. 

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. 

Личностные: Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

 

                                                               Ход урока.              

1.     Организационный момент.

На уроке нам предстоит хорошенько потрудиться.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,
                 всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Сегодня на уроке каждый из вас за урок может заработать оценку. За правильно выполненное задание на полях рисуете красный кружок, а если допустил ошибку- синий. В конце урока подведем итоги.

 

 

2.     Минутка чистописания.

 

}  Я тетрадь свою открою

}  И  наклонно положу.

}  Я, друзья, от вас не скрою:

}  Ручку я вот так держу.

}  Сяду прямо, не согнусь,

        За работу я возьмусь

Откроем тетрадь, запишем число, классная работа.

Каждый урок мы начинаем с минутки чистописания

О какой букве идет речь?

 

Горячо мне как в свече,

Причитает буква …(ч).

 

 

-Назовите эту букву звуком. Дайте характеристику этому звуку. (согласный, всегда мягкий, глухой, шипящий). Запомните, звук ч всегда мягкий, это пригодится в нашей дальнейшей работе.

А какие еще есть такие же звуки в русском языке? Щ

Напишите по образцу.

Словарная работа

Прочитайте группу слов.

      Язык, языковед, языкастый.

Как вы понимаете слова, объясните?

Язык- Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса;

Языковед- Учёный, специалист по языковедению;

Языкастый - Острый на язык, любящий поговорить, поспорить, поругаться.

- Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную. - Что у них общего?

- как можно назвать эти слова одним словом? (это однокоренные слова)

- Какие ещё однокоренные слова вы можете подобрать? (язычок)

Актуализация знаний и постановка темы урока.

Когда так говорят?

     Пл...хой друг в деле не п…мощник.

     На св…ей улочке и курочка хр…бра.

-                          Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились? Что вам известно о правописании сочетаний ЧК-ЧН?

- Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начнём?

 

Итак, мы приступаем.

- На какие три группы можно разделить слова?

 

Бол…                          кол…цо                          ноч… ной

лос…                          кон…ки                          хищ…ный

ден…                          пал...то                            кон…чик

 

- Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

- Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные)

- Как обозначается на письме мягкость согласных? ( буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

- Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком)

- Во втором столбике? (мягким знаком)

- Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

 

(мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова)

- Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

- Что вы можете сказать о них?  (это тоже мягкие согласные)

- какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем)

- Почему? ( в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется)

- Возьмите карточку 1.Прочитайте первое задание и подумайте, какое умение вам сейчас понадобится для его выполнения. (Умение различать твердые и мягкие звуки)

- В чем расходится написание слов? В каком столбике слова записаны правильно?

 

птички           птичьки

сказочный     сказочьный

сочный           сочьный

хищник           хищьник

мощный          мощьный

 (Дети подводятся к выводу, что мягкий знак не нужен, т.к. [ч’] и [щ’] -  всегда мягкие звуки.)

Никогда не будем писать мягкий знак в словах, соберем кузовок.

- 3. Постановка проблемы. Открытие нового:

-                          Тогда какое правило мы можем вывести, исходя из наших наблюдений? (Дети выводят правило: сочетания ЧК, ЧН пишутся без мягкого знака)

Какую учебную задачу мы можем поставить на уроке? (Тренироваться в правописании слов с букосочетаниями  ЧК, чн, щн, чт, нч)

- Ну, тогда принимаемся за дело.

Тема нашего урока «Правописание сочетаний чк,чн»

-какие задачи поставим перед собой?

Учиться писать слова с сочетаниями чк,чн;

Развивать устную и письменную речь.

Девиз нашего урока «Знаем мы наверняка, где чн, и где чк,

                                       Ь не пишется, даже если слышится».

 

4.Работа по теме урока.

а)работа в парах

- Я предлагаю вам взять карточку 2 и выполнить следующее задание. Какие умения вам потребуются для его выполнения? (умение писать слова  с букосочетаниями  ЧК, чн, щн, чт, нч )

Слайд  (Проверка) Дети работают в парах.

- Списать слова, вставляя сочетания чк, чн, щн.

 Ре..ой, кирпи..ый, ово..ой, но..ой, моло..ый

 

б) Работа в парах.

Предлагаю вам вспомнить  сказку «Лисичка со скалочкой».

 

Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

 

А теперь запишите ответы на вопросы, употребляя в них слова с сочетаниями чк, чн, сочетания чк, чн подчеркните.

 

Вопросы:

1.     Что нашла лисичка?

2.     Где она легла спать?

3.     Куда лисичка спрятала скалочку?

 

Проверка по образцу. У кого нет ни одной ошибки, на полях рисуете красный кружок, у кого есть ошибки- синий.

 

5.Физминутка

 

6. Работа по теме урока

орфоэпическая минутка.

Слова с сочетанием чк всегда произносятся четко, а вот   сочетание чн в некоторых словах может прятаться, маскироваться. Пишется чн, а произносится шн

Прочитаем слова правильно (на слайде)  запишите.

        

[ чн ]

[шн ]

Точный

Ску [шн ]о

Отличный

Коне[шн ]о

Солнечный

Наро[шн ]о

Цветочный

яи[шн ] ица

 

- (на слайде)чтобы лучше усвоить произношение слов второго столбика, потренируемся произносить эти слова на примере одного стихотворения.

Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь- то я послушный!

- Итак, мы продолжаем нашу работу

 

Составим Алгоритм правильного написания слов

image1

работа со словами

Образуй новые слова

 

утка

чк

печь

молоко

чн

цветок

мощь

щн

овощ

 

Работа в группах – ПАЗЛЫ

- У вас на партах лежат пазлы со  словами. Вы должны будете подобрать пары слов по буквосочетаниям

( возникает потребность объединиться в группы)

1группа                                       4 группа

молочко-елочка                           гонщик - барабанщик
сочный - речной                         одуванчик - блинчик

2 группа                                       5 группа

печной – уличный                    птенчик - пончик

женщина – каменщик               хищник - изящный

 3 группа                                      6 группа 

вечный – скучный                     жилищный – мощный

хищник – изящный                    лодочка - девочка

- Какие слова подобрали?

- Какие орфограммы вы увидели.

 

Рефлексия

Кон…ки,  поч..та,  птен..чик,  мен..ше, хищ..ник,  бол…ной.

Выпишите те слова, в которых мягкий знак не пишется

Взаимопроверка. Кто правильно красный кружок, допустил ошибку – синий.                 

8. Подведение итогов урока

- Какие цели и задачи мы ставили в начале урока? Удалось ли нам их достичь? Как пишутся сочетания чн, чк?

- какое задание вам понравилось?

-кто доволен своей работой?

- посчитайте кружочки, у кого больше красным, значит те справились с работой, у кого больше синих. Значит надо чуть –чуть подтянуться.

Спасибо за урок. До свидания.

Дерево знаний        

 Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях;

 встаём, если хорошо усвоили материал;

 поднимаем руки, если уверены  в своих знаниях