Методическая разработка " Строение атома.Атом- сложная частица. Состав атомного ядра"
Оценка 4.6

Методическая разработка " Строение атома.Атом- сложная частица. Состав атомного ядра"

Оценка 4.6
Лекции +2
doc
химия
10 кл—11 кл +1
21.06.2022
Методическая разработка " Строение атома.Атом- сложная частица. Состав атомного ядра"
Методическая разработка разработана для учащихся старшей школы и колледжей ,направлена на формирование знаний по теме «Строение атома. Атом – сложная частица. Состав атомного ядра» Разработка раскрывает основные понятия данной темы, создаёт условия для объяснения зависимости свойств веществ от их строения, используется для раскрытия физического смысла порядкового номера химического элемента и его атомной массы , для определения количества элементарных частиц атома, может быть полезна как студентам, так и преподавателям при изучении данного раздела химии.
Методичка Строение атома.doc

 

РАССМОТРЕНО

на заседании

Цикловой комиссии

«__»_______ 2022 г.

Протокол №

 

 

Методическая разработка

открытого учебного занятия

по дисциплине ОУД.12

Химия

по теме: «Строение атома. Атом – сложная частица. Состав атомного ядра »

 

 

 

 

 

Автор-составитель: преподаватель Химии

Иванова Н.А.


Аннотация

  

   Данная методическая разработка направлена на формирование знаний по теме «Строение атома. Атом – сложная частица. Состав атомного ядра» раздела  «Химия наука о веществах» рабочей программы  ОУД.12 Химия предназначенной для обучения в медицинском колледже для специальности 34.02.01 Сестринское дело.

 Разработка раскрывает основные понятия  данной темы,  создаёт условия для объяснения зависимости свойств веществ от их строения, используется для   раскрытия физического смысла порядкового номера химического элемента и его атомной массы , для определения количества элементарных частиц атома, может быть полезна как студентам, так и преподавателям при изучении данного раздела химии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     С древнейших времен ученые старались выяснить строение атома, из каких частиц  и частей он состоит , что с ним происходит во время химических явлений. Огромный вклад в изучение веществ внес М. В. Ломоносов, создавший основные положения атомно-молекулярного учения. Данное учение развивалось в течении многих столетий на основе большого опытного материала  и количественных представлений физики и химии. На первом Международном съезде химиков в 1860г были приняты определения понятий атома и молекулы и основные положения атомно-молекулярного учения. Большинство ученых признавали реальное существование атомов. Но понятие понятие о них было неправильное (метафизическое). Лишь некоторые передовые ученые считали, что атом имеет сложное строение и при определенных условиях может быть делим.  И только к концу XIX века были предложены первые теории, описывающие строение атома, были сделаны открытия, показавшие сложность строения атомов и возможность превращения одних атомов в другие. На основе этих открытий быстро развивалось учение о строение атома. Атом действительно оказался  сложной системой : первыми обнаруженными в атоме частицами были электроны. Были обнаружены катодные и рентгеновские лучи, фотоэффект, радиоактивность, доказано существование протонов и нейтронов, открыты изотопы. В итоге, получили доказательства существования элементарных частиц атома  обладающих корпускулярно-волновым дуализмом.

   Изучение строения атома в курсе химии имеет огромное значение для понимания свойств атомов, свойств соединений атомов, зависимости изменения свойств атомов  и их соединений от строения атома. В результате успешного изучения темы учащиеся смогут определять , с использованием Периодической системы, элементарный состав атома, общее количество электронов, смогут успешно распределять электроны по энергетическим уровням и  определять количество валентных электронов, составлять формулы веществ, записывать уравнения реакций как химических, так и ядерных, приобретут физический смысл понятия «заряд ядра», «порядковый номер элемента в Периодической системе», «относительная атомная масса», «химический элемент».

  Для достижения положительных результатов на  занятии будут использованы мультимедийные технологии, ТСО, беседа, лекция, самостоятельная работа.

План учебного занятия

 

Тема: «Строение атома. Атом – сложная частица. Состав атомного ядра »

 

Вид учебного занятия: теоретическое

 

Тип занятия: УИНМ

 

Цели: изучить строение атома и состав атомного ядра, научиться определять элементарный состав атома.

 

Задачи:

Образовательные: познакомить с элементарными частицами, изучить планетарную модель атома,  состав атома и атомного ядра

 

Развивающие: развитие  навыков определения состава атома, состава ядра атома по периодической системе химических элементов;

развитие творческих и интеллектуальных способностей обучаемых; умения применять свои знания на практике; самостоятельность

 

Воспитательные: развивать познавательный интерес к предмету; воспитывать чувство патриотизма на примере научной деятельности российских ученых, вырабатывать умение слушать, выполнять простые математические действия; развивать естественно-материалистическое мировоззрение

 

Требования к результатам усвоения учебного материала:

личностные результаты: Л-1,Л-3

метапредметные результаты: М-1, М-2

предметные результаты: П-1, П-2, П-3, П-4

 

Форма организации обучения : лекция

 

Учебно-методическое оснащение:

          1          Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

          2          Фильм «Атом- сложная частица»  «Видеоурок»

          3          Электронный учебник для СПО  «Химия» Ю.М.Ерохин

 

Материально-техническое оснащение:

1.     ПК, микрофон

2.     Интернет –ресурс платформа Дискорд

 

Межпредметные связи: ОУД.05 Математика, ОУД.13Физика

 

Время: 90 минут

 

 


 

Технологическая карта занятия

Содержание занятия

Этап занятия

Содержание и методы обучения

Время (мин)

1

Организационный

Приветствие. Проверка присутствующих(  перекличка)

5

2

Мотивация учебной деятельности

Сообщение темы, цели и плана урока

2

3

Контроль исходного уровня знаний.

Анализ и оценка  домашнего задания.

15

4

Актуализация опорных знаний.

Подготовка обучающихся к усвоению нового материала. Повторение ранее изученного материала

10

5

Изучение нового  материала

Лекция «Строение атома. Атом – сложная частица. Состав атомного ядра»  с записью планетарной модели атома. Доказательства сложности строения атома: катодные и рентгеновские лучи, фотоэффект, радиоактивность, электролиз. Планетарная модель атома Э. Резерфорда. Строение атома по Н. Бору. Современные представления о строении атома. Корпускулярно-волновой дуализм частиц микромира.

Состав атомного ядра – нуклоны: протоны и нейтроны. Изотопы и нуклиды. Устойчивость ядер. Определение количества элементарных частиц.

40

6

Обобщение и закрепление изученного материала.

Упражнение на определение элементарного состава атома титана. Решение кроссворда на определения.

10

7

Рефлексия

Подведение итогов занятия.

5

8

Задание на дом

Выучить теорию, записать элементарное строение атомов элементов четвертого периода

3


Список используемой литературы

для преподавателей

1.                 Бабков А.В., Химия [Электронный ресурс] : учебник / А.В. Бабков, Т.И. Барабанова, В.А. Попков - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 352 с.

2.                 Бабков А.В., Общая и неорганическая химия [Электронный ресурс] / Бабков А.В. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 384 с.

 для учащихся

1.        Саенко О.Е. ,Химия для колледжей : учебник.-Ростов н/Д, Феникс, 2018.

2.        Ерохин Ю.М. ,Химия [Электронный ресурс]:  учебник для СПО  «Химия»

 

Приложение

Дополнительный материал, необходимый для проведения открытого занятия.

Кроссворд  с  ключевым словом

1.     Как называется уровень, на котором располагаются электроны?

2.     Какая масса используется для расчета количества нейтронов?

3.     Фамилия ученого открывшего электромагнитное излучение с различными длинами волн.

4.     Фамилия ученого открывшего явление радиоактивности

5.     Явление распада ядра атома

6.     Элементарная частица атома не имеющая заряда ,равная по массе протону

7.     Часть атома, в которой сосредоточена его масса

8.     Фамилия ученого открывшего электрон

Ответы


Скачано с www.znanio.ru

РАССМОТРЕНО на заседании Цикловой комиссии «__»_______ 2022 г

РАССМОТРЕНО на заседании Цикловой комиссии «__»_______ 2022 г

Аннотация Данная методическая разработка направлена на формирование знаний по теме «Строение атома

Аннотация Данная методическая разработка направлена на формирование знаний по теме «Строение атома

ВВЕДЕНИЕ С древнейших времен ученые старались выяснить строение атома, из каких частиц и частей он состоит , что с ним происходит во время химических явлений

ВВЕДЕНИЕ С древнейших времен ученые старались выяснить строение атома, из каких частиц и частей он состоит , что с ним происходит во время химических явлений

План учебного занятия Тема: «Строение атома

План учебного занятия Тема: «Строение атома

Материально-техническое оснащение: 1

Материально-техническое оснащение: 1

Технологическая карта занятия

Технологическая карта занятия

Список используемой литературы для преподавателей 1

Список используемой литературы для преподавателей 1

Методическая разработка " Строение атома.Атом- сложная частица. Состав атомного ядра"

Методическая разработка " Строение атома.Атом- сложная частица. Состав атомного ядра"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2022