Методическая разработка: «Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе». 7 класс.
Оценка 4.9

Методическая разработка: «Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе». 7 класс.

Оценка 4.9
docx
19.02.2024
Методическая разработка: «Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе». 7 класс.
Ж. Бизе.docx

 

Методическая разработка: «Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе». 7 класс.

 

 

Тема урока музыки: «Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе.»

Цель: знакомство с особенностями музыкальной драматургии балета Р. Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж. Бизе;

Планируемые результаты:

Личностные: развитие эмоционального отношения к искусству; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к пению и познанию

Метапредметные: способствование развитию умения  определять понятия, обобщать, классифицировать, рассуждать и делать выводы; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: овладение основами музыкальной грамотности и ключевыми понятиями музыкального искусства: балет, сюита; уметь определять характер музыкального произведения, отдельные элементы музыкального языка.

Тип урока: «открытия» нового знания

Методы и приемы: размышления о музыке, «возвращения» к пройденному материалу, сходства и различия, содержательного анализа музыкальных произведений, словесный, слуховой, наглядный, практический.

Материалы, оборудование: фортепиано, магнитофон, ноутбук, проектор, флешка.

Музыкальный репертуар:

1)      Балет «Кармен-сюита». Выход Кармен и Хабанера

2)      Балет «Кармен-сюита». Торерро

3)      Балет «Кармен-сюита». Адажио

4)      Балет «Кармен-сюита». Финал

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Организация слушательской деятельности

3. Итог урока

4.Рефлексия

 

 

 

      

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

УУД

1.

Организационный момент

Здравствуйте. Меня зовут Александра Евгеньевна, и я проведу для вас урок музыки.

Тема нашего урока: «Балет «Кармен-сюита»».
Предлагаю вам вспомнить что такое балет и сюита.
Балет-это спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.
Сюита-циклическое инструментальное произведение из нескольких самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом.

Вспомнив что это такое, давайте обратимся к нашей теме.
Балет «Кармен-сюита»- это спектакль, состоящий из нескольких пьес, объединённых общим замыслом, содержание которого передаётся в музыкально-хореографических образах.
Запишите тему урока.

 

Дети приветствуют учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети записывают тему урока.

4 мин

Л: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

П:- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

 

2.

Организация слушательской деятельности

Музыку к балету «Кармен-сюита» написал Родион Константинович Щедрин . Вы можете видеть на экране его фотографию.

Премьера балета «Кармен-сюита» состоялась 20 апреля 1967 года. Запишите пожалуйста дату премьеры и композитора.

После премьеры балета в Большом театре, постановку которого осуществил кубинский балетмейстер Альберто Алонсо, а главную партию исполнила известная российская балерина Майя Михайловна Плисецкая, вы также можете видеть их фотографии, среди критиков разгорелись жаркие споры. Одни горячо приветствовали идею композитора дать вторую жизнь музыке Ж. Бизе, другие осуждали использование в балетном спектакле музыки всемирно известной оперы, с негодованием выступали против подобного «эксперимента».

Но, как показала жизнь, этот эксперимент себя оправдал: современное прочтение известного сюжета, изложенного языком хореографии в жанре сюиты (иначе говоря транскрипции — от лат. transcription - переписывание, переработка, переложение музыкального произведения), получило мировое признание.

В одноактном балете Щедрина 13 номеров. Название каждого номера вам показаны на слайде.   Композитор выбирает из сочинения Бизе музыкальные характеристики трех основных образов: Кармен, Хозе и Тореро (Эскамильо). Именно на их развитии он выстраивает драматургию балета, выдвигая на первый план конфликт Кармен с окружающими ее людьми, а также ее любовь и трагическую гибель. Через взаимоотношения Кармен с Хозе и Тореро композитор раскрывает сильный, свободолюбивый, непокорный характер девушки-цыганки.

В отличие от оперы в балете нет массовых народных сцен. Вместо конкретных людей - бесчувственные «маски», которые окружают главных героев. Их характеризует холодная, бездушная, бесстрастная скерцозность (от итал. scherzo, буквально - шутка).

Сценическое действие «Кармен-сюиты» разворачивается на арене. Это место действия, связанное с развлечениями (корридой), становится местом человеческой трагедии. И не случайно значительную роль в балете играет персонаж в облике быка, который символизирует собой рок, судьбу, смерть. Он своими угловатыми танцевальными движениями постоянно вторгается в ансамбли главных героев «Кармен-сюиты».

Необычно, что из инструментов оркестра Щедрин использует только струнные и ударные, исключив духовые инструменты. Богатый набор ударных (их около 30) подчеркинаст хореографичноеть музыки.

Цитируя музыкальные темы оперы Бизе, Р.К. Щедрин старается сохранить их эмоционально-образный строй, жанровые черты. Опираясь на знание слушателями мелодий из оперы Бизе, композитор часто выбирает те мотивы, которые может «допеть», «досказать» зритель спектакля

На прошлом уроке у вас было домашнее задание подготовиться к проверочной работе.
Сейчас ваша задача ответить на 10 вопросов по теме прошлого урока «Опера «Кармен» Ж.Бизе», и записать ответы в тетрадь.
Проверочная работа

 

Проверьте свои ответы, правильные ответы вам представлены на слайде
Обратите внимание на критерии оценивания,
проверьте свою работу и поставьте оценку.

Мы посмотрим небольшой видеофрагмент, в котором более подробно рассказывается история создания балета «Кармен-сюита».
Ребята, чем балет «Кармен-сюита» Р.К. Щедрина и опера «Кармен» Ж.Бизе схожи?
Верно!

Сейчас я предлагаю посмотреть несколько номеров из балета «Кармен-сюита»- «Выход Кармен и Хабанера», «Тореро», «Адажио» и «Финал».

Слушание «Выход Кармен и Хабанера»

Как вы могли заметить, образ Кармен получает своё развитие в нескольких номера балета «Кармен-сюиты», движения Карме несли особый смысл, вызов, протест.

Образ Хозе раскрывается в нескольких номерах характеристиках, он представлен композитором как любящий, страдающий человек. И как часть враждебного мира Кармен-мира масок.
Слушание «Адажио»

В «Тореро» раскрывается образ Эскамильо, бесстрашного, гордого, мужественного человека. Он нарисован теми же музыкальными темами, что и в опере. Это куплеты и марш.

Слушание «Тореро»
Также мы послушаем финал балета «Кармен-сюита»

В  «Финале» встречаются все темы действующих лиц балета. Повтор музыки вступления в конце балета. Когда вновь слышны интонации хабанеры, можно сравнить в последней страницей книги, рассказавшей о недолгой, бурной, насыщенной страстями жизни Кармен.

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы в проверочной работе

 

Проверяют свои работы

 

Смотрят видеофрагмент по теме урока

Р.К. Щедрин а основе музыки Ж.Бизе написал музыку к 13 номерам балета.
Общий замысел также объединяет

 

 

Слушание «Выход Кармен и Хабанера»

 

 

 

 

Слушание «Адажио»

 

 

Слушание «Тореро»

 

 

30 мин

Л:- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

П: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

Р: - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

4.

Итог урока

Сегодня на уроке мы познакомились с новым прочтением оперы  «Кармен» Ж. Бизе через балет «Кармен-сюита» Р.К. Щедрина. Подумайте чем отличаются балет от оперы, и что их объединяет.
Какие  образы раскрываются в балете «Кармен»?

Верно.
А какой персонаж символизирует рок и судьбу в этом спектакле?

Что ещё изменилось в балете, если сравнить его с оперой?

 

 

 

 

Верно, ребята!
Я предлагаю проверить наши знания и ответить на вопросы-это будет ваше домашнее задание. Вы можете их сфотографировать, на следующем уроке мы их проверим.

 

 

 

Ответы детей

Образ Кармен, Хозе и Эскамильо

Образ быка

 

Там нет массовых сцен, маски, образ быка и действия происходят на арене, интересно что композитор изменил музыкальные инструменты, исключил духовые

5 мин

Р:- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

5.

Рефлексия

Я вижу, что многие хорошо потрудились на уроке. И сейчас я прошу вас самих оценить свою деятельность. Ваша задача – нарисовать ноту на нотном стане. Чем выше нота, тем больше вы работали. Посмотрите пример на слайде.
Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать.

 

Спасибо за урок, до свидания.

 

Дети анализируют деятельность, рисуют ноту.

 

 

До свиданья.

1 мин

Л:- способность к оценке своей учебной деятельности;

 

 


 

Методическая разработка: «Балет «Кармен-сюита»

Методическая разработка: «Балет «Кармен-сюита»

ЭтапДеятельность учителяДеятельность ученикаХронометраж

ЭтапДеятельность учителяДеятельность ученикаХронометраж

Но, как показала жизнь, этот эксперимент себя оправдал: современное прочтение известного сюжета, изложенного языком хореографии в жанре сюиты (иначе говоря транскрипции — от лат

Но, как показала жизнь, этот эксперимент себя оправдал: современное прочтение известного сюжета, изложенного языком хореографии в жанре сюиты (иначе говоря транскрипции — от лат

Опираясь на знание слушателями мелодий из оперы

Опираясь на знание слушателями мелодий из оперы

В «Тореро» раскрывается образ

В «Тореро» раскрывается образ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2024