Методическая разработка "Безличные глаголы"
Оценка 4.9

Методическая разработка "Безличные глаголы"

Оценка 4.9
docx
24.12.2022
Методическая разработка "Безличные глаголы"
Урок русского языка на тему _Безличные глаголы_ (6 класс).docx

Тема: Безличные глаголы.

Класс: 6

Цели урока:

  1. Обучающие:

-        дать понятие безличных глаголов (на материале безличного предложения), их лексическое значение, формы употребления;

-        сформировать представление об особенностях безличных глаголов, их выразительных возможностях;

-        совершенствовать умения находить безличные глаголы и отличать их от личных глаголов;

-        совершенствовать  умения находить грамматическую основу предложения;

-        обучать конструированию предложений с безличными глаголами.

  1. Развивающие:

-        развивать умения оценивать результаты выполненных действий, обобщать изученный материал;

-        способствовать повышению речевой активности школьников;

-        развивать логическое мышление учащихся.

  1. Воспитывающие:

-        воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка;

-        Воспитывать навыки самостоятельной деятельности.

 

Планируемые результаты:

  • Познавательные УУД: закреплять умение представлять информацию в виде алгоритма, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.
  • Личностные УУД: формировать положительную мотивацию к обучению, создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету.
  • Регулятивные УУД: формировать умение концентрировать внимание, закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.
  • Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения умения высказывать и обосновывать свою точку зрения, применять приѐмы представления результатов своей деятельности и результат деятельности группы.

 

Средства обучения: учебник (Русский язык, 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, в двух частях. Ч. 2/ М. Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2019), компьютерная презентация, карточки с заданиями.

 

Методы обучения: метод проблемного обучения, метод исследования, обучения в сотрудничестве ИКТ.

 

Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная, в парах.

 

Тип урока: урок открытия нового знания, урок – исследование.

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный этап.

Приветствует обучающихся, узнает о готовности к уроку, настраивает на плодотворную работу

Организует оформление записи в тетрадях.(Слайд 1)

 

Приветствуют учителя, гостей, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на работу.

Оформляют записи в тетрадях.

личностные: проявлять внимание, уважение к окружающим; регулятивные: осуществлять самоконтроль готовности к уроку; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками.

Мотивация учебной деятельности.

Организует опрос по вопросам.

- Какую часть речи мы с вами изучаем?

    - Что вы знаете о глаголе?

А я еще добавлю, что глагол – весенняя часть речи.

Она заставит действовать нас всех,

Читать, писать, спрягать – и обеспечит

В конце урока непременно вам успех!

Слушают, проявляют интерес к материалу изучения. Вступают в диалог.

личностные: установление связи между целью деятельности и ее мотивом;

познавательные: анализ информации, структурирование знаний;

коммуникативные: умение полно выражать свои мысли.

Актуализация знаний.

Создаёт проблемную ситуацию.

- Назовите местоимения, которые указывают на лицо. Какого они разряда?

- Распределите глаголы, которые даны на карточках, на 2 группы: можно подобрать подлежащее – мест. или сущ. или нельзя.

- Как можно назвать глаголы из этих групп?

Читают, исследуют глаголы, в ходе обсуждения в группах приходят к определенным выводам и обнаруживают для себя новое, не изученное ранее языковое явление.

Работают в парах, представители  рассказывают о своей работе, дополняют друг друга.

регулятивные:

высказывать предположения на основе наблюдений,

устанавливать алгоритм действий.

познавательные:

выделять главное,

сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности;

коммуникативные:

владеть монологической и диалогической речью,

адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.

Формулирование темы. Постановка цели и задач урока.

Создаёт условия для самостоятельного целеполагания, определения темы урока.

Обращается к классу с вопросом о том, о каких глаголах предстоит узнать больше.

Выдвигают варианты формулировок темы урока, целей и задач, анализируют, участвуют в их обсуждении.

познавательные: анализ материала с точки зрения его соотношения с темой и целью урока,  структурирование знаний;

коммуникативные: умение обоснованно отвечать на поставленные вопросы регулятивные: целеполагание

Решение поставленных задач.

Предлагает решить первую задачу. (Сценка)

- Прослушайте диалог и уточните, какие глаголы называются безличными.

 

Предлагает решить вторую задачу: провести исследование, сопоставить личные и безличные глаголы.(Карточка, слайд 2)

- Найдите и прочитайте предложения с безличными глаголами.

- Выпишите безличные глаголы, определите их значение.

- Определите формы безличных глаголов.

 

 

 

 

Проводит физминутку.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы. Наблюдения должны быть зафиксированы. Ученики сравнивают предложения, проводят обсуждение в парах, делают выводы, затем выступают перед одноклассниками.

 

 

 

Выполняют задание, организуют поиск решения задачи, используя материал учебника на стр. 135.

 

Физминутка.

регулятивные: искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

познавательные:

выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов,

анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности;

коммуникативные:

владеть монологической и диалогической речью,

адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Предлагает выполнить  работу в парах: игра «Фокусник». (Карточка, слайд 3)

- Перестройте двусоставные предложения в односоставные с безличными глаголами.

Предлагает применить знания и умения при выполнении творческого задания: составить текст, включив безличные глаголы (упр. 622).

Знакомит с критериями оценивания творческого задания. (Слайд 4)

Выполняют задание, проводят исследование, ведут поиск решения задачи, проверяют по эталону, вносят коррективы.

 

 

Выполняют самостоятельно творческое задание, зачитывают работы, оценивают товарищей.

регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы;

познавательные:

составлять алгоритм действий,

анализировать, сравнивать, группировать, конструировать;

коммуникативные:

аргументировать, строить связное монологическое высказывание, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Обобщение знаний.

Предлагает прослушать стихотворение о безличных глаголах, обобщить изученное.

Слушают, делают выводы и рассказывают об особенностях безличных глаголов и их выразительных возможностях.

коммуникативные: умение услышать товарища и дополнить свое восприятие.  

регулятивные: выделение необходимой информации, определение ее границ;

коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Организует домашнюю учебную работу. Уточняет и комментирует содержание домашнего задания. (Слайд 5)

Записывают домашнее задание в дневник:

- Параграф 98, упр. 619.

 

регулятивные:

планирование своей деятельности в соответствие с инструктажем;

коммуникативные: взаимодействие с учителем, вопросы на уточнение и прояснение сказанного.

Рефлексия.

Организует рефлексию обучающихся по поводу их деятельности на уроке, используя приём «Верные и неверные утверждения».

- Безличные глаголы – это глаголы, изменяющиеся по временам.

- В предложении безличные глаголы зависят от подлежащего.

- Личный глагол может стать безличным.

- Безличный глагол не может употребляться в форме условного наклонения.

- Безличный глагол не может употребляться в форме повелительного наклонения.

Анализируют деятельность по достижению целей, оценивают собственную работу на уроке. Проводят самооценку и взаимооценку работы на уроке.

регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; формировать навыки рефлексии; коммуникативные: уметь с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: уметь сравнивать, оценивать.

 

Приложения

1.      Сценка

 Заболела бабушка.

-Что-то целый день меня знобит, - пожаловалась она.

_Бабушка, кто тебя знобит? – заинтересовалась внучка.

- Никто, просто знобит.

-А разве так может быть?

-В жизни не бывает, - ответила бабушка, - а в языке есть такие глаголы, которые так нам представляют действие, как будто оно делается само собой. Мы не знаем, кто действует, и используем безличные глаголы.

 

  1. Не слышалось никакого шума.

           Сильно хотелось мороженого.

           Сено пахнет летней свежестью.

           В зале дышится легко.

           Ветер громко воет в трубе.

           Подморозило, и воздух стал свежим.

 

  1. Игра «Фокусник».

·         Гроза зажгла дерево. - ?

·         Приближается рассвет. – ?

·         Наступает вечер. – ?

·         В этот ясный, солнечный день все хорошо работали.–?

·         Мы долго не хотели уходить из зимнего леса. – ?

·         Мой друг по вечерам не сидит дома. – ?

·         Из-за страшной грозы они не спали.- ?

 

  1. Стихотворение о безличных глаголах.

             Есть ли лицо у глагола безличного,

             Если морозит и щеки, и уши?

             Есть ли лицо у глагола безличного,

             Если не верится, если не можется?

             Если лицо у глагола безличного,

             Если всем весело? Если хохочется?

             Есть ли лицо у глагола безличного?

            Пусть оно будет, если так хочется.

 

 

 


 

Тема: Безличные глаголы. Класс: 6

Тема: Безличные глаголы. Класс: 6

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Выдвигают варианты формулировок темы урока, целей и задач, анализируют, участвуют в их обсуждении

Выдвигают варианты формулировок темы урока, целей и задач, анализируют, участвуют в их обсуждении

Обобщение знаний. Предлагает прослушать стихотворение о безличных глаголах, обобщить изученное

Обобщение знаний. Предлагает прослушать стихотворение о безличных глаголах, обобщить изученное

В жизни не бывает, - ответила бабушка, - а в языке есть такие глаголы, которые так нам представляют действие, как будто оно делается само собой

В жизни не бывает, - ответила бабушка, - а в языке есть такие глаголы, которые так нам представляют действие, как будто оно делается само собой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2022