Тема: Безличные глаголы.
Класс: 6
Цели урока:
- дать понятие безличных глаголов (на материале безличного предложения), их лексическое значение, формы употребления;
- сформировать представление об особенностях безличных глаголов, их выразительных возможностях;
- совершенствовать умения находить безличные глаголы и отличать их от личных глаголов;
- совершенствовать умения находить грамматическую основу предложения;
- обучать конструированию предложений с безличными глаголами.
- развивать умения оценивать результаты выполненных действий, обобщать изученный материал;
- способствовать повышению речевой активности школьников;
- развивать логическое мышление учащихся.
- воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка;
- Воспитывать навыки самостоятельной деятельности.
Планируемые результаты:
Средства обучения: учебник (Русский язык, 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, в двух частях. Ч. 2/ М. Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2019), компьютерная презентация, карточки с заданиями.
Методы обучения: метод проблемного обучения, метод исследования, обучения в сотрудничестве ИКТ.
Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная, в парах.
Тип урока: урок открытия нового знания, урок – исследование.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Организационный этап. |
Приветствует обучающихся, узнает о готовности к уроку, настраивает на плодотворную работу Организует оформление записи в тетрадях.(Слайд 1)
|
Приветствуют учителя, гостей, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на работу. Оформляют записи в тетрадях. |
личностные: проявлять внимание, уважение к окружающим; регулятивные: осуществлять самоконтроль готовности к уроку; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками. |
Мотивация учебной деятельности. |
Организует опрос по вопросам. - Какую часть речи мы с вами изучаем? - Что вы знаете о глаголе? А я еще добавлю, что глагол – весенняя часть речи. Она заставит действовать нас всех, Читать, писать, спрягать – и обеспечит В конце урока непременно вам успех! |
Слушают, проявляют интерес к материалу изучения. Вступают в диалог. |
личностные: установление связи между целью деятельности и ее мотивом; познавательные: анализ информации, структурирование знаний; коммуникативные: умение полно выражать свои мысли. |
Актуализация знаний. |
Создаёт проблемную ситуацию. - Назовите местоимения, которые указывают на лицо. Какого они разряда? - Распределите глаголы, которые даны на карточках, на 2 группы: можно подобрать подлежащее – мест. или сущ. или нельзя. - Как можно назвать глаголы из этих групп? |
Читают, исследуют глаголы, в ходе обсуждения в группах приходят к определенным выводам и обнаруживают для себя новое, не изученное ранее языковое явление. Работают в парах, представители рассказывают о своей работе, дополняют друг друга. |
регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, устанавливать алгоритм действий. познавательные: выделять главное, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности; коммуникативные: владеть монологической и диалогической речью, адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач. |
Формулирование темы. Постановка цели и задач урока. |
Создаёт условия для самостоятельного целеполагания, определения темы урока. Обращается к классу с вопросом о том, о каких глаголах предстоит узнать больше. |
Выдвигают варианты формулировок темы урока, целей и задач, анализируют, участвуют в их обсуждении. |
познавательные: анализ материала с точки зрения его соотношения с темой и целью урока, структурирование знаний; коммуникативные: умение обоснованно отвечать на поставленные вопросы регулятивные: целеполагание |
Решение поставленных задач. |
Предлагает решить первую задачу. (Сценка) - Прослушайте диалог и уточните, какие глаголы называются безличными.
Предлагает решить вторую задачу: провести исследование, сопоставить личные и безличные глаголы.(Карточка, слайд 2) - Найдите и прочитайте предложения с безличными глаголами. - Выпишите безличные глаголы, определите их значение. - Определите формы безличных глаголов.
Проводит физминутку. |
Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы. Наблюдения должны быть зафиксированы. Ученики сравнивают предложения, проводят обсуждение в парах, делают выводы, затем выступают перед одноклассниками.
Выполняют задание, организуют поиск решения задачи, используя материал учебника на стр. 135.
Физминутка. |
регулятивные: искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию; познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов, анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности; коммуникативные: владеть монологической и диалогической речью, адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач. |
Применение знаний и умений в новой ситуации. |
Предлагает выполнить работу в парах: игра «Фокусник». (Карточка, слайд 3) - Перестройте двусоставные предложения в односоставные с безличными глаголами. Предлагает применить знания и умения при выполнении творческого задания: составить текст, включив безличные глаголы (упр. 622). Знакомит с критериями оценивания творческого задания. (Слайд 4) |
Выполняют задание, проводят исследование, ведут поиск решения задачи, проверяют по эталону, вносят коррективы.
Выполняют самостоятельно творческое задание, зачитывают работы, оценивают товарищей. |
регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы; познавательные: составлять алгоритм действий, анализировать, сравнивать, группировать, конструировать; коммуникативные: аргументировать, строить связное монологическое высказывание, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |
Обобщение знаний. |
Предлагает прослушать стихотворение о безличных глаголах, обобщить изученное. |
Слушают, делают выводы и рассказывают об особенностях безличных глаголов и их выразительных возможностях. |
коммуникативные: умение услышать товарища и дополнить свое восприятие. регулятивные: выделение необходимой информации, определение ее границ; коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Организует домашнюю учебную работу. Уточняет и комментирует содержание домашнего задания. (Слайд 5) |
Записывают домашнее задание в дневник: - Параграф 98, упр. 619.
|
регулятивные: планирование своей деятельности в соответствие с инструктажем; коммуникативные: взаимодействие с учителем, вопросы на уточнение и прояснение сказанного. |
Рефлексия. |
Организует рефлексию обучающихся по поводу их деятельности на уроке, используя приём «Верные и неверные утверждения». - Безличные глаголы – это глаголы, изменяющиеся по временам. - В предложении безличные глаголы зависят от подлежащего. - Личный глагол может стать безличным. - Безличный глагол не может употребляться в форме условного наклонения. - Безличный глагол не может употребляться в форме повелительного наклонения. |
Анализируют деятельность по достижению целей, оценивают собственную работу на уроке. Проводят самооценку и взаимооценку работы на уроке. |
регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; формировать навыки рефлексии; коммуникативные: уметь с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: уметь сравнивать, оценивать. |
Приложения
1. Сценка
Заболела бабушка.
-Что-то целый день меня знобит, - пожаловалась она.
_Бабушка, кто тебя знобит? – заинтересовалась внучка.
- Никто, просто знобит.
-А разве так может быть?
-В жизни не бывает, - ответила бабушка, - а в языке есть такие глаголы, которые так нам представляют действие, как будто оно делается само собой. Мы не знаем, кто действует, и используем безличные глаголы.
Сильно хотелось мороженого.
Сено пахнет летней свежестью.
В зале дышится легко.
Ветер громко воет в трубе.
Подморозило, и воздух стал свежим.
· Гроза зажгла дерево. - ?
· Приближается рассвет. – ?
· Наступает вечер. – ?
· В этот ясный, солнечный день все хорошо работали.–?
· Мы долго не хотели уходить из зимнего леса. – ?
· Мой друг по вечерам не сидит дома. – ?
· Из-за страшной грозы они не спали.- ?
Есть ли лицо у глагола безличного,
Если морозит и щеки, и уши?
Есть ли лицо у глагола безличного,
Если не верится, если не можется?
Если лицо у глагола безличного,
Если всем весело? Если хохочется?
Есть ли лицо у глагола безличного?
Пусть оно будет, если так хочется.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.