Методическая разработка: детско-родительский тренинг "Умение слушать"

  • docx
  • 24.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала УМЕНИЕ СЛУШАТЬ.docx

Детско-родительский тренинг «Умение слышать»

 

Цели и задачи:

    1.  Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества    родителей с ребенком

2. Помочь родителям освободиться от деструктивного влияния негативных эмоций. Познакомить с типами родительских высказываний, мешающих активному слушанию

3. Познакомить родителей с техникой активного слушания

    4. Расширение возможностей понимания своего ребенка

    5. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком

    6. Формирование  навыков эмоциональной поддержки у детей и родителей

 

Оборудование: плакаты на доске для выполнения заданий, маркер, альбомные листы, цветные карандаши, ручки, фломастеры, аудио запись для упражнений и релаксации, по 7 разноцветных лепестков на каждую пару, основа для наклеивания и клей-карандаш, цветные карандаши, бумага.

Участники: приемные родители и дети.

Количество участников: группа по 10-15 человек.

Условия проведения: аудитория со свободной зоной.

Раздаточный материал: бланки для выполнения заданий.

Структура занятия: занятие проводится в режиме тренинга.

 

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте дорогие родители и дети. Я рада вас приветствовать на нашем тренинге "Умение слушать». Сегодня нам предстоит узнать много интересного о ваших семьях и о вас самих и о вашем общении. Но прежде чем начать, давайте познакомимся друг с другом.

Упражнение  Знакомство

Цель: сближение участников группы

Педагог: У меня в руках клубочек. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого он окажется в руках, будет называть свое имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, то сидит справа от меня.

Дети и родители садятся в круг. Каждый родитель представляется и говорит, что он любит делать больше всего. То же самое делают дети, представляя себя, называя свое имя и рассказывая, что они любят делать больше всего.

Педагог: Ну вот мы все и познакомились, а сейчас давайте подарим друг другу частичку себя. Просто повернемся и улыбнемся соседу справа.

Упражнение  "Подари улыбку"

Цель: снятие эмоционального напряжения, повышение позитивного настроя и сплоченности группы.

Дети и родители сидя в кругу, поворачиваются друг другу и улыбаются.

Педагог: Как стало тепло и уютно у нас в зале от ваших улыбок. И  теперь хочу у вас спросить. Как вы понимаете высказывание:

·                        "Одно дело слушать, а другое - слышать".

Дети и родители высказывают свое мнение

Слова "слушать" и "слышать" различаются глубиной самого процесса и отношением слушателя к собеседнику. Прежде всего, эти слова обозначают умение человека сосредоточиться, "превратиться в слух". На мой взгляд, "слушать" означает умение так реагировать на слова собеседника, чтобы он сам хотел вам о чем-то рассказывать, то есть дружелюбно, если нужно, то эмоционально реагировать на рассказ. Можно сказать, что при этом слушающий сам участвует в процессе, может перебивать и дополнять своего собеседника.

А вот "слышать", означает умение слышать не мимолетно (случайно услышал), а именно слышать того, кто вам что-то рассказывает, вникая в суть его рассказа и слыша только то, что вам говорит собеседник. "Слышать" означает не домысливать самому рассказ, а воспринимать только ту информацию и только в той интерпретации, какую доводит рассказчик. Именно этот процесс делает возможным человеку слышать то, что ему нужно и запомнить воспринятое на слух. И когда порой говорят "услышь меня", имеют в виду именно умение слышать - то есть слышать то, что говорит собеседник, без своих правок и домыслов.

Слушать - процесс-действие, подразумевающее пассивное отношение, а слышать (особенно "услышать") - подразумевает активное действие, хоть и не всегда.

Сравните: "я слушал радио" и "я слышал, что по радио сказали...".

 

 Упражнение «Психологическая скульптура»

Инструкция: Участникам надо поделиться на пары. Один из них встает на стул, а другой садится на пол. Начать вести беседу, при  этом зафиксировать,  что видит каждый из них. Затем надо поменяться местами, поделиться  чувствами.

Провести рефлексию, обратить внимание на то, что наилучший и продуктивный контакт происходит тогда, когда собеседники занимают позицию «глаза в глаза».

 

Упражнение «Дистанция общения».

Инструкция: Участникам  предлагается начать вести диалог, сидя напротив друг друга, а затем необходимо отодвинуться друг от друга на расстояние не менее четырех метров и продолжать вести беседу.

Провести рефлексию, поделиться чувствами, подвести к выводу о том, что если физическая дистанция велика, то и контакт между участниками бывает затруднен и вряд ли возможен.

Педагог: Но все же чего то не хватает на нашем тренинге, давайте немного украсим наш зал. Чтоб он стал более ярким и красочным. Посмотрите у нас на полу лежат лепестки цветов. Все они разного цвета. Давайте сейчас соберем лепестки и сделаем вот такой цветок (показывают цветочек) "Цветик-семицветик". Вы сами должны решить, кто будет собирать лепестки, а кто клеить. Вы можете сделать это вместе, главное, чтоб лепестков у цветочка было ровно семь и все они были разных цветов.

Участники пары должны договориться, кто будет собирать лепестки, а кто наклеит их на основу.

Упражнение "Цветик-семицветик"

Цель: формирование умения взаимодействия, умение договаривать и совместно выполнять работу, формирование чувства сопереживания друг за друга.

Педагог:  Ну, вот наши цветочки готовы, но эти цветочки не простые. Они имеют волшебное свойство. а какое узнаем чуть позже. А теперь немного поговорим о главной теме нашего тренинга.

 

Информационная часть

 Слушание может быть  пассивным (безмолвное) и активным (рефлексивное). Безмолвное слушание предполагает минимум ответных реакций («Да, да», «Я тебя слушаю», поддерживающее выражение лица, кивание в знак согласия. А если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно. Но когда у ребенка есть эмоциональная проблема (он расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда обошлись с ним грубо) его надо активно выслушать. Активное слушание  создает отношения тепла, облегчает решение проблем ребенка. Приемами активного слушания являются: пересказ, отражение чувств, уточнение, резюмирование (подведение итогов) Пересказ – это изложение своими словами  то, что сказал собеседник. Ключевые слова пересказа – это «Ты говоришь…», «Как я понимаю…» Пересказ является своеобразной обратной связью  ребенку: «Я тебя слышу, слушаю и понимаю».

Уточнение (выяснение) относится к непосредственному содержанию того, что говорит другой человек. Например: «Объясни, пожалуйста, что это значит?», «Не повторишь ли еще раз?»Уточнение следует отличать от выспрашивания. Выспрашивание может разрушить желание говорящего сообщать что-либо.

Отражение чувств – это проговаривание чувств, которые испытывает другой человек. «Мне кажется, ты обижен». «Ты чувствуешь себя расстроенным». Чувства надо называть в утвердительной форме, так как вопрос меньше вызывает сочувствия. Этот прием способствует установлению контакта, и повышает желание другого человека рассказывать о себе.

Проговаривание подтекста заключается в дальнейшем проговаривании мыслей собеседника. Оно не должно превращаться в оценивание.

Например: «Ты мог бы быть  и поскромнее». Оценивание блокирует желание рассказывать о проблеме.

Резюмирование используется в продолжительных беседах и переговорах («Итак, мы договорились с тобой, что»).

 

Упражнение направлено на умение отражать чувства ребенка. Родителям предлагаются  ситуации, а они должны описать чувства, которые испытывает ребенок и то, что бы они ответили  ему в этих случаях.

 

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

1

Сегодня, когда я выходил из дома, мальчишка– хулиган  выбил у меня из рук портфель и все из него высыпалось.

Огорчение, обида.

Ты очень расстроилась, тебе было очень обидно.

2

Ребенку сделали укол, он плачет «Доктор плохой.»

Физическая боль, злость.

Тебе стало больно и ты разозлилась.

3

Старший сын говорит маме: «Ты  всегда ее защищаешь,  говоришь: маленькая, маленькая, а меня никогда не жалеешь».

Обида

Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.

4

Сегодня на занятии по математике  я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все дети засмеялись.

Стыд, обида.

Тебе было очень неловко.

5

Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой, моя чашечка».

Страх, досада.

Ты испугалась, тебе стало жаль такую  красивую чашку.

 

Педагог: А теперь вернемся к нашим цветочкам и их волшебном свойстве -исполнять желания. Каждый человек о чем - то мечтает. Давайте сейчас все напишем на лепестках цветов свои желания. Только как быть, ведь листочков всего 7 и вы должны будете каждый загадать только 3 желания, а что делать с оставшимся 1 лепестком, кто будет писать желание на нем?

(Ответы родителей и детей).

Упражнение  "Загадай желание"

Цель: формирование умение слушать другого, приблизить к внутренним потребностям и желаниям ребенка и взрослого, развитие сотрудничества, признание права ребенка на выбор.

Дети и взрослые загадывают желания: ребенок - 3, родитель - 3, а одно совместное.

Ведущий: А теперь расскажите, о чем вы желаете.

Обсуждение желаний.

Педагог:  Сейчас я, думаю, вы многое узнали друг о друге. Надеюсь, что все ваши желания рано или поздно сбудутся.

Информационная часть.

По мнению американского ученого Луизы Хей: «Любовь – единственный ответ на любую нашу проблему и дорога к такому состоянию – через прощение. Прощение растворяет обиду».

Ведущий говорит о том, что в последнее время психологи  выделили несколько типов родительских высказываний, мешающих активному слушанию. К ним относятся следующие:

·  Приказы, команды. «Сейчас же перестань!» «Убери!» «Замолчи!»

·  Предупреждения, предостережения, угрозы. «Если ты не прекратишь плакать, я уйду». Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!»

·  Мораль, нравоучения, проповеди. Ты обязан себя вести как подобает. «Ты должен уважать взрослых»

·  Советы, готовые решения. «Я бы на твоем месте дал сдачи!»

·  Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции». «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки». «Сколько раз я тебе говорила!»

·  Критика, выговоры, обвинения. «На что это похоже!» «Опять все сделала не так!»

·  Похвала.

·  Обзывание, высмеивание. «Плакса-вакса». «Не будь лапшой».

·  Догадки, интерпретации. «Небось, опять подрался» «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь..»

·  Выспрашивание, расследование. «Ну почему ты молчишь?» «Что же все-таки случилось?»

·  Уговоры, увещевания, сочувствие на словах. «Успокойся.» «Не обращай внимания».

·  Отшучивание, уход от разговора. «Не до тебя». «Вечно ты со своими жалобами».

Практическое упражнение: двое из родителей обыгрывают ситуацию, а остальным: попробуйте определить к какому типу ошибочных высказываний относятся ответы родителя:

Девочка пяти лет – отцу (плачет): «Посмотри, что он (брат двух с половиной лет) сделал с моей куклой. Нога теперь болтается».

Папа: «Да действительно, а как это случилось?»

Дочь: «Не знаю! Моя ку-у-колка моя…»

Папа: «Ну успокойся, Давай что-нибудь придумаем».

Дочь: «Не могу, ку-у-колка моя…»

Папа (радостно): «О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом: симпатичный такой инвалидчик». (Улыбается)

Дочь (плачет сильнее): Не смейся. Я его тоже обижу».

Папа: «Что это ты такое говоришь! Чтобы я никогда таких слов больше не слышал!»

Дочь: «Я пойду к маме».

Провести рефлексию после проведенного упражнения.

·            «Что, может быть, вас удивило?»

 

Упражнение «Мама и ребенок»

Инструкция: Участники разбиваются по парам, в которых исполняют роли матери и ребенка. «Мама» должна выразить чувства к «ребенку», прикасаясь к его телу (от головы до ног) при этом необходимо сопровождать свои действия ласковыми словами. Через три минуты нужно поменяться ролями.

·Провести обсуждение, кем понравилось больше быть – ребенком или матерью? Почему? 

·Почувствуйте тепло, которое разливается по вашему телу, мягкость и нежность.

 

Педагог: какие вы молодцы. А сейчас посмотрим, какие из вас получаться художники. Давайте поиграем в игру. Называется одна "Двое с фломастером".Перед вами листок бумаги, и фломастер. Вы, держа один фломастер вдвоем должны нарисовать рисунок, который будет отражать ваше настроение.

Упражнение  "Двое с одним фломастером"

Цель: сформировать навыки взаимодействия, развитие коммуникативных навыков и воображения.

Далее идет совместная работа в парах.

Педагог: Какие вы все молодцы, быстро справились с заданием. На сегодняшнем тренинге мы ближе узнали друг друга, наш зал наполнился улыбками и радостью. И я хочу, чтоб все мы запомнили об этом дне.

Вручение буклетов и памяток.

Упражнение «Маленькому – защиту».

Инструкция: «Сядьте по удобнее, закройте глаза. Представьте себя маленьким ребенком 5 или 6 лет, загляните глубоко в глаза этому малышу. Постарайтесь увидеть глубокую его тоску и понять что это – тоска по любви. Протяните руки и обнимите маленького ребенка, прижмите его к своей груди. Про себя скажите ему, как сильно Вы его любите. Скажите,  что вы восхищаетесь его умом, а если он делает ошибки, то это ничего, все их делают. Пообещайте ему, что вы всегда придете ему на помощь, если это необходимо. Теперь пусть побудет ребенок маленьким, величиной с горошину. Положите его к себе в ладошку и прижмите к сердцу. Пусть он поселится там в самом уютном уголке. Сделайте это нежно и ласково. Наполните этот уголок голубым светом и запахом цветов. Почувствуйте себя любимым. Всякий раз, заглядывая в свое сердце и видя маленькое личико своего ребенка, отдавайте всю вашу, так важную для него любовь».

Домашнее задание родителям: понаблюдайте за своими беседами с ребенком, особенно в те моменты, когда у него что-то случилось.

Попробуйте провести день без слов критики и упрека в адрес вашего ребенка. Замените их словами  одобрения по любому поводу. Посмотрите на реакцию ребенка.

Упражнение  "Прощание"

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Педагог: Сегодня мне было очень приятно находиться с вами рядом, давайте возьмем клубочек и каждый, у кого он окажется в руках, расскажет, что ему понравилось и запомнилось больше всего на нашем тренинге. Я хочу поблагодарить вас всех. И на память о сегодняшнем дне, каждому оставить пожелания. У меня в руках есть "Сундучок радости", я хочу, чтоб каждый взял из него пожелание. И как гласит китайская пословица Лучше уметь слушать, чем говорить!

До свидания! До новых встреч!