Департамент здравоохранения Ивановской области
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Кинешемский медицинский колледж»
«______»___________20__г «____»__________20__г
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
для преподавателя
ПМ 04.,05.,07: «Выполнение работ по профессии
младшая медицинская сестра по уходу за больными»
МДК 04.03: «Технология оказания медицинских услуг»
Тема: «Медикаментозное лечение в сестринской практике»
Занятие: № 19
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень
31.02.02 «Акушерское дело» базовый уровень
31.02.01 «Лечебное дело» повышенный уровень
Составлено преподавателем:
Татаренко Л. В.
Кинешма 2022 г.
Тема: «Медикаментозное лечение в сестринской практике. Пути введения
лекарственных средств»
Место проведения: кабинет доклинической практики.
Количество часов: 180 минут
Цель занятия:
Дидактические цели соответствуют целям из учебной рабочей программы.
Оказать обучаемым методическую помощь в изучении, закреплении и углублении медицинских знаний
Задачи занятия:
Обучающая
1. Способствовать приобретению навыков работы с пациентами и дальнейшему практическому использованию этих навыков в медсестринской деятельности.
2. Научить студента применять знания и умения на практических занятиях по теме: «Медикаментозное лечение в сестринской практике. Выписка и хранение лекарственных средств.»
Воспитательная
1. Воспитывать у обучаемых чувство личной ответственности за выполнение самостоятельных работ.
2. Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию.
3. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру.
Развивающая
1. Проверить и оценить знания обучаемых по основам теоретических положений сестринского дела.
2. Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность
Освоение программы учебной дисциплины способствует формированию общих и профессиональных компетенций:
Ок 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Ок 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Ок 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Ок 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
Ок 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Ок 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Ок 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
Ок 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Ок 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ПК 4.1 – эффективно общаться с пациентом и его окружением,
ПК 4.2. – соблюдать принципы профессиональной этики,
ПК 4.5. – оформлять медицинскую документацию,
ПК 4.6. – оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий,
ПК 4.7. – обеспечивать инфекционную безопасность,
ПК 2.1,2.2,2.5.обеспечивать безопасную больничную среду для пациента и персонала
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
знать:
З.1. пути и способы введения лекарственных средств;
З.2.достоинства и недостатки введения каждого способа лекарственного средства;
З.3. правила введения лекарственных средств наружним способом;
З.4. правила введения лекарственных
средств ингаляционным способом.
уметь:
У.1 дать пациенту необходимую информацию о лекарственных средствах и правилах приема;
У.2 обучить пациента технике перорального применения различных лекарственных форм;
У.3 рассказать о взаимодействии лекарственных препаратов с пищей;
У.4 ввести лекарственное средство наружно и ингаляционно;
У.5 ввести лекарственные препараты ректально;
У.6 ввести лекарственные препараты через слизистые.
выполнять зачетные манипуляции
- Закапывание капель в глаза, нос, уши.
- Закладывание мази за веко.
- Введение лекарственного средства при помощи карманного ингалятора.
Оснащение
- Муляжи, фантомы, лекарственные препараты, средства индивидуальной защиты;
- Мультимедийная презентация;
- Тесты, ситуационные задачи, методическое пособие, раздаточный материал для студентов.
Хронологическая карта занятия:
1.Организационный момент………………………………………………10 минут
2. Актуализация нового материала….……………….……………………20 минут
3. Изучение нового материала……….……………………….………..….40 минут
4. Закрепление нового материала………………………………………….30минут
5. Самостоятельная работа студентов…………………………………….60 минут
6. Рефлексия………………..……………………………………………….10 минут
7. Подведение итогов занятия……………………………………………..10 минут
ХОД ЗАНЯТИЯ.
№ |
Этапы занятия |
Время в мин. |
Методы обучения |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
1 |
Организационный момент |
10 мин. |
|
Заполняет журнал, сообщает студентам тему занятия, цели, план |
Записывают в тетради тему и цели занятия |
2 |
Актуализация нового материала |
20 мин. |
Комбинированный: тестовой , устный |
Инструктирует студентов, раздаёт тесты. Организует обсуждение результатов работы, корректирует ответы студентов по тестам.. |
Пишут тесты, участвуют в обсуждении результатов, отвечают на вопросы преподавателя. |
3 |
Изучение нового материала |
40 мин. |
Объяснительно- иллюстративный и репродуктивный ( объяснение с демонстрацией действия) |
Мотивирует студентов к изучению нового материала. Объясняет студентам новый материал, сопровождает объяснение демонстрацией выполнения манипуляции. Показ фильма. |
Записывают в тетрадь алгоритм выполнения действий, наблюдают за выполнением манипуляции. |
4 |
Закрепление материала |
30 мин. |
Репродуктивный (работа по алгоритму) |
Инструктирует студентов, наблюдает за их работой, корректирует её. Задает вопросы по новому материалу. |
Выполняют действия по алгоритму, объясняют их, отвечают на вопросы преподавателя. |
5 |
Рубежный контроль |
60 мин. |
Практический и устный |
Организует работу студентов на этапе контроля. Контролирует выполнение манипуляции. Задает вопросы по новому материалу. Корректирует ответы. |
Выполняют изученную манипуляцию по алгоритму. Отвечают на вопросы преподавателя |
6 |
Рефлексия |
10 мин. |
Проблемный |
Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины, затруднений и успехов, оценить степень достижения целей |
Обобщение изученного на занятии, анализирует допущенный ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов. |
7 |
Итоги занятия |
10 мин. |
|
Оценивают работу группы, выставляет оценки за занятия, комментирует их, задание на дом. |
Записывают задание домой |
8 |
|
180 мин. |
|
|
|
1. Контроль исходного уровня знаний
Тестовые задания для самоконтроля знаний
Претесты.
1. Энтеральный путь – это введение лекарственного средства:
А) внутривенно
Б) через ЖКТ
В) ингаляционно
Г) внутримышечно
2. К парентеральному способу относят введение лекарственного средства:
А) внутривенно
Б) через ЖКТ
В) ингаляционно
Г) через прямую кишку
3. Сублингвальный способ – это введение лекарственного средства:
А) под язык
Б) за щеку
В) во влагалище
Г) через прямую кишку
4. Трансбуккальный способ – это введение лекарственного средства:
А) под язык
Б) за щеку
В) во влагалище
Г) через прямую кишку
5. К ректальному способу относят введение лекарственного средства:
А) через рот
Б) под язык
В) во влагалище
Г) через прямую кишку
6. Пероральный способ – это введение лекарственного средства:
А) под язык
Б) через рот
В) во влагалище
Г) через прямую кишку
7. Резорбтивное действие лекарственного средства – это:
А) местное действие на очаг поражения
Б) общее действие на организм
В) побочное действие
Г) токсическое воздействие на плод
8. К достоинствам перорального пути введения относят:
А) возможность введения различных лекарственных форм
Б) отсутствие инактивации лекарственного препарата в печени
В) быстрое наступление действия лекарственного вещества
Г) минимальный системный эффект
9. К преимуществам ректального пути введения относят:
А) возможность введения различных лекарственных форм
Б) минимальный системный эффект
В) достаточно быстрое всасывание
Г) действие препарата легко прекратить
10. Трансдермальный путь – это введение лекарственного средства:
А) через дыхательные пути
Б) через кожу
В) в нос
Г) в прямую кишку
2. Краткий теоретический материал
Лекарственная терапия может осуществляться различными путями. Способ введения и форму лекарственного средства определяет врач. Медицинская сестра должна спокойно и тактично объяснить пациенту важность регулярного приема лекарственных веществ, необходимость непрерывного курса лечения и строгого соблюдения этих условий для ускорения выздоровления.
Медсестра обязана доступной форме и в пределах своей компетенции информировать пациента о следующем:
• о названии назначенного ему препарата;
• о цели приема данного лекарственного средства;
• о времени появления эффекта (уменьшение боли и т.д.);
• как, когда принимать препарат;
• можно ли пропускать прием лекарственного препарата;
• какие побочные эффекты могут быть;
• о взаимодействии препарата с пищей, алкоголем;
• чем нужно запивать лекарство.
Иногда даже имеет значение поза, в которой нужно принимать лекарственной вещество. Если пациент не запомнил полученную информацию, необходимо дать рекомендации ему в письменном виде.
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ
Чтобы лекарство было легче принимать, и оно подействовало нужным образом, ему придают определенный вид. При этом применяют различные добавки, позволяющие получить и сохранить форму, изменить неприятный вкус, пролонгировать (удлинить) действие препарата и т.д. Созданные таким образом таблетки, капсулы, растворы, свечи, мази, пластыри называют лекарственной формой.
Лекарственная форма – это придаваемое лекарственному веществу удобное для практического применения состояние, при котором достигается необходимый лечебный или профилактический эффект.
Лекарственных форм великое множество. Условно их разделяют на четыре группы (в зависимости от консистенции): твердые, жидкие, мягкие и газообразные.
Лекарственные препараты оказывают на организм резорбтивное (общее, через кровь) и местное действие. Для достижения резорбтивного действия способ введения лекарственных препаратов может быть энтеральным, парентеральным и др. Для достижения местного действия путь введения лекарственного препарата – наружный. С учетом механизма действия лекарственных средств выбираются пути их введения в организм.
ПУТИ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Лекарственные
препараты вводят в организм человека различными способами, имеющими
определенные преимущества и недостатки.
ЭНТЕРАЛЬНЫЙ ПУТЬ ВВЕДЕНИЯ
Энтеральный путь введения – это введение лекарственных препаратов через желудочно-кишечный тракт (ЖКТ).
Пероральный путь введения (per os) – введение лекарственного средства через рот – наиболее распространенный способ, позволяющий вводить лекарства в самых различных формах. При приѐме внутрь лекарственный препарат всасывается преимущественно в тонкой кишке, через систему воротной вены поступает в печень и затем в общий кровоток. В зависимости от состава препарата и его свойств терапевтическая концентрация лекарственного вещества при таком способе введения достигается в среднем через 30-90 мин после приёма и сохраняется в течение 4-6 часов.
Пероральный путь введения |
Достоинства: |
Недостатки: |
|
- возможность введения различных лекарственных форм; - простота и доступность метода; - не требуется медработник; - метод не требует соблюдения стерильности.
|
- медленное и неполное всасывание в ЖКТ; - частичная инактивация лекарственных средств в печени; - нельзя применять при рвоте, при бессознательном состоянии пациента; - зависимость действия лекарства от многих факторов (возраста, состояния организма и др.) |
Сублингвальный путь введения (sub lingua) – применение лекарственных средств под язык. Некоторые лекарственные средства хорошо всасываются через слизистую оболочку ротовой полости, которая имеет обильное кровоснабжение. Поэтому всасывающиеся через нее вещества быстро попадают в ток крови и начинают действовать через короткое время (2-3 мин.). Этот путь введения используют при неотложных состояниях (стенокардия, гипертонический криз). При сублингвальном введении лекарства попадают в большой круг кровообращения, минуя ЖКТ и печень, что позволяет избежать его биотрансформации. Препарат следует держать во рту до полного его рассасывания.
Трансбуккальный путь введения (trans bucca) – применение лекарственного средства за щеку. Трансбуккальные формы лекарственных препаратов применяют в виде таблеток и пластинок, наклеиваемых на слизистую оболочку верхней десны. Пластинку наклеивают на определѐнное место – слизистую оболочку верхней десны над клыком, малыми коренными зубами или резцами (справа или слева), туда же помещают таблетку. Больному следует объяснить, что пластинку или таблетку нельзя разжѐвывать или заглатывать.
Сублингвальный путь введения
Трансбуккальный путь введения
|
Достоинства: - действие лекарственного средства наступает достаточно быстро (что необходимо при неотложных состояниях); - пациент может применить препарат без участия медработника; - препарат не разрушается секретами ЖКТ и ферментами печени; - действие препарата легко прекратить (выплюнуть). |
Недостатки: - лекарственный препарат может вызвать раздражение слизистой оболочки полости рта; - нельзя назначать лекарства неприятного вкуса; - всасывающая поверхность данной области мала, поэтому назначают только очень активные вещества в малых количествах.
|
Ректальный способ введения (per rectum) – введение лекарственного препарата через прямую кишку. При таком способе введения лекарственные вещества оказывают местное воздействие на слизистую оболочку прямой кишки и общее резорбтивное действие, всасываясь в кровь через нижние геморроидальные вены. Около 1/3 лекарственного препарата поступает в общий кровоток, минуя печень. В прямую кишку вводят лекарственные вещества, которые в значительной степени разрушаются в желудке, печени при пероральном их применении.
Ректальный способ введения
|
Достоинства: - достаточно быстрое всасывание; - лекарство не подвергается воздействию пищеварительных ферментов; - возможность введения лекарственного средства больным со рвотой, при непроходимости пищевода; больным, находящимся в бессознательном состоянии; пациентам, отказывающимся принимать лекарство (дети, психические больные). |
Недостатки: - в связи с отсутствием в прямой кишке ферментов, не всасываются многие лекарства; - неудобство применения (если пациент находится вне дома, ЛПУ); - психологический барьер, связанный со способом введения лекарственного препарата; - раздражающее действие на слизистую оболочку. |
НАРУЖНЫЙ ПУТЬ ВВЕДЕНИЯ
Наружный путь введения – это применение лекарственных веществ на кожу и слизистые (в глаза, нос, уши, во влагалище). Этот путь введения рассчитан преимущественно на местное (локальное) действие лекарственных средств, так как через неповрежденную кожу (в основном через выводные протоки сальных желез и волосяных фолликулов) всасываются только жирорастворимые вещества. Однако лекарственные вещества способны всасываться и резорбтивное (общее) действие.
Трансдермальный путь введения (чрескожный, накожный) – применение лекарственного средства на кожу. На кожу наносят лекарства в форме мазей, эмульсий, растворов, настоек, болтушек, присыпок, паст. Существует несколько способов нанесения лекарственного препарата на кожу – это компрессы, примочки, присыпки, смазывания, втирания, мазевые компрессы.
Втирание
Втирание – введение через кожу лекарственных веществ в виде жидкостей или мазей. Втирание производят в тех участках, где кожа тоньше и не покрыта волосами (сгибательная поверхность предплечий, задняя поверхность бедер, боковые поверхности грудной клетки, живот). Кожа в месте втирания должна быть чистой (перед нанесением мази данный участок нужно вымыть с мылом). Мазь втирать нужно в перчатках, либо специальными приспособлениями. Необходимое количество мази наносят тонким слоем на кожу и втирают круговыми движениями до тех пор, пока она не впитается (≈ 15-20 мин.). Противопоказанием к данной процедуре является наличие воспалительных изменений на коже.
|
|
|
Нанесение мази на кожу
В некоторых случаях мазь наносят на кожу, не втирая, тонким слоем и держат участок открытым 10-15 минут. Не рекомендуется делать это руками, так как некоторые мази всасываются через неповрежденную кожу или оказывают раздражающее действие. Наносить мазь следует при помощи стеклянной лопаточки или шпателя.
Мазевой компресс (мазевая повязка)
Мази можно применять в виде мазевых повязок. Технология постановки мазевого компресса аналогична постановке местного согревающего компресса, но в качестве лекарственного средства берется мазь по назначению врача. На стерильную марлевую салфетку наносят необходимое количество мази и накладывают на поврежденный участок кожи, затем кладут пергаментную бумагу, слой ваты и закрепляют бинтом. Пациента предупреждают, сколько времени он должен носить повязку.
|
|
|
Смазывание
Ватный или марлевый тампон смачивают в необходимом лекарственном веществе и наносят на кожу пациента легкими продольными движениями (по направлению роста волос).
Применение присыпок
Присыпки или припудривание порошкообразными лекарственными веществами применяют для подсушивания кожи при опрелости и потливости. Перед применением присыпки нужно вымыть и просушить область, на которую будет наноситься препарат. Если емкость с присыпкой не имеет крышку с точечными отверстиями, то на ее горловину можно натянуть кусочек марли в 2 слоя и зафиксировать его. В этом случае для нанесения присыпки емкость нужно перевернуть вверх дном и наносить порошок встряхивающими движениями. Также для нанесения присыпки можно использовать ватный шарик, который обволакивают порошком и «припудривают» нужную область.
|
|
|
Применение пластыря
Пластырь – густой консистенции липкая мазевая основа, покрытая непроницаемой марлей. Мазевая основа содержит активные лекарственные вещества. Перед наложением пластыря кожу обезжиривают спиртом, а волосы сбривают. Затем вырезают ножницами необходимых размеров пластырь и накладывают на кожу. Снимают пластырь постепенно, начиная с одного края. Чтобы снятие пластыря проходило менее болезненно, можно использовать спиртсодержащее средство. Не рекомендуется держать пластырь более 2 дней во избежание мацерации кожи. Пластырь применяют также для закрепления повязок.
Трансдермальные терапевтические системы (ТТС)
Более современной лекарственной формой для чрескожного введения лекарств являются трансдермальные терапевтические системы, которые позволяют достичь равномерного поступления лекарственных веществ в кровь в течение длительного периода времени. Они обеспечивают длительную (от суток до недель) и непрерывную подачу лекарства через неповрежденную кожу. При нанесении пластыря на кожу молекула лекарственного вещества через роговой слой, проникает в эпидермис, дерму, затем через сосудистую сеть поступает в кровоток и доносится к соответствующим органам и системам.
|
Достоинства: - удобство для пациента; - нет необходимости участия медперсонала; - обеспечение постоянной концентрации препарата в крови; - возможность быстрого прекращения поступления препарата при нежелательных реакциях; - отсутствие инактивации препарата в ЖКТ и печени.
|
Недостатки: - ограниченный спектр препаратов, т.к. ТТС может быть использована только для сильнодействующих препаратов и для веществ, способных проникать через кожу; - возможность развития раздражения кожи, контактного дерматита.
|
Введение лекарственных средств через слизистые
Местное применение лекарств на конъюнктиву глаз
При лечении заболеваний глаз применяют растворы различных
лекарственных веществ и мази.
Цель применения - местное воздействие.
Закапывание лекарства в глаз проводят пипеткой либо непосредственно из флакона с капельником (при этом флакон должен предназначаться для одного пациента). Для этого оттягивают нижнее веко и наносят каплю на слизистую оболочку.
Глазную мазь закладывают специальной стеклянной лопаточкой, либо из тюбика.
Интраназальное применение
В нос (интраназально) применяют лекарства в виде порошка, паров (пары нашатырного спирта), спрея, раствора и мази. Они оказывают местное, резорбтивное и рефлекторное воздействия. Всасывание через слизистую оболочку носа происходит очень быстро. Порошки втягиваются в нос струей вдыхаемого воздуха: закрыв одну ноздрю, порошок вдыхают через другую. Капли вводят пипеткой, при этом голова больного должна быть запрокинута назад. Мазь вносят при помощи ватной турунды.
Введение лекарств в наружный слуховой проход
В уши лекарства закапывают пипеткой. Перед закапыванием лекарственные
вещества следует подогреть до температуры тела. При закапывании в правый
наружный слуховой проход больной ложится на левый бок или наклоняет голову
влево, если закапывают в левый наружный слуховой проход - наоборот. Ушную
раковину при этом следует оттягивать назад и вверх. После введения лекарства
наружный слуховой проход закрывают ватным тампоном.
Вагинальный способ введения лекарственных препаратов
При лечении женских половых органов лекарственные средства вводят во влагалище в виде суппозиториев, ватно-марлевых тампонов, пропитанных различными растворами, порошков (присыпок) и спринцеваний. Действие медикаментов в основном местное, так как через неповреждённую слизистую оболочку влагалища всасывание незначительно. Спринцевание проводят с помощью кружки Эсмарха (со специальным влагалищным наконечником) или резиновой груши; при этом под таз больной подкладывают судно. Для спринцевания применяют тёплые растворы лекарственных средств по назначению врача.
ИНГАЛЯЦИОННЫЙ ПУТЬ ВВЕДЕНИЯ
Ингаляционный путь введения
Ингаляционный путь введения – введение лекарственных веществ через дыхательные пути (через нос и рот). Ингаляционно можно вводить в организм газообразные
вещества (например, закись азота, кислород) пары летучих жидкостей (эфир, фторотан), аэрозоли (взвеси в воздухе мельчайших частиц растворов лекарственных веществ). Через стенки легочных альвеол, имеющих богатое кровоснабжение, лекарственные вещества быстро всасываются в кровь, оказывая местное и системное действие. При прекращении ингаляции газообразных веществ наблюдается и быстрое прекращение их действия.
|
Достоинства: - действие непосредственно в месте патологического процесса в дыхательных путях; - отсутствие инактивации в печени и ЖКТ; - в большинстве случаев не требуется участие медперсонала; - лекарственное вещество быстро проникает в организм и выводится; - минимальный системный эффект. |
Недостатки: - при бронхообструкции плохое проникновение лекарственного вещества непосредственно в пато- логический очаг; - возможность раздражения слизистой оболочки дыхательных путей лекарственными веществами; - нужна специальная аппаратура или портативные приборы.
|
Доставка лекарственных веществ в дыхательные пути может осуществляться при помощи различных устройств: дозированный аэрозольный ингалятор (ДАИ), ротахалер, турбухалер, спейсер, небулайзер и др.
Виды ингаляторов и вспомогательных устройств для ингаляционного
введения лекарственных веществ
|
ДАИ – наиболее распространенный вид ингаляторов. Они относительно дешевы, занимают немного места, их удобно носить с собой, ими можно воспользоваться в любое время. При использовании ингалятора необходима синхронизация вдоха и нажатия на баллончик, поэтому многие пациенты совершают ошибки при проведении ингаляции. Одним из способов устранить эти ошибки, облегчить освоение ингаляционной техники и оптимизировать размер частиц аэрозоля является использование спейсера (см. далее).
|
Как правильно пользоваться ДАИ
1. Снимаем колпачок (проведенные исследования показали, что хотя бы один раз во время ингаляции больные забывали его снять). 2. Переворачиваем ингалятор вверх баллончиком (многие держат ингалятор вверх мундштуком - это неправильно).
|
5. Немного запрокидываем голову (для того, чтобы верхние дыхательные пути распрямились, и лекарству было бы легче проникнуть в легкие). 6. Начинаем делать вдох. 7. В самом начале вдоха нажимаем на баллончик.
|
3. Делаем глубокий спокойный выдох через сомкнутые губы (это нужно для того, чтобы бронхи приготовились к восприятию лекарства).
|
8. Продолжаем делать глубокий вдох, глубокий, насколько это возможно. 9. На высоте вдоха задерживаем дыхание на несколько секунд. 10. Делаем спокойный выдох.
|
4. Плотно обхватываем мундштук губами (чтобы лекарство не вышло в воздух).
|
11. Если нужно, повторяем ингаляцию. 12. Для лучших результатов повторите технику ингаляции перед зеркалом.
Лучше всего ингаляции проводить стоя или сидя. |
Также существуют
портативный спейсер, который можно носить с собой и воспользоваться им при
необходимости.
Инструкцию по использованию портативного спейсера
|
Шаг 1. Удалите крышку загубника. |
|
Шаг 2. Растяните спейсер на всю длину. |
|
Шаг 3. Встряхните аэрозольный ингалятор, вставьте его в специальное отверстие и нажмите на дно баллончика. Лекарственный аэрозоль поступит в камеру спейсера. |
|
Шаг 4. Сделайте вдох (при вдохе пациента лекарственное средство попадет в дыхательные пути с минимальными потерями). |
![]() |
![]() |
Кроме вышеперечисленных ингаляторов, устройств для ингаляционного введения
В последние десятилетия ингаляционная терапия приобрела качественно иной уровень, что связано с широким внедрением ингаляторов последнего поколения – небулайзеров.
Небулайзер — это устройство для преобразования жидкости в аэрозоль.
Небулайзер — портативный прибор, состоящий из компрессора и специальной камеры (распылителя), в которую заливается лекарство.
Небулайзеры подразделяют на компрессорные, ультразвуковые и электронные (Mesh-небулайзеры). Большинство моделей небулайзеров оснащены мундштуком, взрослой и детской маской и могут использоваться пациентами всех возрастов.
|
|
|
Ультразвуковой небулайзер |
Компрессорный небулайзер |
Электронный небулайзер |
Эти аппараты работают бесшумно, они надежны и обладают высокой производительностью, но не все лекарственные препараты можно в них применять. |
В данных приборах можно использовать достаточно большое количество лекарственных препаратов, но они достаточно объемные и имеют высокий уровень шума. |
Имеют ряд преимуществ: достаточно большой диапазон применяемых лекарственных препаратов, низкий уровень шума, можно использовать в горизонтальном положении, компактные размеры. |
Наибольшее распространение получили компрессорные небулайзеры ввиду возможности применения более широкого спектра лекарственных средств.
Преимущества ингаляции через небулайзер:
§ удобство применения, отсутствие необходимости координации вдоха с ингаляцией;
§ простота выполнения техники ингаляции для пожилых, детей и тяжелобольных;
§ возможность введения высокой дозы лекарственного средства;
§ непрерывная подача лекарственного аэрозоля;
§ фракция препарата, оседающего в полости рта и глотки, незначительна;
не требует выполнения форсированных дыхательных маневров
Инструкция по использованию компрессорного небулайзера
1. Присоедините один конец воздушного шланга к камере для лекарственного вещества (к распылителю). |
5. Наденьте верхнюю часть камеры (крышку). |
8. Включите аппарат ("I"), вдыхайте медленно и глубоко (нет необходимости ускорять нормальный ритм дыхания). |
2. Другой конец присоедините к выходному патрубку устройства. 3. Включите аппарат в сеть электропитания. |
6. Присоедините мундштук на верхнюю часть крышки распылителя. |
9. Вместо мундштука можно пользоваться ингаляционной маской. |
4. Заполните камеру через верхнее отверстие раствором для ингаляции в соответствии с указанием врача (максимальный уровень не должен быть превышен). |
7. Зажмите мундштук между губами. |
10. После завершения процедуры выключите аппарат ("O"), отсоедините его от сети электропитания и приступите к очистке небулайзера (в соответствии с инструкцией производителя). |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ С ПИЩЕЙ
Пероральный
способ введения лекарственных средств – часто применяемый способ.
Этим способом вводятся следующие формы лекарственных
средств:
• таблетки, капсулы, порошки, пилюли, драже;
• капли, настойки, отвары, микстуры, экстракты и др.
Этот способ требует учитывать взаимодействие лекарственных средств с пищей.
Медсестра обязана объяснить пациенту следующее:
лекарственные
препараты с пометкой «до еды» принимают
за 15-20 мин. до еды;
лекарственные препараты с пометкой
«после еды»
принимают минимум через 15-20 мин. после еды;
лекарственные препараты, назначенные для приема
«натощак», пациент должен принять за 30-60 мин. до приема пищи,
либо через 4 часа после еды;
лекарственные
препараты с пометкой «во время еды»
принимают одновременно с приемом пищи;
снотворные
лекарственные препараты (с пометкой «перед
сном») пациент должен принять за 30 мин. до сна.
Чаще лекарственные средства принимают внутрь до еды, так как при взаимодействии с пищей их всасывание чаще замедляется, а в некоторых случаях необходимо добиться их обволакивающего эффекта.
Исключение составляют препараты, раздражающие слизистую оболочку, их
принимают после еды. К ним можно отнести:
• препараты железа;
• раствор хлористого кальция;
• препараты ацетилсалициловой кислоты;
• препараты йода и др.
Пищеварительные ферменты – лекарственные средства, улучшающие процессы
пищеварения, лекарственные препараты, устойчивые к воздействию кислот, а
также витамины принимают во время еды.
Все лекарственные средства желательно принимать в положении стоя и запивать
достаточным количеством воды (не менее 3/4 стакана), так как в положении сидя
прохождение твердых лекарственных форм замедляется.
При приеме лекарственных средств в положении сидя необходимо вначале делать
3-4 больших глотка воды, а затем выпивать остальное количество воды.
Нельзя ломать таблетки, не имеющие разделительного желобка, так как это может
привести к нарушению дозировки, повлиять на всасывание или привести к
раздражению слизистой оболочки желудка.
Лекарственные препараты, выпускаемые в капсулах, следует принимать без изменения их структуры (капсулу разламывать нельзя), запивая достаточным количеством воды.
Чем запивать лекарственные препараты
Принимая лекарство,
необходимо придерживаться основного правила: если врач не оговаривал
особенности приема таблеток, лучше всего запивать их кипяченой водой
комнатной температуры, т.к. многие препараты несовместимы с рядом напитков,
например:
- молоко и молочные продукты, а также газированные напитки понижают эффективность многих антибиотиков;
- грейпфрутовый сок усиливает побочные эффекты лекарств;
- чай и кофе зачастую снижают действие лекарств;
- минеральная вода препятствует всасыванию некоторых препаратов.
Алкоголь взаимодействует почти со всеми лекарственными препаратами, и в подавляющем большинстве случаев это наносит огромный вред организму, вплоть до летального исхода. Поэтому следует помнить, что алкоголь и лекарственные препараты несовместимы.
3. Вопросы для самоконтроля знаний по
изученному материалу
1. Перечислите пути введения лекарственных средств.
2. Опишите достоинства и недостатки энтерального пути введения л/с.
3. Опишите достоинства и недостатки наружнего пути введения л/с.
4. Опишите достоинства и недостатки ингаляционного пути введения л/с.
4. Изучение алгоритмов практических манипуляций
ЗАКАПЫВАНИЕ КАПЕЛЬ В ГЛАЗА
Цель: лечебная.
Показания: по назначению врача.
Противопоказания: без назначения врача.
№ п/п |
Действия аккредитуемого |
Оценка в баллах |
|
1. |
- Представиться, идентифицировать пациента, объяснить ход и цель процедуры. |
0 |
1 |
2. |
- Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру. |
0 |
1 |
3. |
Подготовить: - Лекарственное средство - Перчатки - стерильная пипетка (если у флакона нет вмонтированной пипетки), - салфетки, - Непромокаемый пакет/контейнер для утилизации отходов класса Б - Емкости для дезинфекции - Дезинфицирующее средство |
0 |
1 |
4. |
Обработать руки гигиеническим способом, осушить. |
0 |
1 |
5. |
Надеть перчатки. |
0 |
1 |
6. |
Попросить пациента сесть или лечь. |
0 |
1 |
7. |
Взять лекарственный препарат и проверить его пригодность (прочитать наименование, дозу, срок годности на упаковке, определить по внешнему виду). Сверить назначения врача. |
0 |
1 |
8. |
Набрать в пипетку лекарственное средство |
0 |
1 |
9. |
Попросить пациента слегка запрокинуть голову и попросить пациента слегка запрокинуть голову назад |
0 |
1 |
10. |
Оттянуть нижнее веко большим пальцем левой руки вниз через марлевую салфетку, попросить пациента посмотреть вверх и закапать 1– 2 капли с расстояния 2 – 3см., не касаясь ресниц |
0 |
1 |
11. |
Попросить пациента закрыть глаз, салфеткой протереть края век снаружи к внутреннему углу глаза |
0 |
1 |
12. |
Повторить действия, указанные в п. 6 – 8, если есть необходимость, закапать капли во второй глаз. |
0 |
1 |
13. |
Поместить пипетку в ёмкость класса "Б" |
0 |
1 |
14. |
Снять перчатки и поместить в емкость для отходов класса Б |
0 |
1 |
15. |
Вымыть и осушить руки. |
0 |
1 |
16. |
Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации |
0 |
1 |
ЗАКАПЫВАНИЕ КАПЕЛЬ В УХО
Цель: лечебная.
Показания: по назначению врача.
Противопоказания: без назначения врача.
№ п/п |
Действия аккредитуемого |
Оценка в баллах |
|
1. |
- Представиться, идентифицировать пациента, объяснить ход и цель процедуры. |
0 |
1 |
2. |
- Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру. |
0 |
1 |
3. |
Подготовить: - Лекарственное средство подогретое до 37º-38º - Перчатки - стерильная пипетка (если у флакона нет вмонтированной пипетки), - салфетки, - Непромокаемый пакет/контейнер для утилизации отходов класса Б - Емкости для дезинфекции - Дезинфицирующее средство |
0 |
1 |
4. |
Обработать руки гигиеническим способом, осушить. |
0 |
1 |
5. |
Надеть перчатки. |
0 |
1 |
6. |
Попросить пациента сесть или лечь. |
0 |
1 |
7. |
Взять лекарственный препарат и проверить его пригодность (прочитать наименование, дозу, срок годности на упаковке, определить по внешнему виду). Сверить назначения врача. |
0 |
1 |
8. |
На водяной бане подогреть назначенный лекарственный препарат до температуры 37-380С. |
0 |
1 |
9. |
Набрать в пипетку лекарственное средство |
0 |
1 |
10. |
Для проверки температуры раствора капнуть на тыльную поверхность кисти 1 – 2 капли, убедиться, что раствор не горячий |
0 |
1 |
11. |
Попросить пациента слегка запрокинуть голову и наклонить голову пациента в противоположную сторону. |
0 |
1 |
12. |
Оттянуть ушную раковину назад и кверху. |
0 |
1 |
13. |
Закапать назначенное врачом количество капель лекарственного средства, не дотрагиваясь до ушной раковины пипеткой |
0 |
1 |
14. |
Попросить пациента полежать на боку 10 – 15 мин. |
0 |
1 |
15. |
Повторить действия, указанные в п.п. 7 – 11, если необходимо закапать лекарственное вещество в другое ухо. |
0 |
1 |
16. |
Поместить пипетку в емкость для отходов класса Б |
0 |
1 |
17. |
Снять перчатки и поместить в емкость для отходов класса Б |
0 |
1 |
18. |
Вымыть и осушить руки. |
0 |
1 |
19. |
Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации |
0 |
1 |
ЗАКАПЫВАНИЕ КАПЕЛЬ В НОС
Цель: лечебная.
Показания: по назначению врача.
Противопоказания: без назначения врача.
№ п/п |
Действия аккредитуемого |
Оценка в баллах |
|
1. |
- Представиться, идентифицировать пациента, объяснить ход и цель процедуры. |
0 |
1 |
2. |
- Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру. |
0 |
1 |
3. |
Подготовить: - Лекарственное средство - Перчатки - стерильная пипетка (если у флакона нет вмонтированной пипетки), - салфетки, - Непромокаемый пакет/контейнер для утилизации отходов класса Б - Емкости для дезинфекции - Дезинфицирующее средство |
0 |
1 |
4. |
Обработать руки гигиеническим способом, осушить. |
0 |
1 |
5. |
Надеть перчатки. |
0 |
1 |
6. |
Попросить пациента сесть или лечь. |
0 |
1 |
7. |
Шею и грудь пациента накрыть пелериной. |
0 |
1 |
8. |
Попросить пациента освободить носовую полость от слизи, используя салфетки. Высмаркиваться без напряжения, поочередно из каждой ноздри. |
0 |
1 |
9. |
Взять лекарственный препарат и проверить его пригодность (прочитать наименование, дозу, срок годности на упаковке, определить по внешнему виду). Сверить назначения врача. |
0 |
1 |
10. |
Набрать в пипетку лекарственное средство |
0 |
1 |
11. |
Попросить пациента слегка запрокинуть голову и попросить пациента слегка запрокинуть голову назад |
0 |
1 |
12. |
Приподнять кончик носа пациента. |
0 |
1 |
13. |
Закапать в правую половину носа 3-4 капли лекарственного средства. |
0 |
1 |
14. |
Попросить пациента прижать пальцами крыло носа с помощью салфетки к перегородке и сделать легкие вращательные движения. |
0 |
1 |
15. |
Повторить пп.9-12 для введения капель в другую ноздрю. |
0 |
1 |
16. |
Погрузить пипетку в емкость для отходов класса Б |
0 |
1 |
17. |
Убрать пелерину с груди пациента. |
0 |
1 |
18. |
Спросить пациента о его самочувствии. |
0 |
1 |
19. |
Снять перчатки и поместить в емкость для отходов класса Б |
0 |
1 |
20. |
Вымыть и осушить руки. |
0 |
1 |
21. |
Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации |
0 |
1 |
ЗАКЛАДЫВАНИЕ МАЗИ ЗА ВЕКО
Цель: лечебная.
Показания: по назначению врача.
Противопоказания: без назначения врача.
№ п/п |
Действия аккредитуемого |
Оценка в баллах |
|
1. |
- Представиться, идентифицировать пациента, объяснить ход и цель процедуры. |
0 |
1 |
2. |
- Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру. |
0 |
1 |
3. |
Подготовить: - Лекарственное средство в тюбике - Перчатки - салфетки, - перчатки, - Непромокаемый пакет/контейнер для утилизации отходов класса Б - Емкости для дезинфекции - Дезинфицирующее средство |
0 |
1 |
4. |
Обработать руки гигиеническим способом, осушить. |
0 |
1 |
5. |
Надеть перчатки. |
0 |
1 |
6. |
Попросить пациента сесть или лечь. |
0 |
1 |
7. |
Взять лекарственный препарат и проверить его пригодность (прочитать наименование, дозу, срок годности на упаковке, определить по внешнему виду). Сверить назначения врача. |
0 |
1 |
8. |
Попросить пациента слегка запрокинуть голову назад |
0 |
1 |
9. |
Оттянуть нижнее веко большим пальцем левой руки вниз через марлевую салфетку, попросить пациента посмотреть вверх |
0 |
1 |
10. |
Держать тюбик у внутреннего угла глаза и выдавливать мазь из тюбика на нижнюю конъюнктивальную складку, так чтобы цилиндрик мази располагался вдоль всего века. |
0 |
1 |
11. |
Попросить пациента поморгать, салфеткой протереть края век снаружи к внутреннему углу глаза |
0 |
1 |
12. |
Повторить действия, указанные в п. 6 – 8, если есть необходимость, заложить мазь во второй глаз. |
0 |
1 |
13. |
Спросить пациента о его самочувствии. |
0 |
1 |
14. |
Снять перчатки и поместить в емкость для их дезинфекции. |
0 |
1 |
15. |
Вымыть и осушить руки. |
0 |
1 |
16. |
Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации |
0 |
1 |
ВВЕДЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО ПРЕПАРАТА С ПОМОЩЬЮ
КАРМАННОГО ИНГАЛЯТОРА
Цель: лечебная.
Показания: по назначению врача.
Противопоказания: без назначения врача.
№ п/п |
Действия аккредитуемого |
Оценка в баллах |
|
1. |
Представиться, идентифицировать пациента, объяснить ход и цель процедуры. |
0 |
1 |
2. |
Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру. |
0 |
1 |
3. |
Усадить пациента, если позволяет состояние, лучше эту процедуру проводить стоя, т.к. увеличивается эффективность дыхания. |
0 |
1 |
4. |
Проверить название лекарственного средства, срок годности и сверить с назначением врача |
0 |
1 |
5. |
Обработать руки гигиеническим способом, осушить. |
0 |
1 |
6. |
Снять с баллончика защитный колпачок |
0 |
1 |
7. |
Перед первым использованием ингалятора или в том случае, если ингалятором не пользовались неделю и дольше, следует удалить колпачок с мундштука, слегка сдавив колпачок с боков, хорошо встряхнуть ингалятор и нажать на клапан аэрозоля для высвобождения одной ингаляционной дозы в воздух, чтобы убедиться в исправности ингалятора; |
0 |
1 |
8. |
Перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхнуть его |
0 |
1 |
9. |
Попросить пациента: - сделать вдох, затем глубокий выдох и запрокинуть голову слегка назад - взять мундштук в рот, плотно обхватить его и сделать глубокий вдох |
0 |
1 |
10. |
Нажать на дно баллончика в момент вдоха пациента |
0 |
1 |
11. |
Извлечь мундштук ингалятора изо рта пациента и порекомендовать задержать дыхание на 5-10 сек и сделать медленный выдох, через нос |
0 |
1 |
12. |
После ингаляции надеть на баллончик защитный колпачок |
0 |
1 |
13. |
Спросить пациента о его самочувствии. |
0 |
1 |
14. |
Обработать руки гигиеническим способом, осушить |
0 |
1 |
15. |
Сделать запись о манипуляции в медицинской документации. |
0 |
1 |
5. Самостоятельная работа
Отработка алгоритмов практических манипуляций студентами
под руководством преподавателя
6. Закрепление и контроль полученных знаний
Посттесты
1. Лекарственные препараты с пометкой «до еды» принимают за:
А) 5-10 мин до еды
Б) 15-20 мин до еды
В) 30-60 мин до еды
2. Лекарственные препараты с пометкой «натощак» принимают за:
А) 5-10 мин до еды
Б) 15-20 мин до еды
В) 30-60 мин до еды
3. При отсутствии специальных указаний лекарственные препараты следует
запивать:
А) водой
Б) молоком
В) минеральной водой
Г) не имеет значения
4. При введении лекарственных средств в наружный слуховой проход нужно:
А) оттянуть ушную раковину кзади и книзу
Б) оттянуть ушную раковину кзади и кверху
В) ушную раковину оттягивать не нужно
5. При введении лекарственных средств в наружный слуховой проход нужно
подогреть раствор:
А) до комнатной температуры – 20-22º
Б) до температуры 37º
В) до температуры 45º
6. При пероральном способе ведения имеются следующие недостатки:
А) частичная инактивация в печени
Б) лекарственный препарат может вызывать раздражение слизистой оболочки ротовой полости
В) не всасываются многие лекарственные вещества
Г) ограниченный спектр препаратов
7. Через какое время наступает действие лекарственного вещества при сублингвальном приеме:
А) через 2-3 минуты
Б) через 10-15 минут
В) через 20-30 минут
8. К достоинствам сублингвального приема лекарственных средств относят:
А) возможность введения различных лекарственных форм
Б) минимальный системный эффект
В) быстрое наступление действия лекарственного средства
Г) действие препарата непосредственно в месте патологического процесса
9. К недостаткам ингаляционного пути введения лекарственных средств относят:
А) частичная инактивация лекарства в печени
Б) медленное всасывание
В) действие препарата непосредственно в месте патологического процесса
Г) необходимо наличие специальной аппаратуры или портативных приборов
10. Устройство для преобразования жидкости в аэрозоль называется:
А) спейсер
Б) ротахалер
В) небулайзер
Г) дискус
Ситуационные задачи
Задача № 1
При очередном посещении пациентки медицинская сестра выяснила, что пожилая женщина испытывает трудности при самостоятельном приеме таблетированных лекарственных препаратов. Она понимает необходимость ежедневного употребления и соблюдения определенной схемы приема препаратов.
Отсутствие памяти и трудности в усвоении информации приводят к тому, что препараты принимаются хаотично, в основном только когда про них вспомнит.
Пациентка проживает в квартире вместе с внучкой, которая опекает ее. Отсутствие опыта у внучки не позволяет организовать должный прием препаратов бабушкой в ее отсутствие.
Задание:
1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.
2. Сформулируйте проблемы пациентки, родных.
3. Составьте план ухода за пациенткой.
Задача № 2
Пациентка интересуется у медицинской сестры, почему, когда она дома сама закапывает капли в ухо, почти всегда кружится голова. Капли она хранит в аптечке, в прохладном месте.
Сейчас в отделении при закапывании ничего подобного не происходит, процедура приятная, капли теплые и не вызывают дискомфорта, связанного с головокружением.
Задание:
1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.
2. Сформулируйте проблемы пациентки.
3. Составьте план ухода за пациенткой.
Задача № 3
Пациенту назначили геморроидальные свечи. Приобретая их в аптечном ларьке, ему сказали и сделали акцент на том, что свечи для ректального применения.
Пациент в замешательстве, он не уверен, что приобрел должный препарат. При назначении врач четко сказал, что свечи для введения в прямую кишку, а не для введения ректально, как говорит аптекарь.
Пациент обращается к сестре и просит объяснить медицинские термины, способ приема свечей.
Задание:
1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.
2. Сформулируйте проблемы пациента.
3. Составьте план ухода за пациентом.
Задача № 4
Пациенту К. лечащим врачом назначен глюканат кальция в таблетках по 1,0 гр х 3 раза в день. На посту у медсестры имеются в наличие таблетки по 0,5 гр. Сколько таблеток необходимо дать пациенту на 1 приём, на 3 приёма?
Задача № 5
У пациентки М. температура тела 38,5оС. Врач назначил лекарственный препарат анальгин в таблетках 0,75 гр на 1 приём. На посту у медсестры имеются в наличие таблетки по 0,5 гр.
Сколько таблеток необходимо дать пациентке?
Задача № 6
Пациенту Н. лечащим врачом для купирования острого приступа стенокардии назначен нитроглицерин по 0,0005 г в таблетках.
Где этот лекарственный препарат хранят и его правильно должен принимать пациент?
Задача № 7
Пациенту Р. врачом-офтальмологом для расширения зрачка назначено закапать в оба глаза капли атропина 1%. Капли атропина сульфата 1% противопоказаны при глаукоме.
Что необходимо сделать перед выполнением манипуляции?
Задача № 8
Пациенту П. лечащим врачом назначен фестал в драже. Этого препарата нет в наличие, и медсестра решила его заменить на аналогичный препарат дигистал.
Медсестра поступила правильно или нет? Почему? Как надо поступить в данном случае?
Задача № 9
Пациенту Д. лечащим врачом назначено закладывание тетрациклиновой мази за веко. У медсестры закончились стеклянные палочки. Как поступить?
Задача № 10
Пациент С. отказывается от приёма лекарственного препарата, т.к. не верит в его положительное действие.
Как поступить?
Задача № 11
Медсестра, взяв из холодильника отвар, на дне флакона заметила осадок.
Что это значит? Как должна поступить медсестра?
Задача № 12
При проверке старшая медсестра отделения в шкафу на посту медсестры обнаружила на полке, подписанной «Витаминами» формы лекарственных препаратов: таблетки, драже и ампулы. Правильно ли хранятся лекарственные препараты? Почему?
Задача № 13
Пациенту В. лечащим врачом назначены таблетки «Аллахола» по 2 таб. х 3 раза в день (после еды). Как правильно принимать этот лекарственный препарат?
Задача № 14
Пациенту Г. лечащим врачом назначен сироп холосас по 1 чайной ложке 2 раза в день перед едой. Как правильно принимать этот лекарственный препарат?
Задача № 15
Пациенту Л. хирургом при болях после операции назначен наркотический анальгетик промедол 1% - 1,0 мл внутримышечно. Как правильно должна применить этот лекарственный препарат медсестра?
7. Задание на дом
Тема: «Медикаментозное лечение в сестринской практике.
Пути введения лекарственных средств, наружный путь введения»
Подготовить ответы на вопросы:
1. Опишите правила приема лекарственных средств при энтеральном применении.
2. Опишите правила нанесения мазей и присыпок.
3. Опишите правила нанесения мази на слизистые и закапывание капель.
4. Опишите правила использования карманного ингалятора.
8. Список использованной литературы.
Обязательная литература:
1. Основы сестринского дела. Ситуационные задачи: учебное пособие / Г.И. Морозова. — М.: ГЭОТАРМедиа, 2013.- 240 с.
2. Основы сестринского дела: алгоритмы манипуляций: учеб. пособие / Н. В. Широкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 160 с.
3. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии: Учебник / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова. — Ростов н/Д: Феникс, 2011.- 733 с.
4. Основы сестринского дела: учебник / И.В. Островская, Н.В. Широкова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 320 с.
5. Основы сестринского дела: учебное пособие / Т.П. Обуховец, Чернова С.В.. — Изд. 15-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 766 с.
6. Основы сестринского дела: учебное пособие /Т.П. Обуховец, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина. – 21-е изд., ростов н/Д: Феникс, 2014. – 766 с.
7. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учеб. пособие / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 512 с.
8. Теоретические основы сестринского дела: учебник / С.А. Мухина, И.И. Тарновская- 2-е изд., исправл. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.- 368 с.
9. Теория сестринского дела: учебник / Г. М. Перфильева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 256 с.
10. Методические рекомендации по организации деятельности процедурной медицинской сестры // Старшая медицинская сестра. - 2015. - № 2. - С. 12-28
Дополнительная литература:
1. Учебно-методическое пособие по ОСД том № 2, г.Москва 2000 год;
2. Мухина С.А. , Тарновская И.И.“Атлас по манипуляционной технике”1996 год.
3. «Справочник фельдшера» под редакцией проф. А.А.Михайлова, 1990 год
4. А.Г. Гребнев, А.А. Шептулин «Основы общего ухода за больными», 1991 год» учебно-методическое пособие по основам сестринского дела» - ВУНМЦ, Москва, 200 год
Эталоны ответов:
Предтесты |
Постесты |
||
1. |
Б |
1. |
Б |
2. |
А |
2. |
В |
3. |
А |
3. |
А |
4. |
Б |
4. |
Б |
5. |
Г |
5. |
Б |
6. |
Б |
6. |
А |
7. |
Б |
7. |
А |
8. |
А |
8. |
В |
9. |
В |
9. |
Г |
10. |
Б |
10. |
В |
Эталоны ответов к ситуационным задачам 1
Ситуационная задача 1
Возможный вариант ответа
Нарушены потребности: в безопасности; в мыслительной деятельности; комфортного состояния.
Проблемы пациента: Трудности при соблюдении схемы приема лекарственных средств, провоцируемые нарушением памяти.
Проблемы родных: Отсутствие навыков по организации лекарственной терапии родственнику, испытывающему трудности при запоминании.
Индивидуальный план ухода
1. Разработать индивидуальный план приема лекарственных препаратов:
■ составление письменной инструкции по применению;
■ расфасовка суточной дозы препаратов в емкости (отличающиеся по форме или цвету) для приема утром, в обед, вечером с учетом разовой дозы;
■ напоминание о приеме дневной дозы препарата по телефону;
■ прием утренней и вечерней дозы в присутствии родных.
Ежедневно, 3 раза в сутки.
Принимает лекарственные препараты по схеме.
Цель достигли.
Проблемы родных
Отсутствие навыков по организации лекарственной терапии родственнику, испытывающему трудности при запоминании.
Организует прием лекарственных препаратов по схеме после обучения сестрой.
1. Провести обучение:
■ рассказать о возможных вариантах разработки методики приема лекарственных препаратов;
■ определить слабые и сильные стороны пациента при восприятии новой информации и ее использовании;
■ не ограничиваться письменными и телефонными напоминаниями;
■ использовать элементы зрительной памяти, подобрать любимую посуду пациентки (чашки, рюмки) для раскладывания разовой дозы препаратов;
■ учитывать индивидуальные особенности пациента.
Однократно, после обучения.
Наличие условий приема препаратов по рекомендуемой схеме.
Цель достигли
Ситуационная задача 2
Возможный вариант ответа
Нарушены потребности: в безопасности; комфортного состояния.
Проблемы пациента: Дискомфорт в результате головокружения, провоцируемый неправильным использованием ушных капель.
Индивидуальный план ухода
1. Определить соответствие головокружения и применения процедуры закапывания капель.
2. Выяснить отсутствие других причин головокружения.
3. Рассказать о допущенной пациенткой ошибке при введении капель в слуховой проход.
4. Сделать акцент о необходимом подогреве капель перед введением до температуры 37°.
5. Рассказать, что применение низких и высоких температур ведет к раздражению вестибулярного аппарата и возникновению ятрогенных головокружений.
6. Осуществлять закапывание капель по задней стенки слухового прохода с оттягиванием ушной раковины назад и кверху.
Однократно, после обучения.
Знает все о проведении процедуры.
Цель достигли.
Ситуационная задача 3
Возможный вариант ответа
Нарушены потребности: комфортного состояния.
Проблемы пациента: Беспокойство относительно приема геморроидальных свечей, вызванное отсутствием знаний медицинской терминологии.
Индивидуальный план ухода
1. Объяснить пациенту терминологии и соответствия выражения «ректально, то есть в прямую кишку».
2. Объяснить условия хранения и особенности введения ректальных свечей.
3. Оказать помощь при отсутствии навыков применения свечей.
Эталоны ответов к ситуационным задачам 4-15
4. 2 таблетки и 6 таблеток.
5. 1табелтку и ещё ½ таблетки.
6. Нитроглицерин пациент должен иметь всегда при себе, где бы он ни был, в данном случае в тумбочке возле кровати, и принимать его при болях в сердце. Принимать его необходимо под язык, если приступ в течение длительного времени не купируется – вызвать скорую помощь. Упаковка с нитроглицерином должна быть плотно закрыта, т.к. он разлагается на воздухе и на свету.
7. Необходимо проверить название препарата, дозировку, срок годности, физико-химические свойства, и уточнить у пациента, нет ли у него глаукомы.
8. Медсестра поступила не верно. Она не имеет право менять лекарственный препарат. Надо сообщить врачу, что в данный момент этого лекарственного препарата в наличие нет, и получить его другое назначение.
9. При помощи самого тюбика заложить мазь за веко, т.к. у него имеется специальный зауженный наконечник. Затем тюбик отдать пациенту и попросить его, чтобы на следующую процедуру он принёс его с собой.
10. Медсестре необходимо спросить пациента, почему он не верит в положительное действие лекарственного препарата, и исходя уже из доводов пациента попытаться убедить пациента. Можно привлечь другого пациента, которому этот лекарственный препарат помогает или помог. Если никакие доводы не помогут сообщить об этом лечащему врачу.
11. Осадок у отваров может быть главное, чтобы сам отвар был не мутный, а прозрачный, тогда он пригоден для использования.
12. Формы лекарственных препаратов хранятся не правильно, потому что ампулы должны быть в шкафу в процедурном кабинете.
13. После еды – это значит, что через 15-20 минут после еды.
14. Перед едой – это значит, что за 15-20 минут до еды, налив сироп мензурку или специальную мерную ложку.
15. В присутствии ответственного лица за сейф (дежурного, лечащего врача) взять ампулу из сейфа (проверить название, дозу, визуально проверить раствор в ампуле), набрать лекарство в шприц (пустую ампулу положить в сейф), сделать инъекцию в присутствии врача, сделать запись в журнале учёта наркотических средств.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.