|
Утверждена приказом директора МКОУ «Детский дом-школа» № ___ от «01» 09.2021 г. |
Принята на педагогическом совете
МКОУ «Детский дом-школа»
№ 1 от 31.08.2021 г.
Согласовано с заместителем директора
по ВРР МКОУ «Детский дом-школа»
___________________,
«01» сентября 2021 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Срок реализации ДООП – 1 год
(С 2021 г. по 2022 г.)
г. Бакал,
2021
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
||
1.1. |
Пояснительная записка |
3 |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
||
2.1. |
Организация образовательной деятельности дополнительного образования |
7 |
2.2. |
Программы дополнительных объединений |
7 |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ |
||
3.1. |
Календарный учебный график |
11 |
3.2. |
Учебный план |
12 |
3.3. |
Система условий реализации программы дополнительного образования |
13 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
16 |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность в интересах личности ребенка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования. В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак дополнительного образования, поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование - это образование целевого выбора. Для системной и качественной реализации дополнительного образования в учреждении разработана образовательная программа дополнительного образования далее (Программа). В Программе отражены цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в учреждении, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Конечным результатом реализации программы должна стать вариативная система дополнительного образования, которая будет создавать условия для свободного развития личности каждого воспитанника учреждения.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает содержательную составляющую основной образовательной программы МКОУ «Детский дом-школа» и способствует практическому приложению умений и навыков детей, полученных в общеобразовательном учреждении, стимулирует их познавательную мотивацию, развивает творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу.
Образовательная программа дополнительного образования позволяет осуществить качественную подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, подготовить их к успешной интеграции в общество.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка программы может осуществляться ежегодно. Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности программы: результаты участия в конкурсах, выставках, соревнованиях и других мероприятиях.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дополнительного образования в МКОУ «Детский дом-школа»:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в РФ»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р);
3. Приказ Министерства Просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Обутверждении Порядкаорганизации и осуществленияобразовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
5. Постановление от 28 сентября 2020 г. N 28 Главного государственного санитарного врача РФ об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основу современного дополнительного образования детей, и это существенно отличает его от традиционной внешкольной работы, составляет масштабный образовательный блок. Здесь обучение детей осуществляется на основе образовательных программ, разработанных, как правило, самими педагогами. "Изюминка" дополнительного образования состоит в том, что все его программы предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.
Используя разнообразные культурно-досуговые программы, педагоги обучают детей и подростков интересно и содержательно проводить свой досуг.
Участие воспитанников в творческих коллективах по интересам позволяет каждому ребенку реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость воспитанников во внеурочное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время. Большое количество детских коллективов, не связанных напрямую с учебной деятельностью, создает благоприятную возможность для расширения поля межличностного взаимодействия обучающихся разного возраста и сплочения на этой основе узнавших друг друга детей в единый детский коллектив. А массовое участие детей в регулярно проводимых в школе праздниках, конкурсно-игровых программах, спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления школьных традиций, формированию корпоративного духа «своей» школы, чувства гордости за нее.
Нужно отметить ещё одну уникальную особенность дополнительного образования - дать растущему человеку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха (и притом неоднократно). Поскольку в системе дополнительного образования палитра выбора детьми сферы приложения интересов чрезвычайно широка, практически каждый обучающийся может найти себя и достигнуть определенного успеха в том или ином виде деятельности. Этот момент чрезвычайно важен для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.
Основная цель дополнительного образования - развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и внеурочной деятельности в интересах личности.
Задачи:
1. Сформировать систему дополнительного образования в детском доме, способную дать возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяющую создать условия для их полной занятости;
2. Охватить максимальное количество воспитанников дополнительным образованием;
3. Сформировать условия для успешности;
4. Организовать социально-значимый досуг;
5. Разработать и реализовать дополнительные образовательные, культурно-досуговые программы и программы внеурочной деятельности, максимально удовлетворяющие запросам воспитанников;
6. Привить воспитанникам навыки проектной и исследовательской деятельности;
7. Способствовать интеллектуальному, творческому, физическому развитию детей и подростков;
8. Предупредить асоциальное поведение обучающихся; обеспечить внеурочную занятость подростков «группы риска»;
9. Повысить творческий потенциал педагогических кадров; обеспечить использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий.
Занятия возможны практически с любого возраста (от 6 до 18 лет), при любом уровне предшествующей подготовки ребенок может включиться в интересующее его направление деятельности. Дополнительно образовываться - никогда не поздно, и это делает данную сферу существенным фактором непрерывного образования личности.
Реализация задач в учреждении происходит при помощи образовательных программ по различной направленности.
Планируемые результаты освоения воспитанниками дополнительных образовательных программ:
Воспитанники должны:
1) овладеть способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
2) познать особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы социальных явлений и традиций;
3) научиться самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
4) применять коммуникативные навыки, необходимые для общения в учебной, повседневнобытовой, деловой сферах, сферах досуга и развлечения;
5) овладеть способами духовного и интеллектуального саморазвития;
6) овладеть способами деятельности в собственных интересах и возможностях с точки зрения здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Организация образовательной деятельности дополнительного образования
Педагогический коллектив учреждения предлагает воспитанникам свободный выбор дополнительных образовательных программ, в соответствии с их интересами, склонностями и способностями.
Образовательный процесс в детском доме строится с учётом индивидуального развития личности ребёнка. В ходе образовательного процесса реализуются принципы педагогики сотрудничества и сотворчества, что позволяет достаточно рано выявить природные наклонности и способности конкретного ребёнка и создать условие для развития личности.
Образовательная деятельность в дополнительном образовании осуществляется через различные объединения детей по интересам.
При этом основным способом организации деятельности детей является их объединение в группы (кружки), т.е. группы учащихся с общими интересами, которые совместно обучаются по единой образовательной программе в течение учебного года. В них могут заниматься дети от 6 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 27 мая текущего года.В период школьных каникул педагоги подводят итоги и готовятся к новой учебной четверти.
Между учебными занятиями и посещением объединений дополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа.
2.2. Программы дополнительных объединений
№ п/п |
Название программы |
Цели и задачи |
1. |
Кружок декоративноприкладного творчества «Умелые руки» |
Цель - воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно-прикладного искусства. Задачи: 1) выявить природные данные воспитанников для быстрого роста мастерства; 2) сформировать теоретические и практические компетенции в области прикладного искусства; 3) воспитать у воспитанников умение видеть прекрасное в окружающем мире. |
2. |
Спортивная секция «Футбол» |
Цель программы - формирование у воспитанников потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, в здоровом образе жизни. Задачи программы: 1) укрепление здоровья; 2) содействие правильному физическому развитию; 3) приобретение необходимых теоретических знаний о футболе; 4) овладение основными приемами техники и тактики игры; 5) воспитание воли, смелости, дисциплинированности, чувства коллективизма; 6) подготовка воспитанников к соревнованиям по футболу. |
3. |
Вокальная студия «Нотки успеха» |
Цель данной программы - развить музыкально-эстетический вкус детей, заинтересовать их музыкальным искусством, привить любовь к хоровому и сольному пению. Задачи программы: 1. Образовательные: постановка голоса, формирование вокально-хоровых навыков, формирование устойчивого интереса к пению, формирование навыков певческой установки, знакомство с вокально-хоровым репертуаром. 2. Воспитательные (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себя): воспитание вокального слуха, организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, прививание навыков сценического поведения. 3. Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержание программы): развитие музыкальных способностей детей (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма), развитие мышления вокалиста, формирование музыкальной памяти, потребности детей в хоровом и сольном пении. |
4. |
Театральная студия «Играем в театр» |
Цель программы - обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. Задачи программы: 1) совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях; 2) развитие речевой культуры; 3) развитие эстетического вкуса; 4) воспитание творческой активности ребенка, формирование трудолюбия, доброжелательности, уважения к творчеству других. |
5. |
Кружок по обработке древесины «Самоделкин» |
Цель программы:удовлетворить интерес воспитанников к столярной работе и развить его до сознания потребности в изготовлении интересных поделок, игрушек и предметов мебели и интерьера. Задачи: Воспитательные: 1) воспитывать творческую личность, способную адаптироваться в современном обществе; 2) формировать художественный вкус, умение видеть и понимать красоту труда; 3) воспитывать чувство патриотизма и гражданственности, бережного отношения к природе; 4) формировать общественную активность, культуру общения и поведения в коллективе. Развивающие: 1) развитие творческих способностей, творческого воображения; 2) развивать желание узнавать новое; 3) развитие компонентов творческого мышления, памяти внимания; 4) развитие сенсорных качеств рук; 5) развитие волевых качеств, не отступать от цели; 6) развивать точность выполнения задания. |
6. |
Кружок «Лего-конструирование и основы робототехники» |
Цель курса заключается в том, чтобы перевести уровень общения ребят с техникой «на «ты», познакомить с профессией техника: изучение понятий конструкции и ее основных свойств (жесткости, прочности и устойчивости), элементов черчения. Основными задачами курса являются: 1) ознакомление с основными принципами механики; 2) ознакомление с основами программирования в компьютерной среде моделирования перворобот/robolab 2.5.4, перворобот nxt 2.0, legomendstormeducationev3; 3) развитие умения работать по предложенным инструкциям; 4) развитие умения творчески подходить к решению задачи; 5) развитие умения довести решение задачи до работающей модели; 6) развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Календарный график
1. Продолжительность учебного года в МКОУ «Детский дом-школа».
Учебный год 01.09.2021 г. - 27.05.2022 г.
Начало реализации программ дополнительного образования:
со 02.09.2021 г.
Продолжительность периода реализации программ: - 34/35 недель.
Окончание - 27 мая 2022 года.
2. Регламент образовательного процесса:
Форма обучения - очная.
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором МКОУ «Детский дом-школа». Продолжительность занятий в соответствии с Уставом учреждения.
В целях недопущения перегрузок и сохранения здоровья детей между занятиями вводятся обязательные перерывы (10 - 20 минут), в ходе занятий используются элементы здоровьесберегающих технологий.
Недельная нагрузка на учащегося:
для детей младшего школьного возраста - от 1 до 4 часов;
для детей среднего и старшего возраста - от 4 до 8 часов.
Численный состав учебных групп - не менее 7 человек и не более 15 человек.
3.2. Учебный план
УТВЕРЖДАЮ____________
Директор МКОУ «Детский дом-школа»
И.Н. Михайлова
«______»_____________2021 г.
РАСПИСАНИЕ
на 2021-2022 учебный год
Название кружка, секции, объединения |
ФИО руководителя |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
Легоконструирование |
15.30-16.10 16.15-16.55 |
|
|
|
|
|
|
«Футбол» (кружок) |
|
|
14.00−14.40 |
|
14.00−14.40 |
11.00−11.40 11.45−12.25 12.30−13.10 13.15−13.55 |
|
«Самоделкин» (кружок) |
|
14.45-15.25 15.30-16.10 |
14.45-15.25 15.30-16.10 |
15.30-16.10 |
15.30-16.10 |
|
|
«Умелые руки» (кружок) |
|
15.30 – 16.10 |
|
15.30 – 16.10 |
|
|
|
Вокальная студия «Нотки успеха» (кружок) |
14.00−14.40 |
|
14.00−14.40 |
|
14.00−14.40 |
|
|
Театральная студия «Играем в театр» |
15.30-16.10 |
|
|
14.45-15.25 |
|
3.3. Система условий реализации основной образовательной программы дополнительного образования
Годовая циклограмма методической деятельности:
Содержание |
Месяц |
Ответственные |
Консультации посоставлению рабочихдополнительных общеразвивающих программ,календарно-тематическое планирование |
Сентябрь |
Заместитель директора по ВРР |
Экспертиза рабочихпрограмм педагоговдополнительного образования |
Сентябрь |
Заместитель директора по ВРР |
Оказание методической помощи в подготовке открытых занятий выставок, конкурсов, концертов |
В течение года |
Заместитель директора по ВРР |
Консультации по работе над методической темой педагогам дополнительного образования |
В течение года |
Заместитель директора по ВРР |
Посещения занятийпедагогов дополнительного образования споследующим анализом и самоанализом |
В течение года |
Заместитель директора по ВРР |
Научно-методические рекомендации по организации и мониторингу внеучебной деятельности |
В течение года |
Заместитель директора по ВРР |
Публицистическая литература. Периодическая литература (журналы, газеты) |
В течение года |
Заместитель директора по ВРР |
Методическое сопровождение программы
Методическое обеспечение образовательной программы включает в себя методы, дидактические принципы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. Методическое обеспечение программы включает в себя использование методической литературы и электронных ресурсов, а также наглядно-методических пособий
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий.
Выбор методов, средств, организационных форм обучения, и дидактических материалов определяется с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
В рамках реализации данной программы используются следующие педагогические технологии:
1. Технология коллективно-творческой деятельности при создании совместных работ позволяет ребенку научиться сотрудничать, взаимодействовать друг с другом, планировать совместную деятельность.
2. Информационно-коммуникативная технология активизирует детей на поиск информации и формирование креативного мышления через сотрудничество и совместную трансформацию полученных данных.
3. Здоровьесберегающие технологии позволяют развиваться воспитанникам с сохранением здоровья. Прививают детям полезные навыки здорового образа жизни через приучение к режиму смены работы и отдыха. Выполнение упражнений, физминуток, гимнастики для глаз, пальчиковых игр и занятий.
4. Игровые технологии делают обучение легким и приятным, освобождают детей от стрессового воздействия.
Методы работы:
1) словесные: рассказ, беседа, объяснение, поощрение;
2) наглядные: демонстрация образцов, показ приемов выполнения работы, примеры готовых образцов, работа по образцам;
3) практические: выполнение практических работ;
4) аналитические: сравнение с образцом, самоконтроль;
5) объяснительно-иллюстративный;
6) репродуктивный;
7) частично-поисковый.
Методы оценки результативности программ:
1) количественный анализ;
2) посещаемость;
3) отслеживание результатов работы каждого ребенка.
4) формирование новых навыков и умений;
5) анализ успешности деятельности и достижение целей;
6) диагностические материалы.
«Материально-техническое обеспечение:
1) оборудованные кабинеты, согласно нормам СанПин;
2) спортивный зал;
3) актовый зал;
4) мастерские для мальчиков и девочек;
5) футбольное поле с воротами;
6) столы;
7) стулья;
8) мольберты;
9) компьютеры;
10) аудиоаппаратура;
11) проектор.
Материалы для работы:
1) альбомные листы для рисования А4 и АЗ;
2) кисти беличьи;
3) цветные масляные восковые мелки;
4) краски акварельные, гуашь;
5) палитры;
6) простые карандаши;
7) цветные карандаши;
8) фломастеры;
9) цветная бумага;
10) цветной картон;
11) гелевые цветные ручки;
12) мелованный картон;
13) ножницы;
14) клей;
15) линейка;
16) нотные тетради;
17) мячи футбольные;
18) пиломатериалы;
19) ткань.
Методические разработки, пособия, дидактические материалы:
1) наглядные пособия (таблицы, репродукции);
2) личностный рост обучающихся в сфере познавательной и развивающейся деятельности;
3) результативность участия объединений дополнительного образования в смотрах, конкурсах, фестивалях.
Ожидаемые результаты программы
1) Личностный рост обучающихся в сфере познавательной и развивающейся деятельности;
2) Результативность участия объединений дополнительного образования в смотрах, конкурсах, фестивалях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которых ему предоставляют естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов быта, вполне могут быть и ценности дополнительного образования. Никто не имеет права лишать ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя. Достаточно выбрать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребенка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причем делать это прямо в школе, не обрекая ребенка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне. При этом,в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения, его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже определение его будущей профессии.
Наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс, пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка. Дополнительное образование призвано обеспечить дополнительные возможности для духовного, интеллектуального, физического развития, удовлетворению творческих и образовательных потребностей современного человека.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.