Методическая
разработка
«Эффективные приёмы улучшения техники чтения в начальных классах»
Автор: Петрова Елена Павловна, учитель
начальных классов
МБОУ ШР «СОШ №2», г.Шелехов, Иркутская обл.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Д. Дидро
Первостепенная задача современного учителя начальных классов - привить у ребёнка младшего школьного возраста интерес к книге, сформировать самостоятельность и читательскую активность.
Ни для кого не секрет, что читательская активность у большинства людей сегодня ограничивается просмотром страниц интернета, чтением смс-переписок, записей в социальных сетях. Младшие школьники в этом ничуть не уступают своим взрослым родственникам.
Все большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу.
А как все хорошо в начале их жизненного взросления. Малыши 3-4 лет очень любят, рассматривать книжки, слушать, как им читают интересные сказки перед сном. Стремятся как можно быстрее научиться читать самостоятельно.
Но что происходит потом? Почему резко снижается интерес детей к процессу чтения?
Учитель часто повторяет родителям, что чтение – залог успешного обучения в школе. И слышит в ответ от родителей, что ребёнок не хочет и не любит читать.
Одной из значимых причин является медленный темп чтения детьми и не умение читать осознанно.
Дети действительно не любят делать то, что требует особого напряжения, что сложно выполнить, и то, что у них получается плохо. Такая работа не приносит удовлетворения ребёнку, а ситуация неудачи подкрепляется недовольством взрослых. На всем этапе обучения чтению и педагогам, и родителям необходимо запастись терпением. Важно понимать, что даже если ребенок научится бегло читать, он может продолжать негативно воспринимать это занятие. В его памяти остаются неприятные воспоминания из прошлого, которые убивают всякое желание читать. Все дети разные, у каждого ребенка свой темперамент, быстрота реакции, свойства памяти. Всё это нельзя не учитывать.
Вопрос о том, как научить детей читать быстро, рационально и эффективно, интересует каждого учителя. Скорость чтения является самым важным фактором из числа, влияющим на успеваемость. Чем медленнее читает ребенок, тем больше времени ему понадобится на изучение материала или выполнение задания. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.
Как особый вид деятельности, чтение предоставляет большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития ребенка. Самостоятельность и читательская активность школьников – это составляющие понятия «читательская культура» - привычки к систематическому чтению, которая воспитывается у ребенка в семье, в школе, как на уроках, так и посредством занятий внеклассным чтение.
Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. Это один из основных способов приобретения информации. Овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием обучения в школе по всем предметам. Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность.
Оптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 – 150 слов в минуту. Для первоклассника к концу учебного года нормальным результатом считается скорость чтения от 25 до 40 слов в минуту. К окончанию 4 класса ребенок должен читать от 90 до 120 сл/мин и более.
Необходимость целенаправленной систематической работы над развитием и совершенствованием навыка чтения у младших школьников неоспорима.
Как же научить детей читать быстро, выразительно и в то же время правильно и осознанно?
Каждый учитель начальных классов в своей педагогической копилке имеют много приемов достижения результативности в обучении беглому чтению. Рассмотрим некоторые из них.
1 прием. Чтение со «шторкой»
Одна из проблем медленного чтения в начальной школе – это чтение текста с регрессиями, когда глаза совершают движение назад. Возвращаясь к прочитанному, ребенок сразу же забывает предыдущее, информация стирается из оперативной памяти.
Чтобы избежать возвращения к прочитанному, рекомендуется пользоваться «шторкой». «Шторкой» может служить небольшая открытка, визитка, вырезанный из плотной бумаги прямоугольник (4см х10 см).
Упражнение 1. «Чтение с горизонтальной шторкой».
Держим «шторку» в левой руке. Читаем текст, а «шторка» движется по строке слева направо. Когда ребёнок будет читать более уверенно, можно попросить его двигать «шторку» чуть быстрее, слегка опережая привычную скорость чтения.
Упражнение 2. «Чтение с вертикальной шторкой».
Берется любой текст с вертикальными колонками. При чтении текста, передвигаем «шторку» по колонке сверху вниз.
2 прием. «Жужжащее» чтение.
Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для этого целесообразно проводить ежедневные пятиминутки чтения на каждом уроке. У ребят должны быть на партах книги для дополнительного чтения.
Пятиминутки организовываются в начале урока. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения (вполголоса, чтобы не мешать друг другу, каждый в своем темпе). Через 2-3 минуты чтение прекращается и дальше идет обычный урок. Дети делают пометку в тексте, где остановились в чтении, чтобы на следующем уроке продолжить читать с этого места. Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения.
Используя эту технику, педагогам приходится сталкиваться с тем, что некоторые дети не читают, а только открывают рот.
3 прием. «Бинарное чтение».
Два ученика, находящиеся рядом, спокойно читают один и тот же текст. Происходит «сонастройка» друг с другом – читаем вместе, стараясь синхронизировать скорость чтения.
4 прием. «Буксир».
Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст шёпотом про себя, стараясь поспевать за учителем. Затем учитель прекращает читать. Учащиеся должны показать в тексте то слово, на котором остановился учитель.
Можно усложнить: читая текст, учитель постепенно увеличивает скорость чтения. Учащиеся также читают вслух, настраиваясь на скорость.
5 прием. «Ловушка» (работа со знакомым текстом).
Учитель читает известный текст и меняет в нем некоторые слова на синонимы. Задача учащихся услышать замену (хлопнуть в ладоши).
6 прием. «Чтение со счетом слов».
Учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные вопросы к тексту.
7 прием. «Чтение по кругу».
Дети читают небольшой текст – каждый произносит по одному слову друг за другом.
8 прием. «Очередь».
Сначала
текст читает учитель. Затем этот же текст читает ученик, либо этот текст
повторяет весь класс (спокойным голосом).
В этом упражнении важно имитировать интонацию, скорость, особенности
произношения слов, паузы. Данное упражнение является своего рода репетицией,
переходом к более плотному обучению выразительности чтения.
9 прием. «На одном дыхании».
Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
10 прием. «Чтение наоборот».
Берется любой текст. Его необходимо прочитать наоборот — справа налево.
11 прием. “Игра в прятки”.
Учитель начинает читать текст не сначала, а где попало, называя только страницу. Ученики должны найти и подстроиться под чтение учителя.
12 прием. «Чтение в темпе скороговорки».
Упражнение длится не более 30 секунд. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться.
13 прием. «Молния»
Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.
14 прием. “Спринт”.
Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на вопросы, которые учитель задал до чтения. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей». При этом он добавляет: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста в учебнике.
Перед чтением рекомендуется подготовить класс психологически, дать команды: «Приготовиться!», «Внимание!», «Марш!».
При обучении «Чтению-спринт» необходимо:
- Плотно сжимать губы и зубы;
- Читать только глазами;
- Читать как можно быстрей;
- Отвечать на вопросы к тексту.
15 прием. «Чтение перевернутого текста».
Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.
16 прием. “Мнимое слово”:
Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением.
17 прием. «ЧТЕНИЕ — РАЗВЕДКА»
Учащиеся на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на задания учителя:
-Найти в тексте нужное слово как можно быстрее (это тренирует вертикальное движение глаз по странице)
-Найти за 1 минуту слово на данную букву.
Учитель начинает читать предложение, например в середине текста, а ребёнок должен быстро найти и дочитать вместе с учителем.
18 прием. «Чтение с подсчетом слов».
Учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту.
19 прием. «Финиш».
Дети должны как можно быстрее молча прочитать текст до определенного слова или словосочетания. Сознательность чтения проверяется с помощью контрольных вопросов по содержанию прочитанного.
20 прием. «Спрятанные буквы»
Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:
- слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
- слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
- разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой).
21 прием. «День — ночь».
Школьникам предлагается читать с соблюдением команд. Как только учитель произносит: «День!» — дети приступают к чтению. Услышав команду «Ночь!» все закрывают глаза. Затем снова звучит слово «День!». После этого нужно найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение. Такое упражнение проводится в течение 5 минут. Следить по тексту пальцем нельзя.
22 прием. «Чтение с решетами».
23 прием. «Дикторское чтение».
Текст делится на части. Каждая часть закрепляется за определенным «диктором». Учащиеся самостоятельно готовятся к тому, чтобы показать образец выразительного чтения – поработать с артикуляцией, с интонацией, с громкостью и уверенностью. Это упражнение хорошо развивает коммуникативные навыки, если объединить детей в команды, предлагая каждой команде свой текст. Предложить каждой команде выбрать своего диктора и совместно подготовить «диктора» для выступления.
24 прием. «Соедини половинки слов».
1) Сделайте несколько списков слов из шести букв, разбитых пополам в две колонки. В каждой из них могут быть и первые, и последние половинки слов:
ОПТ |
ПАЛ |
(Ответ: оптика, паркет, баллон, курага, палата, корица, танкер, арахис, армада, пляска).
2) Соедини стрелками половинки слов между собой так, чтобы получились целые слова.
САМО |
БОЛ |
3) На уроке литературного чтения можно провести игру «Пословицы-перевёртыши»:
Я называю пословицу-перевёртыш, а вы должны догадаться о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.
1. На честном человеке ботинки мокнут. |
6. Товарищ спасается. А тебя бросает. |
25 прием. «Пол-арбуза»
Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.
Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.
Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.
Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.
На просторах интернета можно найти онлайн-тренажеры для развития скорочтения детей и взрослых:
readster.club — удобный ресурс, на котором удобно следить за скоростью чтения, менять ее и отслеживать прогресс на графике;
chtenie.net — тренажер, с 18 уровнями сложности и 5 скоростями;
skorochtenie.online — онлайн-проверка скорости чтения и понимания текста;
booksite.ru — еще один онлайн-тест, который проверяет только скорость чтения;
cepia.ru — тренировки по таблицам Шульте и Горбова-Шульте и другие тренажеры.
Еще один хороший прием - чтение перед сном. Пока человек спит, он находится под их впечатлением последних событий дня. Они фиксируются эмоциональной памятью. При заучивании наизусть мы обычно советуем ребенку: положи книжку под подушку. Эта рекомендация означает одно: почитай перед сном, чтобы это было последним впечатлением дня.
Нельзя забывать о принципе «Не навреди!» Рекомендуется соблюдать режим щадящего чтения. Автоматически этот режим создается при просмотре диафильмов: прочитал субтитры, посмотрел картину — отдохнул.
Список, используемых приемов можно продолжать бесконечно. Чтение является сложным актом. Прежде, чем заставлять ребенка больше читать, нужно обязательно выяснить исходные причины трудностей. Выяснив причину, можно браться за подбор тех приемов и методов, которые смогут помочь ребенку. Обучая детей чтению, необходимо в равной степени уделять внимание упражнениям, улучшающим технику чтения, и способствующим пониманию прочитанного. Все должно быть направлено на то, чтобы воспитать грамотного читателя. Главное – необходимо добиваться оптимальной деятельности каждого ребенка, опираясь на индивидуальные особенности учащихся, поддерживая их усилия.
Развивая навыки беглости чтения, важно помнить: мы одновременно должны развивать и познавательные психические процессы. Беглость чтения значима только в сочетании с ними. Чем правильнее чтение, тем выше его скорость. Чем быстрее идёт осмысление текста, тем успешнее работа по наращиванию темпа читаемого. Формирование навыка чтения оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие ребёнка.
Чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка. При этом важно учитывать, что, особенно на первых ступенях грамотного чтения, ситуации интереса окружающих, слушающих к чтению ребенка, оказывается в разы эффективнее и значимее множества развивающих приемов. Когда родители проявляют живой интерес к процессу чтения своего ребенка, на своем примере показывают значимость чтения, проявляют сдержанность, терпеливость, снисходительность и доброжелательность к ребенку, это является стимулом для него.
Учителя важно не забывать о стимулировании учащихся при обучении чтению. Каждый, пусть даже самый маленький успех ученика, должен быть отмечен учителем. Важно показать ребенку результаты его труда, вовремя похвалить, оценить его работу высокой отметкой. При такой организации процесса дети работают заинтересованно и увлеченно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева, М.С., Оморокова, М.И., Светловская, Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. - К., Педагогика, 2011.
2. Найденов, Б.С. Методика выразительного чтения - М., 2011.
3. Трубайчук Л.В. «Программа по формированию беглого и динамического чтения у учащихся начальных классов», - Челябинск. 1994г.
4. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению», - Москва. Просвещение. 1991г.
5. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников - М.: 2009.
6. Оморокова, М.И., Рапопорт, И.А., Постоловский, И.З. Преодоление трудностей – М., 2010.
7.
Агафонова
И. «Учимся думать», - Санкт-Петербург. 1996г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.