Технологическая карта урока русского языка"Местоимение"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения – Развитие умений определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.Технологическая карта
Иконка файла материала технологическая карта урока русского языка.docx
Технологическая карта урока русского языка  МЕСТОИМЕНИЕ  «Местоимение как часть речи» Учитель Класс  Предмет Вечко Наталья Илдаровна 3 «а» Русский язык Тема урока «Местоимение как часть речи» Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения  – Развитие умений определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных. Русский язык Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». Словарная работа. Упражнение   «Узнай   предмет».   Учитель   показывает   жестом   на   предметы. Ученики записывают слова, обозначают орфограммы: карандаш, фломастер, девочка, телевизор. – Укажите род имён существительных. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делатьвыводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. – Какие слова я могла бы употребить вместо имени существительного? (Они, он, она.) II. Формулирование  проблемы.  III. Открытие новых  знаний.   Работа в паре по учебнику. Упр. 289.  После чтения текста выполняют задания «по шагам». – Какие слова называют в тексте героя? – А какие – о чём он мечтает? – Выпишите эти слова в две группы. – Сформулируйте основной вопрос урока. (Как называются выписанные слова, кого они называют, заменяют в тексте, как сделать текст понятным?) – Сравните с формулировкой в учебнике (с. 196). – Давайте составим план урока. Учитель вместе с детьми составляет план урока. 1. Наблюдение. Упр. 290. Ученики   читают   предложения   в   упражнении   и   подставляют   необходимые местоимения. – Почему вам легко было справиться с этим заданием? –   Как   называются   слова,   которые   были   вашими   помощниками?   (Имена существительные.) – А без этих существительных­подсказок можно будет что­то понять? (Нет.) –   Вспомните   задание   в   предыдущем   упр.   289.   Проведите   эксперимент:   закройте первые части предложений. – Для чего были нужны слова, которые вы вставляли вместо точек? (Они заменяли эти существительные.) 2. Работа над понятием «местоимение». – Прочитайте информацию в рамке после упр. 290 и скажите, как называются такие слова.– Почему же они получили такое название – местоимения? – На какие вопросы отвечают местоимения? (кто? что?) –   Попробуйте   провести   «обратный»   эксперимент.   Вставить   «известные» существительные вместо местоимений. Что получится? – Зачем же нужны местоимения? (Чтобы избежать повторов.) Ответ на вопрос после вывода. (Ученики перечисляют местоимения, выделенные жирным шрифтом.) – Почему местоимения выделены жирным шрифтом? (Их нужно запомнить.) 3. Первичное закрепление – нахождение местоимений в тексте. Упр. 291. Сначала   ученики   ищут   местоимения,   потом   существительные,   которые   они заменяют. Запись в тетрадях: Гусь – он, берега – на них; гусь – я; гусь, гусёнок, гусыня – мы. 4. Работа с определением (с. 63). 1. Чтение определения про себя. 2. Беседа на выявление понимания. – Местоимение – это самостоятельная или служебная часть речи? – В чём особенность этой части речи? – Какие части речи заменяют местоимения? – Что значит «не называют, а указывают»? (Если нет существительных, мы не можем понять, что именно называется, но знаем, что речь идёт о человеке или предмете.) – Назовите ещё раз личные местоимения. – Сколько их? (8.) 5. Продолжение наблюдений над местоимениями. Упр.   292.   Выполняется   по   вопросам   в   задании.   Ученики   наблюдают,   какие местоимения указывают на участников диалога. Тот, кто начинает разговор, называет себя я. Это первое лицо, которое участвует в диалоге. На второго участника (второе лицо) диалога указывает местоимение  ты. Эти двое говорят о ком­то ещё, кто не участвует в диалоге (т.е. о третьих лицах): Маша – она, Саша – он. Работа со схемой (с. 64). –   Рассмотрите   силуэты   человечков.   Что   они   иллюстрируют?   (Кто   участники диалога.) – Прочитайте местоимения 1­го лица, 2­го лица, 3­го лица.– Сделайте вывод. 6. Работа с определением (с. 64). 1. Самостоятельное чтение про себя. 2. Беседа по вопросам: – Почему местоимения я, ты, он, мы и т.д. называют личными? (Они указывают на лицо или лица.) – Сколько местоимений 3­го л. ед.ч.? (3.) – Как вы думаете, с чем это связано? (С родом.) – Назовите местоимение 3­го л. ед.ч. ж.р. Какое у него окончание? (­а.) – А какое окончание у местоимений оно, он? (­о и нулевое.) Какая ещё информация о местоимениях содержится в тексте в рамке? (В предложениях местоимения изменяются.) – Как это проверить? Вспомните, на какие вопросы отвечают местоимения? (Задать вопросы.) –  Меня,   мне  –   это   новые   местоимения   или   формы?   (Это   формы,   так   как   так изменяется местоимение я: задаём вопросы кто? кого? кому?) – Попробуйте назвать формы местоимения ты. (Тебя, о тебе.) Ответы на вопросы после вывода. Работа в учебнике. 1.  Упр. 293 – развивается умение подбирать имена существительные, которые могут заменять личные местоимения 3­го л. ед.ч. Методическая   рекомендация  :  местоимения   3­го   л.   ед.ч.   м.р.   и   ж.р.   называются   лично­предметными, т.е. могут заменять как лица, так и предметы. Поэтому при подборе имён существительных важно подбирать названия не только предметов, но и лиц: он – мальчик, друг; она – ученица, красавица. Выполняется самостоятельно. Проверка коллективная. 2.  Упр.   294   –   развивается   умение   отличать   местоимения   от   других   слов,   а также местоимения единственного и множественного числа. Сначала   ученики   называют   лишнее   слово   и   объясняют,   почему   оно   лишнее. Потом записывают местоимения и указывают род и число. Запись: 1) Я (1 л., ед.ч.), ты (2 л., ед.ч.), он (3 л., ед.ч.). 2) Мы (1 л., мн.ч.), вы (2 л., мн.ч.), они (3 л., мн.ч.). 3) Он (3 л., ед.ч.), она (3 л., ед.ч.), оно (3 л., ед.ч.). 4) Ока, окно, око. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии  с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению  и целенаправленной познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. IV. Развитие умений.4. Умение работать в паре. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что нового вы узнали на уроке? – Запишите ключевые слова урока. (Местоимения, личные местоимения, 1­е, 2­е, 3­е лицо.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Итог урока. VI. Домашнее  задание. Упр. 1, с. 70–71. Представить информацию в рамках любыми удобными способами (опора, рифма, рисунок, схема), выучить таблицу личных местоимений на с. 64. Деятельность учеников:  Отличать местоимения от слов других частей речи.   Писать предлоги с местоимениями раздельно. Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования).

Посмотрите также