Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения
– Развитие умений определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.Технологическая карта
Технологическая карта урока русского языка МЕСТОИМЕНИЕ «Местоимение как часть речи»
Учитель
Класс
Предмет
Вечко Наталья Илдаровна
3 «а»
Русский язык
Тема урока
«Местоимение как часть речи»
Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения
– Развитие умений определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных.
Русский язык
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
Словарная работа.
Упражнение «Узнай предмет». Учитель показывает жестом на предметы.
Ученики записывают слова, обозначают орфограммы:
карандаш, фломастер, девочка, телевизор.
– Укажите род имён существительных.
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делатьвыводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
– Какие слова я могла бы употребить вместо имени существительного? (Они, он,
она.)
II. Формулирование
проблемы.
III. Открытие новых
знаний.
Работа в паре по учебнику.
Упр. 289.
После чтения текста выполняют задания «по шагам».
– Какие слова называют в тексте героя?
– А какие – о чём он мечтает?
– Выпишите эти слова в две группы.
– Сформулируйте основной вопрос урока. (Как называются выписанные слова, кого
они называют, заменяют в тексте, как сделать текст понятным?)
– Сравните с формулировкой в учебнике (с. 196).
– Давайте составим план урока.
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
1. Наблюдение.
Упр. 290.
Ученики читают предложения в упражнении и подставляют необходимые
местоимения.
– Почему вам легко было справиться с этим заданием?
– Как называются слова, которые были вашими помощниками? (Имена
существительные.)
– А без этих существительныхподсказок можно будет чтото понять? (Нет.)
– Вспомните задание в предыдущем упр. 289. Проведите эксперимент: закройте
первые части предложений.
– Для чего были нужны слова, которые вы вставляли вместо точек?
(Они заменяли эти существительные.)
2. Работа над понятием «местоимение».
– Прочитайте информацию в рамке после упр. 290 и скажите, как называются такие
слова.– Почему же они получили такое название – местоимения?
– На какие вопросы отвечают местоимения? (кто? что?)
– Попробуйте провести «обратный» эксперимент. Вставить «известные»
существительные вместо местоимений. Что получится?
– Зачем же нужны местоимения? (Чтобы избежать повторов.)
Ответ на вопрос после вывода. (Ученики перечисляют местоимения, выделенные
жирным шрифтом.)
– Почему местоимения выделены жирным шрифтом? (Их нужно запомнить.)
3. Первичное закрепление – нахождение местоимений в тексте.
Упр. 291.
Сначала ученики ищут местоимения, потом существительные, которые они
заменяют.
Запись в тетрадях:
Гусь – он, берега – на них; гусь – я; гусь, гусёнок, гусыня – мы.
4. Работа с определением (с. 63).
1. Чтение определения про себя.
2. Беседа на выявление понимания.
– Местоимение – это самостоятельная или служебная часть речи?
– В чём особенность этой части речи?
– Какие части речи заменяют местоимения?
– Что значит «не называют, а указывают»? (Если нет существительных, мы не можем
понять, что именно называется, но знаем, что речь идёт о человеке или предмете.)
– Назовите ещё раз личные местоимения.
– Сколько их? (8.)
5. Продолжение наблюдений над местоимениями.
Упр. 292. Выполняется по вопросам в задании. Ученики наблюдают, какие
местоимения указывают на участников диалога.
Тот, кто начинает разговор, называет себя я. Это первое лицо, которое участвует в
диалоге. На второго участника (второе лицо) диалога указывает местоимение ты.
Эти двое говорят о комто ещё, кто не участвует в диалоге (т.е. о третьих лицах):
Маша – она, Саша – он.
Работа со схемой (с. 64).
– Рассмотрите силуэты человечков. Что они иллюстрируют? (Кто участники
диалога.)
– Прочитайте местоимения 1го лица, 2го лица, 3го лица.– Сделайте вывод.
6. Работа с определением (с. 64).
1. Самостоятельное чтение про себя.
2. Беседа по вопросам:
– Почему местоимения я, ты, он, мы и т.д. называют личными?
(Они указывают на лицо или лица.)
– Сколько местоимений 3го л. ед.ч.? (3.)
– Как вы думаете, с чем это связано? (С родом.)
– Назовите местоимение 3го л. ед.ч. ж.р. Какое у него окончание? (а.)
– А какое окончание у местоимений оно, он? (о и нулевое.) Какая ещё информация о
местоимениях содержится в тексте в рамке?
(В предложениях местоимения изменяются.)
– Как это проверить? Вспомните, на какие вопросы отвечают местоимения? (Задать
вопросы.)
– Меня, мне – это новые местоимения или формы? (Это формы, так как так
изменяется местоимение я: задаём вопросы кто? кого? кому?)
– Попробуйте назвать формы местоимения ты. (Тебя, о тебе.)
Ответы на вопросы после вывода.
Работа в учебнике.
1. Упр. 293 – развивается умение подбирать имена существительные, которые
могут заменять личные местоимения 3го л. ед.ч.
Методическая рекомендация
: местоимения 3го л. ед.ч. м.р. и ж.р. называются
личнопредметными, т.е. могут заменять как лица, так и предметы. Поэтому при
подборе имён существительных важно подбирать названия не только предметов, но и
лиц: он – мальчик, друг; она – ученица, красавица.
Выполняется самостоятельно. Проверка коллективная.
2. Упр. 294 – развивается умение отличать местоимения от других слов, а
также местоимения единственного и множественного числа.
Сначала ученики называют лишнее слово и объясняют, почему оно лишнее.
Потом записывают местоимения и указывают род и число.
Запись:
1) Я (1 л., ед.ч.), ты (2 л., ед.ч.), он (3 л., ед.ч.).
2) Мы (1 л., мн.ч.), вы (2 л., мн.ч.), они (3 л., мн.ч.).
3) Он (3 л., ед.ч.), она (3 л., ед.ч.), оно (3 л., ед.ч.).
4) Ока, окно, око.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
IV. Развитие умений.4. Умение работать в паре.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Запишите ключевые слова урока. (Местоимения, личные местоимения, 1е, 2е, 3е
лицо.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Итог урока.
VI. Домашнее
задание.
Упр. 1, с. 70–71. Представить информацию в рамках любыми удобными способами
(опора, рифма, рисунок, схема), выучить таблицу личных местоимений на с. 64.
Деятельность учеников:
Отличать местоимения от слов других частей речи.
Писать предлоги с местоимениями раздельно.
Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования).