Методическая разработка "Экспериментальный музей естествознания одного дня"
Оценка 4.6

Методическая разработка "Экспериментальный музей естествознания одного дня"

Оценка 4.6
docx
20.11.2022
Методическая разработка "Экспериментальный музей естествознания одного дня"
В разработке представлен курс внеурочной деятельности естественно-научной направленности.
методичекаяразработка музей.docx

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Университетский лицей»

 г. Петрозаводска

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

Экспериментальный музей естествознания одного дня

2020-2021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

Ковалевская Инга Владимировна

Учитель начальных классов

Содержание

Введение………………………………………………………………………………… 3

Теоретическая часть.

Организация школьного музея………………………………………………………… 4

Практическая часть.

Из опыта работы………………………………………………………………………… 9

Приложение …………………………………………………………………………….  14

Список литературы…………………………………………………………………….   16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность.

В проекте Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» школьным музеям отведена особая роль.

В перечне обобщенных оценочных показателей выполнения задач отдельным пунктом указано: «Количество историко-патриотических, героико-патриотических и военно-патриотических, в том числе, краеведческих и художественных музеев».

По мнению Шмуратко Дмитрия Владимировича – кандидата исторических наук, абсолютно любой музей является патриотическим. Действительно, краеведческий музей – патриотический – поскольку воспитывает любовь к Родному краю; художественный музей – патриотический, поскольку знакомит с произведениями отечественного художественного гения; естественнонаучный музей – тоже патриотический, т. к. в его коллекции входят как достижения отечественной промышленности, так и сокровища родной природы и т. д.

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» обозначена цель «развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития». Ряд задач, определяемых Концепцией для решения поставленной цели, вполне успешно может быть реализован в формате работы школьного музея.

Школьный музей – это детский форум, семейный клуб, поле для неформальных коммуникаций участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей).

Школьный музей – это институт общественной социализации, где школьники впервые могут примерить на себя новые роли исследователя, эксперта, экскурсовода, дизайнера и т. д. В этой плоскости школьный музей реализует функции профессиональной ориентации и социальной практики учащихся.

Школьный музей – это элемент образовательной системы, инструмент интерактивного обучения, реальное воплощение принципов системно-деятельностного подхода, прописанного в ФГОС.

 

Теоретическая часть

Школьный музей – это пространство, в котором дети получают новые знания, принимают участие в образовательных мероприятиях, реализуют собственные идеи. И все это в неформальной доброжелательной атмосфере единомышленников. Наличие музея в школе – это дополнительные возможности сплотить детей, педагогов, родителей, привлечь интерес общественности, повысить рейтинг образовательной организации.

Виды школьного музея

1.      Музей-экспозиция (выставка). Выставочные предметы здесь, как правило, представлены в закрытых стеклянных витринах или шкафах. Музейный зал строго ограничен и предназначен исключительно для организации экскурсий по узкоспециализированным вопросам. Часто педагоги включают выставочные экспонаты в учебный процесс. Музей-экспозиция придает школе элитарность и маловажен для внеклассной, досуговой или кружковой деятельности.

2.      Музей-мастерская или студия. Обязательное условие – наличие в выставочном зале зоны для творческих занятий. По этой причине школы часто организуют такие музеи в кабинетах для уроков технологии или изобразительного искусства. Экспозиционные материалы не всегда представлены в границах одного помещения, иногда размещены в разных классах. Музей максимально вовлечен в образовательный процесс.

3.      Музей-лаборатория. Основное отличие от предыдущего вида – профиль выставочных экспонатов. Здесь представлены атрибуты исключительно естественно-научной и технической тематик. Часть экспозиции располагается в предметных кабинетах.  Выставочное пространство состоит из исследовательской лаборатории и специального оснащения.

4.      Музей-клуб или музей-театр. Выставочный фонд помогает работе внеклассной кружковой деятельности школы. В него входят театральные наряды, фото-, видео-, аудиоматериалы о кинематографе и театре, заметки печатных изданий о национальных обычаях и традициях разных стран. Музейные атрибуты используются в театральных постановках, на уроках географии, истории.

5.      Музей – адаптационный центр. Вид школьного музея для коррекционного образовательного учреждения. Здесь музей выполняет социально-психологическую функцию, например, формирование благоприятной атмосферы общения. Как правило, управляющий адаптационным центром имеет психологическое образование, обладает знаниями и навыками работы с девиантным детским поведением, сложными подростками, инвалидами. Задача музея – обеспечить доверительную коммуникацию, основанную на понимании и уважении.

6.      Музей – экскурсионное бюро. Экспозиционный фонд базируется на краеведческих, исторических данных региона или города. Музей одновременно выполняет роль экскурсионного бюро, которое организует выездные или стационарные лекции, экскурсии. Музей отлично дополняет сопутствующие учебные программы: например, краеведение, экологический туризм.

7.      Музей-игротека. В основе экспозиции – игры и игрушки, сделанные детьми, или переданные в дар. Для учеников младших классов руководство музея и педагоги проводят театрализованные обучающие уроки, выездные игровые мероприятия.

8.      Музейное кафе. В рамках музейной деятельности учащиеся знакомятся с культурой приготовления пищи, столовым этикетом, рецептами и обычаями разных народов, организуют тематические кулинарные мастер-классы и чаепития.

9.      Музей-ярмарка. Событийное мероприятие как вид досуга и предпринимательской деятельности. В торговый ассортимент входят изделия, изготовленные руками школьников.

В действительности современный школьный музей не придерживается строго одного жанра, а комбинирует их. Любой проект эффективнее развивается, если используются разные формы работы. Главное, чтобы принципы деятельности музея соответствовали специализации учебной организации, удовлетворяли творческие потребности детей, отражали историю региона и школы.

С чего начать создание музея

Существует ряд нормативных документов, регламентирующих создание и деятельность музея:

·         ФЗ «Об образовании в РФ», ФЗ «О музейном фонде и музеях РФ»;

·         «Положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)»;

·         Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;

·         Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 года № 613-н «Об утверждении профессионального стандарта “педагог дополнительного образования детей и взрослых”».

 

Обязательные условия для создания школьного музея:

·         музейный актив из числа учащихся и педагогов, с возможным привлечением родителей и местных жителей;

·         музейное собрание, составляющее фонд музея;

·         помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

·         интеграция деятельности музея в образовательно-воспитательный процесс.

Музейный фонд

Каждый экспонат обладает художественной ценностью, смысловой значимостью, характеризует среду обитания, этап развития эпохи. Существуют неформальные критерии отбора потенциальных экспонатов:

·         информативность – содержательное значение предмета;

·         аттрактивность – способность привлечь внимание посетителей;

·         экспрессивность – интенсивность влияния на эмоциональную сферу человека;

·         репрезентативность или представительность – преимущество перед аналогами.

Формирование фонда – непрерывный увлекательный процесс. Необходимо регулярно пополнять коллекцию, привлекая детей. Учащиеся с повышенным интересом принимают участие в поисковых работах, исследовании исторических архивов, создают экспонаты своими руками.

Помещение для школьного музея

Идеальное расположение выставки – теневая сторона здания. В противном случае нужно будет продумать защиту экспонатов от солнечных лучей: жалюзи, плотные шторы, раскидистые комнатные растения, деревья с внешней стороны здания.

В экспозиционном зале важно соблюдать температурный режим. Выставочные атрибуты нужно бережно хранить в герметичных витринах, размещать как можно дальше от отопительных приборов. Удачное место для габаритных предметов – в центре витрины чуть выше или ниже уровня глаз. Для мелких деталей выгодное расположение – ближе к зрителю и на высоте взгляда. Освещение должно быть направлено от зрителя к предметам выставки.

Деятельность и развитие школьного музея

Сотрудничество с краеведческими историческими учреждениями, архивными отделами, местными музееведами расширяет возможности школьного музея. Несмотря на его специализацию, важно использовать новые технологические инструменты, площадки, методы. Элементарный рекламный ход – группы в социальных сетях и индивидуальный сайт школьного музея.

Популярная ошибка начинающих:

·         пытаться поместить в экспозицию все экспонаты. Избыток материала рассеивает внимание посетителей, и таким образом снижается ценность каждого предмета.

·         Привлекая учащихся к работе музея, важно учитывать их индивидуальные интересы, принудительные меры недопустимы. В музейной деятельности царит разнообразие, каждому желающему найдется дело по душе.    

Основные преимущества Музея одного дня

-  Педагоги, дети и родители вносят разнообразие в развивающую предметно пространственную среду;

-  Дети – создатели и участники мини-музея;

- Экспонаты мини-музея можно трогать руками, использовать в образовательной и самостоятельной деятельности.

- Можно пригласить учащихся из других классов.

Требования при создании мини – музея:

•          При организации мини-музея следует помнить, что содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей.

•          Далее определяем цель создания мини-музея

•          Мини - музей — это «живой организм», где постоянно ведется поисковая работа.

•          Следующим нашим шагом - создание экспозиции.

При построении экспозиции мини-музея необходимо учитывать основные принципы:

ü  Принцип научности: любая экспозиция должна строиться на научной основе.

ü  Принцип предметности: основу экспозиции составляют подлинные предметы.

ü  Коммуникативно-информационный принцип: дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста.

ü  Принцип концентричности.

Трудности при создании мини – музея

Конечно, при создании мини-музея мы можем столкнуться с определенными трудностями, такими как:

•          Недостаточная материальная база

•          Высокие требования, предъявляемые к педагогу

•          Непонимание родителями значимости мини- музея для развития ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть. Из опыта.

Идея разработать Экспериментальный музей естествознания одного дня пришла от учеников. Свое начало она берет от занятий на кружке «Клуб Почемучек». На каждом занятии ребята ставили опыты и экспериментировали, изучали состав воды, воздуха, почвы. Все эти занятия вышли за рамки обычного кружка, им захотелось рассказать и показать это и другим классам. И, наконец, все это трансформировалось в создание Экспериментального музея естествознания одного дня.

Но такой музей можно создать и опираясь на учебную программу по окружающему миру, так как в темах по изучению воды, воздуха и почвы уже заложены простые опыты.

Именно от этого отталкивалась и я, разрабатывая программу кружка «Клуб Почемучек».  Она рассчитана на 2 года, членами кружка были учащиеся 2, 3, 4, классов. Я не ограничивалась учащимися из моего класса. Целью программы является: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности и создание для них условий, способствующих развитию их исследовательских умений и приобретения позитивного социального опыта.

Задачи:     

1.         ознакомить с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей;

2.         формировать первичные навыки проведения самостоятельных исследований, 

3.         организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать

и оценивать ее, презентовать результат;

4.         познакомить с культурой и историей родного края, традициями семьи;        

5.         развивать творческое, критическое мышление, умение работать с различными   источниками информации; расширить кругозор учащихся; 

6.         воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, бережное отношение к Родине, своему краю, семье.

Тематическое планирование – 3 класс

1 год обучения - 34 часа (1 час в неделю)

 

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения

Почемучки – 2 часа

1

Что такое доклад, выступление?

1

Беседа, диагностика

Введение. Способы мыслительной деятельности.

2

Делаем выводы

1

Тренинги

Вода - 6 часа

3,4, 5

Водные ресурсы Земли

3

Экскурсия, доклады

Водные ресурсы Земли.

Практическая часть включает в себя:

«Свойства воды и её состояние»; эксперименты  

6, 7, 8

Выращивание кристаллов

3

Эксперимент «Выращивание кристаллов»

Кристаллы и их происхождение.

Воздух - 6 часа

9, 10

Химия Земли

2

Просмотр фильма

Химические свойства Земли

Практическая часть включает в себя:

опыты «Химия вокруг нас» и т.д.

11, 12, 13, 14

Вулкан

4

Происхождение вулканов

Практическая работа «Изготовление модели вулкана»;

Природа и земля -14 часов

15, 16

Прошлое Земли

2

Экскурсия

 Древний растительный и животный мир Земли.

17, 18

Археология

2

Экскурсия, альбом Археология. «Археологические находки», 

19, 20

Загадки обычных животных

2

Работа с источниками информации

Домашние животные. «В мире путешественников» и т.д.

21, 22, 23

Жили-были динозавры

3

Альбом Динозавры

24, 25, 26

Животные нашего края

3

Мини-конференция Животные нашего края.

27, 28

Красная книга нашего края

2

выполнение проекта «Красная книга нашего края»;

Свет и зрение - 6 часов

29, 30

Компьютер

2

Практическая работа, работа с источниками информации, инструкция

. Свойства зрения и их использование в современном мире.

Практическая часть включает в себя:

 «Влияние компьютера и мобильного телефона на зрение детей», опыты «Свойства света» и т.д.

32, 31

Трехмерное изображение

2

Практическая работа, работа с источниками информации рассматривание трехмерных картинок;

33, 34

3D- эффект

2

 «Изготовление 3-D очков»,

 

 

Тематическое планирование – 4 класс

                                 2 год обучения – 34 часа (1 час в неделю)

 

                         Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения

Почемучки– 6 часов

1

Словарь исследователя

1

составление словарика исследователя и т.д.

Копилка исследователя, диагностика

Введение. Ученые. Научные открытия. Оборудование исследователя. Способы мыслительной деятельности. Признаки предметов.

Беседа, Тренинги

 

2

Цели, задачи, гипотеза

1

3

Суждения, умозаключения

1

4

Планирование

1

5

Оформление

1

Практическая работа, выставка

6

Защита

1

Мастер-класс

Вода – 6 часов

7

8

9

Осадки

3

Просмотр фильма, практическая работа

Свойства воды.

Практическая часть включает в себя:

практические работы «Образование осадков»

10

11

12

Фонтан

3

Практическая работа «Изготовление фонтана»;

Воздух – 4 часа

13

14

15

16

Химия Земли

4

Химические свойства Земли. Практическая часть включает в себя:

практические работы «Свойства воздуха», «опыты «Химия вокруг нас»

Природа и земля – 14 часов

17

18

19

20

Тайны камней

4

Выставка, экскурсия

Практическая часть включает в себя:

практическую работу «Полезные ископаемые Земли»;

21

22

23

Природные ресурсы Земли

3

Экскурсия в Музей геологии при Академии наук РК

24

25

26

27

Клуб путешественников

3

Фотовыставка», «В мире путешественников» и т.д.

28

29

30

31

Звездное небо

4

Экскурсия, альбом

Свет и зрение – 3 часа

32

33

34

Дорожные знаки

3

Экскурсия

Свойства зрения и их использование в современном мире.

Практическая часть включает в себя:

 «рассматривание трехмерных картинок;

 

Создание Музея

Всю работу мы разделили на этапы, подготовительный, практический, заключительный.

1.         Подготовительный этап.

1.1       В начале работы: педагог вместе с детьми и родителями определили тему и название мини – музея.

1.2       Выбрали место для размещения. Мы использовали учебный кабинет, так как Музей работал только на переменах и после урока.

 Вместе с детьми мы разработали правила поведения в музее:

1. В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками

2. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место

3. Экспонаты нельзя ломать

4. Можно и даже нужно задавать вопросы

2          Практический этап

2.1. Непосредственное создание педагогом, детьми и их родителями мини-музея: сбор экспонатов и информации о нём, оформление, приглашение гостей (учащиеся из других классов, родители), проведение образовательной деятельности, изготовление игр, макетов

2.2. Разработка тематики и содержаний экскурсий по музею, причем сами дети могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих экспонатах.

2.3. Выбор экскурсоводов.

 На этом этапе начинается работа с экспонатами, показ презентации Музея. Разрабатываются сообщения про каждый экспонат, так как экспонаты представляют разные экскурсоводы.

3.Заключительный (обобщающий этап).

3.1 Анализ деятельности мини - музея

Проводится торжественное «официальное» открытие Музея с приглашением родителей, учащихся из других классов.

По окончании экскурсии посетителям предлагается написать отзыв.

Анализ своей деятельности экскурсоводами.

Анализ об эффективности организации экскурсий.


 

Приложение

   

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Н.Н.Будюкина, С.Ф. Махрачев, Л.М. Фомина Музей образовательного

учреждения: вопросы организации, формы, методы, перспективы//

Н.Н.Будюкина, С.Ф. Махрачев, Л.М. Фомина: Учеб.-метод. пособие.–

Тамбов: ТОИПКРО, 20. – 53 с.

2. С.Ф.Махрачев, Л.М. Фомина Школьный музей// С.Ф. Махрачев,

Л.М.Фомина: Учеб.-метод. пособие.–Тамбов: ТОИПКРО, 2007. – 32 с.

3. Основы музееведения. – М.: 2005. – 475 с.

4. А.И.Пепрсин Краеведение и школьные музе// А.И. Персин: Учеб.-метод.

пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2006. – 110 с.

5. Н.И.Решетников Школьный музей и формы его деятельности//

Н.И.Решетников: Учеб.-метод. пособие.–М.: ФЦДТЮиК, 2015. – 252 с.

6. Н.И.Решетников Школьный музей и комплектование его собрания//

Н.И.Решетников: Учеб.-метод. пособие.– М.: 2005. – 112 с.

7. В.И.Туманов Школьный музей – хранитель народной памяти. – М.: 2006.

– 78 с.

8. Школьный музей: методические рекомендации по созданию и

организации деятельности музеев образовательных учреждений// Учеб.-

метод. пособие.– Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2007. – 90 с.

9. Э.А.Шулепова Основы музееведения// Э.А. Шулепова: Учеб.-метод.

пособие.– М.: Едиториал УРСС, 2005. – 44 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Университетский лицей» г

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Университетский лицей» г

Учитель начальных классов Содержание

Учитель начальных классов Содержание

Введение Актуальность. В проекте

Введение Актуальность. В проекте

Теоретическая часть Школьный музей – это пространство, в котором дети получают новые знания, принимают участие в образовательных мероприятиях, реализуют собственные идеи

Теоретическая часть Школьный музей – это пространство, в котором дети получают новые знания, принимают участие в образовательных мероприятиях, реализуют собственные идеи

Задача музея – обеспечить доверительную коммуникацию, основанную на понимании и уважении

Задача музея – обеспечить доверительную коммуникацию, основанную на понимании и уважении

Обязательные условия для создания школьного музея: · музейный актив из числа учащихся и педагогов, с возможным привлечением родителей и местных жителей; · музейное собрание, составляющее…

Обязательные условия для создания школьного музея: · музейный актив из числа учащихся и педагогов, с возможным привлечением родителей и местных жителей; · музейное собрание, составляющее…

Сотрудничество с краеведческими историческими учреждениями, архивными отделами, местными музееведами расширяет возможности школьного музея

Сотрудничество с краеведческими историческими учреждениями, архивными отделами, местными музееведами расширяет возможности школьного музея

Коммуникативно-информационный принцип: дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста

Коммуникативно-информационный принцип: дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста

Практическая часть. Из опыта.

Практическая часть. Из опыта.

Тема занятия Кол-во часов

Тема занятия Кол-во часов

Свойства света» и т.д. 32, 31

Свойства света» и т.д. 32, 31

Звездное небо 4 Экскурсия, альбом

Звездное небо 4 Экскурсия, альбом

На этом этапе начинается работа с экспонатами, показ презентации

На этом этапе начинается работа с экспонатами, показ презентации

Приложение

Приложение

Методическая разработка "Экспериментальный музей естествознания одного дня"

Методическая разработка "Экспериментальный музей естествознания одного дня"

Список литературы СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1

Список литературы СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2022