Методическая разработка "ИКТ технологии и их использование в начальной школе"
Оценка 4.9

Методическая разработка "ИКТ технологии и их использование в начальной школе"

Оценка 4.9
docx
26.10.2022
Методическая разработка "ИКТ  технологии и их использование в начальной школе"
ИКТ технологии и их использование в начальной школе.docx

ИКТ технологии и их использование в начальной школе.

         Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Главная цель внедрения ИКТ — появление новых видов учебной деятельности. Использование персонального компьютера, мультимедийных программ и устройств позволяет изменить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения учащимися учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации учебно- воспитательного процесса. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:  развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями овладевать практическими способами работы с информацией;  развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;  активизировать познавательную деятельность учащихся; проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);  индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребѐнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся. Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, воображение и фантазию. Новые информационные технологии обучения обладают и определенными дидактическими возможностями:  источник информации; повышают степень наглядности; организуют и направляют восприятие; наиболее полно отвечают интересам и запросам учащихся; создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации, положительную мотивацию;  это и дополнительный материал, выводящий за пределы обязательного уровня. Внедрение информационных технологий в учебный процесс рассматривается:  не как цель, а как еще один способ постижения мира учащимися; как источник дополнительной информации по предметам; как способ самообразования учителя и учащихся; как возможность реализации личностно — ориентированного подхода в обучении. Использование новых ИТ на различных уроках дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:  повышается интерес, мотивация учебной деятельности; осуществляется дифференцированный подход; каждый ученик становится субъектом процесса обучения;  за один и тот же промежуток времени объѐм выполненной работы намного больший; облегчается процесс контроля и оценки знаний; развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль). Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности. С живым любопытством дети воспринимают окружающую среду и все новое. Для восприятия учащихся начальных классов характерна ярко выраженная эмоциональность. В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. В роли такой наглядности можно использовать компьютер. Внедрение компьютеров перспективно, так как:  повышает эффективность проведения урока; организует режим индивидуального опроса; усиливает интерес учащихся к уроку.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств. Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового материала, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными и динамичными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, помогает «погрузить» ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она:  быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;  усиливает воздействие выступления. Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении. Использование программ-презентаций помогает психологически комфортно чувствовать себя учащимся на уроках. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все тонкости изучаемого урока. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаѐт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи. Интернет – новое информационное явление. Интернет:  расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета),  предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией,  дает возможности для профессионального роста,  открывает новые творческие возможности для учителя по подбору использованию дидактического материала,  позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся: обучающие программы, учебные игры и тесты по предмету. Достоинства использования Интернет-технологий можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия (―Я это видел!), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и трудоѐмко, так как возрастает роль и ответственность учителя. Ему всегда приходится находиться в поиске приѐмов и средств организации учебно — познавательной деятельности учащихся так, чтобы урок стал максимально информативным, продуктивным, а главное — незабываемым. Поэтому современный учитель должен быть компетентен:  владеть основными инструментами пользователя компьютера;  мультимедийными информационными источниками;ü  инструментами коммуникации;  ИКТ — средствами. Информационно — компьютерная компетентность находит своѐ отражение в учебно — воспитательном процессе начальной школы, поскольку обучение в начальной школе — это фундамент, на котором будет строится всѐ дальнейшее обучение ребѐнка. Использование ИКТ более полно развивает у учащихся творческие способности и навыки исследовательской деятельности, учит ребят работать с информацией, развивает коммуникативные способности, приобщает учащихся к достижениям информационного общества. Уроки с использованием ИКТ могут стать привычными для учащихся начальной школы, а для учителей - нормой работы — это, по — моему, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно — найти ту грань, которая позволит сделать урок по — настоящему развивающим и познавательным. Практическое использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе, как один из путей реализации ФГОС. В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. А мне кажется, эти слова о нѐм, о современном учителе, об учителе, который стремится вперѐд, который готов осваивать всѐ новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы. Задача каждого педагога заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Как повысить мотивацию школьников за счѐт внедрения ЭОР? Для справки: ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения и навыки, т.е. служить своего рода «раздаточным пунктом» готовых знаний, уже неактуально. Двадцать первый век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи, требующие умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения. Знание информационно-коммуникационных технологий значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Теперь перед учителями начальных классов ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса, который обеспечивает ученикам возможность:  создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступление с аудио- и видео-сопровождением и графическим сопровождением)  получение информации различными способами (поиск в сети Internet, работа в библиотеке и др.)  проведение экспериментов с использованием виртуально-наглядных моделей;  создание материальных объектов, в том числе произведений искусства;  обработка материалов с использованием технологических инструментов, проектирования и конструирования. В реализации всех этих задач учителям начальных классов должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР) 1. Особую помощь учителям окажут учебники с электронным приложением. Они помогут ответить на такие, всегда актуальные, вопросы:  как обучать;  как создать в классе соответствующую новому способу обучения образовательную среду; с помощью чего учить;  как наиболее эффективно реализовать поставленные ФГОС задачи. Электронные учебные пособия как же являются неотъемлемой частью современной системы образования. «Электронные учебные пособия» – этот термин в настоящее время слышал каждый преподаватель. Обычно под электронным учебным пособием понимают образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов. Поэтому применение электронных дидактических средств в учебном процессе призвано поддержать эффективность самостоятельной познавательной деятельности обучаемых, ведение диалога при решении учебных и прикладных задач, управления учением, совместного человекомашинного решения профессионально ориентированных задач. Следовательно, электронные учебные пособия должны быть основной частью программнометодического комплекса, обеспечивающего возможность выполнения различных видов работ. 2. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме. Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске. 3. Мобильный класс Мобильный компьютерный класс ICLab — универсальное, гибкое решение для образования, обеспечивающее ученикам удобный доступ к информационным технологиям. Главным преимуществом класса является возможность быстрого создания мобильной учебной среды с организацией индивидуальной и коллективной работы в классе. Программное обеспечение для организации совместной работы, входящее в состав мобильного класса позволяет организовать коллективную работу в классе с реализацией обратной связи с детьми.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики. Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:обеспечить положительную мотивацию обучения;проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;усовершенствовать контроль знаний;рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Вывод

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ; Повышение уровня использования наглядности на уроке; Повышение производительности учебно-воспитательного процесса; Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса; Рост качества знаний.


 

ИКТ технологии и их использование в начальной школе

ИКТ технологии и их использование в начальной школе

Внедрение информационных технологий в учебный процесс рассматривается: не как цель, а как еще один способ постижения мира учащимися; как источник дополнительной информации по предметам; как…

Внедрение информационных технологий в учебный процесс рассматривается: не как цель, а как еще один способ постижения мира учащимися; как источник дополнительной информации по предметам; как…

Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации

Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации

ИКТ — средствами. Информационно — компьютерная компетентность находит своѐ отражение в учебно — воспитательном процессе начальной школы, поскольку обучение в начальной школе — это фундамент,…

ИКТ — средствами. Информационно — компьютерная компетентность находит своѐ отражение в учебно — воспитательном процессе начальной школы, поскольку обучение в начальной школе — это фундамент,…

Internet, работа в библиотеке и др

Internet, работа в библиотеке и др

Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной…

Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2022