Методическая разработка: Использование инновационных технологий на уроках чеченского языка и литературы.
Оценка 5

Методическая разработка: Использование инновационных технологий на уроках чеченского языка и литературы.

Оценка 5
doc
29.04.2024
Методическая разработка: Использование инновационных технологий на уроках чеченского языка и литературы.
Использование инновационных технологий на уроках чеченского языка и литературы. (1).doc

       Использование инновационных техналогий на уроках чеченского языка и литературы.

                                             «Чтобы быть хорошим преподавателем нужно любить то что преподаёшь и любить тех каму преподаёшь…» (В.Ключевский)

  Нет в школе предмета важнее, чем родной язык и литература. Родной язык- язык матери, он впитывается в нас с молоком матери. На этом языке выражаем мы свои самые сокровенные мысли и чувства, слышим запахи родной земли. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка и составляет основу воспитания, обучения детей. Обучение законам родного языка в неразрывном единстве с нравственным и эстетическим воспитанием должно стать основным принципом работы учителя-словесника. Мы должны научиться получать радость от владения родным языком, который является для нас естественным инструментом общения с детства. Ведь человек через речь развивается интеллектуально и нравственно.

       Постижению красоты языка, его богатства и неисчерпаемых возможностей способствуют новые образовательные технологии, такие, как развитие критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП), проектная и исследовательская деятельность, тьюторство, технология «Портфолио».

РКМЧП предлагает систему конкретных методических приемов, которые могут быть успешно использованы и на уроках родного языка. Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных и воспитательных задач.

 

В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:  вызова; реализации смысла; рефлексии.

Их на уроке родного языка можно осуществить с помощью многих приёмов, например, "гроздьев" - кластеров. Например: урок литературы по теме: «Ненан б1аьрхиш» Сайдуллаева. Кластер – «Даймехкан яхь йолу к1ентий» (байракх, доьналла, майралла, сий, оьздангалла, тешам, собар, дозалла).  

 Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной письменной работе.

Главными задачами второй фазы технологии РКМЧП (фазы реализации смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, отслеживание собственного понимания вопроса.

На этой стадии происходит исследование языкового материала, анализ текста, что способствует развитию речевых, интеллектуальных, нравственных сторон личности ученика, созданию эмоционального настроя, повышению интереса к предмету.

 

На стадии реализации смысла могут быть использованы следующие приёмы:  ведение «Двойного дневника», «Чтение с остановкой», «Инсерт» (чтение с маркировкой, когда учащиеся делают пометки во время чтения текста, после чего заполняют таблицу, куда кратко заносят полученные сведения). Например, разбирая произведение начертить таблицу под названием «турпалхой», разделить на две части - «бакъ», «харц-беламе»,

      Одним из любимых приёмов на стадии рефлексии стал у наших учащихся приём написания синквейна.

Пример составления синквейна на уроке родной литературы в 6 классе по теме: «Некълацар» (Бексултанова М.)

1.Г1иллакх.                                                         

2.Оьзда, хаза.                                                

3.Воккхавево, хазахоьтуьйту, цецвоху.   

4.Г1иллакх ялсаманера схьадаьлла ду.      

5.Бахам.                                                        

     Народная мудрость гласит: «Без языка и колокол нем», а у нашего народа - «Без языка - нет нации». И долг учителя, обучает ли он русскому или родному языку, состоит в том, чтобы преподаваемый предмет для учащихся сделать действительно родным, кровным. А для этого необходимо проложить тропинку к сердцу каждого ребенка. Он должен овладеть языком непростым заучиванием, а осознанно, понимая лексическое значение каждого слова, каждого выражения. Для достижения этой цели, наиболее  эффективным является сравнительно-сопоставительный метод.

 

Например: комаьрша,  Даймохк {щедрый, Родина).

Как образовались эти слова, что они обозначают?

«Комаьрша» состоит из двух слов: ка-маьрша. Объясняю ребенку, что «ка» «куьг» (рука) - синонимичны. (ка ма етта сох) — Не трогай меня руками!), а «Маьрша» - значит «свободный, открытый» отсюда вывод: комаьрша-открытая, свободная рука (т.е. щедрая). «Даймохк» - дети понимают значение слова, но не знают его семантики (даймохк-земля отцов). Учащиеся начинают искать, вести диалог со старшими дома, читать литературу. И надо видеть блестящие глаза ребенка, которому улыбнулась удача.

На уроках литературы ищем аналогичные примеры: например; читаем строки из стихотворения Абузара Айдамирова, известного писателя и достойного сына чеченцев:

 

Беза хъо,  Нана — мохк,

      Дай баъхна латта.

Хъоьца ду сан ирс а, 

     Ас мел ен ойла.

 

          Этот же смысл находим у любимого М.Лермонтова, читая:

 

                                                        Как сладкую песню отчизны моей,

                                                      Люблю я Кавказ!

 

Синтаксис чеченского языка во многих вопросах или разделах дублирует синтаксис русского языка. Но в школьной грамматике в разделе синтаксис цементирующим является определение главных членов предложения. Поэтому при синтаксическом разборе в первую очередь находят сказуемое (эта отличительная особенность в чеченском синтаксисе).

Подлежащее в чеченском языке выражено именительным (ц1ерниг), эргативным (дийриг), местным ( меттигниг) или дательным ( доланиг) падежам. Очень важно показать учащимся эту отличительную, специфическую особенность чеченского языка (на русском языке подлежащее - в именительном падеже). На таком элементарном примере показывая богатство и возможности чеченского языка, дети сами чувствуют за собой ответственность учить, развивать свой родной язык, преумножать его.

Активизируя познавательную и мыслительную деятельность учащихся через новые технологии обучения, осуществляя межпредметные связи, стараюсь превратить каждый урок в увлекательную страну открытий, включая всех учащихся в учебный процесс. Через познание интересного в обыденном, необыкновенного в обыкновенном, игровые моменты, самостоятельную работу,  прививаю своим воспитанникам любовь к учению, а в отдельности, чеченскому языку и литературе, к обычаям, традициям  вайнахского народа. Ведь светлое в этой жизни от учителя - бескорыстного слуги Истины, Мудрости, Добра и  Мира!

   Сайн къамел дерзо лаьа суна  вайн дайша дитинчу весетан дикачу дешнашца: «Вота мел йоккха елахь а, цуьнан тата хезар дац, иза тухуш стаг вацахь, 1илма мел к1орга делахь а, нахана хуур дац, нагахь иза дуьйцуш стаг вацахь».

  Мучураева Р.Т.

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

    


Скачано с www.znanio.ru

Использование инновационных техналогий на уроках чеченского языка и литературы

Использование инновационных техналогий на уроках чеченского языка и литературы

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной письменной раб оте

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной письменной раб оте

Например: комаьрша, Даймохк {щедрый,

Например: комаьрша, Даймохк {щедрый,

Активизируя познавательную и мыслительную деятельность учащихся через новые технологии обучения, осуществляя межпредметные связи, стараюсь превратить каждый урок в увлекательную страну открытий, включая всех учащихся в…

Активизируя познавательную и мыслительную деятельность учащихся через новые технологии обучения, осуществляя межпредметные связи, стараюсь превратить каждый урок в увлекательную страну открытий, включая всех учащихся в…

Методическая разработка: Использование инновационных технологий на уроках чеченского языка и литературы.

Методическая разработка: Использование инновационных технологий на уроках чеченского языка и литературы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2024