Методическая разработка из опыта работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность)
Оценка 4.8

Методическая разработка из опыта работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
03.06.2023
Методическая разработка  из опыта работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся  (читательская грамотность)
Методическая разработка из опыта работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность)
Методическая разработка.docx

Методическая разработка

 из опыта работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся

 (читательская грамотность)

Иоганн Гете: «Эти добрые люди и не подозревают,

 каких трудов и времени стоит научиться читать.

Я сам на это употребил 80 лет и все не могу

сказать, чтобы вполне достиг цели».

 

     А.А.Леонтьев говорил, что «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

     Одной из составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

     Качество уроков в начальных классах – важнейшая проблема каждой школы. Наши ученики уже с первых уроков встречаются с авторскими образами, которые вызывают у них различные чувства, эмоции. Дети реагируют на них или добрым отношением, или неприятием, или вопросами, обращёнными к тексту, а значит, к самому автору. Это положительные симптомы, от которых можно отталкиваться в дальнейшей работе. Задача учителя - организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами-сформировать читательские умения и навыки.

      На первом этапе ученики в начальных классах знакомятся с текстом для чтения, а значит, его осмысления и понимания. Затем предлагается задать вопросы, которые возникли в процессе чтения. Можно услышать вопросы-удивления, вопросы-предпонимания. Ученики с учителем становятся исследователями. Важно учить детей слышать голос автора, чувствовать его неповторимый язык, улавливать особенности стиля.

     В результате систематической работы над развитием такой составляющей как читательская грамотность, ребята научатся понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; находить необходимую информацию в прочитанных текстах; задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; оставлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

     На конкретном литературном материале покажу способы первичного восприятия произведения, предложенного ученикам для исследования, проникновения в его внутренний мир, знакомства с содержание и формой текста.

 

 

 

Технологическая карта урока

Учитель: Лобанова Ирина Николаевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

Тема

Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Планируемые результаты

Личностные УУД:

положительное отношение к учебной деятельности; представление об общих нравственных категориях, моральных нормах; самоанализ и самоконтроль результатов; умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции; выражать эмпатию, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках.

Метапредметные УУД:

 Регулятивные: планировать собственные действия  и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, выполнять учебные действия в устной и письменной форме; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником; работать по предложенному учителем плану; осуществлять самоконтроль, оценивать результаты своей деятельности

Познавательные: выделять существенную информацию из текста; извлекать информацию из иллюстраций; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; проводить сравнение по заданным критериям; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные: корректно строить речь; работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения; владеть диалогической формой речи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

Предметные: читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, активизировать «вдумчивое чтение», составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне; соотносить поступки героев с нравственными нормами

Основные понятия

Определение отношения к оловянному солдатику, использование цитат для доказательства своего мнения

Межпредметные связи

ИЗО, музыка

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

 

 

- Литературное чтение. 3 класс - карточки с заданиями

- слайд-презентация

- лист самооценки

Технология:

Проблемно-диалогическая

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

 

Планируемые результаты

Предметные

Личностные и метапредметные УУД

I. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у  учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

1. Организационный  момент

-Здравствуйте, ребята и гости!

-Ребята, какое у вас настроение?

 - Я рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся в очередное путешествие по Великой стране Литературного чтения. Удачи нам!

 

 - Наш урок будет посвящён открытию новых знаний.

-На партах у вас листы самооценки, в которых будем фиксировать оценку своей работы на этапах урока.

2. Речевая разминка

-Начнём урок с дыхательной гимнастики и упражнений на развитие чёткости произношения и подвижности речевого аппарата.

1. Дыхательная гимнастика. Выполняем по 2 раза.

  -  Упражнение «Свеча».

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Смотрите внимательно. Сначала читайте отрывисто, чётко, затем в обычном темпе, плавно.

Делятся своим настроением (пользуются словарём настроения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют разминку (каждое упражнение по 2 раза).

1.      Вдох носом – выдох через рот.

Вдох – задержка дыхания – выдох.

 Вдох – выдох порциями.

2.      Упражнение «Свеча» (Сделав глубокий вдох –выдыхают медленно. Глубоко вдохнув, останавливаются и медленно дуют на пламя воображаемой свечи. Глубокий вдох, секундная задержка дыхания, затем короткими толчками выдыхают: фу-фу-фу.)

3.      Читают с доски:

ОИЭ             АОЕЯ

ЯОЮ           АЮОЕ

ЫЯЮ          УЕЮУ

       ЕАЕИО

      ЭЁЮЯУ

      ЮАУОЮ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Положительное отношение к учебной деятельности (Личностные УУД);

 

 

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися

1. Проблемный диалог

- Как называется раздел учебника, который мы изучаем?

 - Какие сказки называют авторскими?

У вас на партах лежат карточки с буквами. Узнайте фамилию автора, над чьим произведением мы сегодня будем работать. Для этого вычеркните «лишние» буквы, оставьте только русские буквы. Будем работать в парах. Не забываем о правилах работы в паре.

 (После работы в паре, 1 человек у доски показывает, как он действовал на карточке)

- Правильно, это Андерсен Ханс Кристиан.

 - Оцените свою работу на листах самооценки под цифрой 1 по 5-бальной системе.

 

 

 

 

 

 

 - Какую сказку Х.К. Андерсена вы читали дома?

Значит, какая тема урока сегодня?

 

 - Дома вы познакомились со сказкой. Давайте вспомним её содержание и одновременно проверим себя, вдумчиво ли вы читали.

 - Для этого предлагаю небольшой тест. Перед вами лежит чистый лист бумаги, положите его перед собой и отмечайте  правильный вариант ответа.

Потом будет самоконтроль.

(На слайд-презентации вопросы в виде теста с самоконтролем.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- На листах самооценки под цифрой 2 оцените себя.

 - Сказка называется «Стойкий оловянный солдатик». Как вы понимаете значение слова «стойкий»?

- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «стойкий» означает – прочный, неослабевающий, непоколебимый, упорный, твёрдый характером.

 - Почему автор своё произведение не назвал просто «Оловянный солдатик», а применил прилагательное «стойкий»?

 

 

- Значит, целью нашего урока будет обоснование  и подкрепление примерами из текста стойкости оловянного солдатика.

Физминутка.

 - Но прежде отдохнём.

 - Игра в солдатики – самая любимая игра мальчишек всех времён и народов. Об этом можно судить не только по сказке Х.К. Андерсена, но и по музыкальной пьесе Р.И. Чайковского. Я предлагаю послушать «Марш деревянных солдатиков из детского альбома, представить, что эти солдатики оживают под звуки марша и начинают двигаться. Слушайте и показывайте, как это могло быть.

 - Спасибо, вы были похожи на оживающих солдатиков, уверенно держались, стойко.

 

- Авторские сказки

 - Их написал, сказочник, автор известен.

- Ребята вычёркивают «лишние» буквы

SАDНFДGЕJРLСWЕQНN и прочитывают получившееся слово АНДЕРСЕН

 

Лист самооценки   _________

№ п/п

Баллы

1.

1

2

3

4

5

2.

1

2

3

4

5

3.

1

2

3

4

5

4.

1

2

3

4

5

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я…

3. Урок для меня показался…

4. За урок я…

5. Мое настроение…

6. Материал урока мне был…

7. Домашнее задание мне кажется…

 «Стойкий оловянный солдатик».

 

Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

 

1.Все вы знаете сказку «Стойкий оловянный солдатик»? По сказке мы знаем, что мальчику подарили 25 оловянных солдатиков, все они были одинаковы, кроме одного. Чем же отличался 25-тый оловянный солдатик от своих братьев?

А. У него была одна рука.

Б. У него была одна нога.

В. Он был меньше всех ростом.
Г. Он был больше всех ростом.

2. Из какого предмета кухонного обихода отлили стойкого оловянного солдатика и его братьев из сказки Андерсена?
А.Миска.
Б.Вилка.
В. Кружка.

Г.Ложка

 

3.Кого в сказке Андерсена полюбил стойкий оловянный солдатик?

А. Бумажную балерину.

Б. Маленькую разбойницу.
В.Снежную королеву.
Г. Дюймовочку

4.Сколько братьев было у оловянного солдатика в сказке Г.К. Андерсена?

А.3.
Б.6;
В. 12;

Г. 24.

5. Куда отправили мальчишки солдатика?

А.В путешествие

Б. В плаванье

В. В лес

Г.Домой

6.Где   кухарка нашла   оловянного солдатика?

А. В коробке

Б. На полке

В. В брюхе рыбы

Г. В норке мышки

7. Кто швырнул стойкого оловянного солдатика в печку?

А. Тролль

Б. Ветер

В. Кухарка

Г. Мальчик

8. «Это всё, что осталось от стойкого оловянного солдатика и прекрасной плясуньи.» Что от них осталось?

А.  След

Б. Комочек олова

В. Комочек  угля

Г. Память

 

Ребята оценивают себя.

 

Ребята высказывают свои предположения.

 

 

 

 

 

Ребята высказывают свои предположения. (Солдатик прошёл много испытаний, где показано, что трудности его не сломали.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята подбирают движения и начинают подражать солдатикам.

Самоанализ и самоконтроль результатов (Личностные УУД);

 

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем (Коммуникативные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Изучение нового материала. Поиск решения проблемы.

Цели:

-организовать обсуждение  порядка событий

1. Мини-исследование

- Чтобы говорить об испытаниях, нужно открыть учебник и зрительно пробежать по тексу, восстановить порядок событий. Даю вам на это несколько минут.

2.Составление алгоритма

- Мы говорили, что много трудностей, испытаний выпало солдатику. Восстановим события по порядку. Пользуемся учебниками, содержанием текста. (На доске напечатаны события).

 

 

 

 

 

 - Оцените свою работу на листах самооценки под цифрой 3.

 

 

Ребята открывают учебники и зрительно пробегают по тексту.

 

Ребята восстанавливают карточки с событиями по порядку.

1.      Его отливали последним.

2.      Выпал из окна

3.      Отправился в плавание.

4.      Встреча с крысой.

5.      Проглотила рыба.

6.      Возвращение.

7.      Растаял и сплавился.

 

Составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне

Слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; (Познавательные УУД)

Планировать собственные действия  и соотносить их с поставленной целью (Регулятивные УУД)

Выполнять самооценку (Личностные УУД)

IV. Применение нового знания. Самостоятельная работа. Реализация построенного алгоритма.

Цель:

-организовать работу в группах

Цель:

-проверить умение  работать с информацией;

-организовать выполнение самопроверки, самооценки

 

1. Первичное закрепление с проговариванием.

1. Работа в группах.

 - А теперь поработаем в группах. Объединитесь в 3 группы. Не забывайте о правилах работы в группе.

- Подойдите по 1 представителю от группы. У меня на столе лежат иллюстрации к пунктам плана

1 группа  - выберите те иллюстрации, которые соответствуют 1 и 2 пунктам плана.

2 группа - выберите те иллюстрации, которые соответствуют 3 и 4 пунктам плана.

3 группа - выберите те иллюстрации, которые соответствуют 5 и 6 пунктам плана.

 - Садитесь на места. Члены вашей группы пусть рассмотрят выбранные вами иллюстрации и решат, согласны они с вами или нет.

- Все иллюстрации выбраны правильно?

 - Тогда приступим к самостоятельной работе. У каждой группы своё событие. Найдите в тексте подтверждение того, как проявлял свою стойкость во время испытаний солдатик. Приготовьтесь выйти к доске, прикрепить соответствующую иллюстрацию и правильно, выразительно прочитать фрагмент.

 - Спасибо всем группам. Оцените свою работу на листах под цифрой 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Оцените свой вклад при работе в группе на листе самооценки под цифрой

Осталось последнее испытание, где солдатик растаял и сплавился. Этот фрагмент мы не зачитаем, а посмотрим мультипликационный фильм.

- Вот и закончилась сказка. Так почему же Х.К. Андерсен назвал свою сказку «Стойкий оловянный солдатик»

 

 

Ребята объединяются в группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая группа выясняет, справился их представитель с заданием или нет.

 

После того, как все группы готовы, выходят по 1-2 представителя и подтверждают фрагментом из текста.

1.

2.

Итог: «стойкий» – верен себе и чести солдата до последнего.

3.

4.

Итог: «стойкий» - держится стойко по правилам военного человека, мужественный.

5.

6.

Дети делают вывод: способен переносить страдания и не показывать свои чувства другим.

Дети оценивают себя.

 

(Просмотр концовки м/фильма)

 

 

 

 

Солдатик во время приключений всегда держался стойко силой духа.

Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотносить поступки героев с нравственными нормами

Находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;  (Коммуникативные УУД)

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, выполнять учебные действия в устной и письменной форме; (Регулятивные УУД)

Выполнять самооценку (Личностные УУД)

Учитывать различные мнения, ориентироваться на позицию партнёра (Коммуникативные УУД)

Работать по предложенному учителем плану

(Регулятивные УУД).

V.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

- Счастливый конец у сказки?

 

- Предлагаю дома порассуждать над вопросом: Почему герои сказки Х.К. Андерсена гибнут?

Организую самооценку учебной деятельности.

- На листах самооценки есть небольшая анкета. Проанализируйте своё состояние на уроке, деятельность и её результаты.

- Благодарю всех за работу на уроке!

И да, и нет. Танцовщица и солдатик были вместе, но одно мгновение – перед гибелью.

 

 

 

Выполнять самооценку (Личностные УУД)

Уметь оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД)

Высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию

(Коммуникативные УУД)

 

Список литературы

  1. Интернет-ресурсы: standart.edu.ru/attachment.aspx?id=370‎
  2. https://infourok.ru/statya-chitatelskaya-gramotnost-kak-klyuch-ko-vsem-vidam-funkcionalnoj-gramotnosti-5607858.html
  3. Кудина Г.Н. «Диалог» читателей с автором на уроках литературы./ / Психологическая наука и образование. 1996, №2.
  4. Чтение художественного текста как читательское сотворчество. / / Искусство в школе. 1992, №2.

 

Методическая разработка из опыта работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность)

Методическая разработка из опыта работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность)

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Межпредметные связи ИЗО, музыка

Межпредметные связи ИЗО, музыка

Технология проведенияДеятельность учителя

Технология проведенияДеятельность учителя

Смотрите внимательно. Сначала читайте отрывисто, чётко, затем в обычном темпе, плавно

Смотрите внимательно. Сначала читайте отрывисто, чётко, затем в обычном темпе, плавно

Оцените свою работу на листах самооценки под цифрой 1 по 5-бальной системе

Оцените свою работу на листах самооценки под цифрой 1 по 5-бальной системе

На листах самооценки под цифрой 2 оцените себя

На листах самооценки под цифрой 2 оцените себя

Почему автор своё произведение не назвал просто «Оловянный солдатик», а применил прилагательное «стойкий»? -

Почему автор своё произведение не назвал просто «Оловянный солдатик», а применил прилагательное «стойкий»? -

Цели: -организовать обсуждение порядка событий 1

Цели: -организовать обсуждение порядка событий 1

Первичное закрепление с проговариванием

Первичное закрепление с проговариванием

Оцените свой вклад при работе в группе на листе самооценки под цифрой

Оцените свой вклад при работе в группе на листе самооценки под цифрой

IV . Применение нового знания

IV . Применение нового знания

Список литературы Интернет-ресурсы: standart

Список литературы Интернет-ресурсы: standart
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2023