Методическая разработка к открытому уроку "Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем"
Оценка 4.7

Методическая разработка к открытому уроку "Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем"

Оценка 4.7
Мероприятия +2
docx
биология +1
8 кл—11 кл +1
23.06.2021
Методическая разработка к открытому уроку "Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем"
Данная методическая разработка составлена с целью демонстрации методики эффективного усвоения материала за счет обеспечения качественного учебно-методического оснащения процесса обучения и воспитания; повышения познавательного интереса студентов путем активизации непроизвольных процессов памяти при использовании мультимедийного оборудования в процессе обучения; использования межпредметной интеграции на примере применения знаний анатомии и физиологии. Методическая разработка составлена для проведения теоретического занятия по теме «Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем» по дисциплине «Анатомия и физиология человека» со студентами 2 курса, обучающимися по специальности 34.02.01Сестринское дело. Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01Сестринское дело. В процессе обучения используется образовательная технология: практико-ориентированное обучение с элементами проблемного обучения; используются следующие методы и приемы обучения: беседа, объяснение, инструктаж, демонстрация, осуществляется комбинированный метод контроля. Особенностью данной разработки является возможность проведения занятия в дистанционном режиме с применением электронных средств обучения.
Методическая разработка к уроку Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем.docx

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: «Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем»

 

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплина: Анатомия и физиология

Специальность: Сестринское дело

Преподаватель: Дмитриева О.М.

 

 

 

 

 

 


РАССМОТРЕНО                                                   СОГЛАСОВАНО                                        

на заседании ЦК                                                 Методист

протокол от «___»_________2021 г.                    _____________А.Г.Чинчикова 

№________

Председатель:

____________Мишон Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Автор-составитель Дмитриева Ольга Михайловна, преподаватель медицинского колледжа РУТ (МИИТ)

                                                                      



Аннотация

Основной целью курса «Анатомия и физиология человека»  является овладение студентами системой знаний по анатомии и физиологии, необходимых для изучения специальных клинических дисциплин.  Занятие относится к разделу: «Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем», в рамках которого студенты изучают учение И.П. Павлова об анализаторах, отделы сенсорной системы: периферический, проводниковый, центральный, общие вопросы анатомии и физиологии зрительной и слуховой систем. Сохранение зрения и слуха является одним из важнейших условий активной деятельности человека. Важность изучения темы объясняется тем, что уровень глазной заболеваемости и слабослышания довольно высок. Эти заболевания в значительной мере ограничивают возможности человека, отражаются на его психоэмоциональном состоянии, особенно в тех случаях, когда потеря зрения или слуха возникла в раннем возрасте и носит выраженный характер. Все сказанное диктует необходимость постоянной заботы всех медицинских работников о сохранении зрения, умения оказывать первичную медицинскую помощь при заболеваниях и повреждениях глаза, активно осуществлять профилактику глазной и ушной патологии и  реабилитацию.

Данная методическая разработка составлена с целью демонстрации методики эффективного усвоения материала за счет обеспечения качественного учебно-методического оснащения процесса обучения и воспитания; повышения познавательного интереса студентов путем активизации непроизвольных процессов памяти при использовании мультимедийного оборудования в процессе обучения; использования межпредметной интеграции на примере применения знаний анатомии и физиологии. Методическая разработка составлена для проведения теоретического занятия по теме «Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем» по дисциплине «Анатомия и физиология человека» со студентами  2 курса, обучающимися по специальности 34.02.01Сестринское дело. Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по  специальности 34.02.01Сестринское дело. В процессе обучения используется образовательная технология: практико-ориентированное обучение с элементами проблемного обучения; используются следующие методы и приемы обучения: беседа, объяснение, инструктаж, демонстрация,  осуществляется комбинированный метод контроля. Особенностью данной разработки является возможность проведения занятия в дистанционном режиме с применением электронных средств обучения.

Цели занятия:  

-образовательная: изучить общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем, строение зрительного и слухового анализаторов

-развивающая: способствовать развитию познавательной деятельности учащихся в ходе занятия

-воспитательная: воспитание профессиональной заинтересованности учащихся

Задачи урока:

Образовательные:

1.                     изучить общий план строения анализаторов

2.                     систематизировать знания об органах чувств (зрение и слух)

3.                     научить применять на практике знания о сохранении зрения  и слуха

Развивающие:

1.                     содействовать развитию умения  планировать и организовывать  работу, последовательно и рационально излагать мысли

2.                     создавать условия для  развития  умения слушать и вести диалог

3.                     совершенствовать умения работы с источниками знаний

4.                     развивать  воображение, память

5.                     способствовать  формированию  умений  обобщать, выявлять  главное,  делать выводы

Воспитательные:

1.                     пробудить интерес к дисциплине и стремление к качественному овладению материалом

2.                     воспитать профессиональной заинтересованности учащихся

3.                     формировать научное мировоззрение

Планируемые образовательные результаты занятия:

Студент должен знать:

-                       строение анализаторов и сенсорных систем человека (зрения и слуха), их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой;

-                       правила гигиены зрения и слуха

Студент должен уметь:

-                       применять знания о строении и функциях органов зрения и слуха при оказании сестринской помощи;

-                       соблюдать правила гигиены данных органов

 

УМЕТЬ ПОКАЗАТЬ НА ТАБЛИЦАХ

Орган зрения

1.                     Роговица глазного яблока

2.                     Склера

3.                     Радужная оболочка

4.                     Реснитчатое тело

5.                     Собственно сосудистая оболочка

6.                     Сетчатая оболочка

7.                     Хрусталик

8.                     Стекловидное тело

9.                     Передняя камера глаза

10.                 Задняя камера глаза

11.                 Слёзная железа

12.                 Мышцы глазного яблока

 

Орган  слуха

1.                     Ушная раковина

2.                     Наружный слуховой проход

3.                     Барабанная перепонка

4.                     Слуховые косточки

5.                     Слуховая труба

6.                     Улитка внутреннего уха

7.                     Вестибулярная мембрана улитки

8.                     Основная мембрана улитки

9.                     Вестибулярная лестница улитки

10.                 Барабанная лестница улитки

11.                 Улитковый проток

12.                 Кортиев орган улитки

13.                 Полукружные каналы внутреннего уха

14.                 Преддверие внутреннего уха

15.                 Мешочек и маточка преддверия

 

Формирование общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

 

Основные термины, понятия:

Аккомодация – способность глаза фокусироваться на предметах, находящихся на разном расстоянии.

Анализаторы (сенсорные системы) - это системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражения.

Гигиена – раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья.

Зрение – способность видеть, сложный психофизиологический процесс, который осуществляется с помощью зрительного анализатора.

Рецептор – это специальные образования, преобразующие энергию внешнего раздражения в специфическую энергию нервного импульса.

Роговица - передняя часть наружной оболочки глаза

Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.

Физиология -  наука о жизнедеятельности организма, его клеток, органов, функциональных систем.

Фоторецепторы – воспринимают видимый и ультрафиолетовый свет.

 

Оборудование: лекционный материал  в электронном виде, презентация, видеофрагмент, тетради, ручки,  компьютер с мессенджером дискорд для связи со студентами в голосовом и текстовом чате

 

Форма проведения: теоретическое занятие

Методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

Педагогическая технология: личностно-ориентированная

СОДЕРЖАНИЕ

Хронометраж урока:

1) Организационный этап - 3 мин.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности - 2мин.

3) Актуализация исходного уровня знаний - 10 мин.

4) Объяснение нового материала – 50 мин.

5) Обсуждение выполненного заранее задания (интеллект карты) - 5 мин.

6) Первичный контроль усвоения нового материала (онлайн  тест) -10 мин.

7) Рефлексия и подведение итогов занятия, домашнее задание -10 мин.

 

 

 

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка работы аппаратуры и сервисов для дистанционного обучения.

Выход в голосовой и звуковой чат, приветствие.

Проверка явки студентов.

2. Сообщение темы и цели урока.

Преподаватель отмечает значимость темы для  изучения.

3. Актуализация и проверка знаний      

 Ответьте на вопросы:

1.                     Какое значение для организма человека имеет нервная система?

2.                     Из каких органов состоит нервная система?

3.                     Главный отдел центральной нервной системы?

4.                     Из каких отделов состоит головной мозг?

5.                     Какой отдел головного мозга наиболее развит?

6.                     Какие доли различают в коре больших полушарий?

7.                     Какие зоны чувствительности находятся в каждой доле коры?

8.                     Что является передаваемым сигналом в нервной системе?

9.                     Как называется путь передачи нервного импульса в нервной системе?

10.                 Назовите части рефлекторной дуги. Какие функции они выполняют?

 

4. Объяснение нового материала

 

Информация о состоянии и изменении окружающей среды воспринимается рецепторами органов чувств.

 Далее полученная информация в виде нервных импульсов по чувствительным нервным волокнам поступает в центральную нервную систему и, наконец, в соответствующую зону коры больших полушарий. Каждый орган чувств имеет своё особое представительство в коре головного мозга: затылочная область коры мозга связана со зрением, височная — со слухом, теменная — с осязанием и т. д. В коре больших полушарий происходит  различении е раздражителей и возникают зрительные, слуховые, вкусовые и другие ощущения.

Совокупность нервных структур, воспринимающих, передающих и анализирующих раздражение из окружающего нас мира, И.П. Павлов в 1909 г. назвал анализаторами.

Анализаторы (сенсорные системы) - это системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражения.

Различают следующие виды анализаторов: 1. зрительный, 2. слуховой, 3. обонятельный, 4. вкусовой, 5. болевой, 6. вестибулярный, 7. мышечно-суставной, 8. давления и веса, 9. вибрации, 10. осязательный, 11. температурный, 12. интероцептивный.

Рассмотрим какие функции выполняет каждое из этих звеньев.

 

1) Рецепторы (периферическое звено):

- воспринимают внешнюю и внутреннюю информацию, которая поступает в виде химических, световых, механических и других раздражителей – сигналов;

- различают только определенные, адекватные сигналы;

- преобразуют полученный сигнал в нервный импульс;

- передают нервный импульс далее.

По адекватному раздражителю:

Хеморецепторы — воспринимают воздействие растворенных или летучих химических веществ.

Осморецепторы — воспринимают изменения осмотической концентрации жидкости (как правило, внутренней среды).

Механорецепторы — воспринимают механические стимулы (прикосновение, давление, растяжение, колебания воды или воздуха и т. п.)

Фоторецепторы — воспринимают видимый и ультрафиолетовый свет

Терморецепторы — воспринимают понижение (холодовые) или повышение (тепловые) температуры

Болевые рецепторы, стимуляция которых приводит к возникновению боли.

2) Нервные пути (проводниковое звено):

- осуществляет передачу нервного импульса от рецепторов органов чувств в ЦНС (центральную нервную систему). Проводниковый отдел анализатора представлен нервными волокнами, проводящими нервные импульсы от рецептора в центральную нервную систему (например, зрительный, слуховой, обонятельный нерв и т.п.)

3) Мозговой центр (центральное звено):

- анализ, сопоставление полученной информации и выработка адекватного поведения. Здесь происходит возникновение сенсорного образа с использованием предыдущего «жизненного опыта».

Кроме восходящих (афферентных) путей существуют нисходящие волокна (эфферентные), по которым осуществляется регуляция деятельности нижних уровней анализатора со стороны его высших, в особенности корковых, отделов. 

Все части анализатора функционируют как единое целое. Поэтому повреждение любой из них приводит к утрате функции анализатора.

Информация, полученная от нескольких органов чувств (например, от органов зрения, обоняния и вкуса), поступает в особые участки — ассоциативные зоны коры. Они осуществляют взаимодействие между анализаторами и участвуют в формировании целостных образов и ощущений.

Ощущение - это элементарное психическое состояние, возникающее непосредственно при действии раздражителей на органы чувств, составляющая часть восприятия.

Взаимодействие ощущений – непременное условие полноценной трудовой деятельности. Например, когда хирург  оперирует, то у него действуют все анализаторы. Зрением он контролирует основные движения, слухом – звуки операции, осязанием – качество швов, кожным и мышечным чувством – положение собственного тела у операционного стола.

Восприятие - это осознание состояния окружающей среды, возникающее благодаря анализу ощущений, получаемых от органов чувств, сопоставлению их с имеющимися данными прошлого опыта и опознаванию предмета или явления. Богатство восприятия мира обеспечивается согласованной работой всех анализаторов.

Составление сравнительной таблицы анализаторов:

Название анализатора

Рецепторный отдел

Проводниковый отдел

Центральный отдел

 

Зрительные иллюзии

Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит? (Потому что в коре больших полушарий в затылочной доле происходит окончательное различие раздражений)

Проведём эксперимент: рассмотрите предложенные рисунки. Что вы увидели? (Лица – ваза, молодая и старая женщина и т.д.)

Это доказывает, что глаза смотрят на одинаковые картинки, а мозг каждого из нас увидел разное).

Строение и работа зрительного анализатора человека

Зрительный анализатор включает:

·  периферический отдел: рецепторы сетчатки глаза;

·  проводниковый отдел: зрительный нерв;

·  центральный отдел: затылочная доля коры больших полушарий.  

Функция зрительного анализатора: восприятие, проведение и расшифровка зрительных сигналов.

Строение глаза

Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.

Вспомогательный аппарат глаза

·  брови — защита от пота;

·  ресницы — защита от пыли;

·  веки — механическая защита и поддержание влажности;

·  слезные железы — расположены у верхней части наружного края глазницы. Она выделяет слезную жидкость, увлажняющую, промывающую и дезинфицирующую глаз. Избыток слёзной жидкости удаляется в носовую полость через слёзный канал, расположенный во внутреннем углу глазницы.

Двигательный аппарат глаза образован шестью мышцами. Глазные мышцы обеспечивают разнообразные произвольные движения глазного яблока и действуют таким образом, что оба глаза перемещаются совместно и направлены в одну и ту же точку – бинокулярное зрение.

 

Проведём тест на проверку бинокулярного зрения

Ссылка на видео о проверке бинокулярного зрения  https://youtu.be/XXwR-fd-9ss

 

Глазное яблоко имеет примерно сферическую форму с диаметром около 2,5 см.

Оно расположено на жировой подушке в переднем отделе глазницы. 

Глаз имеет три оболочки:

1.                     белочная оболочка (склера) с прозрачной роговицей — наружная очень плотная фиброзная оболочка глаза; 

2.                     https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/25105/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B7.jpgсосудистая оболочка с наружной радужной оболочкой и ресничным телом — пронизана кровеносными сосудами (питание глаза) и содержит пигмент, препятствующий рассеиванию света через склеру;

3.                     сетчатая оболочка (сетчатка) — внутренняя оболочка глазного яблока — рецепторная часть зрительного анализатора; функция: непосредственное восприятие света и передача информации в центральную нервную систему.

рис.1 Глазное яблоко

 

Конъюктива — слизистая оболочка, соединяющая глазное                     яблоко с кожным покровами.

Белочная оболочка (склера) — внешняя прочная оболочка глаза; внутренняя часть склеры непроницаема для сетовых лучей. Функция: защита глаза от внешних воздействий и светоизоляция; 

Роговица — передняя прозрачная часть склеры;  является первой линзой на пути световых лучей. Функция: механическая защита глаза и пропускание световых лучей.

Хрусталик — двояковыпуклая линза, расположенная за роговицей. Функция хрусталика: фокусировка световых лучей. Хрусталик не имеет сосудов и нервов. В нем не развиваются воспалительные процессы. В нем много белков, которые иногда могут терять свою прозрачность, что приводит к заболеванию, называемому катарактаАккомодация – способность глаза фокусироваться на предметах, находящихся на разном расстоянии.

Сосудистая оболочка — средняя оболочка глаза, богатая сосудами и пигментом.

Радужная оболочка — передняя пигментированная часть сосудистой оболочки; содержит пигменты меланин и липофусцин, определяющие цвет глаз.

Зрачок — круглое отверстие в радужной оболочке. Функция: регуляция светового потока, поступающего в глаз. Диаметр зрачка непроизвольно меняется с помощью гладких мышц радужной оболочки при изменении освещенности. 

Передняя и задняя камеры — пространство спереди и сзади радужной оболочки, заполненное прозрачной жидкостью (водянистой влагой).

Ресничное (цилиарное) тело —  часть средней (сосудистой) оболочки глаза; функция: фиксация хрусталика, обеспечение процесса аккомодации (изменение кривизны) хрусталика; продуцирование водянистой влаги камер глаза, терморегуляция.

Стекловидное тело — полость глаза между хрусталиком и глазным дном, заполненная прозрачным вязким гелем, поддерживающим форму глаза.

Сетчатка (ретина) — рецепторный аппарат глаза.

Строение сетчатки

Сетчатка образована разветвлениями окончаний зрительного нерва, который, подойдя к глазному яблоку, проходит через белочную оболочку, причем оболочка нерва сливается с белочной оболочкой глаза. Внутри глаза волокна нерва распределяются в виде тонкой сетчатой оболочки, которая выстилает задние 2/3 внутренней поверхности глазного яблока.

Нервные клетки образуют в сетчатке цепи, состоящие из трех нейронов:

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/25108/setchatka.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2 Сетчатка

 

·  первые нейроны имеют дендриты в виде палочек и колбочек; эти нейроны являются конечными клетками зрительного нерва, они воспринимают зрительные раздражения и представляют собой световые рецепторы.

·  вторые — биполярные нейроны;

·  третьи — мультиполярные нейроны (ганглиозные клетки); от них отходят аксоны, которые тянутся по дну глаза и образуют зрительный нерв.

Светочувствительные элементы сетчатки:

·  палочки — воспринимают яркость;

·  колбочки — воспринимают цвет.

Палочки содержат вещество родопсин, благодаря которому палочки возбуждаются очень быстро слабым сумеречным светом, но не могут воспринимать цвет. В образовании родопсина участвует витамин А. При его недостатке, развивается «куриная слепота».

Колбочки медленно возбуждаются и только ярким светом. Они способны воспринимать цвет. В сетчатке находится три вида колбочек. Первые воспринимают красный цвет, вторые — зеленый, третьи — синий. В зависимости от степени возбуждения колбочек и сочетания раздражений, глаз воспринимает различные цвета и оттенки. 

В области желтого пятна на сетчатке нет палочек — только колбочки, здесь глаз обладает наибольшей остротой зрения и наилучшим восприятием цвета. Поэтому глазное яблоко находится в непрерывном движении, так чтобы рассматриваемая часть объекта приходилась на желтое пятно.

При низкой освещенности в процессе видения участвуют только палочки (сумеречное видение), и глаз не различает цвета, зрение оказывается ахроматическим (бесцветным). 

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, которые, соединяясь, образуют зрительный нерв. Место выхода из сетчатки зрительного нерва называется диском зрительного нерва. В области диска зрительного нерва светочувствительных элементов нет. Поэтому это место не дает зрительного ощущения и называется слепым пятном.

Тест на обнаружение слепого пятна: закройте правый глаз и левым глазом посмотрите на правый крестик, который обведён кружочком. Держите лицо и монитор горизонтально. Не сводя взгляда с правого крестика, приближайте (или отдаляйте) лицо от монитора и одновременно следите за левым крестиком (не переводя на него взгляд). В определённый момент он исчезнет. Это означает, что крестик попал в слепое пятно. 

Гигиена органа зрения:

·  при чтении и письме свет должен падать слева, должно быть хорошее освещение;

·  нельзя читать в движущемся транспорте, так как глаз быстро утомляется и зрение снижается;

·  расстояние от глаз до книги должно быть 30–35 см;

·  через 45 минут чтения, просмотра телепередач, работы на компьютере надо делать перерыв;

·  глаза следует защищать от яркого света;

·  не допускать травмирования глаз, попадания в них чужеродных предметов.

·  пища должна быть богата витаминами А и D

·  хороший отдых для глаз — регулярное пребывание на природе.

Гимнастика для глаз (см. Приложение 1)

Ссылка на зарядку для зрения

https://youtu.be/BhA0hnxom2w

 

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/26173/%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85_%D0%B0%D0%BD.gifСлуховой анализатор

·Периферический отдел: слуховые рецепторы в полости внутреннего уха.

·Проводниковый отдел: слуховой нерв.

·Центральный отдел: слуховая зона в височной доле коры больших полушарий. 

   Функция слухового анализатора: восприятие и анализ звуковых раздражений.

                                                                               Рис.3. Слуховой анализатор

Строение уха

Наружное ухо: ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка

Среднее ухо: барабанная полость и ее содержимое, сосцевидные ячейки, слуховая труба

Внутреннее ухо — улитковый лабиринт: улитка (улитковый проток)

Наружное ухо

Ушная раковина. Усиливает сигнал, поступающий в наружный слуховой проход, который заканчивается барабанной перепонкой. В наружном слуховом проходе скапливается сера, которая выделяется серными железами, расположенными в стенках этого прохода. Функция серы – обеззараживание.

Барабанная перепонка закрывает среднее ухо, делая его герметичным. Она может повреждаться при воспалительных процессах. Так отит (воспаление уха) при неправильном лечении может привести к появлению отверстий в барабанной перепонке.  За перепонкой расположена полость среднего уха.

Среднее ухо

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/26157/%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B5_%D1%83%D1%85%D0%BE_1.jpg Рис. 4. Среднее ухо

В нем расположены 3 самые маленькие кости человеческого организма: молоточек, наковальня и стремечко. Название этих косточек связано с их формой и функцией. Ударяясь друг о друга, они передают колебания барабанной перепонки, вызванное звуковыми волнами, во внутренний слуховой проход. Стремечко соединяется с овальным окном – входом во внутреннее ухо.

Еще одна часть среднего уха – евстахиева труба. Она соединяет ухо с носоглоткой и необходима для выравнивания давления с окружающей средой. Поэтому при полете в самолете, когда закладывает ухо, необходимо зевнуть, чтобы выровнять давление между разными полостями.

round window rupture cd

Рис. 5. Внутреннее ухо

Внутреннее ухо представляет собой улитку.

Физиология органа слуха и равновесия

       Ушная раковина улавливает звуковые волны, наружный слуховой проход проводит их на барабанную перепонку, которая колеблется и слуховые косточки приходят в движение. Стремечко давит на овальное окошечко, круглое выпячивается, начинает двигаться перилимфа в лестницах, прогибается вестибулярная мембрана, приводит в движение эндолимфу. Покровная пластинка наклоняется, касается рецепторов волосковых клеток и возникает  нервный импульс. От волосковых клеток отходят волокна в составе 8 пары черепных нервов (улитковый нерв). Нервные импульсы передаются в мост, переходят по волокнам на противоположную сторону, далее в  нижние бугорки четверохолмия, медиальные коленчатые тела и в височную долю (верхнюю височную извилину).
https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/26170/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0_%D1%83%D0%BB%D0%B8.jpg

Рис. 5 Распространение звукового сигнала

По слуховому нерву нервные импульсы двигаются через средний мозг (бугры четверохолмия) в слуховую зону КБП, где возникает ощущение.

Верхняя часть улитки – полукружные каналы, это орган равновесия.

Вестибулярный аппарат представлен круглым и овальным мешочками, которые заполнены эндолимфой. Внутри них расположены кристаллы оксалата кальция. Также к вестибулярному аппарату относятся три, расположенные во взаимно-перпендикулярных плоскостях, полукружные каналы. Они также заполнены эндолимфой.

Стенки мешочков и каналов снабжены вестибулярными рецепторами – волосковыми клетками. Когда мы наклоняем голову или меняем положение тела, то кристаллы оксалата кальция передвигаются, и меняется уровень жидкости, заполняющий полукружные каналы. Это приводит к возбуждению волосковых клеток.

Информация передается по вестибулярным нервам сначала в средний мозг, мозжечок, затем в гипоталамус и в теменную область КБП.

С вестибулярным аппаратом связана морская болезнь (укачивание). Когда мы едем в транспорте, возникает сильный импульс от постоянного раздражения волосковых клеток. Это перенапряжение и приводит к тошноте.

Вредное влияние шума на слух

      барабанная перепонка постепенно теряет свою эластичность, развивается глухота;

      шум вызывает торможение в клетках коры головного мозга;

      шум может вызывать разнообразные физиологические (усиленное сердцебиение, повышение давления) и психические (ослабление внимания, нервозность) нарушения;

 

5. Обсуждение и проверка выполненного заранее задания (интеллект карты)

6. Первичный контроль усвоения нового материала:

Вставьте в текст пропущенные слова

Каждое ухо состоит из трех отделов: ……., ……., ……… Наружное ухо заканчивается …….  …… В среднем ухе находятся …, …, …. Они передают звуковые колебания от …… до внутреннего уха. Внутреннее ухо, в отличие от предыдущих отделов, заполнено ………. Во внутреннем ухе находится преддверие, улитка и ……….. Окончательный анализ звуковых раздражений происходит в ………... зоне коры больших полушарий. Воспитанный человек не станет громко …….. в общественных местах.

 

 Онлайн  тест  (см. Приложение 2)

https://academtest.ru/tests?t=MTY4MjE= ссылка на тест «Сенсорные системы»

7. Рефлексия и подведение итогов занятия, домашнее задание

 Рефлексия

Определите, как вы оцениваете свою работу? Подумайте и скажите.

Я узнал, что…………………….

Я научился……………………...

Знания мне пригодятся………

 

Вопросы для закрепления темы:

1. Перечислите органы чувств.

2. Что такое анализатор? Из каких частей он состоит?

3. Перечислите оболочки глазного яблока.

4. Назовите структуры, образующие ядро глазного яблока.

5. Перечислите вспомогательные органы глазного яблока.

6. Что такое астигматизм?

7. Какие структуры входят в состав наружного уха?

8. Перечислите части внутреннего уха.

9. Назовите рецепторы органов слуха и равновесия.

10. Охарактеризуйте механизм восприятия звука.

 

Домашнее задание:

1.Заполнить таблицу: «Строение и функции глаза»

 

Системы

 

Придатки и части глаза

 

Строение

 

Функции

 

Вспомогательная

 

 

 

 

Оболочки

 

 

 

 

Оптическая

 

 

 

 

Световоспринимающая

 

 

 

 

2. Заполнить таблицу: «Строение и функции уха»

 

Части уха

Строение

Функции

Наружное

Среднее

Внутреннее ухо:

преддверие (овальное и

круглое окна), улитка

 

3. Изучить схему  (см. Приложение 4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведение занятия с использованием данной методической разработки позволяет показать практическую значимость приобретаемых знаний, развить интерес к  своей будущей профессии. Расширить знания по анатомии, физиологии, патологии.

Использование пропедевтических домашних заданий (интеллект карт) развивает самостоятельность, освежает имеющуюся базу знаний и готовит к восприятию новой темы, умению работать с  материалом. Также создает возможность для проведения дистанционного обучения.

Онлайн тестирование требует подготовки от преподавателя в области информационных компетенций, но позволяет быстро получить ответную реакцию студентов и узнать уровень усвоения новой темы.

Данное занятие поможет обобщить, углубить и систематизировать знания об анализаторах, развить логическое креативное мышление и познавательный интерес, расширить кругозор обучающихся, воспитать потребность здорового образа жизни.

 

 

 

 

Список использованных материалов:

1 Федюкович Н.И.  Анатомия и физиология человека:  учебник.-Изд. 2-е. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2019. – 573с. ил.-

2. https://ppt-online.org/470848

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Гимнастика для глаз

1. Примите удобное положение, спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлен прямо.

2. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.

3. Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.

4. Снимаем нагрузку с мышц, участвующих в движении глазного яблока: Взгляд влево - прямо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз - прямо, без задержки в отведенном положении.

  5. Круговые движения глаз - от 1 до 10 кругов влево и вправо. Сначала быстрее, потом - как можно медленнее.

6. Изменение фокусного расстояния:

 Посмотрите на кончик носа, затем вдаль. Посмотрите на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль. Повторите упражнение несколько раз. Сожмите веки, затем моргните несколько раз.

7. Закончить гимнастику необходимо массажем век:

 Мягко поглаживайте веки указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам, а затем потрите ладони и легко, без усилий, прикройте ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на 1 минуту).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Тесты для проверки первичного усвоения темы (выберите 1 правильный ответ) https://academtest.ru/tests?t=MTY4MjE=  прямая ссылка на тест

Сенсорные системы зрения и слуха

1.                     Наружная оболочка глаза (выберите один правильный ответ):

a)                     склера

b)                    склера, роговица

c)                     радужка

d)                    сетчатка

 

2.                     Полость глазного яблока заполнена:

a)                     роговицей

b)                    хрусталиком

c)                     стекловидным телом

d)                    палочками и колбочками

 

3.                     Основу радужки составляет (выберите один правильный ответ):

a)                     ресничная мышца

b)                    мышцы, суживающие и расширяющие зрачок

c)                     соединительная ткань

d)                    передняя и задняя камеры

 

4.                     Функция слуховых косточек состоит в:

a)                     раздражении рецепторов внутреннего уха

b)                    передаче колебаний барабанной перепонки мембране овального окна внутреннего уха

c)                     возбуждении колебаний жидкости в костном лабиринте

d)                    преобразовании звуковых колебаний в нервные импульсы

 

5.                     Специализированные структуры, воспринимающие действие раздражителя:

a)                     синапсы

b)                    сенсорные системы

c)                     рецепторы

d)                     анализаторы

 

6.                     Внутренне ухо включает в себя

a)                     барабанную полость

b)                    костный и перепончатый лабиринты

c)                     слуховые косточки

d)                    барабанную перепонку

 

7.                     Светочувствительные клетки (палочки и колбочки) находятся:

a)                     под роговицей                                       

b)                    в сетчатке

c)                     в толще радужной оболочки                  

d)                    в стекловидном теле

 

8.                     Рецепторы слухового анализатора расположены

a)                     во внутреннем ухе

b)                    в среднем ухе

c)                     на барабанной перепонке

d)                    в ушной раковине

 

9.                     В какую область коры больших полушарий поступают нервные импульсы от рецепторов слуха

a)                     затылочную

b)                    теменную

c)                     височную

d)                    лобную

 

10.                 В какой доле коры больших полушарий головного мозга находится зрительная зона?

a)                     затылочной

b)                    теменной

c)                     височной

d)                    лобной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Дополнительный материал

Ситуационные задачи

1.                     У ребенка, обратившегося в травмпункт, извлекли инородное тело с конъюнктивы глаза.

Вопросы:

1. Что такое конъюнктива глаза, где она находится и какую роль выполняет?

2. Изменится ли зрение у этого ребенка?

 

2.                     В глазное отделение стационара  поступил пациент с травматическим поражением хрусталика и стекловидного тела правого глаза. Сетчатая оболочка глаза не травмирована.

Вопросы:

1. Какая анатомическая структура глаза выполняет световоспринимающую функцию? Изменится ли световосприятие глаза в данном случае?

2. Какую функцию выполняют хрусталик и стекловидное тело?

3. Изменится ли острота зрения правого глаза?

 

3.                     После удаления инородного тела из наружного уха ребенка, выяснилось, что у него произошло снижение слуха на это ухо.

Вопросы:

1. Какие анатомические структуры относятся к наружному уху?

2. Какое анатомическое образование повреждено в этом случае?

 

4.                     У ребенка 11 месяцев, страдающего воспалительным заболеванием носоглотки, обнаружили воспаление среднего уха.

Вопросы:

1.                     Какие анатомические структуры относятся к среднему уху?

2.                     Как произошло инфицирование среднего уха?

 

 

Приложение 4. Схема строения глаза

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем»

Председатель: ____________Мишон

Председатель: ____________Мишон

Аннотация Основной целью курса «Анатомия и физиология человека» является овладение студентами системой знаний по анатомии и физиологии, необходимых для изучения специальных клинических дисциплин

Аннотация Основной целью курса «Анатомия и физиология человека» является овладение студентами системой знаний по анатомии и физиологии, необходимых для изучения специальных клинических дисциплин

Сестринское дело. В процессе обучения используется образовательная технология: практико-ориентированное обучение с элементами проблемного обучения; используются следующие методы и приемы обучения: беседа, объяснение, инструктаж, демонстрация, осуществляется…

Сестринское дело. В процессе обучения используется образовательная технология: практико-ориентированное обучение с элементами проблемного обучения; используются следующие методы и приемы обучения: беседа, объяснение, инструктаж, демонстрация, осуществляется…

Планируемые образовательные результаты занятия:

Планируемые образовательные результаты занятия:

Улитка внутреннего уха 2.

Улитка внутреннего уха 2.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

Зрение – способность видеть, сложный психофизиологический процесс, который осуществляется с помощью зрительного анализатора

Зрение – способность видеть, сложный психофизиологический процесс, который осуществляется с помощью зрительного анализатора

Ход урока 1 . Организационный момент

Ход урока 1 . Организационный момент

Совокупность нервных структур, воспринимающих, передающих и анализирующих раздражение из окружающего нас мира,

Совокупность нервных структур, воспринимающих, передающих и анализирующих раздражение из окружающего нас мира,

Терморецепторы — воспринимают понижение (холодовые) или повышение (тепловые) температуры

Терморецепторы — воспринимают понижение (холодовые) или повышение (тепловые) температуры

Восприятие - это осознание состояния окружающей среды, возникающее благодаря анализу ощущений, получаемых от органов чувств, сопоставлению их с имеющимися данными прошлого опыта и опознаванию предмета…

Восприятие - это осознание состояния окружающей среды, возникающее благодаря анализу ощущений, получаемых от органов чувств, сопоставлению их с имеющимися данными прошлого опыта и опознаванию предмета…

Она выделяет слезную жидкость, увлажняющую, промывающую и дезинфицирующую глаз

Она выделяет слезную жидкость, увлажняющую, промывающую и дезинфицирующую глаз

Конъюктива — слизистая оболочка, соединяющая глазное яблоко с кожным покровами

Конъюктива — слизистая оболочка, соединяющая глазное яблоко с кожным покровами

Строение сетчатки Сетчатка образована разветвлениями окончаний зрительного нерва, который, подойдя к глазному яблоку, проходит через белочную оболочку, причем оболочка нерва сливается с белочной оболочкой глаза

Строение сетчатки Сетчатка образована разветвлениями окончаний зрительного нерва, который, подойдя к глазному яблоку, проходит через белочную оболочку, причем оболочка нерва сливается с белочной оболочкой глаза

Колбочки медленно возбуждаются и только ярким светом

Колбочки медленно возбуждаются и только ярким светом

А и D · хороший отдых для глаз — регулярное пребывание на природе

А и D · хороший отдых для глаз — регулярное пребывание на природе

Барабанная перепонка закрывает среднее ухо, делая его герметичным

Барабанная перепонка закрывает среднее ухо, делая его герметичным

Стремечко давит на овальное окошечко, круглое выпячивается, начинает двигаться перилимфа в лестницах, прогибается вестибулярная мембрана, приводит в движение эндолимфу

Стремечко давит на овальное окошечко, круглое выпячивается, начинает двигаться перилимфа в лестницах, прогибается вестибулярная мембрана, приводит в движение эндолимфу

Это приводит к возбуждению волосковых клеток

Это приводит к возбуждению волосковых клеток

Онлайн тест (см. Приложение 2) https://academtest

Онлайн тест (см. Приложение 2) https://academtest

Оптическая

Оптическая

Заключение Проведение занятия с использованием данной методической разработки позволяет показать практическую значимость приобретаемых знаний, развить интерес к своей будущей профессии

Заключение Проведение занятия с использованием данной методической разработки позволяет показать практическую значимость приобретаемых знаний, развить интерес к своей будущей профессии

Приложение 1 Гимнастика для глаз 1

Приложение 1 Гимнастика для глаз 1

Приложение 2 Тесты для проверки первичного усвоения темы (выберите 1 правильный ответ) https://academtest

Приложение 2 Тесты для проверки первичного усвоения темы (выберите 1 правильный ответ) https://academtest

Светочувствительные клетки (палочки и колбочки) находятся: a) под роговицей b) в сетчатке c) в толще радужной оболочки d) в стекловидном теле 2

Светочувствительные клетки (палочки и колбочки) находятся: a) под роговицей b) в сетчатке c) в толще радужной оболочки d) в стекловидном теле 2

Приложение 3 Дополнительный материал

Приложение 3 Дополнительный материал

Приложение 4. Схема строения глаза

Приложение 4. Схема строения глаза
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2021