Методическая разработка классного часа "Дети войны последние свидетели"
Оценка 4.7

Методическая разработка классного часа "Дети войны последние свидетели"

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
история
Взрослым
26.04.2020
Методическая разработка классного часа "Дети войны последние свидетели"
Страшные годы Великой Отечественной войны отходят всё дальше и дальше. Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками. Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что многое уже стерлось из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят. Работая темой классного часа, мы осознали, что все уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Поколения, которые не видели войну, имеют возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая воспоминания живых свидетелей того времени. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Методическая разработка классного часа имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, заставляет задуматься о войне, способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, а кроме этого развивает личностные качества, общий кругозор. Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в колледже является исследовательская деятельность, которая развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности студентов. В методической разработке представлен устный материал проработанный студентами с медиа ресурса. Организуя такие мероприятия со студентами, позволяет нам организовать живое и целенаправленное общение между представителями старшего и младшего поколений. Трудно переоценить и воспитательный потенциал проведенного классного часа. Поскольку в роли респондента выступала Гричишникова Мария Ивановна, которая родилась до войны в Луганской области и пережила все ужасы войны, ее интервью превратился в диалог двух культур, в дальнейшем полученный материал будет использован для исследовательской работы.
Дети войны последние свидетели.docx

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики «Глазовский политехнический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка классного часа

«Дети войны последние свидетели»

представлена на конкурс методических разработок по направлению:

методические разработки по организации и проведению внеклассных мероприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глазов 2020

 

Методические рекомендации по проведению классного часа «Дети войны» посвященного 75-ю победы Великой Отечественной войне разработаны в соответствии с методическими рекомендациями БПОУ УР «Глазовский политехнический колледж».  Методические рекомендации по проведению классного часа разработаны для студентов среднего профессионального образования, но могут, использованы и для проведения классных часов для средней и старшей школы.

Организация – разработчик: БПОУ УР «ГПК»

Разработчик: Бандура Г.А., преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.                   

Аннотация………………………………………………………………….....

4

2.                   

Методические рекомендации……………………………………………….

      5

3.                   

Сценарий классного часа «Дети войны последние свидетели»…..............

      7

4.                   

Используемая литература…………………………………………………...

      15

5.                   

Приложение 1 Отзывы студентов ………………………………………….

      16

6.                   

Приложение 2 Презентация…………………………………………………

      17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНОТАЦИЯ

 

Страшные годы Великой Отечественной войны отходят всё дальше и дальше. Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу.

Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками. Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что многое уже стерлось из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят. Работая темой классного часа, мы осознали, что все уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Поколения, которые не видели войну,  имеют возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая воспоминания живых свидетелей того времени. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне.

Методическая разработка классного часа имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, заставляет задуматься о войне, способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, а кроме этого развивает личностные качества, общий кругозор.

Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в колледже является исследовательская деятельность, которая развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности студентов. В методической разработке представлен устный материал проработанный студентами с медиа ресурса. Организуя такие мероприятия со студентами, позволяет нам организовать живое и целенаправленное общение между представителями старшего и младшего поколений. Трудно переоценить и воспитательный потенциал проведенного классного часа. Поскольку в роли респондента выступала Гричишникова Мария Ивановна, которая родилась до войны в Луганской области и пережила все ужасы войны, ее интервью превратился в диалог двух культур, в дальнейшем полученный материал будет использован для исследовательской работы.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 

Методические рекомендации классного часа «Дети войны последние свидетели»  могут быть использованы на внеклассных мероприятиях, классных часах, посвященных дню Победы в Великой Отечественной войне.  Содержание оставляет впечатления и  помогает воспитывать в студентах чувство патриотизма, гордость за людей, которые сумели выжить в трудные годы Великой Отечественной войны, уважение к участникам войны и труженикам тыла.  

Социальная значимость классного часа «Дети войны последние свидетели» заключается в получение от респондента информации, в переработке данной информации и перенесения ее в текст, который являются результатом самостоятельной творческой деятельности обучающиеся. Новизна в проведение классного часа заключается в использовании метода интервью. Данный метод позволяет организовать живое и целенаправленное общение между представителем старшего поколения с младшим.  Трудно переоценить и воспитательный потенциал данного мероприятия. Обращение к повседневной жизни прошлого, истории родного края является неоценимым подспорьем в формировании чувства патриотизма. Используя презентацию и музыкальное сопровождение при проведении классного часа, помогает  повысить учебную мотивацию за счет привлекательности, развивает наглядно – образное мышление и познавательный интерес.

Цель: познакомить студентов с тяготами Великой Отечественной войны, выпавших на долю детей той поры.

Задачи:

1.      показать какую роль сыграли дети военной поры в приближении Победы в тылу и на фронте;

2.      через воспоминания детей войны показать истинное «лицо» фашизма;

3.      воспитывать патриотические чувства.

 

Участники мероприятия: Гричишникова Мария Ивановна ветеран колледжа, студенты, классный руководитель группы.

Место проведения: Классный час проводился в библиотеке БПОУ УР «Глазовский политехнический колледж», в библиотеке была оформлена выставка, посвященная Великой Отечественной Войне.

Необходимые материалы и оборудование: компьютер, медиа проектор, презентация, диктофон, музыкальные фонограммы песня «Журавли» и «Школьный вальс».

Предварительная работа:

·      Установление контакта Советом ветеранов колледжа;

·      Подбор литературного и музыкального сопровождений, подготовка аппаратуры;

·      Разучивание стихов и песни «Школьный вальс»;  

·      Подготовка презентации «Дети войны последние свидетели».

Прогнозируемые результаты:

·      Расширение знаний о Великой Отечественной войне;

·      Научаться планировать предстоящую беседу, и разрабатывать вопросы в форме доступной для предполагаемого респондента;

·      Приобретут опыт  менять и формулировку вопросов и ход беседы в целом в зависимости от настроения респондента или информации, которую они предлагает интервьюеру;

·           Закрепят знания по истории Отечества, литературе, географии, другим предметам, в которых были, фрагментарные материалы по истории Великой Отечественной войне.

 

Этапы подготовки:

 

Этапы

Форма

Содержание работы

Результат

Подготовительный

1.       Работа с Интернет ресурсами, литературой по теме;

2.       «Мозговой штурм» обмен информацией;

3.       Создание презентации

4.       Подбор литературного и музыкального сопровождений;

5.       Разучивание стихов и песни;

6.       Составление вопросов для интервью;

7.       Установление контакта с Обществом ветеранов колледжа.

Работа с активом группы над темой классного часа подбор материала;

Мозговой штурм обмен информацией;

Подготовка презентации студентами, корректировка классным руководителем;

Сообщение темы классного часа;

Подготовка вопросов для интервью, обсуждение;

Разучивание стихов и песни, подборка фонограмм.

Приглашение ветерана колледжа родившего до войны, уточнение даты проведения классного часа и времени.

Подготовка презентации;

Оформление кабинета группы;

Вопросы для интервью;

Подготовка к проведению классного часа

(выученные стихи, и песня, подготовка сценария).

Основной

Выступление классного руководителя;

Исполнение песни «Школьный вальс»,

Проведение классного часа студентами в форме интервью с ветераном колледжа относящего поколению военного времени.

Просмотр презентации,

Чтение стихов на фоне фонограммы «Журавли»

Исполнение песни «Журавли»

Проведение интервью

Запись интервью на диктофон,

видеосъемка,

фотографии.

Рефлексия

Опрос студентов

 

 

 

 

 

Неформальное общение с  ветераном колледжа относящего поколению военного времени.

Написание отзывов

По результатам интервью, студенты, ведущие классный час опрашивают одногруппников: Какие мысли и чувства пробудила в вас полученная информация?

Вручение сувенира и цветка.

Студенты пишут отзывы о проведения мероприятия.

Ответы студентов;

Фотографирование.

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА

 

 

Тема классного часа «Дети войны последние свидетели»

 

Ход

Звучит музыка «Журавли» на  фоне музыки говорит классный руководитель, читают стихи.

Классный руководитель: Мы с вами проводим очередное мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне. Еще живут на земле люди, их очень мало, которые могут рассказать о страшных событиях войны. Война совсем не фейерверк, а просто трудная работа и эту трудную работу, ковали везде бойцы на фронте, женщины в тылу, а дети и подростки в «аду».

Стих Булат Окуджава

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли —

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом — солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите, и все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

вместо свадеб — разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги — ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки!

Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.

 

Звучит фонограмма, студентка поет песню «Школьный вальс».

 

Студент 1.

Дети войны, вы детства не знали.

Ужас тех лет от бомбежек в глазах.

В страхе вы жили.

Не все выживали.

Горечь-полынь и сейчас на губах.

 

Песня под фонограмму

 

Студент 2.

Сегодня наш классный час посвящен  детям войны – это граждане РФ и бывшего СССР, родившиеся с 23.06.1923 по 1945  гг.  Они не принимали участие в ВОВ, но будучи еще детьми, ощутили  тяжесть войны на себе в полной мере, прошли, через голод и лишения, некоторые концлагеря. Сегодня на классном часу у нас присутствует  Гричишникова Мария Ивановна.

Студенты задают вопросы Марии Ивановне

Студенты - Здравствуйте Мария Ивановна, скажите, пожалуйста, когда вы родились?

Мария Ивановна - родилась я в феврале 1938 году.

Студенты - (уточняющий вопрос) Сколько вам было, когда началась война?

Мария Ивановна - Мне было тогда 3 года.

Студенты - Кто были ваши родители?

Мария Ивановна - Мама в совхозе работала, папа тоже работал в совхозе.  В первые же дни войны он ушел на фронт

Студенты -  Что вы помните из своего детства?

Я родилась на Украине в Луганской области где, вы знаете, сейчас идет война. Украина вся была под Немцами, впервые же дни войны. К нам пришли немцы уже с сентябре 1941 года. Вот я немцев очень хорошо помню.  Линию фронта проходила не через наше село, а где-то километров в 15, но немцы у нас хозяйничали полностью. Они в селе имели штаб, где они там пили и гуляли. Каждый день они ходил  с ружьями и что-то искали по селу.  Сказать, что они сазу начали нас обижать – нет.  Они искали кур, они искали свиней и всё это отбирали.  Они искали яйца, подходя к дому говорили: -   «Яйка яйка хозяйка, Яйка», что значило, дай яйца им. С первых же дней родители начали рыть окопы в саду. На Украине очень большие сады. Немцы очень боялись окопов. Почему они их боялись? Потому, что они боялись партизанов.  И они только заходили в дом и спрашивали  «Партизаны были?».  Ругали мы их, поскольку они не знали русского языка. У меня бабушка была, которая ругала их всеми словами, какими только могла.  Представляете, они улыбались в ответ и все равно требовали кур я яйца. Детей они не обижали, ведь они, как и наши люди были призваны на фронт. Были среди них жестокие люди.  Но были в нашем селе  и добрые, к примеру, мы ходили всё время к их штабу маленькие и всё время протягивали рученьки. Они давали нам по одной конфетке, иногда по кусочку хлеба. Но самое страшное было время отступления Немцев. Они поджигали самые важные здания, к примеру, штабы. Я помню, как горел штаб их в нашем селе, также они поджигали магазины, склады, поджигали всё, что для нас было важно. Немцы ушли с нашего села в 1944 году. Наши родители говорили, их бы убить, но чем? Мужчин то не было, только подростки до 17 лет. 

Но самые страшные годы для нас были 1945, 1946, 1947. Это были самые страшные годы голода.

В 1945 году я пошла в школе луганской области. Нас один раз кормили в школе. Родителей наших кормили в совхозе, а старики все наши ходили дома опухшие от голода.  Представляете,  что такое пухнешь от голода…

Поля были выжжены и заминированы, тракторы не могли зайти.  Посевов по существу не было, но нам уже дали огороды, где мы посадили картошку, но она вся сгорела, так как  три  года с 1945-1947 совершенно не было на Украине дождей.  Видимо война вот так распорядилась, понимаете. Поэтому был страшный голод. Тем не менее, школы работали, совхоз работал. Все мы, зато учились хорошо. В школе все были переростки.  Если мне было 7 лет, то с нами учились 8 и 9 летние мальчишки  и девчонки. Потому, что не было учебы во время войны. Мы учились там, где при немцах был склад с зерном. И когда зерно вывезли, травить мышей было нечем, мы первоклассники дежурили у стен. Такие были дырки проеденные мышами.  И вот мы с кочеружками там дежурили  и били мышей, постоянно подмениваясь. Не возможно было учиться, они ходили ходуном под нашими ногами.

В 1947,  когда отменили карточную систему, появился хлеб, а до этого давали по карточке полбулки хлеба на 4 человек и, поэтому не хватало еды. У нас в городе есть общество «Дети войны» член общества Барышников написал стихотворение  и сейчас прочту вам, его: -

Мы дети войны и голодного детства,

Нам нищая старость досталась в наследство,

Мы знаем войну такой, какая она есть,

Когда нам хотелось досыта поесть.

Мы знаем до подлинно, знаем

Нам знать довелось на роду, как 9 мая с утра в 45 году

и вам не предвиделось даже, какой там ударил салют

и все эти долгие годы участникам честь отдают.

И вот уже в новом столетии как будто в бессмертный запас

Все так же, всё чаще уходят, всё реже среди нас.

Но вот сейчас, поздравляя с победой, 75 лет у всех на устах,

вот я вам желаю здоровья успехов и мирного неба на все времена».

Это написали два наших поэта, Барышников и ещё, я забыла кто, но, во всяком случае, это всё об окончании войны и нас детях войны написано там. После учебы я приехала учиться в техникум, училась в Мариуполе.  

Студенты: Вы были одни у родителей или у вас были сестры и братья.

Мария Ивановна: Сестра моя живет в Донецке. Где сейчас идет война, в Луганской  области. Украина никогда не была единой, Вот сейчас националисты взяли власть и сейчас там хозяйничают, но вот люди Донбасса не согласны с ними и хотят, чтобы на их земле был мир. 

После войны на восстановление Донбасса ехали все жители Советского союза, потому что разрушены были шахты, всё было разрушено.  Мы жили от Краснодона всего-то 25 км от Донбасса. Меня в комсомол принимали на могиле  Молодогвардейцев. Сейчас националисты на Украине говорят, что их не было. Были, они были и сражались с фашистами. На восстановление Донбасса приехали все, чуваши, удмурты, мордва, татары, и многие остались в Донбассе жить и все говорят на русском языке.  Хотя я вот училась в украинской школе, у меня родной язык украинский, но не такой, на котором сейчас говорят.  Прочитаю вам на украинском языке стихотворение, какой же он красивый.

Стихотворение на украинском языке «Реве та стогне Днiпр широкий…»

Реве та стогне Днiпр широкий,

Сердитий вiтер завива,

Додолу верби гне високi,

Горами хвилю пiдiйма.

 

I блiдий мiсяць на ту пору,

Iз хмари де-де виглядав,

Неначе човен в синiм морi

То виринав, то потопав.

 

Ще третi пiвнi не спiвали,

Нiхто нiде не гомонiв,

Сичi в гаю перекликались,

Та ясен раз-у-раз скрипiв.

 

Вы чувствуете, какой украинский язык плавный, какой красивый, а сейчас там сейчас говорят на языке на другом языке «тi куды пошла?», «я поду тудою», «я пошла сюдою» это не на язык, это язык не Тараса Григорьевича Шевченко, нет не Леси Украинки, это язык западной Украины, бендеровцев и все кто там проживает.

Студенты: - Какое воспоминание самое радостное?

Мария Ивановна: - Ой, самое радостное воспоминание, конечно конец войны. Вы знаете, мы были уже большими детьми, ликовали все, плакали все, потому что возвращались наши воины, в нашу деревню вернулись только трое мужчин. Представьте, только трое мужиков вернулось, остальные погибли и жили как то, работали.

Мы не знали, что такое нельзя, девятилетние носили воду с колодцев и скриниц (родника), сейчас ведь нельзя, работать до 14 лет сейчас нельзя, а мы тогда слова нельзя не знали. Мы бегали, мы веселились, не чем было травить поля и мы съедали все и мы подростками по два ведра носили в поле, искали сусликов, надо было найти норы, они ровные их нужно найти. Найдешь, льешь в норы сусликам воду, вылезет из норы, хватаешь его, бьешь, а в школе план давали три с половиной тысячи сусликов, нужно было поймать. Мы делали это с радостью и слово нельзя там работать, мы не знали.

После 1945 года стали сажать в поле помидоры, огурцы. Работали в бригадах, мы носили им воду, так как на Украине всегда с водой плохо было, там нет  крупных рек, и мы целый день носили бригаде воду, тем более дождей не было с 1945-1947 год, жара стаяла страшная,  но нам все равно было радостно, что мы живы, здоровы.

Студенты: Как вы узнали о победе?

Ну, как господи, мы же были детьми. По радио, с большого рупора вдруг объявили победу. Мама пришла с работы и со слезами кричит бабушке и нам мне и моей сестре, у меня сестра еще старшая была, кричала: - «Победа!».

Вы понимаете, настолько все верили Сталина, что у нас не было такого, что мы его считаем врагом, это сейчас историки. Мы изучали в школе стихи о Сталине и Ленине с 1 по  7 класс.  Раньше мы учились 7 классов. Вы знаете, сколько мы стихов о наших руководителях изучали, сейчас ведь нет стихов о наших руководителях. А тогда были стихи, я вам прочту несколько строк, сначала о Ленине.

Пусть было так, стоял январь суровый

И тяжкий гроб качался на руках

Пусть было так, но Ленинское слово

Как гром гремит на всех материках.

Пусть предо мной безмолвная могила

Но он бессмертен, вождь большевиков.

Не он ли вел с не крушимой силой

На бой с врагом испанских горняков

Не по его испытанной науке

Пески пустыни превращались в сад

И рубят пласт стахановские руки

И хлопок собирает  Мавлакар.

Вы знаете, мы в это верили, вот кто такой Стаханов, который первый установил рекорды по добыче угля, сейчас город Каменка возле которого я родилась, назван городом Стахановым. Вы уже не знаете, кто такая Малакар, она в 16 лет девочка узбечка была награждена Сталинской премией, за что?

Она научила узбечек хлопок собирать двумя руками, казалось это подвиг, понимаете. Сталин с ней встречался, потому что она, знаете, как хлопок собирали девочки. Корзина в руках одной рукой держат корзину, другой собирали, а она приспособила громадную корзину подвешивать за спиной как «рюкзак» и хлопок стали собирать двумя руками и стали устанавливать рекорды и стих о ней написали «И хлопок собирает Мавлакар».

Это о Ленине, несколько строк о Сталине буквально

Спасибо вам за подвиг ваш высокий

За ваши многотрудные дела

За то, что вы, в дни великих бедствий,

Вы помогли нам отстоять в борьбе

За то, что вы повсюду с нами вместе

За то, что вы живете с нами на земле

И мы в это искренне верили, и поэтому когда Сталин умер в 1953 году, я была студенткой 2 курса техникума, и приехала в марте месяце на каникулы, вся деревня плакала. Односельчане говорили только об одном, что с нами будет и все только и спрашивали: «Что  снами будет». Потому что все верили во все его идеи и в его самого и о том, что он помог отстоять войну, это сейчас ни во что не верят.

Студенты: Как вы относились или относитесь сейчас Сталину?

Мария Ивановна: Я выросла на идеях Сталина, я верю в то, что было на местах. Мы были маленькие и собирали колоски. Я считаю, что не Сталин вот это стрелял и расстреливал, понимаете, на местах такие люди, которым как то, что то доносили. Мы были маленькие, ходили колоски собирали в поле это 1946-194 гг. когда был страшный голод. Маленькие мы вот такие колосочки несли в руках, ездили объездчики на лошадях и нас били нагайками, что собирали вот это. Это, что Сталин? Это наши, наши сельские люди, поэтому я проживши  жизнь, считаю, что это может быть какие то идеи Сталина, но мы что как сейчас Путин руководит сейчас, у нас на местах руководят и если дети войны в Ростове-на-Дону и ростовской области получают доплату к пенсии, Ставрополе получают, Крым получает, мы в Удмуртии ничего не получаем. Кто виноват? Путин? Нет, руководство виновато Удмуртии, так ведь, поэтому, я к Сталину относилась и отношусь нормально. Ребята это на местах не везде Путин может дойти до нас, до вас. Я всегда говорю, руководство виновато, которое не выполняет распоряжение В.В. Путина, так и при Сталине. Там принимались решения, но в основном дикость была на местах.

Студенты: Как ваша жизнь сложилась в мирное время?

Мария Ивановна: Я с 14 лет училась в техникуме. 7 классов закончила и уехала за 350 км их глухой деревни, не видевшего поезда, можете себе представить. 1952 год после войны, я ни видела, ни разу поезда и вдруг я отправляюсь за 350 км. Четырнадцать лет мне, было, училась я в Мариуполе в техникуме. Не зная, что такое сварка, я на отлично окончила школу, подали документы и нас зачислили на профессию «Технологию сварочного производства» и начала учиться. Это были самые прекрасные студенческие год. Мы занимались после уроков до 10 часов вечера, потом шли до 12 ночи гуляли. Нам было мало, но вот эти два часа все группы выходили, мы смеялись, гуляли. В 18 лет меня направили с Мариуполя на Азовское море (имела виду реку Кама), в Пермь  на работу  на Судостроительный завод. Нас приехало 22 человека молодых специалистов, знаете, какое объединение было. Как нас учили работать ребята, нас всех поставили на рабочие места сварщиками, нас каждый месяц продвигали. Мы закончили еще институт и работали потом инженерами. Самое прекрасное время было, молодые годы в техникуме и работа в Перми. Позже,  я приехала в Удмуртию и осталась здесь, потому, что здесь народ очень хороший. Для примера, я несколько лет  работала в Курске. Работала в училище и мне ребята также учащиеся как вы говорят: «Марья Ивановна, куда вы приехали? Это самый голодный город». А я в Перми жила в Березниках, где кроме банок с килькой в томатном соусе и морской капусты ни чего не было. А в Курске консервы были, я их даже названия не помню, их куча была, на рынке густи большие продавались по 7 рублей, мясо любое по 2, 50 кг. И вот эти дети там сидели, и думала вот бы их на недельку в Пермь отправить или в Березники или Соликамск, где ни чего не было, но мы жили прекрасно, потому что мы были молоды. Мы ходили, друг другу в гости, мы воспитывали детей, суп гороховый ели нас это не волновало.

В 1972 г. Я попадаю в Курск, и мне говорят: - «Куда вы приехали?».  Вот таким городом он для меня остался, и вот такие понятия голода и ни голода. Все было, а яблок сколько, а какие сады в Курске, это удивительно и тем не менее ребята ни видевши жизни настоящей, а мы ее видели. Самые лучшие годы это молодость.

Потом я 17 лет проработала заместителем директора в колледже, мы ездили, где мы только не были и побывали с ребятами и в Душанбе, мы ездили на экскурсию и в Прибалтику и в Минск и в Донецк и в Карелию и все поражались нашим ребятам. Я помню, мы с группой маляров, штукатуров поехали в Карелию, а та была на 15 дней и все время нас возили на автобусах. Девчонки, с нами был руководитель культуры, они всю дорогу все пели. Водитель говорит, Слушайте: «Где вы, таких ребят набрали?». Ни слово плохого, ни чего, поем, все время пели, пели, интересная поездка и в Душанбе мы были тоже самое и я всегда с гордостью вспоминаю, что я работала в этом училище. Хотя мы первое время, Б.А. Кузин говорил: Мы соберём всех в училище, и стоящих на учете по делам несовершеннолетних». Первое время было тяжеловато, но уже через три года, мы уже набирали по конкурсам, поэтому вы гордись, что учитесь в таком училище. Очень, очень с гордостью вспоминаю, что работала здесь. 

Студент 1: Спасибо за ваш рассказ.

Сегодня мы как-бы прикоснулись к частичке жизни поколения-военного поколения. Теперь вы видите, какой страшной может быть война.

-Какие мысли и чувства пробудила в вас эта информация?

Выслушиваются ответы студентов.

Беда чужой не бывает! Она всегда сплачивает народ для ответственных действий! И пусть горький опыт этих страшных событий сделает нас бдительными и осторожными. Нет никакой пощады фашистам, террористам, нацистам и их пособникам. Если наша встреча заставила кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время. Пусть сегодняшняя беседа послужит для вас поводом для глубоких размышлений и сострадания. Вызовет чувство глубочайшего протеста против тех, кто сегодня развязывает войны, кто забывает, что дети всей Земли хотят жить в мире. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро. Я благодарю вас за участие в сегодняшней встрече.

Студенты вручают цветы

Мария Ивановна: Спасибо, я хочу вам еще прочитать стихотворение

 

Евгений Евтушенко — Сватовство

 

В Сибири когда-то был на первый взгляд варварский, но мудрый обычай. Во время сватовства невеста должна была вымыть ноги жениху, а после выпить эту воду. Лишь в этом случае невеста считалась достойной, чтобы её взяли в жёны.

 

Сорок первого года жених,
на войну уезжавший
назавтра в теплушке,
был посажен зиминской роднёй
на поскрипывающий табурет,
и торчали шевровых фартовых сапог
ещё новые бледные ушки
над загибом блатных голенищ,
на которых играл
золотой керосиновый свет.

Сорок первого года невеста
вошла с тяжеленным
расписанным розами тазом,
где, тихонько дымясь,
колыхалась тревожно вода,
и стянула она с жениха сапоги,
обе рученьки
ваксой запачкала разом,
размотала портянки,
и делала всё без стыда.

А потом окунула она
его ноги босые в мальчишеских цыпках
так, что,
вздрогнув невольно,
вода через край
на цветной половик
пролилась,
и погладила ноги водой
с бабьей нежностью пальцев
девчоночьих зыбких,
за алмазом алмаз
в таз роняя из глаз.

На коленях стояла она
перед будущим мужем убитым,
обмывая его наперёд,
чтобы если погиб — то обмытым,
ну, а кончики пальцев её
так ласкали
любой у него на ногах волосок,
словно пальцы крестьянки —
на поле любой колосок.

И сидел её будущий муж —
ни живой и ни мёртвый.
Мыла ноги ему,
а щеками и чубом стал мокрый.
Так прошиб его пот,
что вспотели слезами глаза,
и заплакали родичи
и образа.

И когда наклонилась невеста,
чтоб выпить с любимого воду, —
он вскочил, её поднял рывком,
усадил её, словно жену,
на колени встал сам,
с неё сдёрнул
цветастые чёсанки с ходу,
в таз пихнул её ноги,
трясясь, как в ознобном жару.

Как он мыл её ноги —
по пальчику, по ноготочку!
Как ранетки лодыжек
в ладонях дрожащих катал!
Как он мыл её!
Будто свою же ещё не рождённую дочку,
чьим отцом после собственной гибели
будущей стал!

А потом поднял таз и припал —
аж эмаль захрустела
под впившимися зубами
и на шее кадык заплясал —
так он пил эту чашу до дна,
и текла по лицу, по груди,
трепеща, как прозрачное,
самое чистое знамя,
с ног любимых вода,
с ног любимых вода…

Студенты: Спасибо, Мария Ивановна, будем рады видеть вас на наших мероприятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1.      Л. Кассиль «Улица младшего сына». М.: Эксмо, 2005 г

2.      Стояли со взрослыми рядом...: Сб. докум. очерков/ Сост. А.М. Осипова, О.Н. Тюлева.-Л.: Лениздат, 1985.-208с.: ил., портр.

3.      Стихи  о детях войны  https://stranakids.ru/deti-voiny/

4.      Стих Булат Окуджава «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…..» https://rustih.ru/bulat-okudzhava-ax-vojna-chto-zh-ty-sdelala-podlaya/

5.      Дети войны, вы детство не знали… https://fotostrana.ru/user/post/76508942/1682401731/

6.      В. Харитонов Легкий школьный вальс – минус http://songspro.ru/11/Legkiy-shkolnyy-vals/tekst-pesni-Minus

7.      Гамзатов Расул Журавли https://b-track.com

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

IMG-c962d220197a7904a067129e7536c63b-V

IMG-6cedfea8f111665b86db371a31b7107c-V (2)


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Презентация к классному часу «Дети войны последние свидетели»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Методические рекомендации по проведению классного часа «Дети войны» посвященного 75-ю победы

Методические рекомендации по проведению классного часа «Дети войны» посвященного 75-ю победы

СОДЕРЖАНИЕ 1.

СОДЕРЖАНИЕ 1.

АНОТАЦИЯ Страшные годы Великой

АНОТАЦИЯ Страшные годы Великой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Приобретут опыт менять и формулировку вопросов и ход беседы в целом в зависимости от настроения респондента или информации, которую они предлагает интервьюеру; ·

Приобретут опыт менять и формулировку вопросов и ход беседы в целом в зависимости от настроения респондента или информации, которую они предлагает интервьюеру; ·

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА

Горечь-полынь и сейчас на губах

Горечь-полынь и сейчас на губах

Потому, что не было учебы во время войны

Потому, что не было учебы во время войны

Та ясен раз-у-раз скрипiв.

Та ясен раз-у-раз скрипiв.

Это о Ленине, несколько строк о

Это о Ленине, несколько строк о

В 1972 г. Я попадаю в Курск, и мне говорят: - «Куда вы приехали?»

В 1972 г. Я попадаю в Курск, и мне говорят: - «Куда вы приехали?»

Сорок первого года невеста вошла с тяжеленным расписанным розами тазом, где, тихонько дымясь, колыхалась тревожно вода, и стянула она с жениха сапоги, обе рученьки ваксой…

Сорок первого года невеста вошла с тяжеленным расписанным розами тазом, где, тихонько дымясь, колыхалась тревожно вода, и стянула она с жениха сапоги, обе рученьки ваксой…

Как он мыл её! Будто свою же ещё не рождённую дочку, чьим отцом после собственной гибели будущей стал!

Как он мыл её! Будто свою же ещё не рождённую дочку, чьим отцом после собственной гибели будущей стал!

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Презентация к классному часу «Дети войны последние свидетели»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Презентация к классному часу «Дети войны последние свидетели»

Методическая разработка классного часа "Дети войны последние свидетели"

Методическая разработка классного часа "Дети войны последние свидетели"

Методическая разработка классного часа "Дети войны последние свидетели"

Методическая разработка классного часа "Дети войны последние свидетели"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2020