Методическая разработка классного часа для 5 класса "Слово о толерантности""
Оценка 4.7

Методическая разработка классного часа для 5 класса "Слово о толерантности""

Оценка 4.7
docx
24.12.2023
Методическая разработка классного часа для 5 класса "Слово о толерантности""
Классный час Толерантность в 5 б классе.docx

Классный час в 5 классе «Слово о толерантности»

Цель – воспитание принципов толерантности в молодежной среде; выработка у учащихся осознанного сосуществования разных человеческих групп и общностей, признание и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения.

Задачи:

1. Знакомство учащихся с понятием «толерантность» и его места в системе гражданских ценностей.

2. Знакомство с основными понятиями, связанными с проявлением нетерпимости.

3. Сплочение группы, развитие умения договариваться.

Учащиеся рассаживаются по группам.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1. Приветствие. Мотивационная беседа.

Учитель. Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития как отдельного человека, так и общества в целом.

Учитель. Посмотрите на слайд 1. Что вы видите? (Изображена лодка с разными людьми). Как вы понимаете смысл этого рисунка? (Эти совершенно разные люди находятся в одной лодке). (Презентация, см. Приложение 1)

Посмотрите на слайд 2 и попробуйте сформулировать проблему.

После ответов учащихся демонстрируется слайд 3 «Проблема»:

В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межнациональные и межрелигиозные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности страны.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу.

2. Целеполагание.

Прежде чем сформулировать цель нашего мероприятия, давайте заслушаем стихотворения Бориса Заходера.

Представьте, что собаки разумные существа и думают на человеческом языке. Что же они могут думать о нас? Об этом первое стихотворение.

Учащиеся декламируют стихотворения (см. Приложение 2)

О чём эти стихотворения? Попробуйте сформулировать главную мысль, которую вы услышали в словах поэта.

Учащиеся формулируют мысли. (Главная мысль и мораль стихотворения Про всех на свете в том, что в мире все взаимосвязано, все полезны друг другу в той или иной степени. Нельзя прервать цепочку, ведь выпадение одного звена приведёт к нарушению равновесия в природе. Растения животные и человек связаны между собой, каждый зависит от другого.)

Таким образом, вы самостоятельно сформулировали цель нашей сегодняшней встречи:

– знакомство с понятием «толерантность» и его места в системе человеческих ценностей,

– понять, какой должна быть толерантная личность, и какие черты присущи интолерантной личности,

– а также вы попробуете разработать «шаги» к толерантности.

3. Понятие «толерантность»

Слайд 4.

Учитель. Дейл Карнеги – известный американский психолог – говорит: «Любой глупец может критиковать, осуждать, выражать недовольство – и большинство глупцов так и делают, но для того чтобы проявить внимание и быть снисходительным, требуется сильный характер и самообладание. Вместо того чтобы осуждать людей, проявлять к ним нетерпение, постарайтесь их понять и принять».

Так вот, слово «толерантность», прежде всего, связано с умением понять и принять другого человека.

Слайд 5.

Итак, я предлагаю вам прочитать толкование слова «толерантность» в словаре иностранных слов: «Толерантный – терпеливый, переносящий; терпимость, снисходительность к кому-нибудь или чему-нибудь».

Слайд 6-7.

Давайте зачитаем вслух еще несколько определений этого слова (дети по очереди вслух читают с доски). Обращается внимание на схему.

Слайд 8.

Социальная значимость понятия толерантность. Зачитывается вслух. Комментарии учителя и учащихся.

4. Практическая часть. (Работа в группах).

Задание 1. На листе бумаги в два столбика выписать черты толерантной и интолерантной личности (пояснить понятие - нетерпимый).

Слайд 9. Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения  (высокомерное, лишённое всякого уважения и внимания отношение к кому-чему-н.), раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, презрительное отношение, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность, терпение, снисходительность (терпимое и мягкое отношение к слабостям и недостаткам кого-л.), расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм (бескорыстная забота о других людях), способность к сопереживанию.

Толерантная личность

Интолерантная личность

Терпение

Чувство юмора

Уважение мнения других

и т.д.

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

и т.д.

Заслушиваются результаты работы в группах.

Задание 2. Работа с афоризмами. Детям розданы карточки, на которых записаны афоризмы. Каждая группа читает свои афоризмы и пытается их объяснить. Слайд 10.

«Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера» (С. Смайлс)

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» (Л. Толстой). (добро есть, нам всем просто нужно начать помогать другим; Многие люди не верят в добро, потому что сами не совершают таких поступков. Только когда человек будет творить добро, он поверит в него. Добро порождает только добро. )

«Сострадание правит миром» (Древнеиндийский афоризм). (если мы перефразируем, то, важно, чтобы сердца наши не зачерствели, и мы ощущали боль ближних, особенно если они от нас зависят.)

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» (В. О. Ключевский). (Не каждого человека, делающего добро, можно назвать добрым, надо ещё смотреть, не делает ли он зла)

«Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий). (Человек - существо социальное, общественное. Социальные потребности одни из самых важных. Каждый из нас нуждается во взаимодействии, в контакте с людьми. Без этого невозможно представить нашу жизнь и развитие человека).

«Люди одиноки потому, что вместо мостов они строят стены» (Станислав Ежи Лец). (В нашем мире многие чувствуют себя одинокими. Вокруг нас всегда есть люди, но мы всё равно одни. В чём же причина? На самом деле нас изолирует от других наше собственое поведение. Мы не умеем открываться другим, мы не можем сказать пару ободряющих или утешающих слов. Мы не можем давать что-то, но всегда ждём это от других.)

«Люди, которые живут в стеклянных домах, не должны бросаться камнями» (Английская пословица). (Иносказательно: тот, кто сам не лишен недостатков, не должен критиковать других.; Начать войну или спор нетрудно, но гораздо труднее закончить, если твоя позиция неверна или ты слабее противника.)

«Национальной науки нет, как и национальной таблицы умножения» (А. П.Чехов).

Задание 3. «Шаги» к толерантности. Составить перечень того, что нужно сделать, чтобы развивать в себе толерантную личность.

Продемонстрировать слайд 12 «20 шагов к толерантности».

Оценка работы групп.

Обсуждение результатов.

7. Границы толерантности. Беседа «Может ли толерантность быть безграничной?».

Должна ли толерантность быть безграничной, а мы — терпимыми и снисходительны к преступникам, насильникам, наркоманам?

Проблема границ толерантности — это вопрос о границах между толерантностью и безразличием, конформизмом (приспособленчество), равнодушием.

Важно формировать способность активно защищать свои права, выражать протест против любых форм дискриминации (ограничения законных прав).

Слайд 13.

Я предлагаю вам такую формулу активной толерантности:

понимание + сотрудничество + дух партнерства.

8.  Декларация принципов толерантности.

9.  В заключительной части нашего мероприятия давайте сформулируем «правила толерантности», которыми следует руководствоваться:

– уважай собеседника;

– старайся понять то, о чем говорят другие;

– отстаивай свое мнение тактично;

– будь справедливым, готовым признать правоту другого;

– стремись учитывать интересы других и т.д.

Слайд 14. Заключительные слова.

 

 

 

 

 

 

Толерантная личность

Интолерантная личность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Толерантная личность

Интолерантная личность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Классный час в 5 классе «Слово о толерантности»

Классный час в 5 классе «Слово о толерантности»

Понятие «толерантность» Слайд 4

Понятие «толерантность» Слайд 4

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» (В

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» (В

Толерантная личность Интолерантная личность

Толерантная личность Интолерантная личность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2023