Методическая разработка классного часа духовно-нравственного направления "Друзей не бросают"
Оценка 4.8

Методическая разработка классного часа духовно-нравственного направления "Друзей не бросают"

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
Междисциплинарный 3
9 кл—11 кл
29.03.2024
Методическая разработка классного часа духовно-нравственного направления "Друзей не бросают"
Классный час по теме «Друзей не бросают» - воспитательное мероприятие для обучающихся 4 классов из серии классных часов духовно-нравственной направленности, объединенных общей темой «Нормы этики в отношении с окружающими». Тема гуманного и заботливого отношения к животным перекликается с темой бережного отношения к природе, изучаемой в рамках предмета «Окружающий мир».
Методическая разработка_Громовая Е.А...docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовное и нравственное воспитание

Тематическое направление

             

Друзей не бросают

Тема методической разработки

 

 

 

 

 

 

 

Громовая Екатерина Александровна,

учитель начальных классов,

муниципальное общеобразовательное

автономное учреждение «Лицей № 1

г. Новотроицка Оренбургской области»

Автор: ФИО, должность,

образовательная организации

(в соответствии с Уставом)

 

 

 

 

 

 

1.                 Пояснительная записка

1.1.          Тематическое направление: духовное и нравственное воспитание.

1.2.          Тема (название): классный час «Друзей не бросают».

1.3.          Актуальность и обоснование выбора темы

Актуальность темы обоснована целевыми ориентирами результатов воспитания младших школьников по направлению «Духовно- нравственное воспитание (обучающийся проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, доброжелательный, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим) и социальной проблемой ответственного отношения людей ко всему живому, в целом, и животным, в частности. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования духовно- нравственное развитие и воспитание школьников предусматривает принятие ими моральных норм и нравственных установок. Мероприятие по теме «Друзей не бросают» способствует формированию нравственных ценностей в области отношений к окружающему миру.  Большим подспорьем в решении задач воспитания является заинтересованность данной темой мероприятия самих обучающихся, поскольку большинство из них имеют домашних питомцев. Известно, что домашние питомцы помогают детям стать добрее, внимательнее, чутче и милосерднее, а также - ответственными и сознательными за судьбу своего «маленького друга». А от того, как будет сформировано у детей ответственное отношение к домашнему питомцу, будет зависеть количество бездомных животных на наших улицах в недалеком будущем.

1.4.          Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Классный час по теме «Друзей не бросают» - воспитательное мероприятие для обучающихся 4 классов из серии классных часов духовно-нравственной направленности, объединенных общей темой «Нормы этики в отношении с окружающими». Тема гуманного и заботливого отношения к животным перекликается с темой бережного отношения к природе, изучаемой в рамках предмета «Окружающий мир».

Целевая аудитория (с указанием возраста/класса)

Учащиеся 4-го класса (9-11 лет).

1.5.              Цель:

Формирование у учащихся ответственного отношения к животным.

1.6.          Задачи:

-                   закрепить основные понятия этики (добро, милосердие, дружба, любовь, нравственный выбор);

-                   научить школьников анализировать с нравственной точки зрения собственные поступки и поступки окружающих людей;

-                   воспитывать в детях бережное, гуманное отношение к  животным, умение проявлять заботу и  сострадание к ним.

1.8.         Планируемые результаты

-                   закрепление понятий этики, принятие базовых ценностей: «добро», «человечность», «ответственность»;

-                   способность анализировать с нравственной точки зрения собственные поступки и поступки окружающих людей;

-                   проявление сопереживания, доброжелательности, заботы и сострадания тем, кто в них нуждается.

1.9.          Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Для реализации поставленных задач использована этическая беседа технологии проблемно-ценностного общения. Этическая беседа – это оптимальная форма приобретения школьниками четвертых классов социальных знаний, ценностей и смыслов жизни, норм морально ­нравственного поведения.

1.10.     Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов

Используемые методы – беседа, анализ ситуаций, анализ художественных текстов, обращение к миру мудрых мыслей. Использованы приемы наглядности, осуществлялась нравственная оценка и самооценка.

Возрастные особенности младших школьников требуют, чтобы воспитание осуществлялось в виде игры, поэтому на мероприятии были использованы анализ и обыгрывание ситуаций, совместное создание итогового интеллектуального продукта «Пост-призыв от имени собаки».  

Использовались приемы: «Привлекательная цель», «Удивляй!» (в начале мероприятия), «Метод вживания».

Средства воспитания, способствующие развитию эмоциональной сферы личности школьника:

1)      информация о собаках, которые приносят пользу людям и оставляют яркий след в истории (истории запечатлены в памятниках);

2)      трейлер фильма «Пальма» со звуковым письмом главного героя фильма, содержащего основную мысль классного часа «Друзей не бросают»;

3)      видео «Созвездие человеческих сердец» по теме морального поведения человека;

4)      создание социального проекта «Пост-призыв от имени собаки» по теме ответственного отношения к животным. 

1.11.     Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

Кадровые ресурсы – привлечение педагога-психолога для консультации по подбору видео материала и обращение к волонтерскому отряду  «Импульс» города Новотроицк для подготовки социального проекта помощи питомцу из приюта для собак.

Методические ресурсы – рабочая программа воспитания общеобразовательной организации, программа А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика».

1.12.     Материально-технические, информационные ресурсы

Экран, ноутбук, презентация (Приложение № 1), бумажные заготовки для проведения совместного дела (создания поста для помощи питомцу из приюта для собак), фломастеры, цветные карандаши, фотография собаки из приюта (https://vk.com/newimpuls17), а также  видео «Друзей не бросают» и «Созвездие человеческих сердец» (режим доступа к видео: https://cloud.mail.ru/public/iqAq/RrcHuiGUk и https://cloud.mail.ru/public/wYik/C51U5rHBd)  

Основная часть

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия

Для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей младших школьников и в соответствии с целями воспитательной работы в 4 классе, создана сопровождающая классный час мультимедиа презентация с фото. Собраны яркие истории о собаках, оставивших след в истории, запечатленные в памятниках; подготовлены видеоматериал на тему ответственного отношения к собакам и музыкальное сопровождение для создания эмоционального фона мероприятия. Изготовлены шаблоны для изготовления листовок (пост-обращение к людям от имени собаки), цветные карандаши, фломастеры. В рамках сотрудничества с городским волонтерским отрядом «Импульс» подготовлена история одной собаки из приюта.

Перед началом воспитательного мероприятия школьникам было предложено самостоятельно, по желанию разделиться по трем группам и расположиться полукругом за столами с раздаточным материалом.

2.2. Описание     проведения        воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)

Сценарий классного часа для обучающихся 4 класса по теме «Друзей не бросают».

 

Ход мероприятия

Педагог:

- Милые ребята! На своих столах вы видите листы с фотографией собаки…Думаю, вы догадались: наступило время проведения классного часа по теме, связанной с ней. Между прочим, это фото одного моего знакомого, о котором я расскажу чуть позже. Более того, я надеюсь, что вы поможете мне в одном важном деле, связанном с этой замечательной собачкой. Не против?

Друзья мои, вы знаете, недавно я гуляла в городе Оренбург, по улице Советская. Мне приглянулся один памятник, который меня очень удивил. Вы же бывали в Оренбурге?...Как вы думаете, о каком памятнике я говорю? (варианты ответов: памятники «Первая учительница», «Спасибо, донор», памятники Александру Сергеевичу Пушкину, Валерию Чкалову…)

Замечательно! Какие же вы молодцы! Как хорошо знаете наш областной центр! Да и наши занятия по краеведению оказались вам в помощь! Однако меня поразил другой, недавно созданный памятник. Сложно догадаться, о чем я говорю. А это, представляете, бронзовый памятник собаки! Надо же! Мне так было приятно, ведь я так люблю собак!!! А вы любите собак?...

Слайд 1. Скажите, согласны ли вы с выражением «Собака – друг человека»?.... (Согласны: они верны, способны разделить радость и печаль, помогают человеку  защищать его семью и дом)

Верно! Замечательно! Между прочим, цитата «Собака – друг человека» принадлежит писателю Марку Твену, автору произведения «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна». Читали его? Почитайте! Рекомендую!  

Но я вам скажу, ребята, не каждый может быть другом!!! Друг это тот, кто всегда рядом в трудную минуту; тот, кто поможет не только советом, но и делом; и дружит он бескорыстно, не ожидая ничего взамен; ему просто приятно доставить другу радость, значит, совершить для него добро.  

Подскажите, а что должен делать человек, чтобы тоже называться для собаки другом? (человек должен совершать добро по отношению к собаке, ухаживать за ней, заботиться о ней, дарить ей радость, любить искренне…)

Да, конечно! Знаю, что у большинства ребят есть питомцы. Скажите, а вы являетесь им друзьями? Кто может это доказать? (ответы).

Вы меня очень порадовали! А знаете, человек приручил собаку давно, сделал ее своим другом – она умеет поднимать настроение человеку, охранять его покой, следить за его детьми, помогать во многих трудных ситуациях. Примеров помощи и служения собаки человеку множество! Потому эти яркие примеры запечатлены в памятниках.

Слайд 2. Вот, например, посмотрите.

Памятник фронтовой собаке.  Да, есть такой! На стороне нашего народа в Великой Отечественной войне воевало более 60 тысяч собак разных пород! Вслушайтесь в эту цифру! Впечатляет? Собаки вытаскивали из-под обстрела раненых, доставляли боеприпасы и боевые донесения (сообщения), обезвреживали взрывные устройства врага. Вот так, собак тоже можно назвать героями! Поэтому они достойны памятника в честь своих совершенных подвигов.

Или вот. Памятник собаке-поводырю. Поводыри очень помогают людям с ограниченными возможностями здоровья, тем, кто не имеет зрения и не может самостоятельно уверенно передвигаться. Собака является, как говорится, глазами своего друга. Это собака рабочая, ее долго обучают, тренируют, но потом она посвящает всю свою жизнь и любовь одному человеку.

Есть памятник собаке-космонавту Лайке. Лайка была первой собакой, которую наша страна отправил в орбитальный космический полет.

Слайд 4. В общем, много- много различных памятников. Но история создания одного из них меня просто потрясла! Это «Памятник преданности», он находится в городе Тольятти Саратовской области.  Расскажу предысторию его создания.

Звучит музыка.

На одной из автомобильных дорог произошла катастрофа, столкновение машин, в одной из них находилась семья с собакой…Удар был настолько серьезный, что люди моментально погибли. Ужасная трагедия!  Но собака, находящаяся в машине, чудом выжила и отказывалась верить в гибель хозяев. Приехала «Скорая помощь», увезла людей, а собака осталась на месте ждать их возвращения. Целых 7 лет и в жару, и в слякоть, и в буран, и в мороз она не покидала свой «пост», надеясь на встречу со своими хозяевами. Какая сила духа! Сколько терпения, преданности и любви в животном, которое не всегда встретишь в людях! Это настоящая верность друга!

Конечно, находились люди, которые хотели взять собаку в свой дом, но она никого к себе не подпускала. Не раз «бедолаге» строили будки, но она будто бы и не замечала их, не уходила с дороги и была на ней до конца своих дней…

Когда собака умерла, ее невероятная история очень впечатлила многих неравнодушных людей, и потому в качестве уважения и благодарности ей на одной из улиц города Тольятти был установлен памятник. Название ему дали: «Памятник преданности».

Музыка прекращается.

Ребята, удивительная история? А вы знаете другие истории о верности собак? (Предполагаются, что дети приведут примеры из книг).

Умницы! А помните, в начале классного часа я спрашивала, что нужно делать человеку, чтобы называться другом для собаки? Да, быть также преданным и для него… В одном российском фильме, «Пальма», представлена история, в которой человек бросил свою собаку. Оставил ее в своей стране, а сам улетел – в другую. Видели этот фильм? Если не видели, я рекомендую посмотреть. Хотелось бы обсудить с вами письмо маленького героя фильма, мальчика Коли, который разыскивал хозяина этой собаки. Послушаем его из трейлера фильма (доступ: https://cloud.mail.ru/public/iqAq/RrcHuiGUk)

 Коля сообщает, что собака Пальма скучает по хозяину и ни за что не перестанет его ждать, потому что считает его другом. А что скажите вы? Как вы оцените поведение собаки и поступок ее хозяина Игоря Петровича? Обсудите это в группах и ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

 (Коля нашел собаку Пальму и из добрых побуждений хотел помочь Пальме вернуть потерянного друга. Мальчик видел, как тяжела для нее разлука с хозяином. Пальма верила, что они с хозяином друзья, и не хотела верить, что ее просто бросили, ведь «друзей не бросают». Хозяин же оставил собаку одну, не позаботившись о ее дальнейшей судьбе; он предал их дружбу, а значит, поступил безнравственно).

К сожалению, да. Мудрые слова говорит маленький герой фильма: «Друзей не бросают!». Согласны с ними? Предлагаю так назвать наш классный час.

Известный писатель Антуан де Сент-Экзюпери в своей повести «Маленький принц» сказал: «Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили». То есть мы ответственны за судьбы своих маленьких друзей!

Ребята, а что происходит с собаками, которых бросил человек? Каково им живется, как вы думаете? Как можно назвать такого человека, который выбросил своего друга?

(Собаки становятся бездомными, живут на улице, спят там, где придется, питаются тем, что найдут. Животным одиноко, голодно, неуютно в непогоду, страшно и опасно. Человек, бросивший свою собаку, злой и бездушный)

- Мои милые дети, ни за что, никогда так бездушно не поступайте! Не обрекайте на муки своих маленьких друзей, не подвергайте их жизнь опасностям. Это жестоко, бесчеловечно, безнравственно!

А я вернусь к памятнику в городе Оренбург, который меня очень удивил.

Слайд 4. Это бронзовый памятник – копилка в виде собаки. Посвящен он всем бездомным животным и вскрывается каждый месяц волонтерами движения «Подари им жизнь». Все собранные с помощью памятника средства идут на закупку лекарств, кормов, проведений операций бездомным животным и многое другое. Добрые, чуткие, милосердные ребята-волонтеры!

В нашем городе тоже есть волонтеры-добровольцы. Их отряд называется «Импульс». Молодежь помогает всем нуждающимся в помощи. А на днях они рассказали мне удивительную историю, как в приют для собак сам (!) пришел белоснежно-белый, кудрявый пес. Он был в ошейнике, следовательно, у него был хозяин. Почему он оказался на окраине города и прибился к приюту, не понять. Сейчас волонтеры разыскивают либо бывшего хозяина, либо - будущего, кто пожелает его взять в семью.

Фото этого пса у вас на столе. Да, это тот самый пес, о котором я сказала в начале классного часа. Я встречалась с ним. Он очень добродушный, жизнерадостный, ласковый, любит играть и рад любому человеку! Прошу вас, добрые дети, помочь волонтерам найти ему семью! Посмотрите на его фото и представьте, что он вдруг заговорил. Что бы он сказал людям? Помогите ему составить обращение с просьбой принять его как друга. Напишите его рядом с фотографией, добавьте рисунок, например хозяина и его дом. Ваши посты-обращения я передам волонтерам. (Проводится работа в группах. Если дети находятся в замешательстве, можно предложить им пример обращения: «Привет! Меня зовут Лайка. Помогите мне найти моего друга! Мы с ним потерялись. Переживаю, может, с ним что-то случилось. И боюсь: вдруг он решил, что я ему не нужен. Хотя не пойму…Я видел его счастливые глаза, когда он смотрел на меня. Я понял, что такое умиление. Меня гладили, брали на руки, играли. Я добрый, веселый, умею дарить людям радость и любить! Где ты, мой верный и преданный друг?»)

Составили ваши обращения? Покажите, прочитайте их. (Чтение постов).

Мои хорошие, я вижу, что ваши посты проникнуты добром, любовью и милосердием, желанием помочь этому чудному псу! Я очень рада. Спасибо вам!

Наш классный час близится к завершению, я прошу вас просмотреть видео со стихотворением «Созвездие человеческого сердца» (доступ: https://cloud.mail.ru/public/wYik/C51U5rHBd) и попробовать ответить на вопрос: «О чем видео, почему так называется стихотворение?»

(Видео и стихотворение о неравнодушных людях, которые не проходят мимо брошенных собак, «свободных и прекрасных», жалеют их, помогают им. Но, к сожалению, не все люди способны проявлять заботу и сострадание к бездомным животным, поэтому хочется, чтобы люди стали сердечнее, человечнее: во-первых, не бросали своих питомцев, во-вторых, не обижали чужих собак, оказавшихся на улице из-за чьей-то безответственности. Хочется, чтобы стало больше чутких, сердечных людей. Сердечный человек своим добром словно свет красивый излучает, как яркая звезда. Пусть будет больше таких людей, а значит, больше доброго света, идущего словно не от одной звезды, а от целого созвездия!).  

Слайд 5. Вы правы, мои хорошие!  Красивая мысль стихотворения! Красивое название! Хочу вам сказать: славные мои ребята, заботьтесь о своих питомцах, будьте им друзьями, любите их, и они ответят вам взаимностью. И помните: друзей не бросают!

2.                 Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Для того, чтобы данное воспитательное мероприятие достигло цели, педагогу необходимо создать в классном коллективе доброжелательную психологическую обстановку (расположение парт, рассадка детей по интересам, нахождение педагога на одинаковом уровне с обучающимися, его открытая поза, выразительная мимика, говорящая о его заинтересованности и темой, и общением); настроить детей на сотворчество и сотрудничество, откровенность и доверительность, позволяющие включиться в работу каждому ребенку, а для этого - проявлять к детям тактичность и уважение, эмоционально поддерживать каждый их шаг (похвала, выражение радости включением школьника в диалог) и мотивировать их на позитивное, конструктивное взаимодействие по отношению друг к другу.


 

Скачано с www.znanio.ru

Духовное и нравственное воспитание

Духовное и нравственное воспитание

Пояснительная записка 1.1.

Пояснительная записка 1.1.

Нормы этики в отношении с окружающими»

Нормы этики в отношении с окружающими»

Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов

Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов

Материально-технические, информационные ресурсы

Материально-технические, информационные ресурсы

Педагог: - Милые ребята! На своих столах вы видите листы с фотографией собаки…Думаю, вы догадались: наступило время проведения классного часа по теме, связанной с ней

Педагог: - Милые ребята! На своих столах вы видите листы с фотографией собаки…Думаю, вы догадались: наступило время проведения классного часа по теме, связанной с ней

Да, конечно! Знаю, что у большинства ребят есть питомцы

Да, конечно! Знаю, что у большинства ребят есть питомцы

На одной из автомобильных дорог произошла катастрофа, столкновение машин, в одной из них находилась семья с собакой…Удар был настолько серьезный, что люди моментально погибли

На одной из автомобильных дорог произошла катастрофа, столкновение машин, в одной из них находилась семья с собакой…Удар был настолько серьезный, что люди моментально погибли

Коля сообщает, что собака Пальма скучает по хозяину и ни за что не перестанет его ждать, потому что считает его другом

Коля сообщает, что собака Пальма скучает по хозяину и ни за что не перестанет его ждать, потому что считает его другом

Подари им жизнь ». Все собранные с помощью памятника средства идут на закупку лекарств, кормов, проведений операций бездомным животным и многое другое

Подари им жизнь ». Все собранные с помощью памятника средства идут на закупку лекарств, кормов, проведений операций бездомным животным и многое другое

Мои хорошие, я вижу, что ваши посты проникнуты добром, любовью и милосердием, желанием помочь этому чудному псу!

Мои хорошие, я вижу, что ваши посты проникнуты добром, любовью и милосердием, желанием помочь этому чудному псу!

каждому ребенку, а для этого - проявлять к детям тактичность и уважение, эмоционально поддерживать каждый их шаг (похвала, выражение радости включением школьника в диалог) и…

каждому ребенку, а для этого - проявлять к детям тактичность и уважение, эмоционально поддерживать каждый их шаг (похвала, выражение радости включением школьника в диалог) и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2024