Классный час на тему: «УЧИМСЯ ОБЩЕНИЮ БЕЗ ПРЕДРАССУДКОВ»
Не печалься о том, что люди не знают тебя,
а печалься о том, что ты не знаешь людей.
Конфуций
Цели:
Задачи:
Форма проведения: классный час
Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, презентация.
Методы: наглядные, словесные.
Актуальность темы.
Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда, во все времена, история человечества помнит разноцветные полосы взаимоотношений между людьми.
И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение воспитанниц к однокласснице другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к её нуждам в решении возникающих проблем - вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Много различных материалов, направленных на воспитание толерантности разработано классными руководителями, воспитателями, психологами.
Толерантность - это важнейшая составляющая поликультурного воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение воспитанниц.
Основные цели классного часа: воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитание интернационализма, коммуникативной культуры общении и взаимопонимания; развитие, которое помогает воспитанницам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле; развивать у воспитанниц терпимость к различиям между людьми.
Данная разработка может представлять интерес для воспитателей и классных руководителей в воспитании толерантности у подрастающего поколения.
Ход мероприятия.
(слайд 1)
- Легко ли общаться с людьми?
Учиться жить среди людей и общаться с ними так же нелегко, как и изучать математику или физику или преодолевать какие-то преграды. Приходится осваивать и применять различные формулы поведения, пробираться через дебри непонимания, коварства, обмана.
Человек должен уметь общаться с людьми.
Общаться с людьми, которые ему нравятся? Да, есть определенный «круг общения» у каждого человека – круг людей, с которыми ему приятно и хочется общаться. Но, к сожалению, а может быть, и к счастью, вся жизнь человека, вернее, большая ее часть, складывается из вынужденного общения. Так необходимость общаться со многими людьми создает множество проблем. Почему? В чем состоит сложность? В том, что нет одинаковых людей. Мне очень легко было бы общаться с человеком, внутренне похожим на меня, но…
– Почему люди такие разные?
(ответы воспитанниц)
1. У них разные темпераменты.
2. Они выполняют разные социальные роли.
3. У них разный характер.
Классный руководитель:
Все ли школьники одинаково ведут себя на уроках, на переменах, в спортивном зале? Конечно, нет. Есть неусидчивые, вспыльчивые, упрямые забияки, которые делают все очень быстро, громко говорят, могут и подраться…
А есть и другие – стеснительные, молчаливые, спокойные, стремящиеся быть незаметными… - Почему они такие разные?
Классный руководитель:
– Какая черта характера является фундаментом, основой общения?
- Чем каждый человек хочет быть окружен всю жизнь? (доброта)
Воспитанница 1: (слайд 2)
Доброта – качество, обозначающее гуманное отношение ко всему живому, готовность помочь ближнему. Добрый человек понимает, каково другому, умеет посочувствовать другому человеку.
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». В. Ключевский
Воспитанница 2:
Терпимость, (толерантность)– это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.
(слайд 3)
tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам
tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.
kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
Классный руководитель:
У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона. Это конфликты.
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково.
– Из-за чего разгораются конфликты? (ответы воспитанниц)
Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; наличие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса.
Просмотр фрагментов фильма «Чучело» (слайд 4)
Классный руководитель:
Заполнение таблицы на доске (слайд 5)
Класс Лены Бессольцевой:
Заполнение таблицы на доске (слайд 6)
Работа в группе
1) Группа 1 – что бы вы посоветовали Лене.
Группа 2 – что бы вы посоветовали Железной Кнопке.
Классный руководитель:
– Почему учащиеся класса пошли за Железной кнопкой? Наверно немаловажную роль сыграло воспитание учащихся. Давайте посмотрим на их отношения с родителями и учителями.
(фрагменты фильма прилагаются)
– Теперь давайте обратимся к качествам остальных ребят класса.
Совместное заполнение таблицы на доске. (слайд 11)
Классный руководитель:
Должна получиться следующая таблица (ответы для классного руководителя):
Человеческие качества Их наличие: + / - Описание характера
1.Самостоятельность - несамостоятельны
2.Ответственность - безответственны
3.Умение думать не только о себе - эгоисты
4. Доброта - озлобленны
5. Смелость – трусливы
6.Уверенность в себе - неуверенны в себе
Итоги:
Классный руководитель:
Найти своё место в коллективе — задача сложная. Быть первым, но зависеть от общего мнения или строить свой собственный, ни на что не похожий мир, но оставаться в одиночестве, — каждый выбирает для себя сам. Никому бы не хотелось оказаться белой вороной, изгоем в коллективе, но ведь всегда там кто-то есть, «свято место пусто не бывает».
– Почему это место появляется?
Фигуры «изгоя», «отверженного», «козла отпущения», «мальчика на побегушках» и т. п. появляются в тех классах, где некоторые ученики считают себя лучше других и хотят добиться признания и уважения одноклассников за счёт унижения достоинства своих товарищей.
– Что такое белая ворона?
Белая ворона – это отношение всего остального коллектива к человеку. Белые вороны появляются в сознании тех, кто их таковыми считает, а сами эти вороны не знают, что они вороны.
– Благодаря чему там оказываются люди?
Действительно, в некоторых людях есть что-то такое, что способно оттолкнуть одноклассников, спровоцировать нападки с их стороны. Они не такие, как остальные.
1. Ваша одноклассница не такая как все или не такая как вы?
2. Она неправильная?
3. Она хуже вас?
4. Она не права?
5. Но откуда известно, что правы вы?
Каждый человек — личность, и каждый достоин того, чтобы к нему хорошо относились, уважали его интересы.
Работа в группе:1) Составьте из слов на доске высказывание. Выскажите свою точку зрения и предложите свои аргументы:
Запись на доске: (слайд 13)
людей, в, мира, –, красота, разнообразии, его.
(Красота мира людей – в его разнообразии.)
ты, завоюешь, познай, мир, и, себя.
(Познай себя и ты завоюешь мир.)
2) Как не допустить появления в классе изгоя?
Итог.
Рефлексия.
Слайд 14.
Литература.
1. «Проблемные классные часы – 10 -11 классы» Я.В. Голубева
2. «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию» О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина
3. «Внеклассные мероприятия в начальной школе»Я.Ю.Мартынова
4. «Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми». Шемшурина А.И. Методическое пособие для педагогов, воспитателей, классных руководителей, Москва, «Лика», 2006г.
5. «Справочник классного руководителя». Дереклеева Н.И. Москва, «ВАКО». 2004 г.
6. «Этика и этикет младших школьников». Смирнов Н.А. Москва, «Школьная пресса», 2002г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.