Математика
3 класс, УМК «Школа России»
Тема урока: «Доли».
Тип урока: «открытие новых знаний» с использованием ИКТ.
Цель урока:
Познакомить детей с тем, как образуются, называются, записываются и сравниваются доли.
Задачи урока:
· Сформировать представления о доли числа, научить сравнивать доли.
· Развивать внимание, логическое мышление, приёмы сравнения, умение анализировать, делать выводы, развивать математическую речь, память.
· Воспитывать активность, любознательность, интерес к изучению математики.
Формируемые УУД
личностные – смыслообразование, самоопределение, осознание ответственности за общее дело, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, самооценка на основе критерия успешности;
регулятивные– выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, познавательная инициатива, контроль, коррекция и оценка;
познавательные – целеполагание, анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации, планирование, построение цепочки логических рассуждений;
коммуникативные – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего решения.
Используемые технология: Проблемно-диалогическая, технология сотрудничества, элементы игровой технологии, здоровьесберегающая технология, технология деятельностного подхода
Оборудование: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска.
Электронная презентация к уроку.Учебник: Моро М. И. Математика. 3 класс. Часть 1. – М.: Просвещение, 2012. – с. 92-93. На столах раздаточный материал для практической работы. Карточки для этапа рефлексии.
Ход урока
1.Организация класса.
Приветствие.
Организации рабочего места.
Создание дружеской, рабочей атмосферы в классе.
2. Актуализация опорных знаний.
Устный счет:
-Постарайтесь выполнить задание в группе правильно и узнаете, какой сюрприз я вам подготовила.
Повторяем таблицу умножения. Записываем ответы в строчку. Для каждого ответа есть своя буква. Посмотрите на таблицу, соберите слово по буквам.
72 а |
8 п |
32 е |
48 л |
35 ь |
18 с |
24 и |
64 н |
4∙8=е 6∙3=с 2∙4=п 5∙7=ь
4∙6=и 8∙9=а 8∙6=л 8∙8=н
- Какое слово получилось? (апельсин)
– Вы скажете, при чём тут апельсин, когда у нас урок математики? Этот вкусный фрукт нам поможет назвать тему урока.
- Посмотрите м/ф: Мы делили апельсин.
-Почему рассердился волк? (ему не досталось апельсина)
-В чем его ошибка? (он не умеет дружить и делиться с друзьями)
-Что получил каждый из животных мультфильма? (дольку апельсина)
- Где в жизни вы встречали это слово? (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)
4. Сообщение темы урока.
- В математике такие части от целого называются доли. (карточка на доске)
- Где в окружающем мире еще встречаются доли?
–
Приходилось ли вам делить что-то на части?
– А как по-другому называют части?
5. Постановка темы и целей урока.
- Апельсин поможет нам сегодня назвать тему урока. Я его очистила. Когда мы его начинаем кушать, то делим его, на что ? (Дольки)
6. Объяснение нового материала
– У
вас на партах лежит геометрическая фигура. Как она называется? (Круг)
– Сложите круг пополам.
– Разверните.
– Сколько равных частей получили? (2)
– Итак, мы разделили круг пополам, т.е. на две равные части.
– Как они называются? (Половинки)
- Можно сказать, что половина круга –одна доля круга.
– Сколько частей взяли? (1)
– На сколько частей разделили? (2)
– Итак, мы круг разделили на две равные доли и получили долю круга.
- Сколько у каждого из вас кругов? (1)
- Это одно целое.
– Доля – это часть целого.
– Теперь возьмите круг, который вы согнули пополам. Сложите ещё пополам.
– Разверните. Сколько теперь равных частей получили? (4)
- Покажите одну долю.
(На доске записывают число 1)
- Можно ли сравнивая эти две единички, поставить между ними знак равенства? (Нет)
-Почему ? (Доли разные)
-Как же обозначить эти доли?
– Доля – это часть целого.
-Как же записать нам одну долю целого?
-На сколько долей разделено яблоко? ( На 2 доли)
-Сколько долей я взяла от 2-х? ( 1 от 2)
-Записывается такое число в виде дроби.
1 - число над чертой показывает, сколько долей взяли.
2 - число под чертой показывает, на сколько долей разделили целое.
-Запишите это число в тетради. (Запись на доска учителем)
- Кто попытается прочитать получившееся число?
7. Физминутка
8. Закрепление. Работа по учебнику
9. Стр. 80 №1.
– Итак, пирог разделён на 6 равных частей. (Показ на доске)
|
|
|
|
|
|
– Взяли 1 такую часть
|
|
|
|
|
|
–
Это доля пирога.
– И вам нужно узнать, какая доля получится, если разделить на 2 равные части
каждую шестую долю пирога.
– Значит, что мы должны сделать с каждой шестой? (Разделить на 2 равные
части)
– У вас у каждого «пирог», разделённый на 6 равных частей.
– Разделите каждую шестую долю пирога на две равные части.
– Проверяю. (У доски варианты деления)
– Сколько равных частей получили? (12)
– Значит, какая доля получится? ( )
– Сравните: какая доля больше: или ?
(Запись в тетради: > )
Вывод: чем больше частей, тем доля меньше.
10. Стр. 80 №2.
– У
вас на картинке прямоугольники, которые разделены на доли.
– Какого цвета доля? (Розового)
– Какого цвета доля? (Синего)
– Какого цвета доля? (Зелёного)
– Какого цвета доля? (Жёлтого)
–
Какая доля меньше или ?
(Запись в тетради: < )
– Чем больше частей, тем доля меньше.
– Какая доля больше: или ?
(Запись в тетради: > )
–
Какая доля самая маленькая? ()
– Запишите в тетради доли прямоугольника, начиная с наименьшей, т. е. с самой
маленькой.
– Проверим.
11. Задача
- Прочитайте задачу.
- Что узнали из условия задачи?
- Назовите требование задачи.
- Как удобно записать кратко условие задачи?
Масса 1 коробки |
Кол – во коробок |
Масса всех коробок |
8 кг – 5 кг |
9 шт. |
? |
- Как можно найти массу всех коробок?
- Как найти массу одной коробки?
- Составьте решение задачи. Запишите его в тетрадь самостоятельно.
- Как можно исследовать решение задачи?
- Попробуйте составить задачу, обратную данной.
12. Работа в паре
- Вам необходимо закрасить часть фигуры.
13. Стр. 80 № 3.
–
Прочитаем задание.
– Какую фигуру надо начертить?
– Чему равна сторона квадрата?
– Начертите квадрат со стороной 3 см.
– Подпишите.
– Читаем дальше, что нужно сделать?
– Выполним 1 часть.
– Значит, на сколько равных частей надо разделить квадрат? (На 9)
– Как разделим? / на квадратные см/
– Что такое квадратный см?
– Разделите.
– Сколько частей получили? (9)
– Назовите 1 такую часть. ()
– Закрасьте .
– Закрасьте самостоятельно.
– Проверяем.
14. Рефлексия. Итог урока.
– Что
нового узнали?
– Что такое доля?
– Мы учились делить на доли, записывать доли.
– Как называется число, которое пишем над чертой?
– Что показывает числитель?
– Как называется число, которое пишем под чертой?
– Что показывает знаменатель?
– А ещё мы учились сравнивать доли. Какой вывод сделали?
– Урок закончен. Спасибо.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.