Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."
Оценка 4.6

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Оценка 4.6
doc
20.01.2020
Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."
Методическая разработка по естествознанию темы.doc

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Многопрофильный колледж имени И.Т. Карасева»

 

 

 

Методическая разработка по естествознанию

темы «Макромир. Биосфера.»

 

 

 

Автор: Лавринова Любовь Николаевна

учитель естествознания

МБОУ «Цнинская СОШ №2»

 

 

 

 

 

2019г


 

Аннотация

Методическая разработка содержит методическую структуру, материалы для проведения уроков, приложения, список использованной литературы.

Данная методическая разработка рекомендуется для использования при подготовке и проведению занятий по дисциплине Естествознание.

Пояснительная записка

Современное общество выдвигает определенные требования не только к личностным качествам специалистов, но также и к их уровню профессиональной подготовки.

Изучение естествознания способствует формированию у обучающихся естественно-научного мировоззрения, способности объяснять явления, происходящие в природе, с научных позиций. Также способности анализировать, что является одним из важных качеств для специалиста.

Содержание программы «Естествознание» направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;

• овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;

• воспитание убежденности в возможности познания законной природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;

• применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

− устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;

− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;

− объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

− умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

− готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные

знания с использованием для этого доступных источников информации;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;

• метапредметных:

− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;

− применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их

достижения на практике;

− умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

• предметных:

− сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;

− владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области

естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

− сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

− сформированность представлений о научном методе познания природы и

средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами

естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;

− владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

− сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.

Место данной темы в программе

На изучение данной темы выделяется 19 часов.

Тема 4. Макромир. Биосфера.

Жизнь, признаки живого и их относительность. Основные свойства живого организма: единство химического состава, обмен веществ, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, развитие и рост, раздражимость, дискретность и целостность, энергозависимость. Живые системы, как самоуправляющиеся, саморегулирующиеся, самоорганизующиеся системы. Три начала термодинамики. Понятие энтропии.

Происхождение жизни на Земле. Основные гипотезы происхождения жизни на Земле: креационизм, гипотеза самопроизвольного зарождения жизни из неживого, концепция биогенеза, гипотеза панспермии. Гипотеза происхождения жизни путем биохимической эволюции (гипотеза Опарина—Холдейна). Дискуссия о возможности существования внеземных цивилизаций.

Химический состав клетки. Химическая организация клетки на атомном – элементном, - уровне. Макроэлементы. Микроэлементы. Молекулярный уровень химической организации клетки (молекулярный состав клетки). Неорганические соединения клетки. Вода и ее роль. Минеральные соли. Органические вещества клетки.

Уровни организации жизни. Клеточный уровень организации жизни на Земле. Тканевый уровень. Типы тканей животных (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная) и растений (образовательная, покровная, основная и проводящая). Органный уровень. Организменный уровень. Популяционно-видовой уровень. Биогеоценотический уровень. Биоценоз. Биосферный уровень.

Прокариоты и эукариоты. Прокариоты и эукариоты. Бактерии и их классификация: по форме (бациллы, кокки, спириллы, вибрионы), по типу питания (сапрофиты, паразиты), по отношению к кислороду (аэробы, анаэробы). Особенности строения бактерий и их жизнедеятельности. Роль бактерии в природе и жизни человека. Цианобактерии (сине-зеленые водоросли) и особенности их строения и жизнедеятельности. Роль цианобактерий в природе. Строение клетки эукариотов.

Клеточная теория. Простейшие. Вирусы. Клеточная теория и ее положения. Простейшие: жгутиковые, ресничные, амебоидные. Значение простейших в природе и жизни человека. Вирусы. Строение и особенности жизнедеятельности вирусов. Вирусные заболевания человека. ВИЧ и СПИД. Грибы. Роль грибов в природе и в хозяйстве человека.

Экологические системы. Понятие экосистемы. Биотоп. Биоценоз. Биогеоценоз. Отличия биогеоценоза от экосистемы. Нестабильные и стабильные экосистемы. Типология живых организмов экосистемы: продуценты, консументы, редуценты (сапрофиты). Автотрофы. Гетеротрофы. Понятие о пищевых (трофических) цепях биогеоценоза. Биологический круговорот вещества в природе.

Пищевые цепи. Экология. Экологические факторы. Пищевая цепь. Два основных типа трофических цепей — пастбищные (цепи выедания) и детритные (цепи разложения). Пищевая сеть. Экологические пирамиды (численности, биомассы, энергии). Правило 10 %.

Понятие об экологии. Основные проблемы экологии. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

Биосфера. Биосфера и ее границы. Концепция эволюции биосферы В. И. Вернадского. Ноосфера. Техно сфера. Основные подходы в учении о биосфере: энергетический, биогеохимический, информационный, пространственно-временной, ноосферный. Экологические проблемы человечества.

Понятие биологической эволюции. Понятие биологической эволюции. Длительность, необратимый характер, направленность эволюции. Основные направления эволюции. Биологический прогресс. Биологический регресс. Антропогенез и его этапы.

Эволюционная теория. Предпосылки создания эволюционной теории Ч. Дарвина. Логическая структура дарвинизма (избыточная интенсивность размножения, борьба за существование и ее виды, естественный отбор). Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Видообразование (географическое и экологическое). Макроэволюция. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция. Формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный. Демонстрации. Видеофрагменты и фотографии по теме: процессы гниения, брожение, процессы диссимиляции; представители прокариот и эукариот; особенности строения вирусов, представители царства грибов, экологические системы, примеры пищевых цепей, Растворение в воде хлор водорода (диссоциация соляной кислоты), растворение кристаллов перманганата калия или медного купороса в воде, испарение воды, диффузия пахучих веществ (одеколона) с горящей лампочки накаливания, испарение капли спирта с фильтровальной бумаги или салфетки. Репродукции картин великих художников на тему божественного происхождения жизни; различных природных экосистем. Таблицы и плакаты: «Химический состав клетки», «Эволюционное древо растений», «Эволюционное древо животных», «Эволюционное древо приматов и человека». Портреты А.И. Опарина и Дж. Б. Холдейна, Т. Шванна, Д.И. Ивановского и Э. Дженнера, А.Тенсли, В. Сукачева, Э. Геккеля, В.И. Вернадского, Ч. Дарвина. Плакаты и муляжи органов и систем органов растений, человека и животных. Демонстрация процесса фотосинтеза.

Лабораторные опыты. 1. Свойства белков. Свойства глюкозы. Свойства сахарозы. Свойства крахмала.

Практическая работа № 9. Распознавание органических соединений

Практическая работа № 10. Изучение микроскопического строения животных тканей

Практическая работа № 11. Изучение растительной и животной клетки

Практическая работа № 12. Изучение простейших

Практическая работа № 13. Изучение взаимосвязей в искусственной экосистеме – аквариуме и составление цепей питания.

Практическая работа № 14. Изучение бытовых отходов.

Для достижения этих целей в курсе предусмотрено выполнение практических и лабораторных работ.

Цель выполняемых лабораторных работ - изучение физических, химических, биологических явлений и законов, ознакомление с методами измерения величин. Анализ экспериментальных данных, характеризующих значение величин, приводит к установлению или проверке законов и соотношений. Лабораторные работы помогают прививать практические навыки, навыки работы в группе, воспитывают ответственное отношение к делу, неукоснительное выполнение правил техники безопасности.

В результате самостоятельного выполнения практических работ студент должен научиться:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений; для оценки возможности энергосбережения в быту;
  • работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации.

Организация и порядок проведения лабораторных и практических работ

При подготовке к лабораторным и практическим работам студенты должны повторить по заданию преподавателя необходимый теоретический материал, выполнить самостоятельное домашнее задание по данной теме, принести на практическое занятие рабочие тетради с лекциями, материалы самостоятельной домашней работы.

Для выполнения лабораторных и практических работ студентам выдаются методические указания. Оформление записей в тетради производится в соответствии с требованиями. Студенты должны обязательно ответить на контрольные вопросы и сделать вывод после выполнения лабораторной работы.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ

Отлично

Практическая/самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения работы источники знаний, самостоятельно применяли практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Приведена верная последовательность шагов решения.

Хорошо

Практическая/самостоятельная работа выполнена в полном объеме с нарушение последовательности шагов выполнения, которые не повлияли на правильность выполнения работы. Использованы указанные учителем источники знаний. Допущена небрежность и неточности в оформлении результатов работы.

Удовлетворительно

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или других учеников. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся испытывают затруднения в работе с картами атласа , статистическими материалами, географическими инструментами и пр.

 

Тематический план практических работ учебной дисциплины Естествознание

Название темы

Тема практической работы

1.      

Макромир. Биосфера

«Изучение растительной и животной клетки »

2.      

«Изучение микроскопического строения животных тканей »

3.      

 «Изучение простейших »

4.      

«Изучение взаимосвязей в искусственной экосистеме – аквариуме и составление цепей питания »

5.      

«Изучение бытовых отходов »

 

Контрольные вопросы

1.     «Изучение растительной и животной клетки»

1)В чём заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов?

2)Объясните, как шла эволюция бактерий, грибов, животных и растений.

2.     «Изучение микроскопического строения животных тканей»

1)В чём заключается сходство и различие тканей?

2)Каковы причины сходства и различия тканей разных организмов?

3.     «Изучение простейших»

1)Назовите группы простейших.

2)Каков характер передвижения каждого представителя простейших.

3) Каков характер питания каждого представителя простейших.

4)сходства и различия клеток простейших и многоклеточных организмов.

4.     «Изучение взаимосвязей в искусственной экосистеме – аквариуме и составление цепей питания»

1)Что такое экосистема?

2)Что представляют собой продуценты, консументы, редуценты?

3)как складываются цепи питания?

5.     «Изучение бытовых отходов»

1)Каждая группа выступает с предложениями: что можно сделать, чтобы уменьшить загрязнение водоёма, что могут сделать местные власти и что могут сделать сами студенты для того, чтобы уменьшить будущие загрязнения и исправить существующие положение дел. Каждая группа должна проектировать меры спасения прежде всего для своего участка.

Техника безопасности при работе с веществами и растворами

Вещества имеют различные свойства. Они могут быть ядовиты, огнеопасны, агрессивны. Выполнение опытов требует большой аккуратности и соблюдения правил техники безопасности.

1.Выполняйте опыты строго по инструкции.

2.Будте особенно осторожны в обращении с растворами кислот, щелочей, огнеопасными и ядовитыми веществами.

3.Не заглядывайте в пробирку, стакан или колбу с содержимым.

4.Направляйте осторожно к себе газ или пар рукой, определяя вещество по запаху, не делайте глубокого вдоха.

5.Наливайте или насыпайте реактивы только над столом.

6.Берите вещества в количествах, указанных преподавателем или в инструкции.

7.Собирайте остатки веществ в специальную посуду.

8.При попадании химического реактива на кожу или одежду смойте его избытком воды. Если что ни будь, попало в глаза, необходимо промыть их водой в течение 10-15 минут. При необходимости обратиться за квалифицированной помощью.

9.При химических ожогах подставьте обожженное место под струю холодной воды на 10 минут.

10.Опасайтесь растрескивания стеклянной посуды.

11.Пользуйтесь тигельными щипцами или держателем.

12.Обо всех чрезвычайных происшествиях обязательно сообщайте преподавателю.

СОБЛЮДЕНИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ! Первая помощь в экстренных ситуациях

Происшествие

Первая помощь

Попадание едких веществ на кожу

Промыть большим количеством воды

Попадание едких веществ в глаза

Промыть большим количеством воды

Попадание едких веществ в рот и пищеварительные органы

При попадании кислот: пить кашицу из оксида магния. При попадании щелочей: пить раствор лимонной кислоты или очень разбавленный раствор уксусной кислоты.

Отравление твердыми или жидкими веществами

Вызвать рвоту, например, выпив большое количество воды.

Отравление газами

Пострадавшего немедленно вывести на воздух

Ожоги

Не обрабатывать водой! Волдыри от ожогов не вскрывать!

 

В любом случае пострадавшего, после оказания первой помощи, необходимо направить в медицинское учреждение к врачу!

Приложение №1Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

План урока Эволюционная теория

(Изучение новой темы)

1.. Мотивация учащихся;

2. Аактуализация знаний:

  • мониторинг умений (работа в группах);

         мониторинг знаний

3.     Определение целей урока (через проблему)

4.     Выдвижение гипотезы для решения проблемы

5.     Проверка гипотезы, исследовательская работа, выводы.

6.     Обобщение и систематизация полученных выводов.

7.     Подведение итогов урока, задание на дом.

К концу занятия, учащиеся смогут:

  • Проанализировать предложенную учителем проблемную ситуацию;
  • Анализировать определение эволюции;
  • Сформулировать проблему и выявить пути её решения;
  • Применять методы для распознавания признаков биологической эволюции;
  • Распознавать эволюционные древа;
  • Сформулировать признаки эволюции;
  • Представить результат деятельности группы в соответствии с заданной целью коммуникации;
  • Попрактиковаться в роли выступающего;
  • Оценить результаты своей деятельности по заданным критериям

Структура занятий

1.     Организационная часть

Приветствие, контроль посещаемости.

2.     Мотивация учебной деятельности.

Прослушивание и анализ информации.

3.     Сообщение темы, цели и задач занятия.

4.     Актуализация опорных знаний и умений.

5.     Введение нового учебного материала.

6.     Демонстрация и выполнение эксперимента.

7.     Деятельностный. Решение практических задач.

8.     Оценка успешности достижения запланированных результатов.

9.     Подведение итогов урока.

10. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы.

 

План урока - семинара

Ø Организационная часть

Ø Мотивационно-целевой

Ø Контрольно-оценочный

Ø Представление и обсуждение исследовательской работы, доклада 

Ø Рефлексивно-оценочный

Ø Подведение итогов урока.

Ø Задания для внеаудиторной самостоятельной работы.

 

Основная литература

  1. Естествознание 10 класс О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, Н.С. Пурышева, С.А. Сладков, В.И. Сивоглазов, М.: Дрофа 2014 год,

Дополнительная литература

1.    Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. —М., 2014.

2.    Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

3.    Самойленко П. И. Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.,2014.

Интернет-ресурсы

www. class-fizika. nard. ru («Классная доска для любознательных»).

www. physiks. nad/ ru («Физика в анимациях»).

www. interneturok. ru («Видео уроки по предметам школьной программы»).

www. chemistry-chemists. com/ index. html (электронный журнал «Химики и химия»).

www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

www. hemi. wallst. ru («Химия. Образовательный сайт для школьников»).

www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).

www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).

www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).

www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).

www. biology. asvu. ru (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

www. window. edu. ru/ window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета)

 

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."

Методическая разработка по естествознанию темы : "Макромир. Биосфера."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020