Методическая разработка. конспект урока по теме "Длина окружности". 6 класс
Оценка 4.7

Методическая разработка. конспект урока по теме "Длина окружности". 6 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика
6 кл
11.03.2022
Методическая разработка.  конспект урока по теме "Длина окружности". 6 класс
Аннотация на методическую разработку урока по теме «Длина окружности», 6 класс. Методическая разработка соответствует в части учебного содержания требованиям ФГОС ООО. Целью данной работы является изучение теоретического материала по дисциплине «Математика» с использованием элементов исследовательской технологий. Особенностью данной методической разработки является хорошо подобранный учебный материал, способствующий не только теоретическому, но и практическому овладению обучающимися прочных знаний по математике. Предложенная методическая разработка может быть использована учителями математики.
Урок Длина окружности Мартынова В.А..docx

Мартынова В.А. – учитель математики ГОУ РК «РЦО»

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.   КОНСПЕКТ  УРОКА ПО ТЕМЕ «ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ». 6 КЛАСС.

Аннотация на методическую разработку урока по теме «Длина окружности», 6 класс. Методическая разработка соответствует в части учебного содержания требованиям ФГОС ООО. Целью данной работы является изучение теоретического материала по дисциплине «Математика» с использованием элементов исследовательской  технологий. Особенностью данной методической разработки является хорошо подобранный учебный материал, способствующий не только теоретическому, но и практическому овладению обучающимися  прочных знаний по математике. Предложенная методическая разработка может быть использована учителями математики.

Автор

Мартынова Вера Аркадьевна, учитель математики, ГОУ РК «РЦО» Лозымский филиал

Предмет 

Математика

Класс

6 класс

УМК

Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. Математика 6. - М: «Вентана-Граф», 2018

учебник для учащихся общеобразовательных учреждений

Тема урока

Урок №72. Длина окружности.

Тип урока

Урок введения («открытия») нового знания (ОНЗ)

Цель  урока

Сформировать представление о длине окружности, познакомить с формулой длины окружности, выполнить исследования, измерив окружности и диаметры   пластиковых стаканчиков, найти число π.

Планируемые результаты

Познавательные:

  усовершенствовать навыки решения задач, использующих формулы;

 расширить представления учащихся об окружности,  числа  π.

-применять разнообразные методы поиска информации;

 закрепить и проконтролировать уровень знаний, умений и навыков работы с формулами;

усовершенствовать навыки решения задач, использующих операции над числами;

проверить умения и навыки проведения исследовательской работы;

учить строить логическую цепочку рассуждений;

Регулятивные:

- формировать умения планировать деятельность и работать по плану;

Коммуникативные:

-воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе,  умение работать в парах;

формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные:

 создать у школьников положительную мотивацию к предмету;

 повысить общую культуру учащихся;

расширить умственный кругозор учащихся; воспитывать у школьников ответственность за принятое решение, точность и  аккуратность.

Ожидаемые результаты.

Требования  к знаниям и умениям учащихся:

Должны знать:

формулы нахождения длины окружности;

источники информации по теме;

Методы:

по источникам знаний: словесный, наглядный;

по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

относительно характера познавательной деятельности: исследовательский

Формы работы обучающихся

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Организация деятельности обучающихся на уроке:

самостоятельно выходят на проблему и решают её;

самостоятельно определяют тему, цели урока;

работая с учебником, самостоятельно формулируют определения таких понятий, как «окружность», «круг», «центр», «радиус», «диаметр», «хорда», « длина окружности».

ведут диалог, отвечают на вопросы;

выполняют исследования;

оценивают себя и друг друга;

Необходимое учебное оборудование

Учебники по математике, модель ( пластиковые стаканчики),  нитки, линейки.

 

 

 

Цель: создание условий для организации деятельности учащихся по структурированию знаний о длине  окружности.

Этап урока. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: мотивирование к учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Метод и прием развития КО самостоятельности

Обоснование выбора

Поддержка учащихся «мы сможем», «мы справимся»

Эмоциональный настрой.

 

 

Результат этапа: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке

Этап урока. Актуализация и пробное учебное действие.

Цель: актуализация мыслительных операций и изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение.

Организует  устную работу в классе.

5

Повторение ранее изученной темы:

- Назовите элементы окружности.

- Чем отличается хорда и диаметр, радиус и диаметр  (На доске вывешивается карточки «Диаметр, окружность, радиус, хорда, дуга, центр)

Где в повседневной жизни предметы имеют форму окружности?

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, вспоминают элементы  окружности, предметы, имеющие форму окружности. Готовятся к парной работе.

 

Организация работы в парах

Оценивание

- Кто думает, что диаметр – это хорда?

- Кто нашел и исправил ошибку?

- Кто выступил с сообщением?

Создаются условия для возникновения внутренней потребности и включения в учебную деятельность (хочу)

Результат этапа: самостоятельное выполнение задания на основе изученного способа

Этап урока: Выявление места и причины затруднения.

Цель: организация деятельности учащихся по выявлению места затруднения.

Перед вами пластиковые стаканчики различных диаметров.  Измерьте      длину  радиуса  и диаметра, занесите данные в таблицу на доске и себе в тетрадь. Работа в парах.

Группа

1

2

3

4

5

Радиус 

( r , см. )

 

 

 

 

 

Диаметр 

 ( d  , см.)

 

 

 

 

 

Постановка проблемы

Проверьте себя, верно ли, что  2 ∙ r = d? Сделайте вывод.- Что мы узнали?

Участники группы предоставляют каждому право на выступление, делают обобщение.

 

Выдвигают гипотезы для решения проблемы.

Измеряют радиус и диаметр,  Делают вывод:  «Диаметр окружности вдвое больше её радиуса».

Предъявить свои умения классу

 

 

Прием «создание помощника» для фиксации вывода

 

 

Фиксация разных мнений, в том числе спорных

 

 

Устанавливаются тематические рамки («могу»)

 

Учит выделять основное и удерживать направление работы в течение урока

Актуализация мыслительных процессов

 

Результат этапа: Определяют тему, место и причину затруднения урока.

Этап урока: Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цель: ведение подводящего диалога для построения проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ)

Разгадайте ребус, выход на  тему урока и формулируют  цель

4

- Назовите цель урока.

Сегодня на уроке наша задача найти универсальный способ для нахождения длины окружности, познакомиться с одним удивительным числом и применить наш способ для решения практических задач.

Тема нашего урока: “Длина окружности” запишите в тетрадь.

Вспоминаем обозначения для диаметра и радиуса, обычно длину окружности, обозначают С.

- Как вы думаете, в каких единицах она измеряется?

- Какова связь между диаметром и радиусом?

- А еще в далёкой древности было установлено, что также есть зависимость между длиной окружности и её диаметром. Мы попробуем её установить.

Определяют тему и цель урока:

“Длина окружности”

Отвечают на вопросы. Выдвигают гипотезы, что длина окружности больше диаметра. Делают предположения.

.

 

 

 

Фиксация разных мнений, в том числе спорных

 

 

 

 

Учит выделять основное и удерживать направление работы в течение урока

 

Результат этапа: в коммуникативной форме обдумали проект будущих учебных действий: назвали цель, обсудили гипотезы, указали на способ достижения цели.

Этап урока: Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: выстроить беседу, подобрать задания для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение

Исследовательское задание

Направляет работу обучающихся, задавая вопросы. Организует коллективное обсуждение.

Как вы думаете, как можно найти длину окружности?

Ставит проблему: как найти длину окружности, если её размеры велики?

Найдем в учебнике формулы.

 Выражение решения.

Как вы думаете, чья длина больше, диаметра или длины окружности? А как определить во сколько раз?

- Обсудите в парах.

Сделайте вывод .

Найдем в учебнике формулы..

- А можем ли мы сегодня с вами вычислить число π? Посмотрите на формулу:  π – это множитель, d  - это множитель, С – это произведение, так?  Как найти неизвестный множитель π?

- Надо  С – произведение разделить на множитель d.   Мы можем измерить длину окружности круга, диаметр круга.

 

Находите  π.  Расчёты выполнять с точностью до сотых

План исследования:

1. С помощью нити, измерьте  длину  окружности.

2. Измерьте диаметр окружности.

3. Найдите отношение длины окружности к диаметру

4. Данные запишите в таблицу.

5. Вывод.

 

Работа в парах. Мини-исследования по данному плану, формулировали выводы;

Выступление групп с фиксацией выводов.

Определяют последовательность работы по плану исследования.

Выполняют исследовательскую работу.  Определение длины окружности с помощью  нитки.

Работают в паре. Отвечают на вопросы: как найти длину окружности. - Ниткой измеряют длину окружности модели и приложив к измерительной линейке, так   узнают  длину окружности,  не зная формул.

Работа с учебником.

- По формуле

 С = 2 π r,   измеряют радиус.

- По формуле 

С = π d,   измеряют диаметр.

Измеряют      длину  окружности модели и длину диаметра, с помощью нитки и линейки, записывают данные в таблицу на доске и себе в тетрадь. Работа в парах.

Группа

1

2

Длина Окружности  ( С, см.)

22

 

Диаметр 

 ( d  , см.)

7

 

π  =  С :  d

3,14

 

 Видим, что значение  π  у всех примерно равно 3,14.

Делают записи в тетрадь.

Делают вывод. Ученик рассказывает дополнительную информацию о числе π. 

Для получения наиболее точных результатов, работайте в парах.

После выполнения работы, сделайте вывод: примерно во сколько же раз длина окружности больше своего диаметра.

В тетради: d =…, r =…, С =…,

Выступление групп.

Формулировка выводов.

Обсуждение в парах исследовательской  работы.

Исследовательская самостоятельная работа по устранению пробелов в знаниях, расширение и углубление знаний для успешного изучения нового материала;

Применение плана  исследования..

 

Прием «создание помощника» для фиксации вывода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемного вопроса, поиск решения.

Самопроверка. Прием «создание помощника» для фиксации вывода

 

 

 

 

 

Самостоятельно добытые знания самые крепкие.

 

 

 

 

Учит выделять основное и удерживать направление работы в течение урока

 

 

 

 

 

 

 

Учатся действовать по алгоритму для решения учебных задач

 

Мотивация к учебной деятельности

Результат этапа: обсудили различные варианты, предложенные учащимися, провели мини-исследование, обосновали правильные выводы, которые зафиксировали вербально.

Этап урока: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организация самостоятельной работы учащихся, по возможности с ситуацией успеха для каждого ученика.

Большинство из вас получили, что её длина примерно в 3 раза больше её диаметра.

Сейчас мы с вами пришли к такому же выводу, что и наши далекие предки много веков назад. Они заметили, что для того, чтобы сплести корзину нужной ширины, или, как мы теперь говорим диаметра, нужно было брать прутья примерно в три раза длиннее. Это было первое открытие, с тех пор прошло немало веков, прежде чем ученые доказали, что результат деления длины окружности на её диаметр постоянен и выражается не натуральным числом. А каким же?

 

Учащиеся по очереди озвучивают свои ответы: длина окружности в 3 раза больше диаметра.

Выполняют задания по теме урока в парах и проводят самопроверку по эталону.

1.Найдите, какой длины бордюр потребуется для ограждения клумбы, имеющей форму круга с диаметром, равным 4м.

/ м/

2. Ученики организовали велогонки: нужно было проехать четыре круга по окружности радиусом 3 м. Какое расстояние проехали велосипедисты?

/м

  4·18,84=75,36 м /

3.Медведь  проехал на велосипеде  по арене цирка два круга, проделав путь в 78 м. Каков диаметр цирковой арены? Каков радиус? Округлите до целых.

/м,  м/

4. Определите максимальную длину верёвки, которая необходима, чтобы бычок, привязанный в центре круглой лужайки, не выходил за её границу, имеющей длину 150 м.

 

 

 

 

 

 

 

Сопоставление выполненной работы с образцом

 

 

 

 

 

 

 

Итоговой самоконтроль

 

Результат этапа: учащиеся самостоятельно выполнили задания нового типа, осуществили самопроверку, положительно оценили свою работу.

Этап урока: Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). 

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать  самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Назовите тему урока.

- Что мы хотели узнать?

- Что узнали?

- Оцените свою работу на уроке.

Проговорили тему и цели урока, повторили новое содержание, оценили свою работу.

Приём «Сосуд достижений».

Ученики берут в руки красивые «камушки», описывают свое «достижение» на уроке и бросают в «сосуд достижений».

Формирование положительной самооценки, мотивация к дальнейшей познавательной деятельности.

Результат этапа: соотнесли цель и результаты, оценили собственную учебную деятельность.

 

Заключение

Урок- это  сочетание различных целей и видов учебной работы, при его проведении структура урока становится гибкой, подвижной, что позволяет учителю избегать в своей работе шаблона, формализма. В процессе изучения нового материала можно сразу организовать его закрепление и применение, а при закреплении осуществлять контроль  и развитие навыков применения этих знаний в различных ситуациях. При организации и проведении урока нужно учитывать и опираться на возрастные и индивидуальные особенности учащихся; строить урок таким образом, чтобы учащиеся всегда испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей, в овладении новыми знаниями, новыми способами действий.  Одной из наиболее актуальных технологий в условиях реализации требований ФГОС является исследовательская деятельность. Обучающиеся на уроке должны уметь выделять, сравнивать, обобщать, оценивать математическими понятиями, создавать математические модели, то есть владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике.

 

Список использованных источников

1. Математика 6. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. Математика 6. - М: «Вентана-Граф», 2021, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений

2. Дополнительный материал. Число Пи: что это и чем оно интересно.

 https://glavred.info/life/10055927-chislo-pi-chto-eto-i-chem-ono-interesno.html

3. Выступление обучающегося.

В 1706 году английский математик Уильямс Джонс для него ввел специальное обозначение  - это первая буква слова “периферия”, в переводе с греческого “окружность”. Необычность и удивительность этого числа в том, что его можно вычислять бесконечно и у него будет бесконечно знаков после запятой. Это, однако, не удерживает математиков от попыток вычислить как можно больше десятичных знаков числа . Подсчеты показали, что с точностью до десятитысячных . Это я знаю и помню прекрасно – по количеству букв в этой фразе, можно запомнить число  .

Примерно такую же точность дает значение . В старших классах вы узнаете, как проводились такие расчеты. Число  носит имя великого математика, называется оно «число Архимеда».

Т.е. , значит  или  .

Обычно считают, что .


 

Скачано с www.znanio.ru

Мартынова В.А. – учитель математики

Мартынова В.А. – учитель математики

Планируемые результаты Познавательные: усовершенствовать навыки решения задач, использующих формулы; расширить представления учащихся об окружности, числа π

Планируемые результаты Познавательные: усовершенствовать навыки решения задач, использующих формулы; расширить представления учащихся об окружности, числа π

Этап урока. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Этап урока. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Группа 1 2 3 4 5

Группа 1 2 3 4 5

Как вы думаете, в каких единицах она измеряется? -

Как вы думаете, в каких единицах она измеряется? -

Измерьте диаметр окружности. 3

Измерьте диаметр окружности. 3

В тетради: d =…, r =…,

В тетради: d =…, r =…,

Большинство из вас получили, что её длина примерно в 3 раза больше её диаметра

Большинство из вас получили, что её длина примерно в 3 раза больше её диаметра

Заключение Урок- это сочетание различных целей и видов учебной работы, при его проведении структура урока становится гибкой, подвижной, что позволяет учителю избегать в своей работе…

Заключение Урок- это сочетание различных целей и видов учебной работы, при его проведении структура урока становится гибкой, подвижной, что позволяет учителю избегать в своей работе…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2022